Главная страница
Навигация по странице:

  • Индия в эпоху Могольскойи имеприи (

  • пусть. История. Позднее Средневековье (xvi нач. Xvii вв.)


    Скачать 173.63 Kb.
    НазваниеПозднее Средневековье (xvi нач. Xvii вв.)
    Анкорпусть
    Дата15.06.2022
    Размер173.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипДокументы
    #594664
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Индия (VII – XVIII вв.)



    Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.)В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство-Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком – персидский. Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели дина- стии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Цен- тральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

    Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Ин- дию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя – Тамерлан, 1336-1405). Сул- тан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайи- дов. Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники ти- муридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в не- примиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи,просуществовавшей почти 200 лет.

    Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование – икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на со- держание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельны- ми собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были ме- чети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чи- новники и купцы. Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

    К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столично- го двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии – конница), кото- рые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились, Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

    В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском по- бережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций – Кабрала (1500), Вас- ко де Гама (1502), д'Альбукерки (1510-1511) – португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю по- дорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и за- держала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централи- зованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно

    подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное по- жалование – амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллекти- вов – сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общин- ники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господ- ство.

    С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмот- ря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

    Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)1 Заключительным этапом средневеко- вой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Ин- дии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.

    В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет ко- торых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главно- го финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригод- ных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры условные военные пожалования, продолжавшие счи- таться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа по- коренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и мусуль- манских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк. Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценив- шихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода все- общим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние вла- дельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка

    купцов-компрадоров (т.е. связанных с иностранцами).

    В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVI-XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально- экономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

    В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широ- кие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному сун-

    1 Моголами в Северной Индии и Афганистане назывались как сами монголы, так и князья-мусульмане, правив- шие на завоеванных монголами землях и с ними породнившиеся. Весь район Средней Азии и Афганистана назывался Моголистаном. Бабур пришел в Индию оттуда, поэтому его и всех прибывших с ним стали называть моголами. Евро- пейцы же именовали правителя Великий Могол.

    нитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом(1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение.
    * * *
    Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально- политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказоч- ного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начина- лись процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Ин- дии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспо- тическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колони- заторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта