Реферат МХК. реферат мхк. После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли
Скачать 53.88 Kb.
|
Введение Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы. После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались. По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия. После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец. Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений. Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни. Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции. По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям. Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса». Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю. После «серебряного века», по представлениям древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию. Старшее поколение богов Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере. В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков. Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса, прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла, супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу. Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса. Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге. Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной. В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы. В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти. Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн: Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»: «Землю и море бесплодное он в колебанье приводит, На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги: Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья» (из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева). Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды. По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины. Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты. В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот. Аид Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном, получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны, дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но, когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно. Богиня Диметра Диметра была одной из наиболее почитаемых в Древней Греции богинь, так как она ниспосылала плодородие земле. Она изображалась в длинном платье, в венке из колосьев или мака, иногда с пучком колосьев или маковых головок в одной руке, с серпом или факелом в другой. Выражение печали, которое старались придать художники ее лицу, объясняется периодическим расставанием богини Деметры с дочерью Персефоной, вынужденной покидать ее и уходить к мужу в преисподнюю. Отцом Персефоны был Зевс. Элевсинские мистреии (таинства) были, по древнегреческому преданию, учреждены самой богиней Деметрой, когда она разыскивала похищенную Аидом дочь. Гестия В Древней Греции у каждого семейного очага был жертвенник богини Гестии, так как очаг символизировал единение семьи. Гестия была покровительницей семейного благополучия, единодушия и мира. А так как государственная (т. е. городская) община мыслилась как большая семья, то богиня имела святилища и очаги в пританеях (главных правительственных или общинных зданиях в греческих городах), поэтому в Древней Греции не было храмов богини Гестии. Этот государственный очаг был символом гражданского мира и единения. Если грек отправлялся на чужбину, он брал с собой огонь из пританея, чтобы и вдали от родины пользоваться покровительством отечественной богини: Гестия была защитницей страдающих и чужеземцев. На нее смотрели как на носительницу и покровительницу целомудрия, так как огонь у древних считался чистейшим из природных явлений. Гестия добилась от Зевса разрешения не выходить замуж, хотя ее любви добивались Посейдон и Аполлон. В Древней Греции богиня Гестия изображалась высокой стройной девой в длинных одеждах, в ниспадающем с головы покрывале и с жертвенной чашей в руке. Бог Арес Арес, сын Зевса и Геры, первоначально был в Древней Греции богом бурь, непогоды, бушевания стихий, губительного для земледелия. С этим, по-видимому, связан миф о сыновьях земледельца Алоэя – Оте и Эфиальте, которые связали Ареса и 13 месяцев держали в медной бочке, пока его, совершенно обессилевшего, не освободил Гермес. Но земледелию враждебна и война, воплощением которой становится бог Арес в более позднее время. Литературная традиция Древней Греции следует за Гомером, у которого Арес – бог истребительной войны, кровожадный и беспощадный, ненавистный даже своему отцу Зевсу, так как бог Арес ненасытен во вражде и убийствах и не различает в бою правых и виноватых. Его появление подобно буре. Ужас овладевает обеими воюющими сторонами, когда раздается его вопль, подобный воплю тысяч воинов в пылу битвы. Появление Ареса всегда означает начало резни. Отсюда эпитеты бога Ареса (в «Илиаде») – бурный, кровавый, мужегубец, стен разрушитель и т. п. В гомеровском гимне, однако, образ Ареса облагорожен, и это естественно для гимна. Вот как его автор обращается к богу войны: Сыновья Ареса Фобос (страх) и Деймос (ужас) сопутствуют своему отцу в кровопролитных битвах. Из всех областей Древней Греции бог Арес больше всего почитался в Лаконии, у воинственных спартанцев. Гефест Гефест, сын Зевса и Геры, поначалу был в Древней Греции богом огня, вырывающегося из недр земли. Постепенно греки стали почитать Гефеста как божество тех ремесел, которые не обходятся без огня: кузнечного, гончарного. У Гомера Гефест – «мастер на обе руки»: всякая искусно созданная вещь, всякое художественное изделие – все приписывается мастерству бога Гефеста (например, щит Ахилла). Именно Гефест, изготовил для Зевса его эгиду, выковал оружие Гераклу. Отличительной чертой Гефеста является его хромота, что, очевидно, было загадкой для самих древних греков. Поэтому для объяснения столь странного атрибута было сочинено несколько историй. В «Илиаде», например, рассказывается, что, когда во время одной из ссор Зевса с Герой Гефест вступился за мать, Зевс в гневе сбросил его с небес на землю, в результате чего Гефест упал на остров Лемнос и сломал ногу. Из всех областей Древней Греции бога Гефеста особенно чтили на острове Лемносе, где у подножья ныне потухшего вулкана находился его храм. Вот почему и упомянутое падение связывает его с этим островом; отсюда и эпитет Гефеста «лемносский бог». По другому древнегреческому мифу Гефест родился хромым и хилым ребенком; Гера, раздосадованная этим, столкнула своего новорожденного сына с Олимпа, и он упал в море; морские божества подобрали его. В их жилище Гефест вырос, научился своему искусству. Гефест долго таил гнев на мать и, наконец, решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он смастерил золотое кресло для Геры. Получив кресло в подарок, Гера пришла в восторг, села в него, но не смогла встать, пока сын не освободил мать от невидимых пут, приковавших ее к креслу. После этого Гефест остался жить на Олимпе. самой прекрасной богине – на Афродите. Очевидно, это супружество символизировало красоту изделий Гефеста, тем более что по другому распространённому в Древней Греции мифу женой его является Аглая – одна из харит (граций), воплощений изящества. Богиня Афродита Древнегреческая богиня Афродита, дочь Урана, родившаяся из морской пены около острова Кипра– древнее божество производительных сил природы. Более поздняя Афродита, дочь Зевса и Дионы, олицетворяла земную любовь. Но древние греки не делали разницы между этими двумя божествами, для них это одна и та же богиня, только в древнегреческой литературе ее называют то пенорожденной, то дочерью Зевса. Родившись в море, Афродита вышла на сушу на острове Кипр (туда вынес ее легкий, ласкающий ветерок), отсюда одно из ее распространённых в Древней Греции имен – Киприда. Зовут ее и Кифереей (Цитерой), так как культ ее очень развит был на острове Кифера. Как богиня любви и красоты Афродита изображается обнаженной или лишь слегка прикрытой. Нагота – главный атрибут этой богини, воплощавшей в Древней Греции идеал красоты Вот как автор гомеровского гимна Афродите характеризует роль этой богини в жизни природы: Спутники богини Афродиты – Хариты, Горы, Гимерос (любовное томление), Потос (желание), Пейто (убеждение). Брак богини Афродиты с Гефестом был бесплоден. Отцом ее детей – Гармонии и Эрота – считают Ареса (иногда других богов), который был известен как возлюбленный Афродиты. В «Одиссее» рассказывается, как однажды бог Гефест поймал жену в расставленную им тончайшую золотую сеть, когда она была в объятиях Ареса, и как смеялись боги, которых Гефест пригласил удостовериться в измене его жены. В прибрежных областях Древней Греции Афродиту, богиню, родившуюся из морской пены, чтили как повелительницу морских волн и молили ее о благополучном плавании. «Был у Афродиты и смертный возлюбленный, Анхис; она родила ему Элея, троянского героя, потомки которого основали Рим. Богиня Афина Паллада Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении. Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе. Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п. Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами. Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами. Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы Гаргоны, подаренная ей Персем; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент. Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу. В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др. Бог Апполон (Феб) По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм. На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честьего эпитеты – Делий и Делия. Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба. Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Аскилепию и внучке Гигиее – богине здоровья. В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул, куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели. Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому. Аполлон Мусагет или Кифаред. Артемида Артемида, сестра Аполлона, была в Древней Греции богиней охоты, покровительницей лесов и их дикого населения, а также источников и влажных полян, подательницей росы. Она олицетворяла луну, вытеснив более древнюю богиню луны, Селену. В качестве богини-охотницы Артемида изображается у древних греков в коротком платье (длинное платье мешало бы ей бегать по лесам) с ланью у ног; в качестве богини луны – в длинном платье, с факелом в руке. Будучи олицетворением луны, светильника ночи, Артемида почиталась как помощница при родах, когда младенец выходит из ночи в день. Отсюда эпитет Артемиды – Эйлифия (Илифия). Но главным делом богини Артемиды остается охота. Вот в каких выражениях говорится о ней в гомеровском гимне: По мифам Древней Греции, богиня Артемида охотилась вместе со своими спутницами, нимфами источников, которые давали обет безбрачия, так как их богиня не была замужем. Если нимфа нарушала обет, она изгонялась из свиты Артемиды. Такая участь постигла, например, аркадскую нимфу Каллисто, некогда любимую подругу богини. Каллисто могла противиться любви смертных, но как не пасть в объятия самого Зевса? Однажды после охоты богиня Артемида вошла в свою священную рощу, где находился источник прозрачной воды. «Здесь мы будем купаться!» – сказала она нимфам. Они были послушны и тотчас сбросили платья. Только Каллисто не решалась раздеться, но Артемида взглянула на нее подозрительно, и нимфа вынуждена была тоже снять платье. Все увидели, что она должна стать матерью, и богиня Артемида в гневе прогнала свою бывшую подругу. Узнала об этом ревнивая супруга Зевса и решила еще более жестоко наказать Каллисто. После того как Каллисто родила сына, Гера превратила ее в медведицу. С тех пор страшная медведица бродила по лесам вблизи того места, где среди людей рос ее сын. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он пошел на охоту и на одной из звериных троп повстречался со своей матерью. Она узнала его и заревела: ведь ее материнская нежность могла выразиться только медвежьим ревом. Встав на дыбы, она пошла к нему, но мальчик, ничего не знавший о судьбе матери, поднял копье, и, очевидно, убил бы ее, если бы всеведущая богиня Артемида не оторвала их от земли в тот самый момент и не поместила бы среди созвездий. С тех пор они сияют в небесах – Большая Медведица и ее страж Волопас, в звезды которого превратился сын Каллисто. Бог Гермес Бог Гермес считался в Древней Греции сыном Зевса и плеяды Майи (плеяды – дочери Атланта, поддерживающего небесный свод, и океаниды Плейоны). Он родился в Аркадии, в пещере горы Киллены. В гомеровском гимне о нем говорится так: «Славные деяния» Гермеса начались в четвертый день его появления на свет. Воспользовавшись отсутствием матери, он вылез из колыбели и вышел из пещеры. Найдя черепаху, он убил ее и из ее панциря и трех веток сделал лиру (Гермес считается изобретателем лиры), натянув на нее сладкозвучные струны. Вернувшись в пещеру, Гермес спрятал лиру в своей постели, а сам отправился навстречу новым приключениям. Самым значительным из них было то, что он повстречал стадо коров, принадлежащих Аполлону. Тотчас Гермес вспомнил, что мать его живет бедно, отделил от стада пятьдесят коров и, привязав к их ногам пучки травы, чтобы они заметали свои следы, погнал их путаными путями к пещере горы Киллены. Потом Гермес повернул коров хвостами вперед на случай, если они все-таки оставят следы, и, загнав их в пещеру, тщательно спрятал Предусмотрительность, лукавая речь, плутовство, а подчас и воровство – все это связано с торговлей, и потому в Древней Греции бог Гермес оказался покровителем плутов и мошенников и зачинателем красноречия. Торговля всегда связана с передвижением, и Гермес стал в Древней Греции покровителем дорог. Вот почему в Аттике через каждые две тысячи шагов стояли столбы, посвященные Гермесу– так называемые гермы. Каждый путник должен был положить у такой гермы камень. Это служило очищению полей от камней. Позднее гермы стали украшаться архаическим изображением бога Гермеса – бородатой головой. В V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Гермеса юношей в крылатых сандалиях или в крылатой шапочке, указывающих на способность этого бога к быстрому передвижению. Иногда в руке у него можно увидеть кадуцей – крылатый жезл вестника: ведь Гермес – вестник Зевса. В Древней Греции бога Гермеса почитали и как проводника душ в преисподнюю. Красноречие Гермеса проявилось в истории с Ио, возлюбленной Зевса, превращенной в корову. Гера приставила к Ио сторожем стоглазого Аргуса – олицетворение звездного неба. Зевс послал Гермеса освободить Ио. Гермес усыпил Аргуса своими рассказами и игрой на свирели, и когда все 100 глаз Аргуса сомкнулись, он убил его, и с тех пор был прозван Аргоубийцей. Глазами Аргуса Гера украсила хвост своей священной птицы павлина. Бог Дионис Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии. Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э. Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки». Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм. Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия). В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе, как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу. Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса. Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов. Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных. Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов. Заключение Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев. Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства. При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили. Мифология — исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д. Миф — это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности). IV. Список литературы: 1. Каптерева Т.П. Римская мозаика. Африка. М., 2008 2. Иоццо М. Искусство и история Крита. Русское издание. М., 2007 3. Вингопулу И. Искусство и история. Афины. Русское издание. М., 2006. 4. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007. |