история психологии. Практических заданий по дисциплине история психологии
Скачать 46.05 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Группа Кд20П191 Студент Светлана Александровна Алтынпара КАЛИНИНГРАД 2022 Ответы на вопросы. Исследование агрессии в бихевиоризме. Знание бихевиористской методологии очень важно для изучения проблемы агрессии, поскольку в США большинство ученых, хоть как-то причастных к проблеме агрессии, являются приверженцами бихевиоризма. Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется тем, что человек стремится добиться максимального преимущества. Выдающиеся бихевиористы А. Басс и Л. Беркович демонстрируют гораздо больше понимания эмоциональных состояний человека, чем Скиннер, хотя в целом они поддерживают главный принцип Скиннера, гласящий, что объектом научного наблюдения является действие, а не действующий человек. Поэтому они не придают серьезного значения фундаментальным открытиям Фрейда, т.е. не учитывают того, что поведение определяют психические силы, что эти силы в основном находятся на бессознательном уровне и, наконец, что осознание («прозрение») как раз и является тем фактором, который преобразует энергетический потенциал и определяет направленность этих сил. Бихевиористы претендуют на «научность» своего метода на том основании, что они занимаются теми видами поведения, которые доступны визуальному наблюдению. Однако они не понимают, что невозможно адекватно описать «поведение» в отрыве от действующей личности. Основной бихевиористский тезис, согласно которому наблюдаемое поведение представляет собой надежную с научной точки зрения величину, совершенно ошибочен. На самом деле поведение различно в зависимости от различия мотивирующих его импульсов, а они-то часто скрыты от наблюдателя [3, c.236]. Если психолог ставит перед собой задачу понять поведение человека, то он должен выбрать такие методы, которые пригодны для изучения человека в жизни, тогда как бихевиористские исследования практически проводятся в пробирке. Может возникнуть впечатление, будто психология стремилась обеспечить себе респектабельность посредством подражания естественным наукам, заимствуя у них некоторые методы, но, кстати сказать, это оказались методы, которые имели силу 50 лет назад, а не те «научные» методы, которые приняты в передовых отраслях науки сегодня. В результате недостаток теории часто скрывается за впечатляющими математическими формулами, которые не имеют ничего общего с фактами и нисколько не поднимают их значимость. Разработать метод для наблюдения и анализа человеческого поведения вне лаборатории – весьма нелегкое дело, однако это является важнейшей предпосылкой для понимания человека. В сущности, при изучении человека работают только два метода наблюдения: 1. Первый метод – это прямое и детальное изучение одного человека другим. Самый результативный вариант данного метода демонстрирует «психоаналитическая лаборатория», разработанная Фрейдом. Здесь пациенту предоставляется возможность выразить свои неосознанные влечения, одновременно выясняется связь этих влечений с доступными глазу «нормальными» и «невротическими» актами поведения. Менее сильным, но все же довольно продуктивным методом является интервью или серия опросов, к которым следует причислить также изучение некоторых сновидений, а также ряд прожективных тестов. Не следует недооценивать глубинные психологические данные, которые опытный наблюдатель добывает уже тем, что внимательно и долго следит за испытуемым, изучая его жесты, голос, осанку, руки, выражение лица и т.д. даже не зная лично испытуемого и не имея в распоряжении ни писем, ни дневников, ни подробной его биографии, психолог может использовать наблюдение такого рода как важный источник для понимания психологического профиля личности [8, c.215]. 2. Второй метод исследования человека в жизни состоит в том, чтобы, вместо «запихивания» жизни в психологическую лабораторию, превратить в «естественную лабораторию» определенные жизненные ситуации. Вместо конструирования искусственной социальной ситуации (как это делается в психологической лаборатории), исследователь изучает те эксперименты, которые предлагает сама жизнь. Надо выбрать такие социальные ситуации, которые поддаются сравнению, и с помощью специального метода превратить их в соответствующий эксперимент. Если одни факторы принять за константу, а другие изменять, то в такой естественной лаборатории появляется возможность для проверки разных гипотез. Существует очень много похожих ситуаций, и можно проверить, соответствует та или иная гипотеза всем этим ситуациям, – и если это не так, то можно выяснить, существует ли убедительное объяснение для этого исключения, или надо изменить гипотезу. Простейшей формой подобного «естественного эксперимента» является анкетный опрос (с использованием большого списка открытых вопросов или же в ходе личного интервью), проводимый среди репрезентативных групп людей разного возраста, профессий. Невротические потребности. Невротическая личность — это личность, которая сформировалась под воздействием определенных условий взросления. Чаще всего люди с невротической или "тревожной личностью" в детстве не получали поддержки своих родителей, их не любили, не формировали чувство безопасности в этом мире, не принимали их как формирующуюся личность. Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни, представитель психодинамического направления в психологии, последователь З.Фрейда, в ходе множества исследований тревожных (невротических) состояний вывела новое понятие основной или "базальной тревоги". Данная тревога заключается в отсутствии чувства безопасности в детско-родительских отношениях. Хорни утверждала, что корень проблемы следует искать в отношениях детей и родителей. Маленький человек будет формировать свою личность под влиянием той среды, в которой он растет и развивается. В условиях агрессивной среды, он будет воспитывать в себе такие черты характера, которые помогут ему психологически перенести нестерпимые душевные переживания. Благодаря этому сплетается узор личности, а иногда клубок спутанных ниток, которые он не в состоянии распутать самостоятельно. Во взрослом возрасте, личность, которая сформировалась по невротическому принципу, имеет огромное количество страхов, тревог и необъяснимых состояний. Этому удивляться не стоит. С ними происходит постоянный как внутренний конфликт, так и внешний, этот процесс очень схож с круговоротом. Они сильно фрустрируются, т.е. их желания не совпадают с их возможностями, что приводит к особым тревожным состояниям, которые длятся продолжительное время и из которых они самостоятельно не выходят. Несовпадение желаний и возможностей порождает невротические потребности, которые трансформируются в невротические наклонности и поведение. В основе всех невротических потребностей лежит страх или боязнь нарушения индивидуальных ценностных установок. Таким образом, "Невротическая потребность" основана на некой психологической ценностной "Установке" ядром которой будет являться страх или боязнь ее разрушения. Невротическая личность считает, что только она имеет право на особое внимание, почтение и деликатное отношение окружающих. Все и вся должны подчиняться только его миропониманию, даже если оно иллюзорно. Такая личность постоянно думает, что только она заслуживает справедливого к ней отношения и лучшей доли. Самое главное, над чем они особенно не задумываются, так это над потребностями и нуждами других людей. У невротической личности проблемы с принятием критики. По их мнению, они всегда правы без каких-либо сомнений. Их порой охватывает жажда власти, сопровождающаяся злобой и ненавистью. Такой сценарий разворачивается при жестком отношении родителей в период взросления и становления. Человек, как бы проигрывает все свои детские переживания, связанные во время жесткого обращения, но уже будучи взрослым и имеющим власть/права над другими людьми. В их отношениях с другими людьми всегда есть элемент негатива. Например, невротик всегда будет искать близости с людьми из-за какой-либо выгоды, как только эта выгода заканчивается, он перестает проявлять внимание и интерес. Все эти проявления проходят на бессознательном уровне и очень плохо поддаются самонаблюдению, а слова "необходимость", "правила" и "ограничения" доводят их до паники. Любой невротик пытается воплотить идеальный образ "Я" (свое представление о себе в идеальной форме) во внешнем мире через успех, славу, власть, достижения, популярность. Он любым способом отстаивает свои права на "уникальность" и силу своей исключительности. Исключением являются люди склонные к аскетизму как индивидуальной защите личности. Приведу двенадцать чаще всего встречающихся типов невротических потребностей. 1. Потребность в одобрении и привязанности Ценностная установка - потребность всем угождать и всем нравиться. Глубинный страх/боязнь - боязнь почувствовать по отношению к себе враждебность со стороны других, боязнь переживать эти болезненные чувства. Человек всегда будет искать кого-то кто будет являться опорой для него во внешнем мире: ...я же не один… и этот другой является для меня другом, на которого я могу всецело положиться, он не предаст... Постоянная потребность быть с кем-нибудь в крепкой связке - характерная черта невротика с данной ценностной установкой. Данный тип поведения формируется из-за боязни самоутверждения. Человек уверен, что он самостоятельно не может быть целостным и полностью управлять своей жизнью. 2. Потребность в "партнере" Ценностная установка - Завышенная оценка любви и любовных отношений. Беспомощность в повседневной жизни. Глубинный страх/боязнь - боязнь одиночества, страх быть покинутым и отвергнутым. Люди с данной невротической потребностью, часто производят впечатление людей нежных, тонко чувствующих мир, а мир так враждебен... 3. Потребность ограничить свою жизнь "тесными рамками" Ценностная установка - требовательным быть нельзя, нужно соглашаться с предлагаемыми обстоятельствами. Скромность — это высшая добродетель. Аскетизм - высшее проявление во внешнем и внутреннем мире. Глубинный страх/боязнь - страх иметь желания, боязнь отстаивать свое мнение. Невротик с данной установкой никогда не предъявляет какие-либо требования. По его мнению, все должно происходить «каким-то своим порядком», в котором он незаметная частица. Эти люди никогда ни на что не претендуют. Только представьте, что могло произойти с этим человеком, когда он был ребенком: только покорность и терпение, без каких-либо прав. 4. Потребность во власти Ценностная установка - стремление к господству над другими людьми, преданность общему делу. Глубинный страх/боязнь - страх перед беспомощностью, боязнь потерять контроль над ситуацией. Люди склонные придерживаться данной потребности, как правило, не уважают других людей, они для них просто мусор. Они преклоняются перед любой силой и презирают слабость. 5. Потребность в контроле себя и других Ценностная установка - вера во всемогущество интеллекта и разума, отрицание силы эмоций. Глубинный страх/боязнь - страх быть глупым и неверно высказываться. Большое отрицание границ разума - разум всемогущ. Потребность в контроле всегда предает большое внимание предвидениям, предсказаниям. Все, что произойдет в будущем, должно быть просчитано и должно быть без искажений. Человек начинает верить в свое всемогущество, без каких-либо "но". 6. Потребность верить во всемогущество (в том, числе и высшего разума) Ценностная установка - ощущение всемогущей силы от веры в магические силы. Глубинный страх/установка - отказ от желаний, боязнь быть самостоятельным во внешнем мире, боязнь признать ограничения воли (как вариант, тотальное терпение и смирение). У людей с глубинным страхом чего-либо желать, возникают трудности с постоянным присутствием фрустраций, а реакция на них - глубокое отчаяние (страдание). 7. Потребность в эксплуатации других Ценностная установка - гордость своим умением эксплуатировать. Добиваться для себя любой ценой преимуществ. Глубинный страх/боязнь - боязнь быть обманутым, подвергнутым эксплуатации. Такие люди постоянно оценивают других с точки зрения можно ли их "использовать" или нет. Сможет ли этот человек доминировать надо мной или я "подомну" его под себя. 8. Потребность в престиже и общественном признании Ценностная установка - исключительность во всем, повышенная привилегированность всегда. Глубинный страх/боязнь - боязнь унижения. Больше всего эти люди бояться быть униженными или оскорбленными, т.к. их самооценка полностью зависит от общественного признания. Они глубоко страдают от всех пренебрежительных отношений в их адрес, расценивая их как большое оскорбление. в свою очередь, они оценивают все одушевленные и неодушевленные предметы с позиции престижа и общественного признания. Основная позиция в обществе - возбуждение зависти и восхищения со стороны других. Также в этой потребности может присутствовать элемент стремления к власти. 9. Потребность в восхищении собой Ценностная установка - восхищение воображаемыми качествами у себя и у других. Глубинный страх/боязнь - страх быть униженным, боязнь утратить восхищение, страх почувствовать себя ничтожным и никчемным. Некое нарциссическое представление о себе, порой толкает людей с данными установками на самые причудливые формы реализации своей потребности. Им практически всегда удается справиться со своей задачей, причем это могут быть не только люди искусства и все тонко настроенные натуры, но и технические умы, также подвержены данной потребности. 10. Потребность быть первым и честолюбие в отношении личных достижений Ценностная установка - моя ценность и самооценка полностью зависит от того на сколько я могу быть самым лучшим. Глубинный страх/боязнь - страх унижения, страх неудачи, боязнь быть незамеченным. Вся жизнь этих людей состоит из постоянного подталкивания себя ко все большим достижениям. Они постоянно находятся в процессе какой-либо деятельности и достижения в ней высот. Я должен быть первым, я должен быть лучшим. 11. Потребность в самодостаточности и независимости Ценностная установка - никогда, никого не подпускать к себе очень близко. Глубинный страх/боязнь - страх быть поглощенным, а как следствие брошенным и униженным. Боязнь близости, привязанности, любви. Мнение таких людей складывается из того, что следует со всеми держать дистанцию, во всем без исключений, т.к. это единственный источник безопасности. 12. Потребность в достижении совершенства и неуязвимости Ценностная установка - постоянное стремление быть совершенным, постоянное чувство превосходства над другими. Глубинный страх/боязнь - страх критики и упреков, унижения. Боязнь обнаружить в себе недостатки. Больше всего на свете люди с такой невротической установкой бояться совершать ошибки. Одни из них совершенствуют свое тело, другие разум. Они живут постоянным самосовершенствованием. Они часто обвиняют самих себя в том, что не могут достичь больших высот и не признают ограничений в развитии. Часто такие люди говорят, что им страшно узнавать себя, т.к. вдруг они совсем не такие какими они себя представляют. Не важно, чем занимается человек с такими ценностными установками, самое главное, что он будет всегда стремиться к совершенству. Далее Карен Хорни пишет, что в той или иной степени все вышеперечисленные устремления и установки, несут в себе элементы ценности, нормальности. Единственное их отличие заключается в том, что они слишком субъективны и слишком иллюзорны. Невротические потребности как индивидуальная защита личности, только демонстрирует, вернее имитирует желания человека, но не определяет, что он хочет на самом деле. Познание как процесс переработки информации Познание — это усвоение чувственного содержания вещей, их состояния, процессов с целью нахождения истины. Со времен греческой философии познание исследуется как процесс. При этом изучаются способности человека и сам процесс продвижения к знанию. Память является предпосылкой способности обучения на основе опыта. В настоящее время различают много процессов обучения, среди которых можно выделить некоторые. Обучение посредством образования условных рефлексов (И.П. Павлов): оно служит классическим условием и оспаривается только у одноклеточных. Инструментальная подготовка (Б. Скиннер): животное в искусственно созданном окружении (например, так называемый ящик Скиннера) само осуществляет действия, за которые вознаграждается или наказывается. Обучение посредством упражнения и привычки, например, совершенствование возможностей полета (парение, подъем против ветра). Обучение посредством проб и ошибок является, вероятно, важнейшим модусом обучения у высших животных и у людей. Обучение посредством подражания является очень редким. Оно встречается у некоторых птиц (обучение родовому пению), высокоразвитых млекопитающих и у человека. Обучение через понимание встречается фактически только у человека. В вопросе о содержании обучения необходимо различие между тем, чему животные научаются от самих себя, и тем, что им может привноситься. Наблюдение за свободным поведением и дрессура всегда дают повод для удивлений. У животных имеются выраженные фазы способности к обучению. Ориентировочно-исследовательское поведение ограничено молодыми годами; взрослые животные обучаются под давлением особых обстоятельств (например, угроза врага). У людей, напротив, любопытство сохраняется до глубокой старости. Понимание представляет собой постижение логических и каузальных связей и выражается иногда во внезапной адаптивной реорганизации способов поведения. Понимающее поведение животных было предметом многих наблюдений, но еще неизвестно, какие процессы в мозгу лежат в его основе. В качестве «понимающих» фигурируют, например, следующие достижения (без дрессуры). Обезьяна вставляет две палки друг в друга и громоздит ящики друг на друга, чтобы добраться до банана (изготовление и использование орудий). Собака обходит пространственное препятствие, например забор (достижение обхода). Обезьяны открывают двери, закрытые сложной системой задвижек. Живя на свободе, они очищают ветки от листьев, засовывают их в термитник, а затем поедают прикрепившихся к ветке насекомых. Операции с представлениями, понятиями и суждениями, которые основаны на созерцании, но не имеют имени, потому что отсутствует словесный язык, Отто Келер называет бессловесным мышлением. Это достижение допонятийной абстракции. Этим он объясняет следующее наблюдение: мышь научается пробегать без ошибок лабиринт, который на двадцати Т-образных разветвлениях требует правильных решений. Затем лабиринт предлагается ей в новой, «транспонированной» форме, а именно линейно удвоенный, искаженный, т.е. с косыми, а не прямыми углами, криволинейный и, наконец, зеркально отраженный. В новом лабиринте мышь делает без дрессуры почти так же мало ошибок, как и в старом. Голуби научаются отличать четыре зернышка от пяти или выклевывать из кучки только пять зерен, а остальные не трогать. Следовательно, они могут воспринимать числа и оперировать ими. Они обладают симультанными и сериальными возможностями для неназываемых чисел. У галок они распространяются до шести, у ворона, попугая, сороки, белки — до семи, у серого попугая — даже до восьми. Если человеку мешать употреблять соответствующие слова счета, то он достигает не большего, чем эти животные. 4.Проблема реализации возможностей и экзистенциальная вина Экзистенциальная вина — самая тяжелая вина, от которой, наверное, сложнее всего избавиться. Каждый человек, достигший определенного уровня сознания и моральной зрелости, оказывается окутанным паутиной нравственных проблем, через которую ему приходится пробираться. Мы не можем сделать выбор, не можем даже отдать предпочтение чему-то, не затронув в той или иной степени чьих-то интересов. Признать наличие этой паутины, состоящей из нравственных проблем — значит попасть в плен неоднозначности человеческого бытия. По той же причине невозможно жить без высокомерия, греха или самообмана. Такое внутреннее противоречие вызывает противодействие, которое приводит к тому, что последствия нашего выбора оборачиваются против нас. Нам следует поразмышлять об иронии жизни и понять, подобно апостолу Павлу, что мы должны делать добро и не делаем, что мы являемся злейшими врагами самим себе, что большая часть содеянного нами не способствует целостности нашего Я и поэтому остается невостребованной. Такое осознание может не принести облегчения, но оно является признаком зрелой личности, которая, определив характер вины, по крайней мере, имеет возможность в какой-то степени освободиться от связи с прошлым. Высвободившуюся энергию можно затем использовать для формирования представления о будущем. Разновидность вины носит экзистенциальный характер; она является неизбежной спутницей человеческого существа. Например, мы знаем основной закон, согласно которому за жизнью следует смерть. Жизнь и смерть — это не только систола и диастола космоса; в основе самой жизни лежит убийство. Чтобы выжить, мы убиваем животных. Если мы становимся вегетарианцами, то убиваем растительную жизнь. Прекратив есть, мы совершим самоубийство. По этой причине наши предки перед едой совершали молитву, которая была не только благодарностью, но и признанием того, что наша потребность в еде удовлетворяется актом убийства. По той же причине в древних цивилизациях до и после охоты, а также в процессе употребления пищи совершались жертвоприношения, цель которых заключалась в выражении своей сопричастности к циклу смерти-возрождения, присущему архетипу Великой Матери. Даже не участвуя в круговороте жертвоприношения, мы продолжаем конкурировать, вступая в рыночные отношения, и брать что-то у других для себя. Если одна часть населения земного шара процветает, это процветание может происходить за счет другой половины. Если где-то происходит экономический подъем, он может происходить за счет окружающей среды, и т. д. Эта дилемма присуща человеческой природе. Она проявляется во множестве известных мифов различных вероучений. Например, в иудео-христианской традиции вина Адама и Евы является неизбежной, неминуемой и закономерной. Они вкусили плод с Древа познания Добра и Зла. Как только они вышли из стадии инфантильности, им сразу открылась истинная суть происходящего, состоящая в том, что они живут за счет других, что они различаются по своей чувствительности, ответственности, независимо от того, насколько они уверены в своей невиновности. Их изгнание из Рая оказалось естественным расставанием с невиновностью, с инфантильным бессознательным и с выбором, свободным от тягостных последствий. Позднее им придется страдать от того, что во многих случаях, когда им понадобится делать выбор, это будет выбор не между хорошим и плохим, а между разными оттенками скучной морали. Им придется признать двусмысленность своей морали и свое индивидуальное и культурное раздвоение. Мы не можем не обращать внимания на то, что самые добрые намерения имеют дурные последствия, поэтому вина стала обязательной составляющей современной жизни. Иудео-христианское понятие «греха» (происшедшее от еврейского выражения «не попасть в цель», как в стрельбе из лука) аналогично диалектической последовательности гордыни-возмездия. Неизбежно попадая в состояние двойственности, человек должен по-прежнему нести на себе бремя вины. Чтобы осознать неизбежность проявления этого «больного воображения», этой гордыни, этого греха, требуется расширение сознания. Осознание своих неизбежных бессознательных ошибок — это первый шаг человека к самопринятию. Наверное, это чувство экзистенциальной вины выдержать сложнее всего. Осознание своей ответственности не только за содеянное, но и за многое из того, что не удалось совершить, может сделать нас более человечными, но при этом углубить нашу боль. В моей книге «По следу богов: место мифа в современной жизни» речь идет о том, как Достоевский, Конрад и Камю изображали внутреннюю противоречивость оглушенного осознанием современника, который мог испытывать лишь непомерное чувство стыда перед избранным им миром. В такой конфронтации с виной много иронии. В отличие от трагического или комического ощущения жизни, чувство иронии не может исцелять. Ироничное сознание может видеть «трагические ошибки», понимать их последствия, но оно никогда не поможет ни искупить их, ни избежать. У такого человека сознание всегда будет источником неприятностей, но вместе с тем, как заметил Юнг, маловероятно, чтобы он взял на себя частицу того бремени, которое несет на себе общество. Как часто нам приходится сталкиваться со своими ложными убеждениями. Нельзя сказать, что мы виноваты в том, что являемся невротиками или что слишком поглощены собой; но если мы являемся невротиками или слишком поглощены собой и это осознаем, значит, нам не хватает мужества или воли, чтобы изменить себя. Точно так же, как психика «знает», когда полученные в жизни эмоциональные травмы сдерживают или искажают ее желания, она «знает» и где-то «фиксирует» наш разлад с самим собой. А кто этого не знает? А кто где-то глубоко внутри этого не осознает? И разве мы не продолжаем жить в разладе с самим собой? В этом и заключается экзистенциальная вина, которой нельзя избежать; ее можно или отрицать, или признать, погрузившись глубоко в себя. Практическая № 11, ответы. 1. Создателем психоаналитического направления в психологии явился А) З.Фрейд + Б) К.Юнг + В) А.Адлер + Г) Э.Эриксон Д) Э.Фромм 2. К представителем различных ветвей психоаналитического направления относятся все перечисленные ниже ученые, кроме А) К.Юнга Б) В.Райха В) О.Ранка + Г) Н.Миллера + Д) А.Адлера 3. Концепция либидо была предложена А) К.Юнгом Б) В.Райхом В) О.Ранком Г) А.Адлером Д) З.Фрейдом + 4. Энергия влечения, которая является источником мыслей и поведения, в классическом психоанализе получила название А) эрос Б) танатос В) либидо + Г) оргон Д) инстинкт 5. З.Фрейд считал, что события, которые стали причиной наших проблем в настоящем, необходимо А) вспомнить Б) осознать В) проработать Г) пережить Д) все ответы верны + 6. Психоанализ - это А) глубинная психология (направление психологии) Б) анализ личности, ее биографии (метод изучения личности) В) учение о бессознательном Г) лечение разговором (метод психотерапии) Д) все ответы верны + 7. Из всех подходов в рамках глубинной психологии хронологически более ранним является такое направление, как А) фрейдизм Б) эго - психология В) неофрейдизм + Г) трансактный анализ Д) теория привязанности 8. Перу З.Фрейда принадлежат перечисленные ниже работы, кроме одной. Назовите ее: А) «Психология сновидений» Б) «Психологические типы» В) «Психопатология обыденной жизни» Г) «Достоевский и отцеубийство» + Д) «По ту сторону принципа удовольствия» 9. Модель психики, согласно которой движущей силой поведения являются конфликтующие тенденции, называется А) механистическая модель психики Б) статическая модель психики В) динамическая модель психики + Г) бессознательная модель психики Д) мотивационная модель психики 10. Методологическим принципом психоанализа является такое положение: А) понимание психического как личностного, мотивационного Б) рассмотрение развития как адаптации к среде В) движущие силы психического развития – врожденные и бессознательные Г) основы личности закладываются уже в раннем детстве Д) все ответы верны + 11. На основные положения психоаналитической теории повлияло то, что З.Фрейд имел образование и практику в области А) юриспруденции Б) искусства + В) педагогики Г) медицины + Д) математики 12. З.Фрейд жил и работал в городе, который до сих пор считается родиной и центром психоанализа и который дал название классическому психоаналитическому подходу - это А) Лейпциг Б) Вена + В) Мюнхен Г) Вюрцбург Д) Берлин 13. Знаменитую работу «Исследование истерии» З.Фрейд написал вместе со своим старшим коллегой и другом - известным психиатром А) Э.Брюке Б) Ф.Брентано В) Й.Брейером + Г) Ж.Шарко Д) К.Г.Юнгом 14. В работе «Исследование истерии» описано пять клинических примеров, один из которых стал классикой психоанализа и вошел во все учебники в качестве хрестоматийного примера истерического невроза - он называется А) «случай Марии Н.» Б) «случай Анны О.» + В) «случай маленького Ганса» Г) «случай Альберта» Д) «человек - волк» 15. Основной метод терапевтической работы с пациентом в классическом психоанализе – А) гипноз Б) метод незаконченных предложений В) метод свободных ассоциаций + Г) метод ранних воспоминаний Д) метод работы с метапрограммами 16. По теории Фрейда либидо - это энергия, А) соответствующая потребности в самореализации личности Б) возникающая в результате подавления полового влечения В) лежащая в основе жизненных влечений + Г) свойственная только человеку Д) появляющаяся в нездоровой психике 17. Последователем и сторонником З.Фрейда, который затем отошел от его теории и создал собственный подход в рамках психоаналитического направления, является А) К.Юнг Б) А.Адлер В) О.Ранк Г) В.Райх Д) все ответы верны + 18. Областью проявления бессознательного, по Фрейду, является А) сновидения + Б) ошибочные действия В) невротические симптомы Г) забывание, затеривание Д) все ответы верны 19. З.Фрейд описал случаи, названные им как «человек - крыса» и «человек - волк» как примеры проявления А) истерического невроза Б) невроза навязчивости + В) неврастении Г) шизофрении Д) эпилепсии 20. Исследователь, который ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, - это А) З.Фрейд Б) К.Юнг + В) А.Адлер Г) К.Хорни Д) Э.Фромм 21. Подход, созданный К.Г.Юнгом, называется А) глубинной психологией + Б) аналитической психологией В) индивидуальной психологией Г) Эго - психологией Д) неофрейдизмом 22. Создавая свою теорию, К.Г.Юнг ввел в психологию понятия, перечисленные ниже, кроме одного. Укажите его. А) архетип Б) коллективное бессознательное + В) эдипов комплекс Г) анимус Д) тень 23. К основным архетипам личности, по К.Юнгу, относятся перечисленные ниже, кроме А) персоны Б) тени В) анимы Г) ид + Д) самости 24. К истинным утверждениям относится то, что К.Г.Юнг А) являлся первым президентом Международной психоаналитической ассоциации Б) опубликовал работу «Символы трансформации» В) исследовал восточные религии, алхимию, парапсихологию и мифологию Г) считал, что развитие личности продолжается в течение всей жизни Д) все ответы верны + 25. Коллективное бессознательное, по К.Юнгу А) передается по наследству Б) осознано в некоторой степени и представлено в форме законов В) передается целенаправленно в процессе обучения и воспитания Г) существует в социальном пространстве, а не в индивидуальной психике Д) все ответы верны + 26. Для изучения сферы бессознательного К.Г.Юнг использовал А) анализ сновидений + Б) ассоциативный эксперимент + В) метод активного воображения + Г) метод амплификации Д) все ответы верны 27. Создателем «Индивидуальной психологии» является А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер + Г) Э.Фромм Д) К.Роджерс 28. Теория А.Адлера относится к такому направлению психологии, как А) глубинная психология + Б) когнитивная психология В) экзистенциальная психология Г) бихевиоризм Д) психология сознания 29. Одним из центральных понятий в теории А.Адлера является понятие А) эдипова комплекса Б) комплекса неполноценности + В) комплексного подхода Г) невроза Д) архетипа 30. К основным понятиям в теории А.Адлера относятся перечисленные ниже, кроме такого, как А) фиктивный финализм Б) чувство неполноценности В) жизненный стиль Г) социальный интерес Д) базальная тревога + 31. А.Адлер создавал свою психологическую теорию А) в начале 18 века Б) в конце 18 века В) в середине 19 века Г) в первой половине 20 века + Д) во второй половине 20 века 32. Психоаналитик, в теории которого описано влияние порядка рождения на личность и особенности личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье, - это А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер + Г) К.Хорни Д) Г.Салливан 33. Психоаналитик, развивавший идею о родовой травме, - это А) З.Фрейд Б) А.Адлер В) В.Райх Г) О.Ранк + Д) Э.Фромм 34. Автором концепции «мышечного панциря» является А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер Г) К.Хорни Д) все ответы неверны + 35. Одна из известных работ О.Ранка называется А) «Травма рождения» + Б) «Травма зачатия» В) «Травма детства» Г) «Травма любви» Д) «Травма черепа» 36. О. Ранк внес большой вклад в изучение развития А) мышления + Б) внимания В) воли Г) темперамента Д) памяти 37. Теория, которая дала начало развитию телесно - ориентированного подхода в психотерапии, принадлежит А) З.Фрейду Б) В.Райху + В) О.Ранку Г) А.Маслоу Д) Д.Уотсону 38. Психоаналитик, который был членом коммунистической партии и пытался соединить идеи З. Фрейда и К.Маркса, - это А) А.Адлер Б) К.Юнг В) О.Ранк Г) В.Райх Д) все ответы неверны + 39. Автором концепции «оргонной энергии» является А) З.Фрейд Б) А.Адлер В) К.Юнг Г) В.Райх + Д) О.Ранк 40. Представителями неофрейдизма являются нижеперечисленные авторы, кроме одного - укажите его: А) З.Фрейд + Б) К.Хорни В) Э.Фромм Г) Г.Салливан Д) все ответы неверны 41. Направление, истоком которого являются идеи Фрейда, но которое придает большое значение роли общества, культурным и межличностным факторам в формировании личности, называется А) бихевиоризм + Б) необихевиоризм В) фрейдизм Г) неофрейдизм Д) психоанализ 42. Концепцию «гуманистического психоанализа» предложил А) З.Фрейд Б) Э.Фромм + В) В.Франкл Г) К.Роджерс Д) А.Маслоу 43. Э.Фромм является представителем такого направления, как А) гештальтпсихология Б) фрейдизм В) неофрейдизм + Г) необихевиоризм Д) экзистенциальная психология 44. Работа Э.Фромма называется А) «Бегство от неволи» Б) «Бегство от свободы» + В) «Бегство от любви» Г) «Бегство от себя» Д) «Волевая терапия» 45. Работы Г.С.Салливана относятся к А) 18 веку Б) началу 19 века + В) второй половине 19 века Г) первой половине 20 века Д) второй половине 20 века 46. Автором концепции, известной как «межличностная теория психиатрии» является А) А.Маслоу Б) К.Хорни В) Э.Фромм Г) Г.Салливан + Д) Л.С.Выготский 47. Психоаналитик, который подчеркивал, что человек сам является творцом своей личности, создающим свою жизнь благодаря реализации собственного «творческого Я», - это А) А.Маслоу Б) А.Адлер + В) З.Фрейд Г) Г.Салливан Д) Л.Фестингер 48. К.Хорни назвала чувство, связанное с ощущением одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира А) комплексом неполноценности Б) комплексом недостаточности В) чувством вины Г) базальной тревогой + Д) невротической потребностью 49. К.Хорни придерживалась взглядов о том, что на развитие человека доминирующее влияние оказывает А) система врожденных инстинктов Б) социальное окружение + В) тип темперамента Г) генотип Д) все ответы верны 50. К.Хорни выделила перечисленные ниже базовые ориентации личности, связанные с защитными стратегиями поведения, кроме такой, как А) движение «от людей» + Б) движение «к людям» + В) движение «против людей» + Г) движение «за людей» Д) все ответы верны 51. Один из лидеров детского психоанализа, автор работы «Детский психоанализ», - А) З.Фрейд + Б) А.Адлер В) Г.Салливан Г) М.Клейн Д) Л.С.Выготский 52. Автор, выделивший восемь психосоциальных кризисов в развитии личности - это А) З.Фрейд Б) Г.Салливан В) Э.Эриксон + Г) К.Юнг Д) Д.Б.Эльконин 53. Э.Эриксон является представителем направления А) эго - психология Б) транзактный анализ В) теория объектных отношений + Г) культурно - историческая теория Д) структурный психоанализ 54. Э.Эриксон полагал, что развитие личности А) происходит на первом году жизни Б) происходит в первые три года жизни В) происходит в первые пять лет жизни Г) заканчивается в подростковом возрасте Д) продолжается в течение всей жизни + 55. Согласно теории Э.Эриксона, в подростковом возрасте человек проходит через кризис А) сексуальности Б) идентичности В) невротичности Г) межличностных отношений + Д) семейных отношений Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №3 «Развитие когнитивной психологии и когнитивно-бихевиоральной психотерапии» (выполняется после изучения темы № 13) Тестовые задания к практическому занятию № 3 1. Основателем генетической психологии является швейцарский психолог А) А.Маслоу Б) Д.Бьюдженталь В) О.Зельц Г) К.Левин Д) Ж.Пиаже + 2. Несколько лет Ж.Пиаже посвятил разработке такого нового метода, как А) интроспекция Б) метод свободных ассоциаций В) метод бессмысленных слогов Г) метод клинической беседы + Д) метод наблюдения 3. Центральным в работах Ж.Пиаже было изучение А) групповой динамики Б) развития мышления + В) особенностей интеллекта обезьян Г) закономерностей зрительного восприятия Д) причин возникновения неврозов 4. Ж.Пиаже исходил из представления о том, что основой психического развития является А) развитие интеллекта+ Б) развитие эмоций и чувств В) развитие межличностных отношений Г) развитие мелкой моторики Д) психосексуальное развитие 5. Дж.Миллер и У.Найссер стояли у истоков такого научного направления, как А) психоанализ Б) гештальт-психология В) гуманистическая психология Г) когнитивная психология Д) необихевиоризм 6. В когнитивной психологии в качестве модели для понимания процессов обработки информации человеком была распространена метафора А) зеркала Б) ящика В) компьютера Г) телефона Д) магнитофона 7. Г.Келли разработал теорию, которая называется А) теорией личностных неврозов Б) теорией личностных черт В) теорией личностных конструктов + Г) теорией ролей Д) теорией поля 8. Метод репертуарных решеток был предложен А) Ж.Пиаже Б) Л.С.Выготским В) А.Маслоу Г) З.Фрейдом Д) Г.Келли + Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №4 «Экзистенциальная и гуманистическая психология и психотерапия» (выполняется после изучения темы № 14) 1. Направление, которое возникло как альтернатива психоанализу и бихевиоризму и поэтому называлось «третьей силой» в психологии - это А) психология сознания Б) гештальтпсихология В) когнитивная психология Г) трансперсональная психология Д) гуманистическая психология + 2. Представителями гуманистической психологии являются перечисленные ниже психологи, кроме А) К.Роджерса Б) А.Маслоу В) Г.Олпорта Г) Б.Скиннера + Д) Э.Шострома 3. Возникновение гуманистической психологии как самостоятельного направления относится к А) второй половине 18 века Б) первой половине 19 века В) второй половине 19 века Г) 10- 30 - е годы 20 века Д) 40 - 60 годы 20 века + 4. Направление гуманистической психологии строилось на основе философской школы А) позитивизма Б) стоицизма В) идеализма Г) материализма Д) экзистенциализма + 5. Представителем экзистенциальной философии, повлиявшей на развитие гуманистического подхода к личности, является А) С.Кьеркегор Б) К.Ясперс В) М.Хайдеггер Г) Ж.П.Сартр Д) все ответы верны + 6. Гуманистическая психология характеризуется тем, что А) подчеркивает уникальность и неповторимость каждого человека Б) объясняет развитие человека его стремлением к самоактуализации В) утверждает, что природа человека добра и конструктивна Г) все ответы верны + Д) все ответы неверны 7. Г.Олпорт в своих работах возражал против общепринятого постулата о том, что А) развитие ведет за собой обучение Б) развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру+ В) способности связаны с врожденными задатками Г) метод интроспекции является основным методом психологии Д) все мотивы поведения человека осознаются 8. Отметьте концепцию, которая принадлежит одному из представителей гуманистической психологии: А) культурно - историческая теория развития + Б) концепция трансактного анализа В) теория черт Г) концепция стадий психосексуального развития личности Д) теория оперантного научения 9. А.Маслоу полагал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая А) особенности лучших (здоровых и счастливых ) людей + Б) болезненные проявления психики В) средние варианты нормы Г) детей дошкольного возраста Д) поведение человекообразных обезьян 10.А.Маслоу ввел в психологию такое понятие, как А) эдипов комплекс Б) комплекс неполноценности В) гештальт Г) самоактуализирующаяся личность + Д) инсайт 11.Понятие конгруэнтности ввел и активно разрабатывал А) К.Левин Б) А.Маслоу В) К.Роджерс + Г) Б.Скиннер Д) Аристотель 12.Терапия, которую разрабатывал К.Роджерс, называется А) гештальт-терапией Б) логотерапией В) бихевиоральной психотерапией Г) проблемно - ориентированной психотерапией Д) терапией, центрированной на клиенте + 13.Психолог, который разрабатывал собственную концепцию в условиях фашистского концентрационного лагеря, узником которого он был во время Второй мировой войны, - это А) К.Левин Б) Э.Фромм В) В.Франкл + Г) А.Маслоу Д) З.Фрейд 14.Теория В.Франкла изложена в его известной книге, которая называется А) «Человек в поисках счастья» Б) «Человек в поисках смысла» + В) «Человек в поисках денег» Г) «Человек в поисках себя» Д) «Человек в поисках любви» 15.Представителем экзистенциальной психологии и психотерапии является А) А.Маслоу + Б) Д.Бьюдженталь В) О.Зельц Г) К.Левин Д) Ж.Пиаже 16.Автором современных психотерапевтических новелл, имеющих экзистенциальную ориентацию («Лечение от любви», «Когда Ницше плакал» и др.), а также фундаментальной работы «Экзистенциальная психотерапия» является А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) О.Зельц Г) А.Маслоу Д) И.Ялом + |