Лекция. Повести древнерусской литературы xvii века
Скачать 68.41 Kb.
|
Генезис русской повести XVII векаXVII век характеризовался в России Смутой и приходом к власти Петра I. Российское феодально-самодержавное государство стремительно развивалось, Россия впервые выходит на мировую арену. Укрепляются ее экономические и культурные связи с Западной Европой, начинается небывалый литературный подъем. Творчески перерабатываются переводные издания Западной Европы, появляются свежие произведения отечественных современников. В это же время впервые формируется новый тип писателя-профессионала: при царском дворе начинают работать люди, занимающиеся литературным трудом. Первым таким писателем стал Семион Полоцкий (1629-1680). Белорус по национальности, преподаватель, он в 1664 году переезжает в Москву и становится первым придворным поэтом. Это происходит благодаря его образованности, трудолюбию и уму. Он пишет интересные пьесы в новом стиле – барокко, которые объединяет в циклы.20 Весьма популярными были сочинения на землеведческие и космологические темы, в основном, переводные, например, «Космография» Меркатора, «Космография» Ортелиуса. В этих книгах описываются новейшие географические открытия и излагаются взгляды Коперника, Галилея и других ученых. К такого рода сочинениям примыкают астрологические книги, такие, как: «Беги небесные» или «Календарь месячный человеческим нравом». Популярными становятся книги по медицине: анатомические, физиологические труды: «Анатомия» и «Слова о рассечении человеческого естества» Везалия, «Хиромантия», «Физиогномика»; книги по военному делу: «Художества огненныя и разныя воинския орудия» Лангрини и другие. Появляются книги по живописи, коннозаводству, псовой охоте, сельскому хозяйству и поваренные книги. Некоторые сочинения являлись стихами. Актуальны исторические темы, появляются новые хроники и хронографы, как переводные, так и отечественные. Например, в середине XVII века переводится «Гранограф» Пясецкого, описывающий историю Европы XVI-XVII веков, а в 1665 году перевели «Хронограф Дорофея Монемвасийского», где рассказывается о временах «от сотворения мира» и до завоевания турками Царьграда.21 Выбираются и обрабатываются повести о наиболее значимых событиях и лицах, например, «Повесть о турках», повествующую о дворе турецкого салтана, «Повесть о Скандерберге – албанском полководце». Появляются статьи на темы мировой истории, публикуются они в московских старопечатных книгах, например, в «Потребнике» 1639 года. Впервые появляются литературно-публицистические трактаты на темы мировой истории, наиболее значимый из которых – «Описание вин, ими же к погибели и к разорению всякая царства приходят». Вторым по объему можно назвать перевод сочинения Модржевского «О исправлении гражданского бытия», изданного в 1678 году. Огромный вклад внес писатель и дипломат Николай Гаврилович Милеску-Спафария (1636-1708), проживающий в России с 1671 года. Наиболее известные его сочинения - рассуждения об правителях античности и Древнего Востока– «Хрисмологион» и «Василиологион». В конце ХVII века возникают оригинальные, с элементами фантастики, исторические произведения отечественных авторов, вроде «Скифской истории» А.И. Лызлова или «Книги, именуемой История» Т.Каменевича-Рвовского. По-прежнему остаются популярными путешествия и хождения, такие как «Роспись китайскому государству» Ивана Петлина (1618-1619), «Хожение» в Палестину казанского купца Василия Гагары (1634), «Сказание о хожении в Персидское царство» (1623-1624) московского купца Федота Котова, «Хожение в Иерусалим» старца Арсения Суханова (1649), «Статейный список» о поездке в Италию посла Василия Лихачева (1659), «Статейные списки» о поездках в Испанию и Францию посла П.И.Потемкина (1667-1668) и другие. Обращение к современности, призыв к культуре - вот основная тематика произведений того времени. Так, в статейном списке Лихачева мы можем увидеть особую главу - «О комедиях», в которой описываются театральные представления, виденные во Флоренции послом. «Статейный список» П. Потемкина рассматривает постановку новой пьесы Ж.Б.Мольера «Амфитрион» в Париже, а в 1659 году были изданы сказания об афонских монастырях в печатной книге «Рай мысленный». Близко по жанру путешествий относятся географические «отписки», представляющие отчеты служилых людей о поездках в Сибирь и на Дальний Восток.22 В XVII веке появляются первые русские рукописные газеты, сохранившиеся с 1621 года. Они были изданы по образцу западноевропейских печатных газет. Первые научные сочинения также следует отнести к XVII веку. Эти сочинения предваряли «Риторики», «Диалектики» и «Грамматики» и поясняли термины. Так, трактат «Похвала» грамматике входил в московское издание «Грамматики» Мелетия Смотрицкого. В XVI веке были популярны «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария. ВXVII веке были составлены три разные многотомные Минеи Четьи: в 1630-х годах - Германом Тулуповым, в 1646-1654 - Иоанном Милютиным и в 1689-1705 - Дмитрием Ростовским.23 Оживают полемические сочинения, связанные с идеологическими дискуссиями, например, против католичества и протестанства, что было связано, в первую очередь, с событиями Смутного времени. Сочинение Ивана Хворостинина «Изложение противу римской веры и о папе римском» наиболее ярко отражает эту тему. Вторая злободневная тематика - исправления церковных книг, сопровождающееся противоречиями и спорами. Подобный памятник - «Прение Лаврентия Зизания с московскими справщиками» (1626). Третий вид памятников был порожден церковной реформой патриарха Никона. Против раскольников выступило немало печатных изданий: «Жезл правления» Семиона Полоцкого (1667), «Увет духовный» Афанасия Холмогорского (1682) и другие. Таким образом, литература пополнятся большим количеством поучений, проповедей, житий, путешествий, хроник, сборников сочинений отцов церкви, переиздававшихся по нескольку раз. Некоторые из них являлись стихотворными. Никогда еще круг сочинений на нравоучительные темы не проявлял такой живости и пестроты, как в ХVII веке. В ХVII веке начинает формироваться группа произведений, построенных на вымысле и фантазии автора. Эти произведения носят откровенно занимательный характер. Так постепенно формируется художественная литература, основы которой залегли в сборниках историй, притч и анекдотов. Зачастую их сюжетом по-прежнему выступали исторические темы, однако по внутреннему содержанию эти сочинения были занимательны и авантюрны. Так из таких сборников появляются циклы новелл. Например, с 1630-х годов в России набирает популярность «История о семи мудрецах». Другой такой сборник относится к 1660-1670 годам и носит название «Римские деяния». В нем более 1000 занимательных по сюжету рассказов и повестей. Сборник «Вертоград многоцветный», изданный Семионом Полоцким, подобные истории излагает стихами. Много создается кратких забавных историй, созданных по типу анекдотов. Так в 1677 году по приказу царя был выполнен перевод издания «Великое Зерцало», отличающийся нарочитой благочестивостью изложения и острым сюжетом о скупцах, пьяницах, гордецах, ворах, интриганах, в которых упоминались и лица духовного звания. Еще более обличительный характер присущ сборнику «Фацеции» 1680 года.24 Наиболее близкими по обличительности были книги басен. Уже в 1607 году были переведены некоторые из басен Эзопа, а в 1674 году их количество значительно увеличилось, а сами басни беллетризовались. К 1675 году перевели три книги басен - Эзопа, Абстемия и Бабрия. Набирают популярность повести о вымышленных лицах. Одни из них извлекаются из сборников, чтобы существовать самостоятельно, другие, наоборот, начиная самостоятельный путь, включаются в сборники. Наиболее значимыми по объему были переводные повести «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей и о прекрасной королевне неаполитанской Магилене», «История о славном короле Брунцвике и о великом его разуме, како он ходил по отоцех морских с великим зверем львом» и другие. Для этих повестей характерны, в первую очередь, занимательность характера и яркость образов. Так, в повести о Петре Златых Ключей рассказывается история любви молодого рыцаря, француза - Петра, на шлеме которого были прикреплены два золотых ключа. На одном из турниров, в Неаполе в него влюбляется королевна Магилена. Она тайно бежит с ним к его родителям за благословением на брак. В дороге они разлучаются. Петр попадает служить к турецкому султану, а Магилена, попав в родной город Петра, основывает лазарет для мореплавателей. Волею судьбы туда попадает и Петр, покинувший султана. Молодые справляют свадьбу.25 В ХVII веке западноевропейские сюжеты перерабатываются весьма тщательно и превращаются в самостоятельные оригинальные повести. Здесь можно отметить такие повести, как «Повесть о Еруслане Лазаревиче», «Повесть о Бове», «повесть о Василии Златовласом» и другие повести о купцах. Вся эта совокупность повестей и новелл к ХVII веку выделяется в особый раздел литературы. Так, сочинитель 1640-х годов, Иван Бегичев, противопоставляет их божественным книгам и смело их относит к группе «баснословных повестей и смехотворных писем26 Произведения подобного вида поменяли облик повествования об исторических и библейских героях. Они по-другому интерпретировались, в духе фантастических, сказочных, вольных мотивов. Очень популярны были повести о мудрости Соломона и сына его Давида. Распространяются сюжеты о византийском царе Михаиле и сыне его Левтасаре. Начиная с 30-хгодов ХVII века неуклонно растет сочинительство длинных стихотворных посланий врагам и друзьям. Их пишут поэты приказной школы - служители центральных московских приказов, а также Печатного двора. Появляются стихотворные панегирики царям и их вельможам. Наиболее известные авторы – Семион Полоцкий, Карион Истомин и другие. Начиная с 1672 года начинают ставить пьесы на библейские сюжеты - «Иудифь», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», а также пьесы исторического характера. В качестве примера можно привести пьесу «Малая комедия о Боязете и Тамерлане». В подобных произведениях изображаются, во-первых, дворцовые интриги и заговоры, а во-вторых, изображается частная жизнь правителей, описываются их любовные похождения, мошенничества и всякого рода злоупотребления. Две пьесы на библейские темы принадлежат Семиону Полоцкому: «О Новуходоносоре-царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» и «Комедия о притче о блудном сыне». Богородица, Христос и другие святые, начиная со второй половины ХVII века являются постоянным поводом для создания бытовых новелл занимательного характера. Так возникают три сборника повестей, посвященных чудесам Богородицы – «Звезда Пресветлая» (1668), «Грешных спасение» (1690), «Небо новое» (1677). Все эти рассказы отличаются тем, что в них описываются совершенно обычные люди - отроки, иноки, пахари, девицы, либо «хульный епископ», «пьяный поп» и тому подобное. Популярны были сказания о дьяволе, о его проделках, об аде и рае, о табаке и хмеле. Поэт - переводчик Андрей Белобоцкий в стихотворной поэме описал ад и его пытки.27 Традиционные поучения также получают несколько иную интерпретацию и больший отход к художественной литературе. Подобные произведения - это такие, как «Домострой» Кориона Истомина «Школьное благочиние» Прохора Коломнятина, назидательные стихотворения, размышления о семейной жизни. В литературу все ярче и шире втесняется реальная жизнь со своими здободневными вопросами и проблемами. Необычайно разнообразными по содержанию, форме и интерпретации становятся сочинения, посвященные России. Одним из наиболее значительных циклов становится собрание сочинений, посвященных событиям Смутного времени. Наиболее раннее произведение на данную тему - «Повесть, како отомстити всевидящее око Христос Борису Годунову пролитие неповинные крови… царевича Дмитрия Углечскаго» (1606), а одно из самых последних - «Повесть о разорении московского государства и всеа Российския земли» (1654), автор - Симон Азарьин. В этот период было создано наиболее большее количество произведений о Смуте, в основном, повестей, таких, как «Повесть о видении некоему мужу духовну» (1606), «Повесть о видении мниху Варлааму в Великом Новгороде» (1611), «Плач о пленении и конечном разорении превысокаго и пресветлейшаго Московского государства» (1612). Но чем дальше отходило время событий Смуты, тем крупнее были произведения о нем. Первыми такими большими произведениями стали «Временник» Ивана Тимофеева (1619) и «Сказание» Авраама Палицына (1620). Далее идет «Иное сказание» (1620), сочинения Семена Шаховского, написавшего три повести. Описывая события Смуты, авторы недоумевают, испытывают горечь. В этом заключается однообразие и в образе России, и в описываемы события Смуты.28 Начиная со второй трети ХVII века расширяется география отечественного летописания. Появляются сочинения, повествующие о далеких уголках Государства Российского. Например, о Сибири, ее климате и природе, народностях и истории присоединения к российскому государству. Это такие книги, как «Киприановская», «Есиповская», «Кунгурская», «Строгановская» летописи, созданные в период 1620-1640 годов. В ХVII веке создаются жития местных подвижников - Прокопия и Иоанна Устюжских, Логгина и Иоанна Яренгских, Артемия Веркольского, Варлаама Керетского. Сюда же можно отнести повесть, построенную по принципам бытия - «Повесть об Ульянии Осорьиной», которую сочинил сын Ульянии, описав жизнь матери с детства до глубокой старости. Получает распространение вид сочинений, описывающий события крестьянской войны под предводительством Степана Разина. О взятии Астрахани повествует «Сказание о граде Астрахани» (1670), а об осаде крепости под Нижним Новгородом - «Сказание о нашествии на обитель Макария Желтоводского от воровских казаков».29 Начиная со второй половины ХVII века появляются произведения, описывающие государственное устройство России. К ним относится трактат «Политика» (1663), написанный иммигрировавшим в Россию хорватом Юрием Крижаничем. Трактат рассказывает о государственном строе России и обычаях русского народа. Подобные произведения размышляли о достоинствах государства, его недостатках, о возможных социальных и политических реформах. Это были лишь зарождения реформенных проектов, которые появились позднее, в начале ХVIII века. Возникают и книги, приукрашивающие картину жизни России. К подобным произведениям можно отнести «Историю о царях и великих князьях земли Русской» Федора Грибоедова (1669) и «Родословие русских царей» Лаврентия Хурелича (1673). Если говорить о принципиально новом подходе к созданию образа России в литературе, то он был создан в художественных произведениях в ХVII веке. Их не так много: всего лишь несколько панегириков, повестей и житий. Но в том-то и состоит их ценность. Особенно следует выделить произведения, созданные демократическими писателями ХVII века, которые стремились к типизации литературных героев. Так через повествование частной жизни героев раскрывается картина жизни России. Для того, чтобы осуществить попытки типизации героев, писатели начали обращаться к фольклору и создавать заведомо вымышленных героев. Подобный прием можно наблюдать в «Повести о Горе-Злочастии». Ни автор, ни место и время создания этой повести нам неизвестны. Повесть была найдена в одном из историко-литературных сборников в начале ХVIII века, а датирована - второй половиной ХVII века. Повесть характеризуется связью с песнями о Горе. Сама повесть представляет собой нерифмованные стихи, рассказывающие об одном молодце из купеческой семьи, о том, как он, заработав денег, пропил их в кабаке. Возвращаться домой было стыдно, и он отправляется на чужбину. Там он опять наживает состояние, задумывает жениться и опять попадает в ту же ситуацию. Состояние теряет. Так его и не оставляет Горе-Злочастие, пока в самом конце повести герой не подстригается в монахи.30 Таким образом, перед нами разворачиваются черты типичности главного героя и не только потому, что герой упоминается без имени, но и потому, что также безымянны места, где он побывал. Автор даже замечает, что герой повести - это один из нас. Все черты героя обобщены, характерны. Он вспоминает свое детство, это образ ребенка вообще. У него «белое тело», «скоры ноги», «речистой язык», «ясныя очи» - это типичные характеристики человека. Типична и обстановка. На пиру он сидит за дубовым столом, занимает среднее место - ни почетное, ни низкое. Обычная река, где тоскует молодец, все усреднено. На протяжении всей повести облик героя меняется несколько раз. И внутренне, и внешне. То он, запив, меняет «платье гостиное на гунку кабацкую». А как он сошелся с «людьми добрыми», сняли с него гунку и надели порты крестьянские. Также меняется и внутренний облик героя. Он каждый раз слушается того, с кем общается в последний момент. Например, после продолжительных наставлений отца и матери он прельщается речами встретившегося друга и начинает пить в кабаке. Также можно вспомнить момент, когда герой, устав от мучительной невезучести, решает свести счеты с жизнью, а тут появляется само Горе и восклицает: «А в горе жить -некручинну быть… Покорися мне, Горю нечистому, покорися Горю до сыры земли…»И герой поклонился Горю, думает: «Когда у меня нет ничево, и тужить мне не о чем!» Такие переходы из одного состояния в другое помогают создать в данной повести обобщенное значение. Так в образе молодца автор создал тип бражников - и неопытных, и зрелых, и бездомных, и молодцеватых. Авторское сочувствие к людям помогло воссоздать общую картину Руси: куда ни шагнешь, всюду «люди добрые», везде благополучию угрожают «пиры и братчины», везде благополучие ненадежно, горе может возникнуть у каждого. Образ России, созданный в повести, стал новым художественным достижением в русской литературе. Впервые так глубоко и органично типичное изобразилось через частное, а социальное - через низкое и бытовое. Подобные способы обобщения использовали авторы небольших юмористически и сатирических повестей ХVII века. Среди них можно назвать такие, как «Азбуки о голом и небогатом человеке», «Повести о Ерше Ершовиче», «Сказание о птицах небесных». |