Документ 111. Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Музыкально эстетическое развитие
Скачать 57.91 Kb.
|
Методические материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкально – эстетическое развитие» Методы и формы обучения При работе по программе используются следующие методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, исполнения песен музыкальных пьес, этюдов и отдельных их элементов), словесный (образный рассказ педагога) упражнения (многократное повторение, варьирование знакомого материала); применяем последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе обучающихся или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности: 1. Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических проверок, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами. 2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку; создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных; индивидуальные указания для некоторых детей наряду с общим указанием для всего коллектива. 3. Исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы с тем, чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку. Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие способности воспитанников. Обучение умению слушать и слышать музыку проводится на учебных занятиях, досуговых мероприятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Характеристика содержательных компонентов программы Слушание музыки Содержание программы включает в себя четыре основных элемента: • ознакомление с музыкальными произведениями; • воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; • приобретение навыков культуры слушания музыки; • формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений и первоначальных сведений о музыке. Пение и развитие вокально-хоровых навыков Это направление включает в себя: а) певческие навыки и умения: -певческая установка; -вокальные навыки; -хоровые навыки; звукообразование; дикция; б) вокальные навыки: -звукообразование (петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша); -дыхание (брать дыхание между короткими музыкальными фразами); -дикция (произносить слова внятно, правильно); в) хоровые навыки: -строй (чистота интонаций): правильно передавать мелодию простейших напевок; -ансамбль (слаженность): вместе начинать и заканчивать песню. Учить детей петь напевно, спокойно. Музыкально-ритмическое творчество включает: - упражнения; - музыкальные игры (сюжетные и несюжетные); игровое и танцевальное творчество. Общий характер музыки, регистровые изменения: • умение и петь в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий). Динамические оттенки: • умение изменять пение соответственно изменению силы звучания (громко - тихо). Темповые изменения: • умение петь в умеренном или быстром темпе. Метроритм: • умение петь в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок. Игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано: • простейшее музицирование; • обучение исполнению на простейших инструментах попевок из одного-двух звуков. Основу программы составляют пять основных направлений: слушание музыки; пение и развитие вокально-хоровых навыков; музыкально-ритмическое творчество; игра на простейших детских музыкальных инструментах и фортепиано (по выбору обучающегося) музыкально – дидактические игры Музыкально-дидактические игры: Игры: обучение весело, непринужденно и эмоционально исполнять песню, сопровождая ее игровыми движениями в соответствии с текстом. обучение умению различать разнохарактерные части музыкального произведения, соблюдая темповые, ритмические особенности, организованно действовать всем коллективом («Что нам осень принесет?» Ю. Слонова). Объем вокально-речевой и музыкальной деятельности детей на описываемых в программе занятиях реализует идеи о соотношении психоэмоциональной и учебной нагрузки в образовательном процессе, т.е. во временном измерении примерно соответствует следующим величинам: 20% - слушание материала; 40% - вокально-речевая деятельность; 20% - теоретическая учебная деятельность; 20% - самостоятельная музыкальная деятельность. Теоретическая значимость программы заключается в том, что изучена методическая литература по организации вокальной, музыкально-театральной и исследовательской деятельности школьников результатом этой работы является методическое сопровождение программы. Педагогические технологии: Вокальная работа проводится в индивидуальной и коллективной форме: теория (ознакомлении с методическим пособием А. Стрельниковой и других мастеров педагогического труда.), практика (применение различных видов дыхательной гимнастики и вокальных упражнений). Индивидуальная форма обучения необходима для получения более высоких результатов. Пение в ансамбле, дуэте проводится в групповой форме обучения: теория (проводится беседа, объясняются основы пения в коллективе), практика (практическое применение теоретического материала). Работа над наполнением репертуара проводится в индивидуальной и коллективной форме: практика (вместе с учащимся прослушивается музыкальная композиция, которая либо одобряется педагогом, либо педагог даёт совет при подборе репертуара). Работа с микрофоном и фонограммой проводится в индивидуальной (сольное исполнение) и групповой (ансамбль, дуэт) формах обучения. Работа проводится с использованием наглядных, словесных, практических методов обучения. Репетиционная работа проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах обучения. При работе используются практические, словесные и наглядные методы обучения. Проводится для детальной работы с произведением. Алгоритм учебного занятия Организационный момент Объяснение нового материала Закрепление знаний Практическая работа Итоги. Рефлексия. Список литературы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкально-эстетическое развитие» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА: Список литературы 1. Андреева М. Первые шаги в музыке. М.: Просвещение, 1991 2. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота, ч. I. -Л.: Музыка, 1977 3. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1983 4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1984 5. Кирнарская Д. Музыкальные способности, - М.: Просвещение, 2004 6. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для школьников. - М.: Просвещение, 1982 7. Котляревская-Крафт М., Москалькова Н., Батхан Л. Сольфеджио: уч. пособие для педагогов подготовительных отделений ДМШ. - Л.: Музыка, 1984. 8. Орф К. Система детского музыкального воспитания / Под ред. Л. А. Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970 2) |