Главная страница

Практическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века. Практическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века Жанр "Повести о Петре и Февронии Муромских"


Скачать 20.43 Kb.
НазваниеПрактическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века Жанр "Повести о Петре и Февронии Муромских"
Дата23.11.2020
Размер20.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века.docx
ТипПрактическая работа
#153070

Практическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века

  1. Жанр "Повести о Петре и Февронии Муромских" не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Поэтический вымысел, восходящий к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни позволяют рассматривать ее в качестве начальной стадии развития жанра светской бытовой повести, как считает Д.С. Лихачев.

  2. Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика тесно связаны с теми изменениями, которые произошли в русской жизни XVII века: с общим подъемом русской культуры, тягой к просвещению, протестом против косного домостроевского быта, интересом к человеческой личности. Бытовая повесть запечатлела существенные стороны частной и общественной жизни человека. Впервые героем повести оказывается не исторический деятель, а лицо вымышленное. Автор проявляет большое внимание к частной жизни обычного человека.

Древняя русская литература не знала открыто вымышленного героя. Все действующие лица произведений 11 - начала 17 в. - исторические или претендующие на историчность. Писатели ищут для своих произведений значительных лиц, значительных событий - при этом не в литературном, а в чисто историческом смысле. Они стремятся писать о реально существующих лицах, о событиях, имевших место в конкретной исторической и географической обстановке, прибегают к ссылке на свидетельства современников, на материальные следы деятельности своих героев. Если в древнерусских произведениях и встречаются вымышленные лица, то древнерусский писатель стремится уверить своего читателя в том, что эти лица все же были. Вымысел - чудеса, видения, сбывающиеся пророчества - писатель выдает за реальные факты и сам верит в их реальность.

В 17 веке историческое имя героя стало явным препятствием в развитии литературы, в ее движении к реалистическому вымыслу. Писатели стремятся избавиться от исторического имени действующего лица, однако преодолеть веками сложившееся убеждение, что в литературном произведении интересно только подлинное, реально происшедшее и исторически значительное, было не так-то легко. Еще труднее было вступить на путь открытого вымысла. Начинается полоса поисков выхода из затруднительного положения, поисков, которые, в конце концов, привели к созданию воображаемого героя литературы нового времени, героя с вымышленным именем, с вымышленной биографией. Это средний, не исторический, «бытовой» человек, о котором можно писать все, подчиняясь лишь внутренней логике самого образа, воссоздавая этот образ в наиболее типичных для него положениях. Как отмечает Д.С. Лихачев, о нем уже не надо было рассуждать со стороны, публицистически рекомендуя его читателю отнюдь не образными характеристиками.

Одним из самых значительных переходных явлений было появление безымянности действующих лиц. Героями становятся безымянные люди - люди, которых называют просто «молодец» или «бедный», «богатый», «голый и небогатый человек», «бражник», «крестьянский сын», «девица», «купец некий», «ревнивый муж» и т.д. Безымянность героя уже сама по себе означала, что произошло открытие новых, совсем иных, чем прежде, путей художественного обобщения. Но следует отметить, что безымянность героя облегчала путь вымыслу, путь к созданию типических, вовсе не идеализированных героев.нр "Повести о Петре и Февронии Муромских" не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Поэтический вымысел, восходящий к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни позволяют рассматривать ее в качестве начальной стадии развития жанра светской бытовой повести, как считает Д.С. Лихачев.

  1. Центр. тема повествования - трагическая судьба молодого поколения , старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

Вступление - библейский сюжет об Адаме и Еве в новой трактовке: причина преступления ч-ком заповеди и смирения в нём самом, а не в потусторонних сил.

В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой , в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи.

Образ Горя олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека.

Молодец расплачивается за свою непокорность . Освещённому веками бытовому укладу он не может противопоставить ничего, кроме своего стремления к свободе.

2 миропонимания: родителей и « добрых людей»- большинства, придерж. домостройной морали, с другой стороны- Молодца, стремление нового поколения к свободе.

Это светская бытовая биографическая повесть.

Присутствуют : поэтика фольклора, его образная система, форма былинного стиха.

4. Основа сюжета – жизнь купеческого сына Саввы Грудцына, полная тревог и приключений. Повествование о судьбе героя дается на широком историческом фоне. Юность Саввы протекает в годы "гонения и мятежа великого", т. е в период борьбы русского народа с польской интервенцией; в зрелые годы герой принимает участие в войне за Смоленск в 1632–1634 гг. В повести упоминаются исторические личности: царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, воевода Шеин, сотник Шилов; да и сам герой принадлежит к известной купеческой семье Грудцыных-Усовых. Однако главное место в повести занимают картины частной жизни.

Повесть состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга эпизодов, составляющих основные вехи биографии Саввы: юность, зрелые годы, старость и смерть.

В юности Савва, отправленный отцом по торговым делам в город Орел Соликамский, предается любовным утехам с женой друга отца Бажена Второго, смело попирая святость семейного союза и святость дружбы. В этой части повести центральное место отводится любовной интриге и делаются первые попытки изобразить любовные переживания человека. Опоенный любовным зелием, изгнанный из дома Бажена, Савва начинает терзаться муками любви: "И се начат яко неки огнь горети в сердце его... начат сердцем тужити и скорбети по жене оной... И нача от великия туги красота лица его увядати и плоть его истончеватися". Чтобы рассеять свою скорбь, утолить сердечную тоску, Савва идет за город, на лоно природы.

Автор сочувствует Савве, осуждает поступок "злой и неверной жены", коварно прельстившей его. Но этот традиционный мотив прельщения невинного отрока приобретает в повести реальные психологические очертания.

Вводится в повесть и средневековый мотив союза человека с дьяволом: в порыве любовной скорби Савва взывает к помощи дьявола, и тот не замедлил явиться на его зов в образе юноши. Он готов оказать Савве любые услуги, требуя от него лишь дать "рукописание мало некое" (продать свою душу). Герой исполняет требование беса, не придав этому особого значения, и даже поклоняется самому Сатане в его царстве, дьявол, приняв образ "брата названого", становится преданным слугою Саввы.

Развязка повести связана с традиционным мотивом "чудес" богородичных икон: Богородица своим заступничеством избавляет Савву от бесовских мучений, взяв предварительно с него обет уйти в монастырь. Исцелившись, получив назад свое заглаженное "рукописание", Савва становится монахом. При этом обращает на себя внимание тот факт, что на протяжении всей повести Савва остается "юношей".

Образ Саввы, как и образ Молодца в "Повести о Горе и Злочастии", обобщает черты молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полную меру своих удалых молодецких сил.

Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

В стиле повести сочетаются традиционные книжные приемы и отдельные мотивы устной народной поэзии. Новаторство повести состоит в ее попытке изобразить обыкновенный человеческий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера, показать значение любви в жизни человека. Вполне справедливо поэтому ряд исследователей рассматривает "Повесть о Савве Грудцыне" в качестве начального этапа становления жанра романа.

  1. Повесть о Фроле Скобееве (История о российском дворянине Фроле Скобееве)» (возникла, вероятно, в 80‑е гг. ХVII в.) выходит из круга исторической, житийно-демонологической и морально-нравоучительной тематики средневековья в область легкого и занимательного рассказа. Хорошо развитая интрига, юмор, элементы психологизма и реалистического бытописания, сатирические тенденции — отличительные черты этой повести. Своеобразен язык, сочетающий элементы славяно-русского языка и просторечия, народно-поэтической и заимствованной лексики («реестр», «персона», «банкеты» и др.), канцелярской речи («в Новгородском уезде имелся дворянин Фрол Скобеев») московских приказов (это позволяет предположить возникновение повести в приказно-чиновничьей среде). Тематически и стилистически повесть близка устным бытовым и сатирическим сказкам, с одной стороны, и плутовской новелле, вошедшей в круг чтения в ХVII в., с другой.

Главный герой — активный, но неразборчивый в средствах человек, который всегда добивается задуманного, рисуется без малейшего оттенка сатиры. Повесть рассказывает о том, как ловкими проделками устраивает свое благополучие «ябедник», бедный новгородский дворянин Фрол Скобеев. Он обманом проникает в дом богатого стольника Нардын-Нащекина, соблазняет его дочь Аннушку и затем увозит ее из родительского дома. Тайно обвенчавшись с ней, он плутовскими проделками добивается у стольника прощения и признания этого брака. Воля, настойчивость, здравый смысл, жизненный практицизм — те положительные качества, которыми обладает Скобеев, наряду с аморальностью, цинизмом. Поступки героя мотивированы не вмешательством посторонней силы, а свободным выбором, вытекающим из характера и свойств его натуры.

А.М. Панченко, Д.С. Лихачев называли «Повесть о Фроле Скобееве» одной из первых русских плутовских новелл. По законам жанра новелла не знает дидактики и назиданий, никого не осуждает и не оправдывает; новелла строится по принципу сюжетной занимательности; в ней отсутствует строгое деление действующих лиц на добрых и злых. Герой «Повести о Фроле Скобееве» — обычный, рядовой человек, плут, а все остальные попадаются на его плутни; стиль повести — стиль деловой прозы, живого, разговорного языка) .

Повесть привлекла внимание писателей ХVIII и ХIХ вв.: в 80‑х гг. ХVIII в. на ее основе Н.И. Новиков написал повесть «Новгородских девушек святочный вечер»; Н.К. Карамзин использовал сюжет в повести «Наталья— боярская дочь»; в 60‑х гг. ХIХ в. появилась «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве» драматурга Д.В. Аверкиева, а в середине 40‑х гг. ХХ в. композитор Т.Н. Хренников создал комическую оперу «Фрол Скобеев».


написать администратору сайта