ИИфн. Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление его возраст составляет около четверти века. Само понятие постмодернизм впервые упоминается вначале 70х г г
Скачать 27.31 Kb.
|
Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Само понятие «постмодернизм» впервые упоминается вначале 70-х г.г. В художественном формообразовании постмодерн обратился в противовес монохромным, рациональным формам и догмам «современного движения», к декоративности, красочности, индивидуальности и образной семантике элементов, а часто и ироничности, цитировании исторических стилей. Архитекторами и художниками постмодерна использовались цитаты не только из прошлых стилей - классицизм, арт-деко, конструктивизм, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Подобные тенденции обуславливались «ностальгией по прошлому», разочарованием в искусстве современности. Золотой век виделся в прошлом как антипод современности. Как и большинство новых веяний, постмодерн подвергся спорам, направленным на выяснения его стилевой самостоятельности. ЛИОТАР Понятие "постмодернизма", как основной проблемы современности, характеризующейся противоборством разнородных способов мышления и жизненных форм, впервые ввел в конце семидесятых годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар. Будучи, прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам. В жизни общества все большее значение приобретает производство, распределение и потребление информации. Если выделение молодежи в особую социальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век, Новое время, то наступления эпохи постмодернизма и постиндустриального общества ознаменовало появление молодежных субкультур. Возникновение субкультуры хиппи является наиболее ярким примером изменений мировоззрения человека второй половины ХХ века. Наиболее ярко выразив себя в искусстве, постмодернизм существует и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура. Целью данной работы является изучение и анализ книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна», как трактата о знании. Задачами, поставленными перед работой, являются исследование теории Лиотара об изменении статуса знания, изучение прагматики нарративного и научного знаний, рассмотрение проблемы легитимизации знания. Майкл Полани рождении Михай Полачек; 11 марта 1891, Будапешт — 22 февраля 1976, Манчестер) — английский физик, химик и философ. Физическая химияОсновные работы Полани посвящены физической химии, прежде всего химической кинетике и изучению кристаллических структур. С 1914 года занимался проблемами применения законов термодинамики к биологическим системам. В 1915 году предложил теорию полимолекулярной адсорбции. После 1918 года занялся интерпретацией рентгенограмм, которые получались при облучении волокон целлюлозы; показал, что пятна на рентгенограммах возникают от кристаллов, ориентированных вдоль оси волокна. С помощью рентгеноструктурного анализа установил (1921) размер элементарной ячейки целлюлозы. В 1935 году совместно с Г. Эйрнингом и М. Г. Эвансом создал теорию абсолютных скоростей реакций, включающую метод переходного состояния. Совместно с И. Хориути разработал (1935) молекулярную модель элементарного акта электрохимической реакции. Теория активированного комплексаВ 1935 году одновременно Эйрингом, Эвансом и Поляни предложен метод теоретического расчета скоростей химических реакций. Они предположили, что на микро-уровне химическая реакция между началом и завершением претерпевает некое «переходное состояние», при котором образуется неустойчивый «активированный комплекс». Энергия активации - разница начальных потенциальных энергий реагентов и потенциальной энергии переходного состояния. Основные положения ТАК 1. частицы реагентов при взаимодействии теряют свою кинетическую энергию, которая превращается в потенциальную, и для того чтобы реакция произошла, необходимо преодолеть некий барьер потенциальной энергии - достичь переходного состояния; 2. разница между потенциальной энергией частиц и упомянутым энергетическим барьером и есть энергия активации; 3. переходное состояние находится в термодинамическом равновесии с реагентами, которое устанавливается мгновенно; Время существования активированного комплекса равно периоду колебания одной молекулы ( 0.1 пс), поэтому он не может быть обнаружен экспериментально и, соответственно, его нельзя выделить и изучить. Теория полимолекулярной адсорбциНа практике, особенно при адсорбции паров, встречаются изотермы имеющие перегиб, в область адсорбций круто поднимается вверх при высоких давлениях (S – образные), что свидетельствует о взаимодействии адсорбированных слоев молекул с адсорбатом, когда адсорбированные молекулы наслаиваются друг на друга. Для объяснения этого явления и описания S – образных изотерм адсорбции М.Поляни в 1915 году предложил теорию. 1. Адсорбция обусловлена физическими силами 2. На поверхности адсорбента нет активных центров, а молекулы удерживаются вблизи поверхности силовым полем 3. Адсорбционные силы действуют на значительном расстоянии, поэтому на поверхности адсорбента существует некоторый адсорбционный объем, по толщине больший, чем размер отдельной молекул 4. Действие адсорбционных сил по мере удаления от адсорбента уменьшается, а на некотором расстоянии прекращается в полимолекулярную адсорбцию, основанную на совершенно иных представлениях. Философия наукиВо время визита в СССР в 1935 году с лекцией для Наркомата тяжёлой промышленности Бухарин заявил Полани, что различие между фундаментальной и прикладной наукой является ошибкой капитализма, и что в социалистическом обществе все научные исследования ведутся в соответствии с нуждами последнего пятилетнего плана[11]. Полани обратил внимание на то, что случилось с генетикой в Советском Союзе в связи с государственной поддержкой теорий Трофима Лысенко. Призывы к централизованному планированию научных исследований в Великобритании со стороны таких учёных, как Джон Десмонд Бернал, заставили Полани отстаивать позицию, в соответствии с которой прирост научного знания достигается в результате выводов, сделанных после свободного обсуждения сообществом специалистов, а не руководящим органом. Полани доказывал, что взаимодействие между учёными подобно взаимодействию между экономическими агентами на свободном рынке. Подобно тому, как потребители на свободном рынке в условиях конкуренции между производителями устанавливают цены товаров, также и учёные, обходясь без централизованного руководства, определяют истинность теорий. ЭпистемологияВ книге «Наука, вера и общество» (1946) Полани изложил свои возражения против позитивистского понимания науки, указав на недооценку позитивизмом той роли, которую в научной практике играют ошибочные личные взгляды. В книге «Личностное знание» (1958) Полани утверждает, что абсолютная объективность представляет собой ложный идеал, поскольку любые умозаключения базируются на персональных суждениях. Он опровергает идею о механическом установлении истины путём использования научного метода. Любое знание является личностным и по этой причине основывается на индивидуальных суждениях. Отвергнув критическую философию, Полани отстаивает фидуциарный посткритический подход, согласно которому мы полагаем больше, чем можем доказать, и знаем больше, чем можем выразить словами. Социальные наукиВ результате размышлений о прочитанном и увиденном своими глазами в СССР опубликовал работы «Экономика СССР — основные показатели, система и дух» (в том же году она вышла под названием «Советская экономика — факты и теория» («Soviet Economics — Fact and Theory»), 1935) и «Правда и пропаганда» («Truth and Propaganda», 1936). В 1940 году они вошли в сборник «Презрение к свободе. Российский эксперимент и последствия» («The Contempt of Freedom. The Russian Experiment and After Пол Фейерабенд Обладавший бурным темпераментом мятежный ученик К. Поппера и почитатель Л.Витгенштейна (Feyerabend, 1924–1994) был настроен более радикально. Он довел критические аргументы исторической постпозитивистской критики до логического конца, что, с одной стороны, явилось мощным средством разрушения устаревших догм, но с другой стороны, это, как известно, часто приводит к абсурду. Позиция Фейерабенда, выражением которой стал принцип «anything goes» (все дозволено), получила название “эпистемологического анархизма”. Целью Фейерабенда было, «убедить читателя в том, что всякая методология – даже наиболее очевидная – имеет свои пределы…» Позиция Фейерабенда логически вытекает из его критики кумулятивной модели истории науки и двух его принципов: несоизмеримости и пролиферации. Исходя из анализа истории науки, он, как и Кун, приходит к выводу о неверности прежней кумулятивной модели развития науки. История показывает, что часто старая теория не является частным случаем новой и не выводится («дедуцируется») из нее. Этой «дедуцируемости» не требует и последовательный принцип эмпиризма, суть которого состоит в утверждении, что «именно «опыт», «факты» или «экспериментальные результаты» служат мерилом успеха наших теорий… Это правило является важным элементом всех теорий подтверждения (confirmation) и подкрепления (corroboration)» [Фейерабенд, с. 160] (ср. п. 1.6.2). Но если старая теория не входит в новую, то они описывают факты с помощью терминов, имеющих разные значения, ибо сама теория детерминирует значение всех дескриптивных терминов теории, включая термины наблюдения, а также совокупность решаемых проблем и используемых методов. Тогда на смену прежнему принципу «инвариантности значений» должен прийти “тезис о несоизмеримости теорий”, утверждающий, что нет определенных однозначных логических и эмпирических критериев непредвзятой оценки конкурирующих теорий, с которой должны обязательно согласиться сторонники как одной, так и другой альтернативы. Другим важным принципом концепции развития науки Фейерабенда является принцип теоретического и методологического плюрализма или "пролиферации" (proliferation – размножение) теорий и идей, основанный на том, что «опровержение (и подтверждение) теории необходимо связано с включением ее в семейство взаимно несовместимых альтернатив». целом Фейерабенд, ярко представил ряд проблем, хотя и в гипертрофированном виде, и способствовал активизации работы постпозитивистской мысли в различных направлениях. Это видный представитель постпозитивизма. Критика Фейерабенда расшатывает привычные представления во многом в том же направлении, что и критика Куна. Но если Кун затем строит позитивную модель развития науки то Фейерабенд не ставил себе целью создание новой концепции. «Всегда следует помнить о том, – говорил он, - что… мои риторические упражнения не выражают никаких «глубоких убеждений». Они лишь показывают, как легко рациональным образом водить людей за нос. Анархист подобен секретному агенту, который играет в разумные игры для того, чтобы подорвать авторитет самого разума (Истины, Честности, Справедливости и т.п.)» [Фейерабенд, с. 164–165]. Позиция Фейерабенда напоминает позицию древнегреческих софистов. Последние указали на проблемы, которые затем решались Сократом, Платоном и Аристотелем. Мне представляется, что проблемы, высвеченные Фейерабендом, во многом были решены концепцией Куна, суть которой составляет система названных четырех взаимосвязанных понятий. В этом смысле куновскую концепцию (критическая часть которой, во многом совпадающая с критикой Фейерабенда, легла в основание постмодернизма) можно отнести к «постпостмодернизму», т.е. к позитивным концепциям, учитывающим проблемы, поставленные постмодернистами. Р.Ротри Ри́чард Макке́й Ро́рти (англ. Richard McKay Rorty; 4 октября 1931, Нью-Йорк — 8 июня 2007, Пало-Алто) — американский философ, один из наиболее влиятельных современных представителей поздней аналитической традиции в философии, а также профессор философии в Принстонском университете, профессор гуманитарных наук в Университете Вирджинии и профессор сравнительной литературы в Стэнфордском университете в разные периоды. реди его наиболее влиятельных книг — «Философия и зеркало природы» (1979), «Последствия прагматизма» (1982) и «Случайность, ирония и солидарность» (1989). Получил известность как философ, благодаря идее отказа от предшествующей философской традиции в отношении познания, согласно которой знание есть правильное представление («зеркало природы») человеческим сознанием мира, где существование последнего остается полностью независимым от этого представления. В этой идее знания как «зеркала природы» Рорти видел источник стагнации всей западной философии. В противовес ей он выступал за новую форму американского прагматизма, иногда называемую неопрагматизмом, в котором научные и философские методы образуют набор условных «словарей», от которых люди со временем отказываются или принимают их в соответствии с социальными условиями и практической пользой. По мнению Рорти, отказ от представлений о знании и языке как о репрезентации ведет к состоянию ума, которое он предлагает называть «иронизмом» (Ironism). Состояние «иронизма» наступает тогда, когда люди полностью осознают случайность своего места в истории и содержания своего философского словаря. Рорти связал это с понятием «социальной надежды», полагая, что в состоянии «иронизма», без метафор между разумом и миром человеческое общество будет вести себя более мирным образом. "Философия-будущего" — философское направление, конца X начала XXI веков, развивающие новое определение основного вопроса философии в духе прагматизма.[1] Вместо "поиска истины" — "какое будущее нам следует построить?"[2] Если размышления о вечности определяли философа служителем истины, то разговоры о будущем - должны послужить тому, чтобы эта истина восторжествовала.[3] Основатель направления Ричард Рорти,[1] считается одним из величайших философов двадцатого века.[4][5] Но, его известность часто поясняют критикой его учения.[6][7] А также - предсказанием победы Д.Трампа на президентских выборах в США, за 18 лет до самого события.[8][9] Рорти приписывают возрождение философской школы американского прагматизма и вызов традициям аналитической философии.[4][5] О философии Р.Рорти говорят, как о "гуманистическом взгляде"[10], "гуманистической философии",[11] "либеральной утопии" Рорти.[12] Называют — лингвистической версией философии культуры[5][13] и ключом к современности.[2] "Философия будущего" нацелена на достижение консенсуса различных философских культур, благодаря которому должно было возникнуть принципиально новое сообщество и культура, более того — новая реальность, идея человека и смысл жизни, отвечающая требованию современности мыслить в мире без Бога, без истины и без человека.[1] Стивен Хикс, критик постмодернизма[14], относит Ричарда Рорти, наряду с Лиотардом, Деррида, Фуко и т.д. — к ведущим постмодернистам первого поколения. Это поколение докторов философии с их "высокими теориями".[15] Ли А. Вьятт включает имя Рорти в число проповедников постмодернизма, наряду указанными выше философами, а также писателем Дугласом Адамсом и передачами МТВ.[16] Алан Кирби, автор концепции "digimodernism" ("цифрового модернизма" или "цифромодернизма"), новой парадигмы культуры, сменяющей постмодернизм, пишет, что репрезентативность постмодернизма зависит от иронии, которая также "является ключом к философии постмодерна Ричарда Рорти, где наследует интеллектуальный ландшафт, огороженный основаниями или метанарративами" |