Главная страница
Навигация по странице:

  • Объединение страны; сегунат Токугаева.

  • пусть. История. Позднее Средневековье (xvi нач. Xvii вв.)


    Скачать 173.63 Kb.
    НазваниеПозднее Средневековье (xvi нач. Xvii вв.)
    Анкорпусть
    Дата15.06.2022
    Размер173.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипДокументы
    #594664
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Япония (III XIX вв.)



    Второй сёгунат Асикага (1335-1573 гг.) Второй сёгунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На протяжении двух с половиной столетий чередовались периоды междоусобий и укрепления централизованной власти в стране. В первой трети XV в. позиции цен- тральной власти были наиболее сильными. Сёгуны препятствовали росту контроля военных гу- бернаторов (сюго) над провинциями. С этой целью, в обход сюго, они устанавливали прямые вас- сальные связи с местными феодалами, обязывали сюго западных и центральных провинций про- живать в Киото, а с юго-восточной части страны – в Камакура. Однако период централизованной власти сёгунов был недолгим. После убийства в 1441 г. сёгуна Асикага Ёсинори одним из феода- лов в стране развертывается междоусобная борьба, переросшая в феодальную войну 1467-1477 гг., последствия которой сказывались целое столетие. В стране наступает период полной феодальной раздробленности.

    В годы сёгуната Муромати происходит переход от мелкого и среднего феодального земле- владения к крупному. Система вотчин (сёэн) и государственных земель (корё) приходит в упадок из-за развития торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы феодальных вла- дений. Начинается формирование компактных территориальных владений крупных феодалов – княжеств. Этот процесс на уровне провинции шел также по линии прироста владений военных гу- бернаторов (сюго рёкоку).

    В эпоху Асикага углубился процесс отделения ремесла от земледелия. Ремесленные цехи возникали теперь не только в столичном районе, но и на периферии, концентрируясь в ставках во- енных губернаторов и усадьбах феодалов. Производство, ориентированное исключительно на ну- жды патрона, сменилось производством на рынок, а покровительство сильных домов стало заклю- чаться в предоставлении гарантии монопольных прав на занятие определенным видом производ- ственной деятельности в обмен на выплату денежных сумм. Сельские ремесленники переходят от бродячего к оседлому образу жизни, возникает специализация сельских районов.

    Развитие ремесла способствовало росту торговли. Возникают специализированные торговые гильдии, отделившиеся от ремесленных цехов. На перевозке продуктов налоговых поступлений вырос слой торговцев тоимару, который постепенно превратился в класс торговцев-посредников, транспортировавших самые различные товары и занимавшихся ростовщичеством. Местные рынки концентрировались в районах гаваней, переправ, почтовых станций, границ сёэн и могли обслу- живать территорию радиусом от 2-3 до 4-6 км.

    Центрами страны оставались столицы Киото, Нара и Камакура. По условиям возникновения города делились на три группы. Одни выросли из почтовых станций, портов, рынков, таможенных

    застав. Второй тип городов возникал при храмах, особенно интенсивно в XIV в., и имел, как и первый, определенный уровень самоуправления. Третьим видом были рыночные поселения при замках военных и ставках провинциальных губернаторов. Такие города, нередко создававшиеся по воле феодала, находились под полным его контролем и имели наименее зрелые городские черты. Пик их роста приходился на XV век.

    После монгольских нашествий власти страны взяли курс на ликвидацию дипломатической и торговой изоляции страны. Приняв меры против нападавших на Китай и Корею японских пиратов, бакуфу восстановило дипломатические и торговые отношения с Китаем в 1401 г. До середины XV в. монополия торговли с Китаем находилась в руках сёгунов Асикага, а затем стала идти под эги- дой крупных купцов и феодалов. Из Китая обычно привозили шелк, парчу, парфюмерию, санда- ловое дерево, фарфор и медные монеты, а отправляли золото, серу, веера, ширмы, лакированную посуду, мечи и древесину. Торговля велась также с Кореей и странами Южных морей, а также с Рюкю, где в 1429 г. было создано объединенное государство.

    Социальная структура в эпоху Асикага оставалась традиционной: господствующий класс со- стоял из придворной аристократии, военного дворянства и верхушки духовенства, простой народ

    • из крестьян, ремесленников и торговцев. До XVI в. четко установились классы-сословия феода- лов и крестьян.

    До XV в., когда в стране существовала сильная военная власть, основными формами борьбы крестьян были мирные: побеги, петиции. С ростом княжеств в XVI в. поднимается и вооруженная крестьянская борьба. Самый массовый вид сопротивления – антиналоговая борьба. 80 % крестьян- ских выступлений в XVI в. проходили в экономически развитых центральных районах страны. Подъему этой борьбы способствовало и наступление феодальной раздробленности. Массовые крестьянские восстания прошли в этом столетии под религиозными лозунгами и были организо- ваны необуддистской сектой Дзёдо.

    Объединение страны; сегунат Токугаева. Политическая раздробленность поставила на по- вестку дня задачу объединения страны. Эту миссию выполнили три выдающихся политических деятеля страны: Ода Нобунага (1534-1582), Тоётоми Хидзёси (1536-1598) и Токугава Иэясу (1542- 1616). В 1573 г., победив наиболее влиятельных даймё и нейтрализовав ожесточенное сопротив- ление буддийских монастырей, Ода свергнул последнего сёгуна из дома Асикага. К концу своей недолгой политической карьеры (он был убит в 1582 г.) он овладел половиной провинций, вклю- чая столицу Киото, и провел реформы, способствовавшие ликвидации раздробленности и разви- тию городов. Покровительство христианам, появившимся в Японии в 40-х годах XVI в., обуслав- ливалось непримиримым сопротивлением буддистских монастырей политическому курсу Ода. В 1580 г. в стране было около 150 тыс. христиан, 200 церквей и 5 семинарий. К концу XVII в. их ко- личество возросло до 700 тыс. человек. Не в последнюю очередь росту численности христиан спо- собствовала политика южных даймё, заинтересованных в обладании огнестрельным оружием, производство которого было налажено в Японии католиками-португальцами.

    Внутренние реформы преемника Ода, выходца из крестьян Тоётоми Хидзёси, сумевшего за- вершить объединение страны, имели главной целью создание сословия исправных налогопла- тельщиков. Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги, усилен казенный контроль за городами и торговлей. В отличие от Ода он не оказывал покрови- тельства христианам, проводил кампанию по изгнанию миссионеров из страны, преследовал японцев-христиан – уничтожал церкви и типографии. Успеха такая политика не имела, ибо пре- следуемые укрывались под защитой принявших христианство мятежных южных даймё.

    После смерти Тоётоми Хидзёси в 1598 г. власть перешла к одному из его сподвижников То- кугава Изясу, который в 1603 г. провозгласил себя сёгуном. Так начался последний, третий, самый продолжительный по времени (1603-1807 гг.) сёгунат Токугава.

    Одна из первых реформ дома Токугава была направлена на ограничение всевластия даймё, которых насчитывалось около 200. С этой целью враждебные правящему дому даймё территори- ально рассредотачивались. Ремесло и торговля в городах, находившихся под юрисдикцией таких тодзама, передавались в подчинение центру вместе с городами.

    Аграрная реформа Токугава еще раз закрепила крестьян за их землями. При нем были строго

    разграничены сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. Токугава начал проводить политику контролируемых контактов с европейцами, выделив среди них голландцев и закрыв порты для всех остальных и, прежде всего, миссионеров католической церкви. Пришедшие через голландских купцов европейские наука и культура получили в Японии название голландской нау- ки (рангакуся) и имели большое влияние на процесс совершенствования экономического строя Японии.

    XVII век принес Японии политическую стабильность и экономическое процветание, но уже в следующем столетии начался экономический кризис. В сложном положении оказались самураи, лишившиеся необходимого материального содержания; крестьяне, часть которых вынуждена была идти в города; даймё, богатство которых заметно сокращалось. Правда, власть сёгунов еще про- должала оставаться незыблемой. Немалую роль сыграло в этом возрождение конфуцианства, ставшего официальной идеологией и оказывавшего влияние на образ жизни и мыслей японцев (культ этической нормы, преданность старшим, крепость семьи).

    Кризис третьего сёгуната стал явственным с 30-х гг. XIX в. Ослаблением могущества сёгунов воспользовались в первую очередь тодзама южных районов страны, Тёсю и Сацума, которые бо- гатели за счет контрабандной торговли оружием и развития собственной, в том числе и военной промышленности. Другой удар по авторитету центральной власти нанесло насильственное «от- крытие Японии» США и европейскими странами в середине XIX в. Национально-патриотическим символом антииностранного и антисёгунского движения стал император, а центром притяжения всех мятежных сил страны – императорский дворец в Киото. После короткого сопротивления осе- нью 1866 г. сёгунат пал, а власть в стране передана 16-летнему императору Мицухито (Мейдзи)(1852-1912). Япония вступила в новую историческую эпоху.
    * * *
    Итак, исторический путь Японии в Средние века был не менее напряженным и драматиче- ским, чем у соседнего Китая, с которыми островное государство периодически поддерживало эт- нический, культурный, экономический контакты, заимствуя у более опытного соседа образцы по- литического и социально-экономического устройства. Однако поиск своего национального пути развития привел к становлению самобытной культуры, режима власти, общественного строя. От- личительной чертой японского пути развития стали больший динамизм всех процессов, высокая социальная мобильность при менее глубоких формах общественного антагонизма, способность нации воспринимать и творчески перерабатывать достижения других культур.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта