Главная страница
Навигация по странице:

  • «Иуда Искариот» Психология предательства.

  • Добросовестно исполняет свои Обязанности Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»

  • презентация 1. Повесть о любви и верности Л. Андреев Иуда Искариот Цель определить идейное содержание повести, значение образа Иуды в литературе


    Скачать 1.99 Mb.
    НазваниеПовесть о любви и верности Л. Андреев Иуда Искариот Цель определить идейное содержание повести, значение образа Иуды в литературе
    Дата19.09.2022
    Размер1.99 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлапрезентация 1.pptx
    ТипРассказ
    #683926

    Повесть о любви и верности? Л. Андреев «Иуда Искариот»

    Цель: определить идейное содержание повести, значение образа Иуды в литературе.


    АНДРЕЕВ Леонид Николаевич

    (1871-1919)

    Русский писатель; прозаик и драматург, один из самых знаменитых писателей России начала 20 в., разрабатывал, главным образом, в пьесах экспрессионистскую поэтику. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам ("Рассказ о семи повешенных", 1908), изображал революцию как стихийный бунт ("Савва", 1906); кризис религиозного сознания - в повести "Жизнь Василия Фивейского" (1904); безумие и ужас войны - в рассказе "Красный смех" (1905). Наряду с бытовой драмой "Дни нашей жизни" (1908) - философско-аллегорические трагедии ("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

    Контрастность натуры

    Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончил гимназию в Орле (1891). Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е. Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают крайнюю нервность и переменчивую "контрастность" натуры Андреева, его пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (особенно его сочинение "Мир как воля и представление"), "он был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И. Чулков), им владело "чувство мировой пустоты" (К. И. Чуковский). Текст слайда

    Проблематика творчества

    В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести "Жизнь Василия Фивейского" (1903) усиливается накал духовных коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г. Короленко) писательской манеры Андреева. Работая исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва, Андреев доводит повествование до беспрецедентного напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают "кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех", 1904) и первой русской революции. Центральными темами лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная реальность, раскрывающая противоречия природы человека.

    «Иуда Искариот»

    Психология предательства.

    Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их неразрывно. В.Л.Андреев.
    • … и как нет конца у времени,
    • так не будет конца рассказам

      о предательстве Иуды

      и страшной смерти его.

      Леонид Андреев

    «Иуда Искариот»

    • Повесть написана по мотивам библейского сюжета, в котором рассказано о предательстве Иисуса Иудой.
    • Получила неоднозначную оценку, так как Андреев по-своему истолковал сюжет.
    • Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы много пишет о Богочеловеке («Христиане», «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

    «Иуда Искариот»


    Иисус Христос – воплощение истины,

    добра и красоты , а предавший

    его Иуда – олицетворение лжи,

    подлости, коварства.

    Традиционное противопоставление

    Иуды одиннадцати верным апостолам

    Вызвало у Андреева сомнение

    Андреева волнует вопросы:

    • Только ли подлость вела Иуду к предательству?
    • Только ли нравственную чистоту проявили другие апостолы во время кульминационных событий христианской истории?

    Происхождение Иуды Искариота

    • Иуда – “Бог да будет восславлен”; Искариот – “человек из Кериота”, где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу.
    • Заласканный и избалованный Иуда, единственный ребенок в семье, был испорчен своими недальновидными родителями. Когда он вырос, у него сложилось преувеличенное представление о собственной значимости. Надо всегда уметь проигрывать, а он этого не умел. Его представления о справедливости были расплывчатыми. Он лелеял в себе чувства ненависти и подозрительности. Мастерски превратно толкуя слова и поступки своих друзей, он всю свою жизнь культивировал в себе привычку сводить счеты с теми, кто, как ему казалось, плохо обходится с ним. Он обладал извращенным представлением о ценностях и преданности. (Книга Урантии, с. 1566.)

    Иуда Искариот в повести Л.Андреева

    • Своему Иуде Л.Андреев дает не только богатый внутренний мир, но и необычную внешность. Он обладает большой физической силой, но его тело уродливо…

    Иуда Искариот

    • «Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
    • «Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался около Христа этот рыжий и безобразный иудей…»

    Голова

    • «Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв.»
    • «…свою безобразную бугроватую голову…»(1)
    • «И на опрокинутый, обрубленный череп похож был этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем был как застывшая мысль, и их было много, и все они думали — тяжело, безгранично, упорно.» (2)

    Цвет волос

    • автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий цвет волос. В мифологии это часто означает избранность богом, близость к Солнцу, право на власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем коне. Многие вожди, известные личности имели этот огненный цвет волос. «Рыжий» является эпитетом божеств.

    Цвет волос

    • Андреев недаром присваивает герою именно этот цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда оказывалось так, что именно ОН будет первый возле Иисуса. Иуда искренне  верил в свою правоту и избранность, а главное он стремился к своей цели любыми средствами – предательство и стало способом приближения к Мессии.

    Цвет волос

    • Кроме того, Иуда несколько раз «спасал» Христа от расправы толпы, проявляя воинственность. Но рыжий цвет волос приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери Иисуса (например, на картине Рембрандта  «Симеон в храме» - в знак его происхождения от рыжего же, по преданию, Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном случае еще раз подчеркивается противоречивую природу персонажа.

    Лицо

    • «Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями головы и молчаливо смотрел.»

    Руки и пальцы

    • «Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в необъятном мраке ее, молча, начал строить что-то огромное.»
    • «-Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в грудь костлявым пальцем, Искариот повторил торжественно и строго:
    • — Я! Я буду возле Иисуса!»

    • «Потирал грудь широкою ладонью и даже кашлял притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании и потупленных взорах.»
    • «- Я иду к нему! – сказал Иуда, простирая вверх властную руку.- Кто за Искариотом к Иисусу?»
    • «Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще больший обломок, ласково впивался в него длинными пальцами, облипал его, качался вместе с ним и, бледнея, посылал его в пропасть.» (3)

    Начинается повесть словами:

    • «»Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться»
    • Далее идет изложение слухов
    • То есть с первых строк дается отрицательная характеристика Иуды.
    • О не нет ни одного доброго слова: он корыстолюбив, коварен, наклонен к предательству и лжи (это авторская характеристика)
    • Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

    Отрицательное

    • Бросил жену,
    • ссорит людей,
    • Любопытный, лукавый, злой.
    • У него нет детей
    • Но Иисус Никого не
    • слушает, он принял

      Иуду, включил в круг

      избранных.

    «Иуда Искариот»

    • 9 глав. 3 глава – предательство; остальные – ожидание гибели Иисуса.
    • С начала повести ощущается мотив тревоги, он звучит и в описании природы.
    • Новый абзац из одного предложения: «И вот пришел Иуда»
    • Дается детальный портрет.
    • Зачитайте! Что особенного в портрете?
    • Ученики Иисуса отнеслись к нему с брезгливостью, не доверяют ему.
    • И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным… Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза…

    «Иуда Искариот»

    • Андреев идет вслед за евангельской историей: Иисус знал о предательстве, обо всем, что произойдет, но все-таки принял Иуду.
    • Природа в ожидании. Безветренная погода сохранилась до конца истории: все происходит в атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых тонах. Как перед грозой.
    • Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня предательства, Иуда живет надеждой, что , когда иудеи увидят страдания Христа, освободят учителя и пойдут за ним.

    Иуда вдруг становится


    хорошим

    Добросовестно исполняет свои

    Обязанности

    Гете: «Поведение – это зеркало,

    в котором каждый показывает

    свой лик»

    И все-таки поведение его

    противоречиво: берет на себя

    обязанности и тут же крадет 3

    динария; рассказывает истории,

    а потом признается, что лгал

    Ученики Христа

    • Обладают земными, человеческими качествами
    • Они не идеальны, но разнообразны
    • Петр громогласен
    • Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть любимым учеником
    • Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
    • Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают за ложь и притворство, но с удовольствием слушают его лживые истории

    Отличие Иуды от апостолов

    • Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда старается быть нужным
    • И Христос ласково смотрит на него.

    Иисус изменяет отношение к Иуде

    • Иуда доказывает Иисусу, что селяне были неискренни по отношению к нему, объявили его вором, обманщиком ( козленка после нашли)
    • Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к нему спиной, смотрел, но не видел.
    • Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь, опять же ценой лжи, благодарности не получил: «ложь во спасение» сурово принята Христом
    • Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он погибнет , и вместе с ним погибнет Иуда»

    Путь к преступлению

    • Встреча с первосвященником Анной и договаривается о предании Иисуса в руки закона (за 30 серебряников)
    • Теперь молчалив. Перестал говорить о людях дурное.
    • Окружает Иисуса заботой, нежностью.
    • Угадывает малейшее его желание.
    • Приносит цветы, передает их через Марию Магдалину.
    • Но Учитель как будто ничего не замечает.

    Путь к преступлению

    • Иуда вызывает чувство жалости, он искренне страдает
    • Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти Иисуса.
    • Двойственность: сам предал и пытается спасти.
    • Верит, что восторжествует любовь и верность учеников.
    • Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

    Кульминационный момент – сцена предательста

    • Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что руководило Иудой в его поступке5? Писатель наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются следующие:
    • мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева. Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
    • одиночество, отверженность Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда — когда победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми.
    • Ч резвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:
    • Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе… Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал первый скачок — и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую, круглую тушу. Вот край, — плавным последним движением камень взмывал кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно невидимой пропасти.
    • Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим, сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него — "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность повести Андреева.
    • В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека) потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его трагического испытания, значительность его личности. Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:
    • И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое, неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью страданий, — тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба, преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые и нечистые уста9.

    Как ведут себя ученики?

    • Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
    • Пытается воздействовать на Анну, но то прогоняет его.
    • Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в крови праведника, а Иуда целует ему руки и называет мудрым.
    • Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи. Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и строго
    •    -- Нужно беречь Иисуса!
    • Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время.   Но безграничная ли вера учеников в чудесную силу их учителя, сознание ли правоты своей или просто ослепление -- пугливые слова Иуды встречались улыбкою, а беско-   нечные советы вызывали даже ропот. Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же недовольно сказали:   -- Разве мы воины, что должны опоясываться мечами?
    • И разве Иисус не пророк, а военачальник?  
    • -- Но если они захотят умертвить его?   -- Они не посмеют, когда увидят, что весь народ идет за ним.  
    • -- А если посмеют? Тогда что?
    • Иоанн говорил пренебрежительно: 
    •   -- Можно подумать, что только один ты, Иуда, любишь учителя.  
    • И, жадно вцепившись в эти слова, совсем не обижаясь, Иуда начинал допрашивать торопливо, горячо, с суровой настойчивостью:  
    • -- Но вы его любите, да?   И не было ни одного из верующих, приходивших к Иисусу, кого он не спросил бы неоднократно:   -- А ты его любишь? Крепко любишь? 
    •   И все отвечали, что любят.

    Сцена распятия Христа

    • На протяжении казни Иуду мучит мысль: А вдруг они поймут? Еще не поздно!
    • «Осуществился ужас и мечты»
    • Иуду считают предателем, а он идет к ученикам и обвиняет их в бездействии, называет предателями.
    • И в чем-то он прав. В чем?
    • Иуда давно наметил место, где после смерти Иисуса убьет себя»
    • Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
    • Зачитать. Портрет Иуды.

    Работа с текстом

    • Зачитать последний абзац
    • Какие чувства вызывает написанное?
    • Каково авторское отношение к Иуде?
    • Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
    • Какова истинная причина убийства Иисуса, по мнению Андреева?
    • Победитель или проигравший Иуда в повести?

    Выводы:

    • 1.Нравственная ценность заключается не в словах, а в поступках.
    • 2.Любовь должна быть деятельной.
    • 3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг – принести жертву во имя человечества, его нужно предать. И позор предательства Иуда взял на себя, тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
    • Андреев считает предательство тоже жертвой, так как Иуда обрек себя на вечный позор
    •  Предательство - основная идея. Впервые мотив предательства вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже предатель). Символическое значение идеи предательства выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство – нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е. становится самоубийцей, как Иуда. Тема самоубийства звучит в самом начале повести при помощи сравнения: "Он ссорит нас постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом…". Идея предательства, определяющая главный смысл всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной уровень интерпретации заголовка: всякое предательство превращается в предательство самого себя. 
    • Особенность повести "Иуда Искариот" состоит в том, что в ней автор пытается найти выход из противоречия, спорит с самим собой, проверяя на прочность неверие в человека главного героя верой Иисуса Христа. Библейские сюжеты в творчестве Леонида Андреева — не просто пересказ. Они заключают в себе свой особый мир, близкий миру Андреева. Трактуют их по-разному. Одни говорят, что путем использования библейских сюжетов Андреев шел от атеизма к православию, другие - что наоборот, используя своеобразное “доказательство от противного”, он все более уверялся в правильности атеизма.


    написать администратору сайта