|
Компас Вилка. Компас №1 (Вилка). Практическая работа 1 Создание первой детали в компас 3d в этой работе необходимо создать деталь Вилка, показанную на рисунке
Практическая работа №1
Создание первой детали в КОМПАС 3D
В этой работе необходимо создать деталь – Вилка, показанную на рисунке.
1. Создание файла детали
Для создания новой детали выполните команду Файл – Создать или нажмите кнопку Создать на панели Стандартная.
В диалоговом окне укажите тип создаваемого документа Деталь и нажмите кнопку ОК.
На экране появится окно новой детали.
Нажмите кнопку Сохранить на панели Стандартная. В поле Имя файла диалогового окна сохранения документов введите имя детали Вилка. Нажмите кнопку Сохранить. В окне Информация о документе просто нажмите кнопку ОК. Поля этого окна заполнять необязательно. На панели Вид нажмите кнопку списка справа от кнопки Ориентация и укажите вариант Изометрия XYZ.
2. Создание основания
Построение детали начинается с создания основания. Построение основания начинается с создания его плоского эскиза. Как правило, для построения эскиза основания выбирают одну из стандартных плоскостей проекций.
Выбор плоскости для построения эскиза основания не влияет на дальнейший порядок построения модели и ее свойства. От этого зависит положение детали в пространстве при выборе одной из стандартных ориентаций
В Дереве модели укажите Плоскость XY (фронтальная плоскость). Пиктограмма плоскости будет выделена цветом.
Нажмите кнопку Эскиз на панели Текущее состояние. Система перейдет в режим редактирования эскиза, Плоскость XY станет параллельной экрану.
Нажмите кнопку Геометрия на Панели переключения. Ниже откроется одноименная инструментальная панель.
Нажмите кнопку Прямоугольник на панели Геометрия .
Начертите небольшой прямоугольник так, чтобы точка начала координат эскиза оказалась внутри прямоугольника. Для построения достаточно указать две точки на любой из диагоналей. Привязки – механизм, позволяющий точно задать положение курсора, выбрав условие его позиционирования (например, в ближайшей характерной точке объекта, в его середине, на пересечении двух объектов и т.д.). Управлять привязками удобно с помощью специальной панели Глобальные привязки.
Выполните команду Вид – Панели инструментов.
В Меню панелей укажите Глобальные привязки. На экране появится панель Глобальные привязки.
Перетащите панель мышью за заголовок на свободное место над окном документа.
Нажмите кнопку Отрезок на панели Геометрия .
Постройте диагональ прямоугольника. Для этого, с помощью привязки Ближайшая точка, укажите две вершины прямоугольника.
Нажмите кнопку Прервать команду на Панели специального управления.
Измените стиль линии диагонали с Основная (синяя линия) на Тонкая (черная линия).
Диагональ прямоугольника необходима для его правильного размещения в эскизе. В то же время, она не должна участвовать непосредственно в создании элемента – это будет нарушением одного из основных требований к эскизам. Изменение стиля линии решает эту проблему, так как при построении учитываются только основные (синие) линии.
На панели Глобальные привязки включите привязку Середина.
Нажмите кнопку Точка .
С помощью привязки Середина постройте точку на середине диагонали.
Нажмите кнопку Параметризация на Панели переключения и кнопку Объединить точки на Расширенной панели команд параметризации точек.
Укажите начало координат эскиза и точку на диагонали прямоугольника. Центр прямоугольника переместится в точку начала координат.
Нажмите кнопку Авторазмер на инструментальной панели Размеры .
Укажите мишенью верхний горизонтальный отрезок, задайте положение размерной линии.
В поле Выражение диалогового окна Установить значение размера введите значение 34 мм и нажмите кнопку ОК.
Постройте вертикальный размер и присвойте ему значение 56 мм.
Закройте эскиз. Для этого нажмите кнопку Эскиз еще раз.
Нажмите кнопку Операция выдавливания на панели Редактирование детали .
Введите с клавиатуры число 16. Значение попадет в поле Расстояние 1 на Панели свойств. Это результат работы режима Предопределенного ввода параметров.
Нажмите клавишу для фиксации значения.
После простановки размеров геометрия эскиза меняется. Для устранения дефектов изображения нажмите кнопку Обновить изображение на панели Вид.
Нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления – система построит основание детали.
3. Добавление материала к основанию
Укажите переднюю грань основания и нажмите кнопку Эскиз на панели Текущее состояние.
Повторите те же построения, что и в эскизе основания.
Нажмите кнопку Авторазмер и проставьте размеры, как это показано на рисунке.
Закройте эскиз .
Нажмите кнопку Операция выдавливания на панели Редактирование детали .
На Панели свойств раскройте список Направление и укажите вариант Обратное направление.
Введите с клавиатуры число 16. Значение попадет в поле Расстояние 2 на Панели свойств.
Нажмите клавишу для фиксации значения. Нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
4. Создание правой проушины
Укажите грань и нажмите кнопку Эскиз .
Нажмите кнопку Прямоугольник на панели Геометрия .
С помощью привязки Ближайшая точка укажите вершину 1 детали, как первую вершину прямоугольника. Вершину 2 укажите произвольно.
Нажмите кнопку Окружность на панели Геометрия.
С помощью привязки Середина укажите точку 1 центра окружности в середине вертикального отрезка.
С помощью привязки Ближайшая точка укажите точку 2, через которую должна пройти окружность.
Нажмите кнопку Усечь кривую на панели Редактирование .
Укажите мишенью на лишние участки окружности и прямоугольника.
Для того, чтобы получить правильный контур, необходимо вручную добавить параметрические связи между его элементами.
На панели Параметризация нажмите кнопку Касание .
Укажите верхний отрезок и дугу, затем дугу и нижний отрезок.
На панели Параметризация нажмите кнопку Выровнять точки по горизонтали .
С помощью привязки Ближайшая точка укажите точку начала координат эскиза и точку центра дуги.
Проставьте горизонтальный линейный размер между точками и присвойте ему значение 54 мм.
Закройте эскиз .
Нажмите кнопку Операция выдавливания на панели Редактирование детали .
Выдавите эскиз в обратном направлении на 16 мм.
Укажите грань основания и нажмите кнопку Эскиз на панели Текущее состояние.
5. Добавление бобышки
Нажмите кнопку Окружность на панели Геометрия .
С помощью привязки Ближайшая точка укажите точки 1 и 2.
Закройте эскиз .
Нажмите кнопку Операция выдавливания на панели Редактирование детали .
На Панели свойств раскройте список Направление и укажите Прямое направление .
Введите с клавиатуры число 6. Значение попадет в поле Расстояние 1 на Панели свойств.
Нажмите клавишу для фиксации значения.
Нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
6. Добавление сквозного отверстия
Укажите грань и нажмите кнопку Эскиз .
Нажмите кнопку Окружность на панели Геометрия .
С помощью привязки Ближайшая точка укажите точку центра окружности в центре круглого ребра. Радиус окружности укажите произвольно. Нажмите кнопку Авторазмер на панели Размеры , укажите окружность, присвойте размеру значение 24 мм.
Закройте эскиз .
Нажмите кнопку Вырезать выдавливанием на панели Редактирование детали .
Проверьте состояние поля Направление построения и убедитесь, что установлено Прямое направление.
Откройте список Тип построения и укажите Через все.
Нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
7. Создание зеркального массива
Нажмите кнопку Зеркальный Массив на панели Редактирование детали .
В Дереве модели укажите Плоскость ZY.
Затем укажите три элемента, составляющие правую проушину.
Нажмите кнопку Создать объект .
8. Добавление скруглений
Нажмите кнопку Скругление на панели Редактирование детали .
Укажите ребро в основании левой проушины. Обратите внимание внимание на форму курсора .
Старайтесь указывать как можно больше элементов, которые требуется скруглить одинаковым радиусом. В этом случае упрощается редактирование модели и расчеты будут выполняться быстрее.
Вращение модели с помощью команды Повернуть
Нажмите кнопку Повернуть на панели Вид.
Поместите курсор рядом с моделью, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещайте курсор – модель начнет поворачиваться.
Поверните деталь так, чтобы стало видно ребро на правой проушине.
После этого отпустите кнопку мыши и отключите кнопку Повернуть .
Укажите второе ребро.
В поле Радиус на Панели свойств, с помощью счетчика приращения/уменьшения , установите значение 7 мм.
Обратите внимание на справочное поле, содержащее сведения о количестве указанных ребер.
Нажмите кнопку Создать объект .
Вновь установите для модели стандартную ориентацию Изометрия XYZ.
9. Изменение отображения модели
Для указания ребер, невидимых в текущей ориентации, необязательно поворачивать модель. Вместо этого можно изменить тип отображения модели.
Нажмите кнопку Скругление на панели Редактирование детали .
В поле Радиус на Панели свойств введите значение 23 мм.
Нажмите кнопку Невидимые линии тонкие на панели Вид. Невидимые ребра модели будут отображаться более светлым цветом.
Укажите два внешних ребра на проушинах.
Нажмите кнопку Создать объект .
Вновь установите режим отображения Полутоновое .
10. Скругление ребер основания
Элементы модели, участвующие в операции, можно указывать не только во время выполнения операции, но и заранее.
Нажмите кнопку Каркас на панели Вид. После этого станут видны все ребра модели.
Нажмите и удерживайте нажатой кнопку на клавиатуре.
Укажите восемь ребер на основании.
Если вы испытываете затруднения при выборе ребер, увеличьте масштаб отображения модели вращением колесика мыши, или поверните модель..
Отпустите кнопку . В окне модели указанные ребра будут выделены цветом.
Нажмите кнопку Скругление .
С клавиатуры введите значение 5 мм. Значение появится в поле Радиус на Панели свойств.
Убедитесь, что в справочном поле на Панели свойств отображается информация о выборе восьми ребер.
Нажмите кнопку Создать объект .
Установите режим отображения Полутоновое .
Нажмите кнопку Скругление .
Укажите ребро на правой проушине.
Поверните деталь так, чтобы стало видно ребро на правой проушине.
Укажите второе ребро.
В поле Радиус введите значение 3 мм.
Нажмите кнопку Создать объект .
Установите ориентацию Изометрия XYZ.
11. Создание конструктивной плоскости
Для размещения эскиза следующего элемента потребуется создать дополнительную конструктивную плоскость.
Нажмите кнопку Вспомогательная геометрия на Панели переключения.
Нажмите кнопку Смещенная плоскость .
Разверните модель в пространстве так, чтобы стала видна обратная грань основания детали.
Укажите грань.
В поле Расстояние на Панели свойств введите значение 6 мм.
Нажмите кнопку Создать объект .
Нажмите кнопку Прервать команду . 12. Выдавливание до ближайшей поверхности
В Дереве модели укажите элемент Смещенная плоскость:1 и нажмите кнопку Эскиз .
В эскизе постройте окружность с центром в точке начала координат. Проставьте диаметральный размер и присвойте ему значение 50 мм.
Закройте эскиз .
Нажмите кнопку Операция выдавливания .
На Панели свойств откройте список Направление построения и укажите Обратное.
Откройте список Способ построения и укажите До ближайшей поверхности.
Нажмите кнопку Создать объект .
13. Использование характерных точек
При создании и редактировании трехмерных объектов можно задавать параметры этих объектов, "перетаскивая" их характерные точки мышью.
Разверните модель в пространстве так, чтобы стала видна плоская грань бобышки.
Укажите грань и нажмите кнопку Эскиз .
В эскизе постройте окружность с центром в точке начала координат.
Проставьте диаметральный размер и присвойте ему значение 45 мм.
Закройте эскиз .
Нажмите кнопку Операция выдавливания .
Установите Прямое направление выдавливания.
Для активизации центральной точки, соответствующей расстоянию выдавливания, подведите к ней курсор мыши.
После того, как точка будет выделена и рядом с ней появится надпись, содержащая имя и значение параметра, нажмите левую кнопку мыши.
Не отпуская кнопку, перемещайте мышь вправо. После того, как нужное значение 25 мм будет достигнуто, отпустите кнопку мыши.
Нажмите кнопку Создать объект .
14. Добавление глухого отверстия
С помощью команды Вырезать выдавливанием можно построить простые цилиндрические отверстия. Для построения отверстий более сложной формы следует пользоваться специальной командой Отверстие.
Разверните модель и укажите грань.
Нажмите кнопку Отверстие на панели Редактирование детали .
В окне Библиотеки отверстий укажите Отверстие 02.
В таблице параметров задайте глубину отверстия H 30 мм и его диаметр D 17,5 мм.
По-умолчанию центр отверстия совмещается с точкой начала координат эскиза – просто нажмите кнопку Создать объект .
15. Создание обозначения резьбы
КОМПАС-3D позволяет создать условное изображение резьбы на цилиндрической или конической поверхности детали для правильного ее отображения на чертеже.
Нажмите кнопку Условное изображение резьбы на инструментальной панели Условные обозначения .
Укажите круглое ребро на отверстии.
Раскройте список Шаг и укажите значение 2,5 мм.
Отключите флажок На всю длину. В поле Длина введите значение 25 мм.
Нажмите кнопку Создать объект .
При желании изображения резьбы можно убрать с экрана. Для этого нужно выполнить команду Вид – Скрыть – Изображения резьбы. Это не повлияет на ее отображение на чертежах.
На кольцевой грани, получившейся после вычитания отверстия, нужно построить небольшую цилиндрическую бобышку так, чтобы она постоянно находилась посередине между внешним и внутренним ребрами грани в вертикальном направлении. Этого можно добиться за счет использования в эскизе переменных и выражений.
Укажите грань и нажмите кнопку Эскиз .
16. Создание массивов по концентрической сетке
Нажмите кнопку Окружность на панели Геометрия .
Укажите центр окружности на осевой окружности с помощью привязки Точка на кривой.
Радиус окружности укажите произвольно.
Проставьте к окружности диаметральный размер и присвойте ему значение 7 мм (на следующих рисунках прочие размеры условно не показаны).
Нажмите кнопку Выровнять точки по вертикали на Расширенной панели команд параметризации точек панели Параметризация .
С помощью привязки Ближайшая точка укажите центральную точку окружности и точку начала координат эскиза.
После этого указанные точки будут выровнены в вертикальном направлении.
Закройте эскиз и выдавите его в прямом направлении на 5 мм. Этот элемент будет исходным компонентом концентрического массива.
Для создания массива по концентрической сетке, в модели необходимо создать элемент вспомогательной геометрии – конструктивную ось.
Нажмите кнопку Ось конической поверхности на Расширенной панели команд построения конструктивных осей панели Вспомогательная геометрия .
Укажите цилиндрическую грань отверстия – система построит ось.
Нажмите кнопку Прервать команду .
Нажмите кнопку Массив по концентрической сетке на Расширенной панели команд создания массивов панели Редактирование детали .
В Дереве модели укажите элементы Ось конической поверхности:1 и Операция выдавливания:7.
Убедитесь, что поле N2 – Количество по кольцевому направлению на Панели свойств содержит значение 4.
Нажмите кнопку Создать объект .
При желании изображения конструктивных осей можно убрать с экрана. Для этого нужно выполнить команду Вид – Скрыть – Конструктивные оси. 17. Создание канавки
К детали необходимо добавить массив из четырех канавок, смещенный относительно массива бобышек на 45 градусов.
Укажите грань и нажмите кнопку Эскиз .
Нажмите кнопку Окружность на панели Геометрия .
С помощью привязки Точка на кривой укажите центр окружности на внешнем круглом ребре большой цилиндрической бобышки.
В отдельных случаях, вместо универсальной команды Авторазмер , удобнее использовать команды простановки размеров определенного типа, расположенные на инструментальной панели Размеры .
Нажмите кнопку Диаметральный размер на инструментальной панели Размеры .
Укажите окружность, затем укажите положение размерной линии и присвойте размеру значение 7 мм.
Нажмите кнопку Отрезок на панели Геометрия .
Постройте отрезок 0–1 из точки начала координат эскиза до центра круглого ребра вертикальной бобышки.
Постройте отрезок 0–2 из точки начала координат эскиза до центра окружности.
Измените стиль отрезков с Основная на Осевая.
Нажмите кнопку Угловой размер на панели Размеры .
Укажите осевые отрезки, затем укажите положение размерной линии и присвойте размеру значение 45 градусов.
Закройте эскиз .
Нажмите кнопку Вырезать выдавливанием на панели Редактирование детали .
Проверьте состояние поля Направление построения и убедитесь, что установлено Прямое направление.
Откройте список Тип построения и укажите До поверхности.
В модели укажите узкую кольцевую грань круглой бобышки.
Нажмите кнопку Создать объект .
18. Добавление фасок
Нажмите кнопку Фаска на Расширенной панели команд построения скруглений и фасок.
Введите значение длины фаски 2 мм, нажмите клавишу .
В модели укажите четыре ребра.
Нажмите кнопку Создать объект .
19. Создание массива канавок Нажмите кнопку Массив по концентрической сетке .
В Дереве модели укажите элемент Ось конической поверхности:1.
Затем укажите элемент Вырезать элемент выдавливания:2.
Убедитесь, что поле N2 – Количество по кольцевому направлению на Панели свойств содержит значение 4.
Нажмите кнопку Создать объект .
20. Определение свойств детали
Щелкните правой клавишей мыши в любом пустом месте окна модели.
Из контекстного меню выполните команду Свойства.
Введите обозначение и наименование детали, определите ее цвет.
21. Выбор материала из списка материалов
Для определения материала, из которого изготовлена деталь, нажмите кнопку Выбрать из списка материалов.
В окне Плотность материалов раскройте раздел Чугуны и укажите марку материала.
Для завершения диалога определения свойств детали нажмите кнопку Создать объект .
Нажмите кнопку Сохранить на панели Стандартная. 22. Расчет МЦХ детали
Нажмите кнопку МЦХ модели на инструментальной панели Измерения .
На Панели свойств задайте количество знаков после запятой, единицу измерения массы, нажмите кнопку Центр масс.
Ознакомьтесь с результатами расчетов.
Положение центра масс показано в окне модели специальным значком.
Нажмите кнопку Прервать команду . |
|
|