|
ыаып. Практическая работа 1 Тема Сформулировать основные особенности античных школ
Практическая работа №1
Тема ; Сформулировать основные особенности античных школ.
Цель: Научить формулировать отличительные особенности античных школ в форме таблицы
Оборудование:
Горелов, А. А. Основы философии [Текст]: учебное пособие для студентов среднего профессионального учебного заведения / А.А. Горелов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
Губин, В. Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие / В.Д. Губин. – М.: ИНФРА - М, 2009. – 288 с.
Презентация «Античная философия» Ход работы
1. Проанализируйте философское содержание основных античных школ.
2. Сравните основные философские концепции бытия.
3. Определите особенности античных школ.
4. Составьте таблицу – особенности античных школ .
Подведение итогов занятия.
Методические указания
При затруднении в составление таблицы , обратите внимание на тему Античная философия , Становление философии в древней Греции , Философия Древнего Рима : Горелов, А. А. Основы философии [Текст]: учебное пособие для студентов среднего профессионального учебного заведения / А.А. Горелов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 32-80 с.
Губин, В. Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие / В.Д. Губин. – М.: ИНФРА - М, 2009. – 10-31 с.
Канке, В. А. Основы философии [Текст]: учебное пособие для студентов среднего профессионального учебного заведения / В.А. Канке. – М.: Логос, 2009. – 286 с.
Отчет о проделанной работе
2. Античная философия
Этап развития
| Основной представитель
| Направленность размышлений
| Классический период античной философии
|
|
|
| Афинская школа ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ
| Сократ
(470 – 399 гг. до н.э.)
| Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.
Майевтика — это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по гречески называлось «мэевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания.
| Эллинистический период античной философии
| Скептицизм
| Пиррон
(ок. 360 – 280 гг. до н.э.)
| Центральный вопрос его философии – как человеку стать счастливым?
Пиррон говорил, что для этого надо ответить на 3 вопроса:
1)Что есть то, что нас окружает?
2)Как мы должны к этому относиться?
3)Что следует из этого отношения?
Отвечая на 1-ый вопрос, Пиррон указывал, что различные мудрецы по-разному объясняли сущность и происхождение мира. Невозможно предпочесть какую-либо точку зрения. Пиррон говорил, что ни о чём нельзя утверждать определённо и уверенно, что оно существует или не существует. Далее, нет категорического и уверенного ответа на вопрос: что есть вещь?
Отвечая на 2 вопрос, он говорил, что следует воздерживаться от каких-либо категорических суждений (эпохе). Мы должны относиться к вещам как к кажимости, а основания противоположных суждений равносильны, равнозначны. Поэтому истинное утверждение может быть только вероятностным.
Отсюда ответ на 3 вопрос: полнейшая невозмутимость, бесстрашность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.
| Стоицизм
| Сенека
( ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)
| Философия Сенеки имеет нравственную направленность – размышления о нравственном идеале и путях обретения счастья. Сенека одним из первых высказал мысль о безграничной возможности человеческого знания. Людей он разделял на мудрецов и безумцев. Причем полагал, что‚ всякая нравственная деятельность обычных людей способствует их нравственному росту‚ а направленная на удовлетворение материальных потребностей приводит к их нравственной деградации. Сенека писал: «Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они намечают нравственные идеалы». По мнению стоиков, мудрец должен следовать бесстрастию природы и любить свой «рок».
|
| Платон
(427 – 347 гг. до н.э.)
| Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е.
вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».
Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д.
Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.).
|
| Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
| Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания.
Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей.
В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.
|
|
|
|
Вывод: Я научился формулировать отличительные особенности античных школ в форме таблицы |
|
|