Парменид философия. ПР_2_Науменко.Е.А_МОПХ351.. Практическая работа 2 по дисциплине Философия на тему Античная философия Студент Науменко Елизавета Андреевна
Скачать 26.76 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА Специальность: Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 по дисциплине: Философия на тему: Античная философия Студент: Науменко Елизавета Андреевна Руководитель: Сергин Максим Львович ___________________________________ оценка при защите ___________________________________ дата защиты подпись преподавателя Москва 2022 Парменид. Слушателем Ксенофана был Парменид Элейский, сын Пирета (а сам Ксенофан — слушателем Анаксимандра, как сказано в «Обзоре» Феофраста). Однако хотя он и учился у Ксенофана, но последователем его не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию, сыну Диохета (так говорит Сотион), человеку бедному, но прекрасному и благородному; и ему он следовал гораздо ближе, а по смерти его" "воздвиг ему святилище, так как сам был родом знатен и богат: Аминий, а не Ксенофан обратил его к душевному миру. Он первый заявил, что земля шаровидна и что место ее в середине. Существуют две основы, огонь и земля, и первый служит творцом, вторая веществом. Род человеческий первое начало свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца. Душа и ум — одно и то же (об этом упоминает и Феофраст в «Физике», где у него изложены мнения едва ли не всех философов). Философию он разделил надвое — на философию истины и философию мнения. Поэтому он и говорит в одном месте: ...Все тебе должно уведать: Истины твердое сердце в круге ее совершенном, Мнение смертного люда, в котором нет истинной правды. Философию он излагал в стихах, подобно Гесиоду, Ксенофану и Эмпедоклу. «Критерием истины называл он разум, в чувствах же», — говорил он, — точности нет. Вот его слова: Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным, И языком, — будь лишь разум судьей многоспорному слову! ПАРМЕНИД. О природе…Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав, Что за пути изысканья единственно мыслить возможно. Первый гласит, что «есть» и «не быть никак невозможно»: Это — путь убежденья (которое Истине спутник). Путь второй — что — «не есть» и «не быть должно неизбежно»: Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна, Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить... Ибо мыслить — то же, что быть... Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать. Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья, А затем от того, где люди, лишенные знанья, Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы, Коими «быть и не быть» одним признаются и тем же И не тем же, но все идет на попятную тотчас. Нет, никогда не вынудить это: «не сущее — суще». Но отврати свою мысль от сего пути изысканья, Да не побудит тебя на него многоопытный навык Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим, И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод Разумом, мной приведенный. Один только путь остается, «Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нарождённым должно быть и негибнущим тоже, Целым, единородным, бездорожным и совершенным." И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рождения. Как, откуда взросло? Из не — сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: Немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться Так что иль быть всегда, или не быть никогда ему должно. Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы, Иль погибать, но держит крепко. Решение — вот в чем: Есть или не есть? Так вот, решено, как и необходимо, Путь второй отмести, как немыслимый и безымянный. (Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный. Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»? «Было» — значит не есть, не есть, если «некогда будет». Так угасло рожденье и без вести гибель пропала. И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше, что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим. Но в границах великих оков оно неподвижно, Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель Прочь отброшены — их отразил безошибочный довод. И пребудет так постоянно: мощно Ананка Держит в оковах границ, что в круг его запирают, Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось. Тоже самое — мысль и то, о чем мысль возникает, Ибо без бытия, о котором ее изрекают, Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого Сверх бытия ничего: Судьба его приковала Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет все, что приняли люди, за истину то полагая: «Быть и не быть», «рождаться на свет и гибнуть бесследно», «Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий». Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно Ото всюду, подобное глыбе прекруглого Шара, От середины везде равносильное, ибо не больше… …Но коль скоро все вещи названы «Светом» и «Ночью», Качество и их нареклись отдельно этим и тем вот, Все наполнено вместе Светом и темною Ночью, Поровну тем и другим, поскольку ничто ни причастно Ни тому, ни другому. Ты познаешь природу эфира и все, что в эфире, Знаки, и чистой лампады дела лучезарного Солнца Незримотрворимые, также отсюда они народились. И круглоокой Луны колобродные также узнаешь Ты и дела, и природу, и Небо, что все обнимает, Как и откуда оно народилось, как его приковала Звезд границы стеречь Ананкэ... ...как Земля и Солнце с Луною, Общий для всех Эфир, Небесное Млеко, а также Крайний Олимп и звезд горячая сила пустились Вдруг рождаться на свет... Список использованных источников:Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 366 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-01634-5. -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 112 - URL: https://urait.ru/bcode/490820/p.112 (дата обращения: 31.10.2022). |