Главная страница

Позитивистские философско-правовые концепции. Позитивистские философскоправовые концепции


Скачать 35.13 Kb.
НазваниеПозитивистские философскоправовые концепции
АнкорПозитивистские философско-правовые концепции
Дата09.03.2022
Размер35.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПозитивистские философско-правовые концепции.docx
ТипДокументы
#388760


Позитивистские философско-правовые концепции

Оглавление


Введение 2

1. Гносеологический анализ правопонимания 3

2. Философско-правовое осмысление позитивистского права 8

3. Философско-правовые взгляды Дж. Остина 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15


Введение



В то время, как в философии во второй половине XIX в. доминирующим направлением становится позитивизм, в правовой науке господствующим направлением становится тесно связанный с ним правовой позитивизм. Это обусловлено прежде всего осознанием идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития. Создается своеобразный культ права, укрепления авторитета государства и права. Правовой позитивизм базируется на политической предпосылке, то есть на признании основополагающей ценности государства, а также на вере в эксперимент, опыт, который по естественным наукам переносится в правовые науки.

Основная задача юридической науки, согласно этой теории, заключается в толковании и систематизации каждый раз более многочисленных правовых норм и в попытке стабилизировать эти нормы, проявлением которого были кодификации XIX в.

Зарождение и развитие правового позитивизма в значительной мере обусловлено результатами развития научной естественной мысли и является своеобразной реакцией на философские системы немецкого идеализма.

1. Гносеологический анализ правопонимания



Понимание права уже много лет и веков является одной из главных проблем юридической науки, философии права. В процессе длительной дискуссии о правопонимании определились два основных направления: легистское, которое определяет право только как государственные повеления, и либертаристское, которое рассматривает право как форму и меру свободы, равенства, как источник, воплощение и критерий справедливости. При этом следует учитывать объективную обусловленность права, его социальную и культурную основу, которые оно призвано отобразить.

В работах В.П. Казимирчука, Г.В. Мальцева, В.С. Нерсесянца, А. И. Копыленко, Л.С. Явича и др. подвергается критике узкое антидемократичное определение права и формулируется широкое его понятие, охватывающее права и обязанности лица, правосознание, правоотношения. По их мнению, наличие в законодательстве «мертвых», недействующих норм, декларативных принципов, которые не соответствуют сущности общественных отношений, опровергает утверждение о совпадении законодательства и права. Вместо изолированного, дифференцированного изучения отдельных аспектов правовой деятельности в настоящее время предложено ее обобщенное понимание, представление о ценности правовой структуры общества, о многогранности подходов к правопониманию, о необходимости сочетания системного, структурно-функционального подходов к изучению правовой действительности нормативно-ценностным, аксиологических подходом. Широкий подход к правопониманию не означает отрицание нормативности права, которое определяет правовую меру возможного и необходимого поведения. Представители юридической науки (сторонники жесткого разграничения понятий «право» и «закон») утверждают о возможности существования правовых норм и без отражения их в законах и других санкционированных государством формах, то есть независимо от государства. представители широкого трактовки права исходят из того, что право - это не только совокупность норм, но и деятельность субъектов права, которые придерживаются правовых предписаний, применяют и выполняют их в процессе правовых отношений. Идея разностороннего, мультисистемного подхода к праву позволила углубить его понимание как единого целого феномена.

В юридической литературе последних лет (С. С. Алексеев) можно встретить разделение права на: общесоциальное, или непосредственно-социальное (вытекает непосредственно из социальной жизни и не зависит от государства), специально-социальное, юридическое (является следствием государственной деятельности, воплощением волеизъявления государства) [2, с. 187].

Для формирования современного правопонимания еще не использованы также возможности традиционных подходов, о чем свидетельствует, например, исследование права как нормативно-деятельностной системы, когда право рассматривается как социальная деятельность опосредования субъектно-объектных отношений, еще недостаточно раскрыты содержательные характеристики формально-нормативной системности права.

Из теории Д. Холла, который стремится создать единое представление о праве путем синтеза правовых норм, правовых процессов и нравственных ценностей, следует сделать вывод, что поиски общей формулы понимания права не оправданы и от них надо отказаться. В интересах юридической науки и практики нужно отдавать предпочтение плюралистическим подходам к пониманию права, изучать различные определения права и синтезировать их в рамках единого понятия.

Современные научные концепции (теории) правопонимания можно свести к трем основным подходам.

1. Идеологический или естественно-правовой: исходная форма бытия права – общественное сознание; право - не текст закона, а система идей (понятий) об общеобязательных нормах, права, обязанности, запреты, природные условия их возникновения и реализации, порядок и формы защиты, которая есть в общественном сознании и ориентирована на моральные ценности. При таком подходе право и закон разграничиваются, закон рассматривается как его форма, которая должна соответствовать его содержанию.

Естественно-правовая концепция правопонимания трактует право естественное, предоставляя ему верховный статус. Право естественное - одна из главных парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающегося на идею единых нормативно-ценностных принципов, которые господствуют в космосе, природе и обществе и способны быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством.

2. Нормативный (позитивистский): исходная форма бытия права - норма права, право - нормы, изложенные в законах и других нормативных актах. При таком подходе происходит отождествление права и закона. В то же время нормативное правопонимание ориентирует на такие свойства права, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования. При этом проявляются признаки, присущие социальным нормам вообще и специфические свойства права, отличающие его от других социальных норм. В этом случае право преимущественно рассматривается как система общеобязательных, формально определенных норм, отражающих по-государственному организованную волю народа, которые гарантируются и охраняются государством, выступают регулятором общественных отношений.

Позитивное право, хотя и иногда отождествляется с законом, однако, по нашему мнению, являются не только законом. Это понятие имеет гораздо более широкое содержание, требует детального анализа как самой сути, так и его составляющих.

Приведем несколько типичных определений права в его позитивистском понимании. Право - всеобъемлющая степень свободы, равенства и справедливости в обществе, которая находит материальное выражение в нормах права, которые устанавливают в пределах своей компетенции органы государства (социологическая школа). Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; выдаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; является властно-официальным регулятором общественных отношений [3, с. 80].

Право юридическое - созданный и обеспеченный обществом регулятор общественных отношений, представляет собой систему общеобязательных, формально определенных предписаний, обусловленных социально-экономическим строем общества и которые воплощают свободу и справедливость [4, c. 9-11]. Право, - пишет А. Поляков, - это основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого имеют взаимообусловленные правомочия и обязанности [4, с. 6].

Право - это норма, данная объективно и которая не нуждается в обосновании другими факторами, кроме самого факта существования [5, с. 31].

Джон Остин подчеркивал, что право является реальным фактом, созданным государством. Согласно его определению, право - это норма, установленная для управления одним разумным существом со стороны другого разумного существа, которое имеет власть над первым. Суть позитивистского подхода в понимании и толковании права можно кратко передать формулой «закон есть закон».

В историческом аспекте позитивистский подход характеризуется негативным отношением к любым конструкциям, который допускает или с терпимостью относится к предположению, которое предполагает, что кроме реально существующего государства и связанного с ним массива законодательства, существует (на что следует обращать внимание), видимо, более разумное право и связанное с ним государство, которые служат эталоном для сопоставления и сравнения.

Позитивное право - официально признанное право, действующее в пределах того или иного государства, которое получает выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в частности обычаях, которые санкционируются им [3, с. 25].

Позитивное право можно рассматривать в аспекте свободной воли. Так, под позитивным правом можно понимать национальное право каждого государства, внешней формой которого являются нормативно-правовые акты, принятые в законодательном порядке. Процесс принятия правовых норм позитивного права связан с определенными элементами принуждения, запретов, что иногда может иметь и субъективный смысл. Свободная воля человека можно рассматривать в позитивном праве, которое может осуществляться путем насилия или ненасилия.

Обобщенную характеристику позитивного права дал Алексеев: «Позитивное право это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически ощутимый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически разрешенное и юридически непозволительное поведение, а суды, другие государственные учреждения выносят юридически обязательные императивно-властные решения» [2, с. 191].

Позитивистский подход к праву сегодня, как и раньше, характеризуется тем, что право рассматривается исключительно как продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола) и сводится к принудительно-властным установлениям в виде законов, указов, постановлений, обычаев, судебных прецедентов, то есть к закону, который официально наделен властно-принудительной силой, и что принудительность как отличительный признак права толкуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как выходной, правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (насильственный) первоисточник права.

Итак, по нашему мнению, позитивное право - это общеобязательное, формально определенное правило поведения общего характера, которое регулирует общественные отношения, которое устанавливает или санкционирует государство в строго определенном порядке и охраняет всеми мерами воздействия, вплоть до легального принуждения.

Как видим, в разные периоды исторического развития правовой мысли к пониманию права относились по-разному. Однако для понимания сущности и природы права следует считать многогранность образа и форм проявления в социальной жизни, которые отражают его универсальность и все аспекты регулятивного воздействия.

2. Философско-правовое осмысление позитивистского права


С течением времени естественное право стало восприниматься как закономерность социального бытия и связываться с соблюдением и обеспечением общечеловеческих ценностей, неотъемлемых прав и свобод человека в контексте общественно-исторического прогресса. Осознание индивидами самих себя как носителей права обеспечило им возможность жить по праву, то есть участвовать в производстве и использовании благ цивилизации в пределах созданных ими для самих себя прав и обязанностей. Однако в этом и скрывалось главное противоречие. Право индивида не только открывало ему пространство для активности, ассоциированной с волеизъявлением, но и ограничивало, лимитировало его произвол, с помощью которого проще всего было получить и приумножить экономический и политический капитал. Поэтому с развитием абсолютной власти, как формы государственного правления, жить по праву становилось все сложнее. Постепенно в стране остался только один правоноситель - правитель, остальное население получило только обязанности (повинности). Понятие «право» было отделено от «естественного» и начало применяться для обозначения государственных законов.

В свете предложенной парадигмы все события реальной жизни человека начали фиксироваться в государственных законах, которые постепенно стали главным проявлением общественного сознания и сформировали позитивное право, специфика которого, как мы уже выяснили в предыдущем вопросе, заключалась в утверждении о том, что все записанные в законах права, обязанности индивидов и социальная технология их реализации является прерогативой государства.

В эпоху Античности проблема соотношения права и закона также не была лишена противоречия. Как и в большинстве других цивилизаций, начало философствования у греков связано не с понятийно-логическими построениями, а с образно-метафорическими соображениями, обусловленными традициями мифологического осмысления мира.

В морально-правовой философии проблемы морали и права сначала были растворены в рассуждениях античных мыслителей о Космосе, логосе, судьбе. При этом во многих случаях понятие морали и права смешивались. С одной стороны, это свидетельствовало о близости этих форм регуляции человеческого поведения, а с другой - о неспособности древней мысли вникнуть в их сущность и отделить друг от друга.

В эпоху средневековья дискуссия вокруг проблемы правопонимания нашла отображение в христианской интерпретации идей естественного права, которая на место общего морального закона (его проповедовала философия стоиков) поставила мудрость и волю божью.

Спор коснулся лишь вопроса, отождествлять или сопоставлять божественное (природное) и действующее (позитивное) право. Дискуссия на эту тему нашла отражение в философских произведениях Аврелия Августина (354-430 гг.), Фомы Аквинского (Аквината) (1226-1274 гг.), в которых теократическая идея естественного права признавалась выше всего законодательства.

С приходом периода Просвещения и нового времени начинается революционная переоценка системы правопонимания. В 30-х гг. XIX в. под влиянием научно-технического прогресса, развития капиталистических отношений, массовых открытий в области естественных наук и общемировых социальных изменений, в научном сообществе начали утверждаться идеи юридического позитивизма.

По сути, позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Шершеневич) возникла как оппозиционная «естественному праву». В отличие от представителей естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы считались первичными относительно законодательства, сторонники позитивизма выдвинули теорию «субъективного права», которая отождествляла право и закон, относя их к полномочиям государства, как юридического носителя власти.

Следует отметить, что проблема юридической природы права по-разному осмысливается в правовых системах отдифференцированных и неотдифференцированных типов. В отдифференцированном праве ведущая роль отводится закону как регулятору общественных отношений. В неотдифференцированном - естественному праву, а иногда и морали. Закон в этой модели рассматривается в основном через призму принуждения и невозможности решить проблему «неварварским способом».

В отдифференцированных правовых системах, к которым относятся государства романо-германского (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) и англо-американского (Англия, США, Канада и др.) мира, закон выступает основным источником позитивного права (то есть нормативно правовым актом, или же судебным прецедентом). Отличие заключается в том, что формирование и утверждение правосознания в отдифференцированных правовых системах романо-германского типа проходило под общим влиянием социального детерминизма, а в англо-американских - под влиянием волеизъявления государства в пределах судебных прецедентов. Поэтому в такой правовой системе право - это то, к чему приведет рассмотрение дел, а нормы права - мотивировочная часть судебного решения.

В отличие от отдифференцированных, в неотдифференцированных правовых системах правосознание и закон напрямую связаны с социальной жизнью, религией, моралью, политикой, обычаями и тому подобное. Для них характерно вытеснение закона на второй план и урегулирование бытия общества общеправовыми, а иногда и неправовыми средствами. Подобно отдифференцированным, не отдифференцированные правовые системы делятся на религиозные и традиционные.

Итак, как право характеризуется бытием, так закон характеризуется существованием. Поэтому для закона свойственно владеть понятийной формой, иметь видимый и определенный характер, быть перспективным, связываться с конкретными реалиями, иметь явное содержание.

Исследователи выделяют три основные версии правового позитивизма: этатистскую, социологическую и нормативистскую. По этатистской версии право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней применимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной. Среди представителей этатисткой версии позитивизма – Жан Боден, Боссюэ, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Гегель, Рудольф Иеринг.

В современной юриспруденции получила развитие теория правового позитивизма, в основу которой положены принципы правового регулирования в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества, а также разделения и кооперации труда как основы самосохранения и прогресса государства. В России эту концепцию обосновал профессор Сергей Дробышевский.

Сторонники социологического позитивизма считают первоосновой права правоотношения. С их точки зрения право — реальный порядок общественных отношений; закон с большей или меньшей адекватностью фиксирует правила, которых люди придерживаются в своих взаимоотношениях, и обретает жизнь, лишь будучи реализован в них. Социологическая версия исследует право как реальное социальное явление, используя при этом методы позитивистской социологии.

Нормативистская версия принципиально отличается от этатисткой использованием понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство при этом рассматривается как производное от правовых норм явление.

3. Философско-правовые взгляды Дж. Остина



Правовой позитивизм базируется на политической предпосылке, то есть на признании основополагающей ценности государства, а также на вере в эксперимент, опыт, который по естественным наукам переносится в правовые науки.

Начало развития правового позитивизма было положен в Англии. Здесь зарождаются первые идеи правового позитивизма, который сначала развивался независимо от философского позитивизма. Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама, основатель аналитической школы Джон Остин (1790-1859), преподававший юриспруденцию в Университетском колледже (Лондон). Он издал в 1832 г. книгу «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права». Термин «право», писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.

Остин различает и разграничивает этику (область оценок, мнений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представление о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя «имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохие они или хорошие». В этом смысле право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или «логика правовых конструкций».

Развивая мысли Бентама, Остин писал, что целью правительства является общее благо, а не свобода, поскольку в разных условиях разные степень полезности свободы или степень ее ограничений. Остин был сторонником классического либерализма. Но он утверждал, что суверенная власть ничем не связана; препятствия для ее деятельности ставят только религия, мораль и согласие подданных, то есть привычка большинства подданных к повиновению данной власти. Право - это «повеление суверена». Наилучшей формой Остин считал кодексы. Потребность в судебном правотворчестве, объяснял Остин, порождена существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией [6, с. 222].

Итак, по учению английского юриста получается, что «существование права - одно, его преимущества и недостатки - другое». По его мнению, «предметом юриспруденции является позитивное право: право в обычном и четком понимании этого термина, - право, принятое политическими руководителями в отношении своих политических подчиненных» [7, с. 298].

Как отмечает Дж. Остин, право всегда является выражением или воплощением только человеческой воли - команды суверена, адресованной политическим подчиненным. Под сувереном здесь понимается лицо или государственный орган, которому принадлежит высшая политическая власть в обществе (король или народ, представленный парламентом) и которому подавляющее большинство членов общества имеет привычку повиноваться; в отношении которого существует такая привычка.

Команда суверена (закон) возлагает обязанность на членов общества вести себя определенным образом или воздерживаться от определенных действий. Под командой Дж. Остин понимает определенное желание императивного характера. Итак, команда должна формулироваться в приказной форме. Но, как считает ученый, команда отличается от таких императивных желаний, как, например, жажда или голод, одной особенностью: сторона, которой адресована команда, обязана понести наказание, если она ее не выполнит. Как видим, команды суверена - это приказы с угрозой применения силы. «Команда» и «долг», отмечает Дж. Остин, – термины взаимосвязанные. Они отражают отношения господства и подчинения, а законы, принимаемые на основании реализации законодательных полномочий суверена, считаются неоспоримо справедливыми. Таким образом, главным для позитивизма является тезис о том, что право - это команда, которая корреспондирует обязанность подчиниться.

Заключение



Понимание права является сложным и многогранным научным, профессиональным, творческим процессом, который могут осуществлять как юристы-профессионалы, так и общественность. В основу правопонимания положено понятие права, которое само по себе имеет очень большой спектр факторов, повлиявших на процесс его возникновения и формирования.

Позитивное право предлагается сформулировать как общеобязательное, формально определенное правило поведения общего характера, которое регулирует общественные отношения, которое устанавливает или санкционирует государство в строго определенном порядке и охраняет всеми мерами воздействия, вплоть до легального принуждения.

Единство права и закона определяется в соотношении права как совокупности осмысленных правовых принципов и норм, направленных на организацию и упорядочение общественных отношений, выражается в понимании права как идеалов, ценностей, принципов, норм, правил и т.д., а закона - как нормативно-правовых актов, доктрин, прецедентов, правовых обычаев, договоров и т.д. При этом в онтологическом плане концепция различения права и закона, отвечая на вопрос о том, что есть право, позволяет раскрыть объективные сущностные свойства права, только наличие которых в законе (позитивном праве) позволяет характеризовать его как правовое явление, то есть как явление, соответствующее сущности права, как внешнее проявление и осуществление правовой сущности.

Джон Остин подчеркивал, что право является реальным фактом, созданным государством. Согласно его определению, право - это норма, установленная для управления одним разумным существом со стороны другого разумного существа, которое имеет власть над первым. Итак, позитивное право представляет собой материал для построения логической системы, которая должна быть единая, комплексная и несомненная. Суть позитивистского подхода в понимании и толковании права можно кратко передать формулой «закон есть закон».

Список использованной литературы





  1. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - Издательство НОРМА Москва, 2005.

  2. Система права: история, современность, перспективы: монография // Т. Н. Радько, Д. М. Азми, А. А. Головина и др.; под ред. Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2018. – 255 с.

  3. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – Изд. 2-е, доп. – М.: ООО ИД “Право и государство”, 2005. – 544 с.

  4. Власенко Н.А. Результативность правопонимания в современной юридической науке // Журнал российского права. – 2015. № 4. – С. 5-18.

  5. Теоретические и практические проблемы правопонимания: матер. III Междунар. конф., состоявшейся 22—24 апреля 2008 г. в РАП / под ред. В. М. Сырых и др. М., 2009.

  6. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. - 248 с.

  7. Остин Д. Истина // Избранное. Перевод с англ. Макеевой Л.Б., Руднева В.П. - М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1989. – С. 290-307.


написать администратору сайта