Главная страница
Навигация по странице:

  • СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ

  • Субъект познания

  • Объект познания

  • МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ЗНАНИЯ

  • Научные знания

  • Практическое знание.

  • Вненаучное знание

  • Житейское (обыденное) знание

  • Художественное знание

  • Проблемы познания в философии. Проблема познания в философии. Познание как предмет философского анализа


    Скачать 16.98 Kb.
    НазваниеПознание как предмет философского анализа
    АнкорПроблемы познания в философии
    Дата29.05.2021
    Размер16.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроблема познания в философии.docx
    ТипДокументы
    #211405

    ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

    Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее

    Как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Этот вопрос преследовал философскую мысль в самых разных формах.

    Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. 

    В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии:

    1. Оптимизм: утверждают принципиальную познаваемость мира. (Пример: позиция Г. Гегеля, выраженная в словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания»

    2. Скептицизм: не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов - Протагора, Гиппия, Антифонта, которые были предшественниками и современниками вершинных мыслителей древности - Сократа и Платона. Великий Аристотель заметил: «Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться»

    3. Агностицизм отрицают познаваемость мира. («предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления») Суть кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны.

    Но и сегодня диапазон философских доктрин, не чуждых агностическим выводам, довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенциализма, прагматизма и др. Их агностицизм обусловлен не только причинами гносеологического порядка, внутренней логикой, но в определенной степени и традицией, восходящей к философии Д. Юма и И. Канта.

    Что касается отношения материализма к проблеме познаваемости мира, то основным принципом теории познания диалектического материализма является принцип активного отражения. Отражение - это деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Суть отражения в том, что ощущаются, воспринимаются, мыслятся не сами по себе ощущения, восприятия, представления, а предметы, их свойства, связи, отношения. Образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме.

    СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ

    Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.

    Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны.

    Субъект познания –это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).

    Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

    Объект познания –это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). 

    С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта.

    В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли.

    МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ЗНАНИЯ

    Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. 

    Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. 

    Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

    Практическое знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий.

    Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. 

    Выделяют следующие формы вненаучного знания:

     1) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

    2) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом;

    3) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

    4) квазинаучное знание - ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения;

    5) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

    Житейское (обыденное) знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом. Включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

    Выделяют также:

    Художественное знание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

    Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил его построения. 


    написать администратору сайта