Главная страница

Позднее Возрождение в Италии: венецианская школа. Позднее Возрождение в Италии венецианская школа Направление подготовки 42. 03. 01 Реклама и связи с общественностью Выполнил студент


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеПозднее Возрождение в Италии венецианская школа Направление подготовки 42. 03. 01 Реклама и связи с общественностью Выполнил студент
АнкорПозднее Возрождение в Италии: венецианская школа
Дата15.12.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKursovaya.pdf
ТипКурсовая
#847472
страница3 из 3
1   2   3
Паоло Веронезе (Паоло Калиари, 1528-1588) Полны оптимизма сочные, живописные полотна Паоло Калиари. Уроженец Вероны, он переселился в 1555 году в Венецию и стал истинным представителем местной школы. Веронезе - автор многочисленных многофигурных монументальных картин, отмеченных печатью светскости и праздничного великолепия. Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг. Примером таких празднично решенных религиозных сцен может служить маленькое "Поклонение волхвов" - сюжет, к которому Веронезе обращался неоднократно на протяжении всего творчества. Законченность картины и то, что она исполнена на меди, не позволяет согласиться с мнением, что "Поклонение волхвов" было задумано как эскиз к произведению больших размеров, в частности, к плафону на тот же сюжет для венецианской церкви Сан НиколоделлаЛаттугадиФрари. Отказываясь от центрического построения сцены, художник помещает мадонну с младенцем в левой части картины, но закрепляет за ней ведущее место, благодаря общей направленности движения всех персонажей и цветовому решению холодного голубого плаща Марии, сразу привлекающего к себе внимание. Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин. Стройные коринфские колонны, небо в пушистых облаках, зеленые ветви деревьев создают как бы парадную декорацию для первого плана, заполненного фигурами людей и животных. Экзотические верблюды и
24
Дживилегов А.К. Искусство Итальянского Возрождения. Мг с.

25 погонщик в белой чалме призваны напомнить, что действие происходит на Востоке. Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита. Существует предположение, что в образе св. Иосифа, приподнявшего прозрачное покрывало с младенца Христа, Веронезе изобразил самого себя. Богатство цветового решения маленькой композиции еще раз подтверждает великолепный дар Веронезе-колориста»
25
Тинторетто (1518- 1594) Наряду с Веронезе крупнейшим представителем венецианской живописи второй половины XVI века был ЯкопоРобусти (1518- 1594), вошедший в историю искусств под прозвищем Тинторетто (Якопо родился в семье красильщика - ремесло отца вызвало к жизни его прозвище в переводе на русский язык означает "маленький красильщик.
Тинторетто начал свою деятельность как ученик Тициана. Правда, в его мастерской он пробыл недолго - между учеником и учителем возникли разногласия. Вовремя поездки в Рим неизгладимое впечатление на молодого художника произвели творения Микеланджело. Ив дальнейшем он говорил, что учащаяся молодежь никогда не должна удаляться с пути знаменитых мастеров, если желает успеха особенно - с пути Микеланджело и Тициана: один из них удивителен в рисунке, другой - в колорите" И девизом
Тинторетто стали колорит Тициана, рисунок Микеланджело. Это не помешало ему сделаться самобытнейшим мастером своего времени. Выходец из ремесленной среды, Тинторетто всю жизнь оставался ей верен. В отличие от Тициана и Веронезе, которые работали для знатных и богатых заказчиков и по образу жизни не отличались от тех, для кого творили, Тинторетто жил скромно, имел восьмерых детей, должен был думать о том, чтобы обеспечить семью, и писал главным образом для религиозных братств, при этом часто с условием оплаты только расходов на краски и холст. В искусстве Тинторетто всегда были сильны демократические тенденции.
25
Лувр. Большая энциклопедия живописи — Москва, АСТ, Полигон, 2006 гс Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее, адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии, медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке, самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые другие Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, МариеттаРобусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Эпоха Возрождения завершилась. Столетия сменяли друг друга, но Ренессанс продолжал быть школой для многих поколений художников. Возникали новые идеалы, появлялись новые устремления, по итальянское Возрождение навсегда осталось блестящей страницей мировой культуры, не прочитав которую человечество не смогло бы идти дальше по пути прогресса 26
Дживилегов А.К. Искусство Итальянского Возрождения. Мг с.

27 ГЛАВА 2 Венецианское Возрождение

2.1 Особенности венецианского возрождения По обилию талантливых мастеров и размаху художественного творчества Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Искусство Венеции представляет особый вариант развития художественной культуры Возрождения по отношению ко всем остальным центрам ренессансного искусства в Италии. Уже св. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Благодаря интенсивной торговле к ней стекались огромные богатства. Венеция была торгово-олигархической республикой. Много веков Венеция жила, как сказочно богатый городи ее жителей нельзя было удивить обилием золота, серебра, драгоценных камней, тканей и иных сокровищ, но сад при дворце воспринимался ими как крайний предел богатства, так как зелени в городе было очень мало. Людям приходилось отказываться от нее в пользу увеличения жизненного пространства, расширения города, итак отовсюду стесняемого водой. Наверное, поэтому венецианцы стали очень восприимчивы к красоте, и каждый художественный стиль достиг у них довольно высокого уровняв своих декоративных возможностях. Падение Константинополя под натиском турок сильно поколебало торговые позиции Венеции, и все же накопленные венецианскими купцами огромные денежные богатства позволили ей сохранить свою независимость и жизненный уклад эпохи Возрождения на протяжении значительной части 16 в 27
Т. Котельникова Искусство. Возрождение — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2005 гс Хронологически искусство Возрождения сложилось в Венеции несколько позже, чем в большинстве других крупных центров Италии этой эпохи, но и продолжалось оно дольше, чем в других центрах Италии. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Возрождение в Венеции, как было сказано, имело свои особенности, она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Венецианский Ренессанс имел другие истоки. Формирование принципов художественной культуры Возрождения в изобразительном искусстве Венеции началось лишь св. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции, наоборот, Венеция наряду с Флоренцией, Пизой, Генуей, Миланом была одним из самых экономически развитых центров Италии того времени. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую державу повинно в этой задержке, так как крупная торговля, и соответственно большее общение, с восточными странами повлияло на ее культуру. Культура Венеции была тесно связана с пышным величием и торжественной роскошью имперской византийской культуры, а отчасти и утонченной декоративной культурой арабского мира. Художественная культура Венеции еще в 14 веке представляла собой своеобразное переплетение пышно-праздничных форм монументального византийского искусства, оживленного влиянием красочной орнаментальности Востока и своеобразно-изящным переосмыслением декоративных элементов зрелого готического искусства. Конечно, это отразится ив венецианской художественной культуре Возрождения. У художников Венеции на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.
28
Венецианское Возрождение было богатым на великих живописцев и скульпторов. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения - это Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе
(1528-1588), Тинторетто (1518-1594).
28
Лувр. Большая энциклопедия живописи — Москва, АСТ, Полигон, 2006 гс Крупнейшие представители венецианского возрождения Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне
(1477-1510). Типичный художник поры Высокого Возрождения. Джорджоне стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. В его творчестве окончательно побеждает светское начало, что проявляется в господстве сюжетов на мифологические и литературные темы. Пейзаж, природа и прекрасное человеческое тело стали для него предметом искусства.
Джорджоне сыграл для венецианской живописи туже роль, что и
Леонардо да Винчи для живописи средней Италии. Чувством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе стем логичностью, рационализмом Джорджоне близок
Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но все же по сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, он интересуется не столько линейной, сколько воздушной перспективой. Огромную роль в его композициях играет колорит. Звучные краски, положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве.
29
Среди его ранних произведений привлекает внимание "Юдифь" (около
1502 г. Героиня, взятая из ветхозаветной апокрифической литературы, из
29
Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. ОЛМА-ПРЕСС Образование, гс Книги Юдифи, изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Художник изобразил Юдифь в момент ее торжества во всей силе ее красоты и сдержанного достоинства. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское "сфумато". Прекрасная женщина на фоне прекрасной природы, однако, странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, попранная ею. Еще из работ Джорджоне нужно отметить "Грозу" (1506 г) и "Сельский концерт" (1508-1510), где также можно разглядеть прекрасную природу, и конечно картину "Спящая Венера" около 1508-1510). К сожалению Джорджоне не успел завершить работу над "Спящей Венерой" и, по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан.
Тициан Вечеллио (1477? - 1576) - величайший художник венецианского Возрождения. Хотя дата его рождения не установлена достаточно точно, скорее всего он был младшим современником Джорджоне и его учеником, превзошедшим учителя, как утверждают исследователи. Он на долгие годы определил пути развития венецианской школы живописи. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера вразуми возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям большую притягательную силу. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. В отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь, полную вдохновенного творческого труда.
Тициан сохранял поэтическое восприятие женского нагого тела, вынесенное из мастерской Джорджоне, нередко буквально воспроизводил на полотне почти, что узнаваемый силуэт "Спящей Венеры, как в "Венере Урбинской" около 1538), ноне на лоне природы, а в интерьере современного живописцу дома 30
Кустодиева Т.К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-XVI века (Очерк-путеводитель)
– Мг с.

31 На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом, выступив новатором ив этой области. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов королей, пап, вельмож. Он углубляет характеристики изображенных им личностей, подмечая своеобразие осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. Его портреты подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения между людьми. В его раннем портрете "Юноши с перчаткой"
(1515-1520) образ молодого человека приобретает индивидуальные конкретные черты, и вместе стем в нем выражен типичный образ человека Возрождения, сего целеустремленностью, энергией и чувством независимости. Если в ранних портретах он, как было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит подлинный трагизм, в творчестве Тициана рождается тема конфликта человека с окружающим миром. К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты, но все чаще обращается к христианским темам. В его поздних работах преобладают сюжеты мученичества и страданий, непримиримого разлада с жизнью, стоического мужества. Образ человека в них по-прежнему обладает могучей силой, но утрачивает черты внутренней гармонической уравновешенности. Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак. Меняется и техника письма, отказываясь от ярких, ликующих красок, он обращается к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим оттенкам, подчиняя всеобщему золотистому тону. В своих поздних, даже самых трагических по своему звучанию произведениях, Тициан не утратил веры в гуманистический идеал. Человек для него до конца оставался высшей ценностью, что можно видеть в

32 Автопортрете" (около 1560 г) художника, через всю жизнь пронесшего светлые идеалы гуманизма. В конце 16 в. в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Это видно в творчестве двух крупнейших художников
Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.
Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528-1588 г) был последним певцом праздничной Венеции 16 века. Он начинал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но все же слава к нему пришла, когда в 1553 гон стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. С этого момента и навсегда его жизнь связана с Венецией. Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, алтарные образа для венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу Венецианской республики. Всё что он написал, это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа. Это можно видеть ив картинах на евангельские темы, такие как, "Пиру Симона Фарисея" (1570 г) или "Пир в доме Левия" (1573).
31
Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто (1518-1594 гг.)
("тинторетто" - красильщик отец художника был красильщиком шелка, в отличие от Веронезе, имел трагическое мироощущение, которое и проявлялось в его творчестве. Ученик Тициана, он высоко ценил колористическое мастерство своего учителя, но стремился сочетать его с освоением рисунка Микеланджело. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана". Большинство работ Тинторетто, в основном написаны на сюжеты мистических чудес, в своих произведениях он часто изображал массовые сцены с драматическим напряженным действием, глубоким пространством,
31
Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. ОЛМА-ПРЕСС Образование, гс фигурами в сложных ракурсах. Его композиции отличаются исключительным динамизмом, а в поздний период еще и сильными контрастами света и тени. Впервой картине принесшей ему известность "Чудо святого Марка" (1548), он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в классическом искусстве периода Высокого Возрождения.
Тинторетто был также автором больших декоративных работ, гигантским циклом картин, занимающих два этажа помещения Скуоло ди сан Рокко, над которыми он трудился с 1565 по 1587 гг. В последний период своего творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция "Рай, после
1588), где ранее, до него, успел потрудиться известный нам Паоло Веронезе. Говоря о Венецианском Возрождении нельзя не вспомнить величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции - Андреа Палладио (1508-1580 гг.), на примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения могут быть творчески переработаны и использованы. Ему удалось сделать классический язык архитектуры общедоступными универсальным.
32
Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (палаццо) и загородных резиденций (вилл. В 1545 г.
Палладио выиграл конкурс направо перестройки Базилики в Виченце. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместить ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему ив его дальнейшей работе. Это можно увидеть на примере сооруженных им вилл
Мальконтента (1558 г, Барбаро-Вольпи в Мазере (1560-1570 гг.), Корнаро
(1566 г. Вилла "Ротонда" (или Капра) в Виченце (1551-1567 гг.) по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому
32
Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. ОЛМА-ПРЕСС Образование, гс невысоким куполом под черепичной кровлей. В оформлении фасадов вилл и палаццо Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550 г. Огромные колонны возвышаются на обычных стилобатах, как в палаццо Вальмарана (начато в
1566 г) ив незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571 г, или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556 г. В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558 га также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580 гг.) и Иль Реденторе (1577-1592 гг.) в Венеции.
Палладио получил огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата "Четыре книги об архитектуре, который был переведен на многие языки. Его творчество оказало огромное влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв., атак жена зодчих России в 18 веке. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название "палладианства".
33 33
Т. Котельникова Искусство. Возрождение — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2005 гс Заключение Эпоха Возрождения отмечена в жизни человечества колоссальным взлетом искусства и науки. Возрождение, возникшее на основе гуманизма, провозгласившего человека высшей ценностью жизни и имело свое главное отражение в искусстве. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности. И все эти тенденции очень ярко и отчетливо видны в искусстве Венецианского Возрождения. При этом Венеция, в своей творческой жизни, значительно отличалась от остальной Италии. Если в Средней Италии в период Возрождения огромное влияние имело искусство Древней Греции и Рима, тов Венеции к этому примешивалось и влияние византийского искусства и искусства арабского мира. Именно венецианские художники внесли в свои произведения звучные яркие краски, были непревзойденными колористами, наиболее известным из которых является Тициан. Они большое внимание уделяли окружающей человека природе, пейзажу. Новатором в этой области был Джорджоне со своей известной картиной "Гроза. Он изображает человека как часть

36 природы, уделяя большое внимание пейзажу. Огромный вклад в архитектуру внес Андреа Палладио, сделавший классический язык архитектуры общедоступными универсальным. Его творчество имело далеко идущие последствия под названия "палладианства", которые проявили себя в европейской архитектуре 17 - 18 вв. Впоследствии, упадок Венецианской Республике отразился и на творчестве ее художников, их образы становились менее возвышенными и героическими, более земными и трагическими, что отчетливо видно на творчестве великого Тициана. Несмотря на это, Венеция дольше других сохраняла верность традициям Возрождения.

37 Список литературы

1. Блеч Б. Долинер Р. Загадка Микеланджело: Что скрывает Ватикан о
Сикстинской капелле — М Эксмо, гс
2. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. (1520-
1590): К проблеме кризиса итальянского гуманизма. – Мг с.
3. Дживилегов А.К. Искусство Итальянского Возрождения. Мг с.
4. Кустодиева Т.К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-
XVI века (Очерк-путеводитель) – Мг с.
5. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве.
– Мг с.
6. Лев Любимов. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии, М. Просвещение гс. Лувр. Большая энциклопедия живописи — Москва, АСТ, Полигон,
2006 гс. М. Лебедянский. Портреты Тициана— Санкт-Петербург, Белый город, 2009 гс. Манфред Вундрам Возрождение — Санкт-Петербург, Арт-Родник,
2007 гс. Микеланджело Буонарроти // Европейское искусство Живопись. Скульптура. Графика. — Мг с.
11. Стам СМ. Флорентийские мадонны Рафаэля (Вопросы идейного содержания) — Саратов Изд-во Саратовского унта, гс. СтефаноДзуффи Возрождение. XV век. Кватроченто — Москва, Омега, 2008 гс. Т. Котельникова Искусство. Возрождение — Санкт-Петербург,
АСТ, Астрель, 2005 гс. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. ОЛМА-ПРЕСС Образование, гс
1   2   3


написать администратору сайта