теория проиндустриальное общество. презентация Теория Проиндустриальноеобщество. Постиндустриальное общество Д. Белла, П. Дракера
Скачать 445.17 Kb.
|
Постиндустриальное общество» Д. Белла, П. ДракераВведениеДля обозначения новой эпохи развития западных обществ американский социолог Д. Белл предложил понятие «post-industrial» (постиндустриальный). Основные работы Д. Белла: «Конец идеологии» (1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), «Культурные противоречия капитализма» (1976). При этом Д. Белл подчеркивает, что речь идет о постиндустриальном обществе, понимаемом, с одной стороны, как логическая конструкция, а, с другой стороны, как объективная реальность, воплощающая в себе результаты происходящих сегодня социальных изменений. Отправной точкой в его теории является человек. Американский социолог исследует технологические уклады, доминирующие в до- индустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах, базовые принципы организации этих социальных систем. Однако основное его внимание сосредоточено на отношении человека к окружающему миру и другим людям. В доиндустриальном обществе Д. Белл выделяет взаимодействие человека с природой. В индустриальном обществе речь идет о взаимодействии человека с преобразованной природой. Для постиндустриального общества характерно состояние игры между людьми. Доиндустриальное обществоДоиндустриальное общество определяется прежде всего как такой социальный порядок, который основан на примитивных производственных формах, развивающихся в отраслях, обеспечивающих добычу и первичную обработку ресурсов. Труд является неквалифицированным. Свойственно: - Господство сельского натурального хозяйства и ремесла. - Преобладание ручного труда. - Преимущественно первичные социальные отношения. - Незначительное, в основном половозрастное разделение труда. - Относительно простая социальная структура. - Неформальный социальный контроль. - Преобладание религиозных. - Гомогенная культура. - Невосприимчивость к нововведениям. индустриальное обществоВ индустриальном обществе добыча ресурсов сменяется производством заранее определенных продуктов, возрастает квалификация работника, основным производственным ресурсом становится энергия. Свойственно: - Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство. - Формирование классов – капиталистов-предпринимателей и наемных рабочих. - В центре социальной организации находятся корпорации – крупные объединение и организации. - Использование научных достижений в производство. - Рост численности городского населения. - Экологические кризисы и катастрофы. - Высокая доля городского населения. - Конкуренция. - Быстрая техническая модернизация. Постиндустриальное обществоПостиндустриальное общество характеризуется непрерывным воздействием на окружающую среду, каждая сфера человеческой деятельности тесно связана со всеми другими. Основным ресурсом становится информация. Важнейшей задачей является перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов. Д. Белл отмечает: «Понятие постиндустриального общества делает упор на центральное место теоретических знаний как стержень, вокруг которого будут организовываться новые технологии, экономический рост и социальная стратификация» Д. Белл выделяет следующие особенности постиндустриального общества:
При этом американский социолог полагает, что не существует необходимости в строгом движении по одной определенной траектории прогресса, и пути перехода к постиндустриализму могут существенно различаться для разных народов, составляющих цивилизацию. Американский социолог рассматривает важнейший дефицит постиндустриального общества - дефицит в (научном) знании и информации, утверждая, что «все о большем и большем мы знаем все меньше и меньше»1. Вторым дефицитом постиндустриальной экономики является дефицит времени, время превращается в один из экономических ресурсов. Происходит «ускорение», «убыстрение» темпов времени. Д. Белл анализирует зависимость между производительностью труда и ценой на время: чем ниже в данном обществе производительность труда, тем ниже ценится время и, наоборот, чем выше производительность труда, тем время ценится дороже. Американский мыслитель различает понятия «богатство» (wealth) и «благосостояние» (welfare). Понятие богатства тесно связано с валовым внутренним продуктом (ВВП). Однако существуют такие показатели, которые трудно отразить в ВВП: например, уровень образования, здравоохранения, безопасность. В постиндустриальном обществе целью экономического развития должно стать не увеличение ВВП, а улучшение благосостояния граждан, включая улучшение показателей медицинского обслуживания, качественное образование, экологическую безопасность. «Экономика в постиндустриальном обществе приобретет новое, постматериалистическое измерение, она перестанет быть просто “экономикой”, а станет “экономикой постматериалистических ценностей” или “экономикой постматериалистического изобилия”» Кроме понятия «постиндустриальное общество» в научный оборот в 1960-х гг. было введено понятие «информационное общество». В данном понятии отражается новое состояние цивилизации через анализ таких его характеристик, как знание и информация. Испанский экономист Мануэль Кастельс наряду с понятием «информационное общество» предлагает понятие «информациональное общество». По его мнению, данное понятие охватывает собой почти все сферы общества Кроме понятия «информациональное общество» М. Кастельс предлагает понятие «сетевое общество». Сетевое общество устроено по принципу децентрализованной сети, где каждая ячейка (или единица) функционирует как бы сама по себе, но, образуя общую с другими ячейками (или единицами) структуру, способно придавать сети функции интегрального целого. Классический пример такой сети - сеть Интернет. У этой сети нет собственника, и любой элемент этой сети может функционировать как автономно, так и во взаимодействии с другими элементами. Сетевая структура - это самоуправляемая и саморегулируемая структура без управляющего центра, способная безгранично развиваться и «размножаться», не теряя при этом своих качественных свойств. Автором другой теории «информационного общества» является американский публицист Э. Тоффлер. С его работами «Футурошок» (1970), «Третья волна» (1980) знакомы и российские читатели. В работе «Футурошок» исследуется процесс быстрых социальных и технологических изменений в современном обществе и ставится проблема: готовы ли мы к этим быстрым переменам, не ожидает ли нас шок от столкновения с будущим? Урбанизация, этнические конфликты, миграция, рост населения, преступность - можно назвать немало областей, в которых наши усилия обуздать стихию перемен выглядят все более неудачными. В работе «Третья волна» Э. Тоффлер описывает три волны, случившиеся в истории развития человеческой цивилизации. Первая волна - это аграрная революция. Эта волна преобразовала племенных кочевников в оседлых крестьян. Она проходила очень медленно: началась в неолите, продолжилась в античном обществе и при феодализме. Вторая волна - это промышленная революция, которая привела к возникновению промышленного общества. Она превратила человеческое общество из сельскохозяйственного в индустриальное, изменила образ жизни людей, сделала большинство крестьян рабочими. И, наконец, в настоящее время происходит третья волна, которая ведет к появлению постиндустриального общества. Третья волна ведет к изменениям в структуре общества, в производстве, в образе жизни. Ломается мировая индустриальная система. Если в период первой волны главной формой собственности является земля, во второй волне - средства промышленного производства, то в третьей волне - информация. Главной проблемой современной цивилизации Элвин Тоффлер считает то, насколько эффективно используется знание, информация. В третьей книге «Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века» (1990) Э. Тоффлер рассматривает проблему управления изменениями[8] [9]. Еще одной оригинальной концепцией постиндустриального общества является теория японского экономиста и философа Йоны Масу- ды. Японский ученый — автор таких работ, как «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983) и «Компьюто- утопия» (1990). Й. Масуда утверждает, что именно производство информационных (а не материальных) ценностей служит движущей силой для генерирования и развития информационного общества. В своих работах Масуда сравнивает индустриальное и информационное общество. выводВсе теоретики постиндустриализма отмечают особенности и основные характеристики грядущего постиндустриального общества. «Новая реальность может представлять собой глобальное экономическое сообщество, в котором перераспределяются продукция и технологии, включающее в себя региональные политические блоки с общими принципами формирования бюджета и едиными стандартами социальных гарантий, но предполагающее при этом культурную автономию в пределах национальных государство и регионов» |