рорл. Постанархизм. Постанархизм (англ. Postanarchism)
Скачать 17.14 Kb.
|
Постанархизм Постанархи́зм (англ. Post-anarchism) — это течение в политической философии, сформировавшееся в 1990-х годах XX века и объединяющее в себе основные положения классической теории анархизма и философии постструктурализма и постмодернизма. Постанархизм не является единой последовательной теорией, а объединяет в себе взгляды и убеждения ряда философов и теоретиков. Постанархизм призван преодолевать идеологические и авторитарные тенденции, которые свойственны классическому анархизму и таким его отдельным течениям, как анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и др. Идейные истоки Приставка «пост-» выражает в данном контексте не смену одной теорией другой, а тот факт, что постанархисты ставят под сомнение и опровергают положения, закрепившиеся в рамках теорий и школ мысли эпохи Просвещения. Основная значимость данного подхода заключается в том, что постанархизм значительно расширил границы влияния власти на индивида: если классический анархизм рассматривает исключительно то, как власть подавляет индивидов, то постанархисты делают акцент на том, как само обладание властью влияет на индивида. Они считают, что анархизм как теория устарел в современных реалиях, поскольку государственная власть растворилась во власти как таковой[неавторитетный источник? 28 дней]. Основные положения Впервые термин «постанархизм» был введён Хаким Беем в эссе «Пост-анархистская анархия». Одна из важных работ, в которой отражены принципы постанархизма, — книга Сола Ньюмена (англ.)русск. «От Бакунина к Лакану: антиавторитаризм и дислокация власти (англ.)русск.» (англ. From Bakunin to Lacan: Anti-Autoritarism and the Dislocation of Power, 2001). С точки зрения Ньюмена, классический анархизм, в отличие от экономического детерминизма и диалектики марксизма, опирался на манихейскую логику оппозиций: «пространство власти» — «пространство сопротивления», «государство» — «общество». Ньюмен критикует классический анархизм за противопоставление авторитета естественного (законы природы) и искусственного (государственная власть). Нельзя рассматривать государство как нечто иррациональное и противоестественное, поскольку именно его существование создает природу для существование революционного субъекта. Сол Ньюмен утверждал, что чистота революционной идентичности определяется лишь своим отличием от «нечистоты» политической власти. Исходя из тезиса Михаила Бакунина о том, что каждый человек носит в себе «зародыш власти», Ньюмэн указывает на противоречие, которое возникает при противопоставлении идеи разрушения власти и стремления к ней, как неотъемлемой черты природы человека. Упрекая в идеализме модель гармоничного социального взаимодействия (анархизм) и модель «война всех против всех» Томаса Гоббса, Сол Ньюмен вводит «военную модель» (war model), основываясь на представлениях об обществе Фридриха Ницше. В данной модели общество представляет собой неустойчивую идентичность, основанную на антагонизме и противоречиях и поэтому постоянно открытую для пересмотра. Тем самым военная модель подвергает критике ключевое утверждение анархизма о том, что нравственная и рациональная идентичность может сменить государство и заполнить возникший вакуум власти. Формируя свое видение постанархизма, Сол Ньюмен во многом опирался на философское учение Жака Лакана, который оперировал понятием «нехватка». В соответствии с данным подходом именно внешний мир предает значение субъекту посредством символического порядка означающих. По своему характеру субъект вторичен по отношению к означающему, так как первый является производным от второго. Но в процессе анализа Лакан выявил, что между субъектом и означающим существует нехватка, так как означающее никогда не может в полной мере выразить означаемое. Данный разрыв, названный Лаканом «Реальным», заполняет пустоту в структуре «Символического». Ньюмен выходит за логику определения «Внешнего» («the Outside»), утверждая, что это не пространственное «Внешнее», а радикальное, находящееся «внутри». Новая радикальная политика, по Ньюмену, нацелена на преодоление двух проблематичных аспектов пространства власти: создание, с одной стороны, пространственного «Внешнего», находящегося вне дискурса власти и являющегося условием сопротивления; с другой стороны, лишение этого пространства власти господствующих эссенциальных свойств. Критика Одна из основных проблем, связанная с постанархическим подходом, заключается в редукционистском подходе к классическому анархизму, который зачастую сводится лишь к трудам отдельных его представителей (Годвин, Бакунин, Кропоткин). Постанархизм не принимает во внимание «вторую волну» анархизма или его современную форму. Таким образом, постанархисты воспринимают классическую теорию анархизма как однородное явление, не учитывая существующий внутри теории конфликт и ее широкое разнообразие. |