Концепция одномерного человека. концепция одномерного человека. Потребности современного человека ложны и навязаны ему извне, что делает его рабом своих собственных нужд
Скачать 21.73 Kb.
|
Введение Актуальность исследования Потребности современного человека ложны и навязаны ему извне, что делает его рабом своих собственных нужд. Для позитивного изменения общества человек должен совершить «Великий Отказ» — изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности. «Одномерный человек» лишен способности к радикальной оппозиции существующему режиму, не способен к протесту, к осмыслению жизни, полностью интегрирован в «систему». Таким человеком легко управлять. Данное явление остаётся актуальным и в наше время. Цель исследования анализ концепции «одномерного человека» Г. Маркузе. Задачи исследования Выяснить суть работы «одномерный человек» Выяснить основные идеи «одномерного человека» Узнать, как возникает «одномерное» общество Понять, как возникает «одномерное» мышление и поведение Узнать, кто такой «одномерный» человек Рассмотреть пути предотвращения развития «одномерного» общества Человек живет в обществе и взаимодействует с ним с самого рождения. Каждый человек индивидуален, но многие люди под натиском идей, поддерживаемых обществом, теряют свою индивидуальность. Почему так происходит? Герберт Маркузе — немецкий и американский философ, социолог и культуролог. Один из основателей Франкфуртского института социальных исследований. С 30-х годов Маркузе начинает разрабатывать так называемую «критическую теорию», направленную против культуры индустриального общества, несущей угрозу индивидуальной свободе. Свои мысли о сохранении индивидуальной свободы он отразил в работе «Одномерный человек». Развитое индустриальное общество, в представлении Маркузе, - это общество комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы. На ранних этапах индустриального общества права и свободы играли роль жизненно важных факторов. В процессе перехода этого общества на более высокую ступень они утрачивают своё значение, сдают свои позиции. В работе Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964 г.) раскрывалось понимание характера и движущих сил революции в современном обществе. Одномерное общество формирует одномерное сознание, являющееся результатом манипулятивного воздействия со стороны технократов, бюрократов, партократов и т. п. через индустрию школьно-вузовского образования, средств массовой коммуникации, досуга, армию, церковь и т. д. Повседневный язык современного общества, по мнению Маркузе, формировался в реальной жизни и отражает то, что люди видят по телевидению, слушают по радио, читают в газетах, беседуют с людьми. Все сливается с тем, что они действительно видят, чувствуют, думают. В результате люди говорят и языком своих господ, политиков, авторов рекламных текстов и т. п., и их критическое отношение к действительности ослабляется. Тем самым создается благодатная почва для социального конформизма и манипулирования массовым сознанием, придания ему одномерного характера, и предотвращения опасных для индустриального общества оппозиционных настроений. В результате формируется одномерное видение мира, на котором лежит ответственность возникновения глобальных проблем; - ориентация на абсолютную эффективность производства; - ориентация на создание и удовлетворение порабощающих людей потребностей; - понимание обусловленности человеческого существования исключительно средствами экономического роста; - представление о непосредственном совпадении расширения технико-рациональных структур и действий с духовным развитием общества; - представление о направленности исторического прогресса ко всеобщему эгалитарному равенству или экономическому благополучию. Кто такой «одномерный» человек? Критическое мышление людей потерялось под лавинами разнообразия продуктов. Люди теряют подлинность, становятся конформистами. Индивид не в состоянии критически оценить ни общество, ни своё место в нём, ни тем более перспективы собственного развития. Он становится «одномерным человеком». Его многостороннее культурное, социальное, моральное, чисто человеческое, индивидуальное развитие становится невозможным. Маркузе первым указал на любовное обожание, с которым люди относятся к приобретённым вещам. Раньше это чувство относилось к детям. Сейчас «люди видят себя через свои вещи. Их душа в их автомобиле, в их электронике, в их доме, в бытовой технике». Основные идеи Модель одномерного общества Развитая индустриальная цивилизация - это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы, свидетельствующей о техническом прогрессе. Возникает модель одномерного мышления и поведения, в которой идеи, побуждения и цели, переходящий по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, вписываются в рациональность данной системы и ее количественных измерений «Умиротворение существования» Развитое индустриальное общество приближается к такой стадии, когда продвижение вперед может потребовать радикального изменения современного направления и организации прогресса. В современном обществе борьба против этой исторической альтернативы находит устойчивую массовую поддержку в основных слоях населения, а свою идеологию - в строгой ориентации мышления и поведения на данный универсум фактов. Необходимость революции Развивался тезис, что преобладающие противоречия между отстающими производственными отношениями и характером производительных сил могут быть разрешены без взрыва и что согласие между этими двумя факторами может быть достигнуто путем постепенных изменений. Истина заключается в том, что количественной перемене все еще предстоит перейти в качественную,означающую "политическую"революцию. Распределение предметов необходимости независимо от выполняемого труда, сокращение рабочего времени, универсальное образование, стремящееся к взаимозаменяемости функций- предпосылки революции. Создание этих предпосылок может быть результатом принуждающего управления, тогда их становление означало бы его конец. Такой переход лишил бы организаторскую и надзирающую функцию привилегии управления жизнью других в каких-то особых интересах. Предпосылки возникновения «одномерного» общества Современное общество благодаря технологиям зашло в тупик тоталитаризма. Технология не может быть безразличной по отношению к обществу и личности. В условиях капитализма она способствует подавлению индивидуальности и свободы. Происходит выравнивание людей на уровне их «усреднения». Это облегчает осуществление власти и господства одних над другими. Именно при таких технологиях возникает «одномерное общество». Предпосылки возникновения «одномерного» мышления и поведения Всё содержание общественной жизни - транспортные средства, средства массовой информации, пища, одежда, многообразные развлечения и т.д. - навязывает обязательные отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции. По мере того как продукты, которые обладают манипулирующей силой, становятся доступными для новых социальных классов, они превращаются в образ жизни. Возникает, по выражению Маркузе, одномерное мышление и поведение. Одномерное мышление систематически насаждается политиками и их представителями в средствах массовой информации. Заключение В заключение хотелось бы отметить, что критика развитого индустриального общества, осуществленная в период противостояния советского и капиталистического общества остается такой же актуальной и в наше время. По-прежнему подавление индивидуальных свобод и огромные расходы на средства обороны объясняются очевидной угрозой извне, с той лишь разницей, что теперь в качестве этой угрозы выступает международный терроризм. Единственно возможным в данной ситуации остается эволюционный путь развития, подразумевающий, что все большая автоматизация производства сама по себе будет неизбежно приводить к постепенным социальным пребразованиям. |