Философские взгляды М. В. Ломоносова Перминова Елена Ивановна, преподаватель философии, когбоу спо Кировский медицинский колледж
Скачать 41 Kb.
|
Философские взгляды М.В. Ломоносова Перминова Елена Ивановна, преподаватель философии, КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» Михаил Васильевич Ломоносов - один из крупнейших представителей материализма 18 века. Явился основоположником материалистической философии в России, Он предпринял попытку дать единую материалистическую картину мира, целиком основываясь на выводах современного ему естествознания. Все творчество великого русского ученого проникнуто идеей познаваемости мира. Он безоговорочно утверждал основной принцип материализма, что мир идей произведен от мира объективно существующих вещей и процессов. Мировоззрение и философские взгляды М.В. Ломоносова сформировались, прежде всего, на основе научных трудов его предшественников и современников, представителей механистического материализма 17 - 18 веков: Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона и других. В своих работах он неизменно опирался на их труды, хотя и относился к ним критически, подвергая утверждения этих ученых строгому научному анализу. Теоретической основой философических и естественнонаучных представлений Ломоносова является общий принцип сохранения, относящийся и к материи и к движению. Этот принцип русский ученый впервые сформулировал в качестве всеобщего закона природы. В основе всех работ М.В. Ломоносова в области физики, химии, и других отраслей естествознания лежат идеи атомизма. Его атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и всех его тел, от громадных планет до мельчайших частиц вещества - атомов. Единство мира ученый видел в его материальности, в непрерывном движении и ее субмикроскопических образований. Принцип материального единства Ломоносов распространял не только на неорганические вещества, но и на мир растений и животных. М.В. Ломоносов внес существенный вклад в разработку теории познания – важнейшей области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и явлениям в природе. Ученый решительно выступал как поборник материалистического направления в теории познания. Материальный мир, природу он считал познаваемыми во всех их проявлениях. Он был глубоко убежден в полной познаваемости природы и всех ее явлений, происходящих в ней. Процесс познания рассматривал как «выпытывание правды» у самой природы. В этом состояло существо его научного метода. Первостепенное значение придавал опыту. В опыте он видел самое надежное средство познания природы. Однако, чтобы извлечь из опыта истину, чтобы стимулировать большое число экспериментальных данных и на их основе разрабатывать новый закон природы или сделать хотя бы обобщающие выводы, нужна аналитическая и синтетическая деятельность разума. Ломоносов считал, что прежде чем создать на основе опыта новое научное знание, теорию, ученый должен разработать гипотезу, т.е. научное предположение, предварительное логическое объяснение опытных данных, фактов и наблюдений. Истинный путь к раскрытию закономерностей природы лежит только через гипотезу. Ломоносов в своем творчестве стремился преодолеть границы метафизического мировоззрения. В его трудах нередко встречаются элементы диалектики — первые гениальные догадки о процессах развития материи. Процесс непрерывного развития материального мира русский ученый прослеживал во всей природе её мельчайших образований до космических объектов. Мельчайшие частицы материи, элементы или атомы, образуют более сложные формы — корпускулы, которые в свою очередь сочетаясь в разных комбинациях и количествах, дают все многообразие видимых тел, существующих в природе. Ломоносов в своем научном творчестве предвосхитил разработанную много лет спустя диалектическую теорию развития материалистического мира. Признавая всеобщность движения, Ломоносов объяснил и его причину. В его время была распространена идея, что движение первоначально было сообщено миру божественным толчком. Ломоносов решительно отверг эту точку зрения. В своей работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он выдвигает и доказывает принципиальное положение о том, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно». Идею о вечности и неуничтожимости материи и движения Ломоносов окончательно утвердил открытием закона сохранения вещества и количества движения. Из всеобщей связи материальных тел и явлений природы Ломоносов выделяет, как особо важные, причинные связи, существующие независимо от человека в самих вещах. Эти связи имеются везде, где происходят какие- либо изменения, т.к. последние всегда причинно обусловлены. Значит, все причинно обусловлено. Связи вещей и явлений не существуют в неизменном мире. Они находятся в вечном и непрерывном развитии, как и сами вещи и явления, Признавая огромное значение мышления в познании мира, Ломоносов внимательно изучал его свойства. Для выражения и оформления мыслей большое значение имеет язык, т.к. мысли человека облекаются в словесную оболочку. Отсюда стремление Ломоносова к упорядочению и развитию языка. Благодаря тому, что люди могут выражать свои мысли словами, делается возможным развитие и совершенствование человеческого общества, расцвет наук, искусств и всей деятельности людей вообще. Ученый был твердо уверен в том, что мышление человека, как и все в мире, способно на безграничное развитие и совершенствование. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, будучи оболочкой мысли и средством общения людей между собой, несомненно, играет большую роль в развитии человеческого мышления. Ломоносов также, занимался и проблемами логики - науки о законах и формах правильного мышления. В основе его взглядов на логику лежит материалистическая философия и теория познания. Человеческое мышление, по Ломоносову, отражает материальный мир, поэтому и все формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - своим содержанием имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются. Большое значение Ломоносов отводил приемам доказательства. Он считал, что все выдвигаемые учеными предположения должны быть аргументированы и доказаны. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Поэтому и нужна проверка истинности суждений. Важнейшим средством такой проверки является доказательство. Сила его доказательства, по Ломоносову, заключается в самих явлениях природы. Большое значение Ломоносов придавал выводам индуктивным. Индукцию он определял как умозаключение, где «прежде предполагается о видах какого рода или о частях целого подробну особливо, а потом целое или род представляется». Ученый понимал индукцию гораздо шире, чем его современники. Не только как вывод от вида к роду, но и от частей к целому. При этом считал, что наиболее ясные представления о предмете складывается тогда, когда исследователь познает части целого, а затем делает выводы о природе целого. Сам Ломоносов широко использовал индукцию в своих научных исследованиях, использует два метода: различие и сходство. Он рассматривал индукцию как метод, который включает себя различные, взаимодействующие друг с другом приемы наблюдения явлений. Он считал, что природу нужно познавать, подходя к ней с разных сторон и применяя для этого разные методы. Поэтому он не только требовал связи индуктивных приемов - метода сходства и метода различия, но и выдвигал единые совместные действия дедукции и индукции. Ломоносов считал, что каждый из этих двух видов, ни в коем случае не могут заменить один другого, а должны дополнять друг друга. В конце своей жизни М.В. Ломоносов задумал написать фундаментальный философский труд, обобщающий все его высказывания и идеи. Однако смерть помешала гениальному мыслителю дать человечеству еще одну замечательную работу. Памятником Ломоносову как философу-материалисту являются все его многочисленные труды из разных областей человеческих знаний. М.В. Ломоносова по праву можно назвать основоположником светского философского образования в России. Литература.
|