Главная страница

Лекция. Повести древнерусской литературы xvii века


Скачать 68.41 Kb.
НазваниеПовести древнерусской литературы xvii века
АнкорЛекция
Дата03.05.2023
Размер68.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаlektsia (1).docx
ТипПлан-конспект
#1107081
страница4 из 4
1   2   3   4

Так в Повести о Ерше Ершовиче» возникает тип ловкого авантюриста, захватившего чужие земли. Повесть носит ироничный характер и повествует о тщетных попытках разоблачить и осудить героя, проявляя сочувствие к герою и злорадство к суду. Здесь обобщенность ситуации вытекает из рыбьих имен героев. Внешне им также присущи рыбьи характеристики, а на самом деле - человеческие: вор и авантюрист Ерш Ершович имеет «раковые глаза», «щетины, что лютые рогатины», «что змия из-под куста глядить»; судья, воевода, окольничий Сом, «уставя свою непригодную рожу широкую и ус раздув»; понятой Мень, «глаза малы, губы толсты…»

Повесть несла мысль о типичности Ерша, подчеркивая его повсеместность - такие люди есть, и все их знают. Эта повесть, как и «Повесть о Горе-Злочастии» показывала роковое соседство двух миров - благополучного и неблагополучного.31

Следующий этап художественного обобщения можно проследить на примере «Жития» протопопа Аввакума. Аввакум родился приблизительно в 1621 году в селе Григорове, близ Новгорода. Уже в молодости он получил сан священника и начал проявлять себя как фанатик веры. Его били, изгоняли. Позднее Аввакум получает известность как наиболее известный церковный деятель и приближенный царя. Будущий патриарх Никон приходился ему другом и земляком. Аввакум имел возможность сделать отличную карьеру, однако, выступив против нововведений Никона, он лишается этой возможности. Совместно со своими сторонниками он утверждает старообрядчество. Так начинаются его беды и злоключения. Его отсылают в Сибирь на десять лет, подвергают пыткам. После заключения Никона, Аввакума забирают в Москву и было обещают службу справщиком при Печатном дворе, однако, не получив его согласия на нововведения церкви, отсылают обратно в ссылку, на этот раз в глухие уральские места. Опять вернули, уговаривали отречься от старообрядчества, но снова безуспешно. Последняя ссылка была в Пустозерск, где Аввакум проводит пятнадцать лет и пишет большое количество произведений. В 1682 году его сжигают. Аввакум выступил как непримиримый борец, талантливый писатель и. Его просторечный стиль образен и широк, а повествование художественно. Аввакум много раз переделывал свои сочинения. Так, «Житие», созданное в Пустозерске, он переделывал трижды. В этом произведении Аввакум последовательно излагает эпизоды своей биографии, постоянно прерываясь на нравоучения и дополнительные справки о других лицах. Характерна новизна художественного обобщения: здесь жизнь России изображалась не посредством вымышленного героя, а с помощью биографии конкретного исторического лица. Писатель специально склонялся к типизации и намеренно склонялся к связыванию частных эпизодов с судьбами России. Автор постоянно подчеркивает, что его повести отражают происходящее повсеместно, показывают раскол - на «никониан» и «правоверных». В повестях Аввакума создается ощущение, что будто бы вся Россия охвачена его деятельностью. «три тысящи верст» он преодолевает по дороге в Сибирь, а затем обратно. Его присутствие повсюду и действует он в самых разных местах. Так Аввакум созидает повсеместность, повседневность и глобальность масштабов борьбы раскола. Также очень много мелких, земных бытовых деталей. Мы видим синие ноги героя, его сырую одежду, тараканов и мышей, корм для скота и т.д. Глобальность борьбы еще более раскрывают комментарии и нравоучения автора, а также понимание эпизодов собственной жизни как образец поведения. Во второй половине «Жития» автор включает более мелкие эпизоды, не разрушающие общую картину, а наоборот, укрепляющие ее. Так сибирские пейзажи автор рисует с максимальной точностью. Особенно ярко прорисованы страдающие и обездоленные. Каждый эпизод говорит об образе России, в которой произошло столкновение раскольников и никониан.32

Если говорить о типизации конкретных исторических лиц, то нельзя не вспомнить о «Повести о Савве Грудцыне». Это произведение относится к 60-70-м годам ХVII века. С первых же строк повести мы узнаем, в каком году отец Саввы, купец, переезжает в Казань, с какими городами ведет торговлю, каке города посещает Савва, в каких городах живет. Фамилия Грудцыны-Усовы определенно существовала, но, видимо, в повести все-таки под реальным лицом подразумевался вымышленный персонаж. 33

Сюжет повести сводится к следующему. Савва знакомится с дьяволом во время пребывания в городе Орле. Так как дьявол находился в образе купца, герой ничего не заподозрил, а потому подписал соглашение, согласно которому дьявол исполнял все желания Саввы. Герой приобретает нечеловеческое везение. Так разъезжая по торгам, он посещает несколько мест сразу, покрывая за ночь расстояние более 2000 «поприщ», занимаясь военным делом, он превосходит даже бывалых начальников и служак. В короткие сроки он стает начальником и совершает неслыханные подвиги под Смоленском в борьбе с поляками. Так происходит типизация: в герое объединяются силы многих людей, создавая тем самым образ строгой «служивой» России ХVII века.

Проходят годы. Савва живет в Москве, на Сретенке, в доме Шилова Якова, стрелецкого сотника. Он тяжело заболевает и искренне кается. Его услышала Богородица и заступилась за него. Когда Савву принесли в Успенский собор, откуда-то сверху падает листок того самого соглашения, но уже совершенно чистый. Савва чудесно исцеляется и постригается в монахи.

Образ «служилой» России отражает и «Повесть о Фроле Скобееве», датируемая второй половиной ХVII века. В ней рассказывается, каким образом изворотливый обедневший новгородский дворянин Фрол Скобеев, промышляющий «ябедами», сумел выгодно жениться на дочери стольника Нардина-Нащокина и заполучить богатство. Образцы ловкости героя выступают как отлаженная система, показывающая, сколько нужно денег давать на подкуп «мамки», как улучить определенные моменты и как эти моменты не упустить. 34

Таким образом, благодаря типизации героев, произведения демократических писателей второй половины ХVII века, создали обобщенный облик разнообразных социальных слоев, в основном, низших и средних. Именно с этого момента начинается художественная русская литература.

Исследователи-литературоведы нередко называют ХVII век «пестрым». В это понятие входит представление о красочности, многообразии, разносторонности произведений. Самые важные открытия заключались в вымысле, фантазии автора и красочной описательности. Создаются художественные образы, которые создают новый пласт русской литературы.


1 Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971. – С.117.

2 Еремин И.П. Литература Древней Руси, М.: 2010. – С.25.

3Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. – Литература. – М.: Инфа, 2009. – С.41.

4 Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971. – С. 118.

5Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М.: 2011. – С.34.

6 Трофимова Н.В. Поэтика и эволюция жанра древнерусской воинской повести. - М.: 2002. – С. 225.

7 Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971. – С.119.

8Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. – Литература. – М.: Инфа, 2009. – С.34.

9Прокофьев Н.Н. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI-XVI веков // Литература Древней Руси. - М.: 1975. – С.21.

10 Поэтика литературных средств. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: 1967. – С.158.

11 О значении вымышленных героев в русской литературе XVII века. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: 1970. – С. 107-126.

12 Громова Л.Д., Курилов А.С. История русской литературы XI-XIX веков. Ч.1. – М.: Владос, 2000. – С. 45.

13 Поэтика литературных средств. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: 1967. – С.165.

14Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. – Литература. – М.: Инфа, 2009. – С.51.

15 Еремин И.П. Литература Древней Руси, М.: 2010. – С.85.

16 Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971. – С.122.

17 О значении вымышленных героев в русской литературе XVII века. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: 1970. – С. 107-126.

18Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М.: 2011. – С.49.

19Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. – Литература. – М.: Инфа, 2009. – С.91.

20Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М.: 2011. – С.45.

21 Еремин И.П. Литература Древней Руси, М.: 2010. – С.93.

22 О значении вымышленных героев в русской литературе XVII века. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: 1970. – С. 107-126.

23 Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971. – С.123.

24 Еремин И.П. Литература Древней Руси, М.: 2010. – С.147.

25Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М.: 2011. – С.51.

26 О значении вымышленных героев в русской литературе XVII века. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: 1970. – С. 107-126.

27 О значении вымышленных героев в русской литературе XVII века. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: 1970. – С. 107-126

28 Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971. – С.124.

29Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. – Литература. – М.: Инфа, 2009. – С.104.

30 Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 1971.- С.109.

31 Еремин И.П. Литература Древней Руси, М.: 2010. – С.120.

32 О значении вымышленных героев в русской литературе XVII века. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: 1970. – С. 107-126.

33 Русские повести XVII века/ Послесл. и коммент. М.О. Скрипиля к Повести о Савве Грудцыне. М.: 1954. – С.29.

34Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. – Литература. – М.: Инфа, 2009. – С.101.

1   2   3   4


написать администратору сайта