Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЖАНРЫ МУЛЬТИМЕДИА

  • Жанры мультимедиа. Практических заданий по дисциплине жанры мультимедиа


    Скачать 45.96 Kb.
    НазваниеПрактических заданий по дисциплине жанры мультимедиа
    Дата06.05.2023
    Размер45.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖанры мультимедиа.docx
    ТипДокументы
    #1112568

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ЖАНРЫ МУЛЬТИМЕДИА


    Группа 21ж113
    Студент

    Кожинова А.В.

    И.О. Фамилия


    МОСКВА 2023

    Практическое задание №1.


    1. Какие социальные функции телевидения вам известны?

    Телевидение – самое массовое СМИ, оно охватывает те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ.

    Информационная функция - назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.

    Культурно-просветитльская функция - любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.

    Интегративная функция - СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ.

    Социально-педагогическая (управленческая) функция - предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме "государство - СМИ - народ". Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.

    Организаторская функция - организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.

    Образовательная функция - трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).

    Рекреативная функция - Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

    2. Как вы понимаете функцию социального управления СМИ?


    В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюатив-ными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информацион­ная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведения адреса­та. Ведь благодаря информации у ее «потребителя» создается такая кар­тина мира, которая, будучи структурно развернутым образом действи­тельности (внутренней моделью внешнего мира, включая представления о «желаемом будущем» и путях его достижения), регулирует отношение носителей этой модели с реальной действительностью. Значит, журнали­стика несет и управленческое воздействие: информируя, она руководит «потребителем» информации.

    Управление есть такое воздействие, которое приводит к изменению в структуре, состоянии и деятельности объекта, на который направлено воздействие. Управление может осуществляться с заранее поставленной целью. Но даже если цель ясно не формулируется или журналистский акт совершается внешне бесцельно, управляющее воздействие протекает в силу внутренних закономерностей информационной деятельности.

    Весь спектр поставленных задач журналистика выполняет на протя­жении длительного времени, и, поскольку при выполнении одной задачи неизбежно возникают другие, процесс управления оказывается беско­нечным спутником движения общества.

    Конечно, в своем управляющем воздействии журналистика не оди­нока (действуют и другие силы) и не всесильна. И не только потому, что у журналистов не хватает знаний о нуждах общества или творческих способностей. Многое зависит и от активности самой аудитории. Необходимо учитывать, что по причине существующей возможности каждым человеком или группами людей самостоятельно формировать систему представлений об окружающей действительности, в том числе критиче­ски переосмысливая (а порой и отвергая) поступающую от журналисти­ки информацию (тем более, что СМИ разных ориентации предлагают различные варианты оценок и предложений), это управляющее воздей­ствие не носит жестко обязательного характера (как в случае отноше­ний «человек - машина»). Но если СМИ действуют высокоэффективно (т. е. учитывая действительные потребности и интересы аудитории), притом согласованно и консолидированно, сила их влияния может ока­заться весьма значительной.

    Поскольку управляющие возможности журналистики высоки, журна­листу особенно важно осознавать свою личную ответственность за то, как формируется сознание аудитории, по какому пути ведет ее массовая ин­формация, распространяемая в обществе.

    Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни может носить как характер воздействия на принятие решений раз­личными социальными институтами, так и характер воздействия на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории. Эти два на­правления воздействия определяют принципиальное место журналисти­ки в общественной жизни, ее роль «четвертой власти». Ведь управление и есть осуществление власти.

    Огромная и все возрастающая роль журналистики в жизни общества требует все более полной реализации и юридического закрепления пра­ва на информацию (как журналистов, так и аудитории). Отсюда возника­ет требование информационной транспарентности (прозрачности) и гласности деятельности социальных институтов и большей открытости официальных лиц, расширение доступа журналистов к источникам ин­формации (при соблюдении ими, разумеется, юридических и этических норм). Это необходимо для реализации требований информированности общества, являющейся одним из важнейших условий его нормального Функционирования.

    В зависимости от того, какую социальную позицию занимает журналистика и интересы каких общественных сил она защищает, влияние ее на социальные процессы, на деятельность социальных институтов и активность масс различно. Это может быть консервативная позиция, нацеленная на решение задач по сохранению status quo, укреплению существующего порядка вещей и поддержанию наличного состояния массового сознания (на основе соответствующей подачи и интерпретации явлений текущей жизни общества). Это может быть реакционная позиция, в соответствии с которой задачей журналистики оказывается стремление способствовать попятному движению общественных структур и массового сознания, к регрессу. Наконец, это может быть прогрессивная позиции журналистики, которая обязывает ее бороться за такие преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, которые предопределяют движение вперед, способствуя все более сво­бодному проявлению творческих возможностей отдельной личности и человечества в целом, его экономическому, социальному, культурному прогрессу. Притом вариантов прогрессивного развития может предла­гаться различными силами - множество в силу различного видения «же­лаемого будущего», так что журналистам и здесь надо выбирать линию своего информационного воздействия на общество.

    На протяжении всей истории человечества массовая информация иг­рала важную роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных об­щественно-политических сил. Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения общественных сил. Другое дело «информационная война» - стремление к «победе» над «противником». «Информационные войны» постоянно ведутся между различными социальными силами и сейчас, притом часто с применением сомнительных средств. Во времена военных столкновений противостоя­щими силами вводилась военная цензура, запрещалось пользоваться ра­диоприемниками, глушились радиопередачи противника, активизирова­лась контрпропаганда, для воздействия на население враждебной стороны широко использовалась дезинформация.

    Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекват­ности текстов (семантической, синтактической, прагматической) она со­здает в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели. Средствами дезинформации выступает как прямая ложь, так и «полуправда», распро­странение слухов (которые, впрочем, не всегда бывают ложными), утаи­вание сведений, неверные акценты в сообщении, неадекватные коммен­тарии, демагогические обещания, популистские заигрывания с аудиторией и т.д. Формируемое таким образом неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора. Во время второй мировой войны министерство пропаганды фашистской Германии под руководст­вом Геббельса распространяло дезинформацию как на «свою», так и на «чужую» аудиторию. После окончания второй мировой войны наступил? пора «холодной войны», в которой важнейшей составляющей стала «ин­формационная война» - борьба «за умы и сердца» людей с помощью «направленной» информации, в которой применялись также и средства дезинформации.

    С распадом СССР и мировой «социалистической системы» информационные отношения внутри стран и между ними (в силу неоднородное позиций различных сил носящие сложный, а порой даже и конфронтационный характер) усложнились и расширились. В едином и взаимозави­симом мире с помощью глобальных коммуникационных систем склады­вается единое мировое информационное пространство, имеющее тенденцию к дальнейшему развертыванию.

    Действия разнонаправленных политических сил, неурегулированность международных информационных контактов, неупорядоченность функционирования компьютерных медиасетей типа «Интернета» порож­дают в сфере информационных обменов много проблем, требующих юри­дической регламентации и этической саморегуляции участников инфор­мационной деятельности. Информационные войны разворачиваются и в настоящее время не только на международной арене, но и в информаци­онном пространстве страны, чтобы любыми средствами (часто непозво­лительными с точки зрения права и этики) добиться «победы». Это про­исходит в периоды обострения социальных отношений, в том числе часто в периоды выборов органов власти.

    В этой связи возникает вопрос об информационной безопасности применительно к деятельности СМИ. Условие и фактор информацион­ной безопасности - обеспечение действительной информированности «потребителей» массовой информации и охрана ее от влияния дест­руктивного, дезинформирующего воздействия. А такие влияния причи­ной своей имеют и консервативную или даже реакционную позицию СМИ определенных социальных сил, и пренебрежение информацион­ной безопасностью аудитории ради выгоды при распространении «желтой» информации, и незнание истинных потребностей аудитории и т.д. Поэтому так важна осознанность гуманистических ориентиров журналистами и их противостояние тем, кто пренебрежительно относится к истинной информированности аудитории, а тем самым и к ее, информационной безопасности.

    Массово-информационная деятельность - сущность журналистики, и овладение ее общими закономерностями составляет фундамент курса. При этом в изложение неизбежно «вторгаются» термины и положения, вторые еще предстоит осваивать в будущих темах. Но необходимость в указании на них уже теперь связана с тем, что понятие «массовая информация» - центральное, базисное и потому неизбежно требующее общения к другим категориям, связанным с ним. Только по завершении курса массово-информационная деятельность как предмет изучения окажется постигнутой вполне, только законченная система сведений о журналистике как сфере массово-информационной деятельности обеспечит целостность понимания

    3. Какие общественные функции выполняют телевизионные игры?

    Одним из динамичных, полифункциональных и востребованных субъектов российской культуры является телевидение. Характер­ными особенностями современного телевещания являются трансляционность, программность, цикличность, серийность. Телевиде­ние стало не только авторитетным средством информирования на­селения и формирования общественного мнения, но и важным элементом индустрии досуга. В условиях современной постиндуст­риальной цивилизации, интенсификации темпов жизни, стреми­тельно возрастающих нагрузок на психику одной из насущных по­требностей человека становится потребность в отдыхе, развлече­ниях, восстановлении сил для новой деятельности, компенсации с помощью положительных эмоций стрессов и жизненных проблем, а порой, желание уйти от жестокой реальности и прозы жизни в мир иллюзий.

    В XX веке игровая телевизионная коммуникация стала новым способом социокультурного взаимодействия миллионов людей. Одним из основных элементов телекоммуникации стала телевизи­онная игра. Она стала самым популярным жанром не только за­падного, но и отечественного телевидения Если в 60-70-х годах XX века на центральных телеканалах транслировались только две игры ("КВН и "Что? Где? Когда?), то в 90-е годы количество теле­визионных игровых проектов резко возросло Назовем лишь неко­торые: "Брейн-ринг", "Любовь с первого взгляда", "Поле чудес", "Дог-шоу", "Кулинарный поединок", "Народ против", "Сто к одному", "Умники и умницы", "Слабое звено", "Кто хочет стать миллионе­ром?", "Последний герой", "Форт Байяр", "Империя страсти", "Звездный час", "За стеклом", "Колесо истории", "Пойми меня", "Своя игра" и др

    Телевизионные игры так или иначе связаны с непосредствен­ным социальным контекстом, к тому же они претендуют на статус "зеркала" жизни, создавая искусственную ситуацию для чёткого проявления механизмов человеческого поведения скрытых или размытых в обыденности.

    Телевидение обладает способностью переводить практически любое игровое содержание в особый модус - "игры как представ­ления". Телеигра, по мнению Я.Ю. Манусовой, - это ни что иное, как документально-игровое зрелище. В структуре теле-игры заложены как константные составляющие традиционного иг­рового зрелища (добровольность, условность, фиксированность правил и т п.), так и характерные элементы современного зрелищ­ного шоу (ведущий шоумен, массовая аудитория, внутристудийный зритель, материальные призы и подарки, реклама и т. п.).

    Телевизионную игру как особый социокультурный феномен можно рассматривать как:

    - составную часть массовой культуры, проявляющуюся в виде эффективных средств воздействия на массовое сознание через фольклорные образы, стереотипы, мифологизацию действитель­ности, а также имидж ведущего шоумена;

    - элемент телекоммуникации, включённый в более широкое по­ле социокультурной коммуникации - в виде динамичного, много­функционального культурно-коммуникативного текста,

    - зрелищную форму - в виде документально-игрового телеви­зионного жанра, органично сочетающего признаки традиционного игрового зрелища и характерные особенности современного шоу.

    В целях повышения рейтинга телевизионных игровых проектов шоумейкеры нередко стремятся выжать из банальных ситуаций максимальные возможности для накала зрительских страстей и переживаний. В ход идут самые разнообразные приёмы: назначе­ние денежных призов за правильные ответы, интригующие паузы перед оглашением верного ответа на заданный игроку вопрос. Кроме этих приёмов шоумейкеры используют и более сложные. Так, рекордные рейтинги программ "За стеклом" и "Последний ге­рой" объяснялись заведомо примитивной скандальностью трансля­ций: откровенностью "подсмотренных" сцен и пропагандой "негума­нистической" конкурентной борьбы, любые средства которой оп­равдывались назначенными большими призами. Зритель нередко привлекался ко вкушению традиционно запретного, обходя своеоб­разный "шоковый порог"

    В ряде других случаев шоумейкеры использовали ещё более эффективные приемы воздействия на телезрителей. Одним из та­ких приёмов был приём - чередования. Чередование, "протлядыва-ние" одного сквозь другое интригует аудиторию. Чередование тони­зирует внимание, смягчает вкусовую категоричность зрителей. Че­редование имиджей способствует продлению популярности той или иной "звезды'' развлекательной культуры. Популярности трансли­руемых телевидением игр в значительной мере способствует чередование и совмещение разных и противоположных информации о самой игре и ее участниках. Например, почти одновременно с пер­вым выходом в эфир "Последнего героя", газета "Московский ком­сомолец" опубликовала статью, в которой опровергалась инфор­мация о риске, связанном с пребыванием участников игры на Бокас дель Торо. Вслед за чем, в самой программе "Последний герой" крупным планом были продемонстрированы живые акулы, скор­пионы и змеи; кроме того, зрителям постоянно напоминали про му­чающий игроков голод, землятрясения, сезон штормов, ностальгию, совесть и т п. В процессе и после окончания трансляции проекта "За стеклом" по радио и в Интернете проходила самая противоре­чивая информация. Одни психологи-эксперты утешали публику, озабоченную тем, что программы подобные ''За стеклом" напоми­нают эксперименты над людьми, другие эксперты сообщали, что никто из участников проекта "За стеклом" (а проект был показан уже в 20 странах) не смог после его завершения остаться полно­ценным членом общества, третьи эксперты говорили о пользе этого телевизионного проекта.

    Что касается нравственных аспектов содержания транслируе­мых телевизионных игр, то здесь наблюдается достаточно боль­шой "разброс" мнений телезрителей, Телеигры, строящиеся на противостоянии команд, зачастую вызывают у зрителей позитивное отношение к ним ("КВН", "Пойми меня", "Форт Байяр" и др.). Слож­нее обстоит с играми, где каждый играет только за себя, где сла­бые выбывают из игры, где налицо жёсткая конкуренция и противо­стояние между игроками ("Слабое звено", "Последний герой" и др.). Значительная часть телезрителей и некоторые участники игр дос­таточно критично относятся к такой категории игр. Участник игры "Последний герой - 3" Владимир Пресняков-младший, например, грустно заметил, что участники этой игры поставлены в антинрав­ственные условия, предполагающие "выдавливание" коллег и по передаче, и по творчеству из коллектива. Да ещё тайным голосо­ванием.

    Особой популярностью у россиян пользуются развлекательно-игровые передачи, которые транслируются по существу на всех действующих телеканалах, став неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений. Наиболее часто транслируются телевикторины с . фортуной и на интерес. Популярность этих викторин основана, как правило, на соучастии зрителей. Если в других видах игр соревнований они всего лишь болельщики, то в викторинах они всегда могут принять некоторое посильное участие, отвечая для себя на те же самые вопросы, что и игроки. Самыми популярными викторинами у телезрителей в разные годы были следующие: му­зыкальные ("Угадай мелодию", "Два рояля"); семейные, командные ("Счастливый случай", "Звездный час", "Устами младенца") и др. Особенно популярными в наше время становятся разнообразные телевизионные "игры-казино" в форме лото, восходящие ещё к отечественной традиции игры "Спортлото" ("Лотто-миллион", "Рус­ское лото", "Золотой ключ").

    Известно, что долговечность различных телепередач опреде­ляется, зачастую, их способностью переживать своё время, выхо­дить за рамки собственного контекста и завоёвывать авторитет у последующих телеаудиторий или даже поколений. Некоторые рос­сийские телеигры ("КВН", "Что? Где? Когда?") уже перестали быть просто экранным зрелищем и превратились в одну из составляю­щих образа жизни миллионов россиян Вокруг подобных игровых программ постепенно складывается своя аудитория, свой круг лю­дей - любящих и понимающих эту игру. Телеигры дают возмож­ность самореализации как непосредственным участникам игры, так и телезрителям. Многие игроки вышеназванных телеигр со време­нем стали профессиональными писателями, режиссёрами шоуме­нами, актёрами (Ю. Гусман, В. Пельш, Л. Якубович).

    В январе 2005 года первой отечественной телеигре "Что? Где? Когда?" исполнилось 30 лет. Эта программа впервые вышла в эфир в далеком 1975 году. И вполне может претендовать на несколько записей в Книге рекордов - как старейшая российская телеигра, как интеллектуальная игра; продержавшаяся тридцать лет в эфире. И как проект, где задают и отвечают на самые сложные вопросы, ко­торые когда-либо звучали в прямом эфире не только на отечест­венном, но и на мировом телевидении. Вокруг "Что? Где? Когда?" сложилась целая мифология. И где кончается правда, и начинается легенда, теперь уже не разберешь. Якобы в разгар холодной войны в недрах ЦРУ было создано специальное подразделение, которое тщательно анализировало вопросы и ответы, звучавшие на про­грамме, а также всеми своими шпионскими силами пыталось вы­манить "за железный занавес" как можно больше игроков. И не только их, но еще и зрителей, приславших особо каверзные вопро­сы Другой полулегендой является рассказ о том, что автором первого вопроса являлся 12-летний подросток Борис Крюк, - нынеш­ний ведущий этой программы. А создателю передачи и ее бес­сменному "закадровому" ведущему, ныне покойному Владимиру Ворошилову, быть в кадре запретил главный идеолог страны того времени М А. Суслов Из высших, не доступных никому партийных соображений Из "шинели" телеигры вышли сотни интеллектуалов, составляющих и поныне цвет отечественной науки и бизнеса, А сама программа, пройдя через рифы застоя и бури перестройки, сумела из игры, где сражаются за редкие книги, стать прибыльным и эффективным медиапредприятием, не потеряв при этом своей главной составляющей -торжествующего интеллектуализма.

    Телеигра "Что? Где? Когда?" сочетала в себе сразу несколько удачных находок, сделавших её популярной в России, а впоследст­вии и за рубежом; активное участие телезрителей; вопросы, на ко­торые требовались эрудиция и смекалка; рулетка (ещё без ставок); вознаграждение победителей дефицитными книгами; мозговом штурм при подготовке ответа на вопрос; угроза лишиться места в клубе; особое положение ведущего - непререкаемого, невидимого, непогрешимого, всеведущего. Главная из всех этих находок - ми­нутный мозговой штурм на телеэкране, дающий великолепное представление о работе ума и технике принятия ответственных решений. Игра постепенно реформировалась вместе с обществом, приобретая качества азартной игры на интерес: в новое время бы­ли отменены призы в виде дефицитных ранее книг и введены де­нежные ставки. Запах фолиантов над игровым столом постепенно сменился духом наживы. Последние три года оригинальность во­просов телезрителей и качество ответов игроков могут оценивать в денежном эквиваленте пользователи Интернета из любого госу­дарства мира.

    Первая из новейших телевикторин "Поле чудес", появившаяся на телеэкранах России в 1992 г., оказалась беспартийной и безы­дейной, зато подлинно народной, поскольку игроками стали про­стые люди. Стимулом для участия в этой телевикторине стала не только материальная корысть, не только любовь к игре, не только желание первенствовать, но нечто специфическое для средств массовой информации: стремление попасть в газету, в эфир, на телеэкран. Впрочем, его можно рассматривать как жажду выде­литься, жажду известности любой ценой. Телезрителю при этом предоставлялась возможность одновременно смотреть, подбирать требуемое слово, отождествляться с игроками, чувствовать своё превосходство, завидовать им. В этой игре на первый план вышел ведущий, чья роль в викторинах всегда была подсобной. По суще­ству именно ведущий стал настоящим героем телевикторины "Поле чудес". Начал это В Листьев, а подхватил и довёл телевикторину до совершенства и автоматизма Леонид Якубович. При нём теле­викторина "Поле чудес" превратилось в театр одного актёра. За десятилетие стояния на посту у вращающегося барабана, Леонид Якубович перемерил, кажется, все национальные и профессио­нальные одежды и головные уборы: тюбетейки, поварские колпаки, моряцкие бескозырки, докторские шапочки, офицерские фуражки, полосатые тельняшки, вышитые рубашки, белые и зелёные хала­ты, вязанные фуфайки, немыслимые балахоны, штаны с лампаса­ми и без, водолазные костюмы - и даже смело влез однажды в смирительную рубашку. Он по-русски, патриархально радушен и всемерно отзывчив.

    В целом мера соучастия и сотворчества отечественного теле­зрителя в процессе развития телевикторины "Поле чудес" стала ощутима лишь со временем. Под воздействием российского мента­литета сама структур этой телевикторины постепенно изменялась. Рождённое на заокеанской почве, "Поле чудес" за десять лет сво­его существования обрело на редкость нашенский вид и стало по­истине народной отечественной игрой. Процесс отгадывания слов по буквам как таковой в этой викторине постепенно отходит на вто­рой план, на первый же - выходит активное самовыражение участ­ников игрового шоу через исконно русские традиции ("хлебосольст­во", песни, пляски, анекдоты, частушки, ряжение, распитие спирт­ных напитков и т. п.). Первоначально американизированная про­грамма постепенно трансформировалась в подобие русского бала­гана или шире, русской ярмарки - своеобразного спектакля, ведо­мого народным героем - скоморохом Леонидом Якубовичем. Не случайно, что рейтинг этой телевикторины достаточно высок среди различных социально-профессиональных групп россиян на протя­жении всех лет её существования.

    Популярная среди россиян телеигра "Угадай мелодию" была основана на двух близких психологических мотивах, потребности восстановить целое по части и так называемом "синдроме незакон­ченного действия", который состоит в том, что люди стремятся за­кончить начатое даже тогда, когда это не имеет никаких рацио-нальных оснований. Желание подхватить случайно услышанный музыкально-песенный отрывок и опознать его знакомо многим, и когда в игре звучат первые ноты, миллионы людей инстинктивно напрягаются, чтобы вспомнить и продлить мелодию. Зрелищность (вернее, слушаемость) этой игры не зависит от величины призов, а всецело определяется её психомеханикой.

    Следует иметь ввиду, что любая телевизионная игра, влияю­щая на массовое сознание аудитории, в свою очередь также под­вергается возможности модернизации, варьирования, качествен­ной трансформации самой структуры игрового действия. Это про­исходит, благодаря обратной связи - длительному воздействию массовой телеаудитории, которая "отбирает" и параллельно "прив­носит" в саму структуру игрового действия то, что в большей степе­ни соответствует её духовным запросам.

    Итак, телевизионные игры в последнее десятилетие XX века стали органичным элементом образа жизни миллионов россиян. Телевизионная индустрия развлечений, используя этот фактор, стремится к закреплению устойчивого интереса своей аудитории к телеиграм. Для этого она использует разнообразные средства внушения. Исследователь Я.Ю. Манусова выделяет четыре основ­ных средства внушения. К ним она относит:

    1). Воздействие на зрителей через популярных героев "массо­вой культуры". Психологический механизм "идентификации - про­екции", играющий важную роль в художественном восприятии, по­лучает благодаря предельной "демократизации" героев макси­мальную свободу и начинает действовать с большей эффективно­стью.

    2). Воздействие на эмоции, сферу чувств телезрителей. Свою социальную функцию массовая культура в целом и индустрия раз­влечений в частности осуществляют, опираясь на гедонистическую природу развлечений, на доставляемое людям удовольствие, ра­дость. При этом используются разнообразные средства для того, чтобы воздействовать преимущественно на эмоции человека, а не на его разум Механизмы проекции, сублимации, вытеснения лежат в основе индустрии развлечений, её персонажей, её привлекатель­ных имиджей.

    3). Стереотипы и имиджи. Психологическое воздействие на ау­диторию с помощью создания иллюзорных стереотипов - один из главных приёмов массовой культуры и индустрии развлечений. Телеигры зачастую демонстрируют такой тип сюжета, как удача, ве­зение, неслыханное возвышение, безоблачное счастье и т. п. Люди действуют порой безотчётно, под влиянием массовых реакций. Включаются механизмы подражания, своеобразной стадности. Это можно наблюдать на примере повального увлечения телевизион­ными лотереями, играми-казино ("Русское лото", "Лотто-Бинго", "Золотой ключ", "1-клуб"), где используется стереотип полного и сиюминутного обогащения, славы, материального комфорта и т п.

    4). Образный язык, мода, реклама. Образный язык искусства или фольклора быстрее и эффективнее привлекает естественное внимание телевизионной аудитории. Стремясь получить экономи­ческую выгоду, индустрия развлечений нередко соединяет в еди­ное целое рекламу и игровые тележанры. При таком соединении возникает специфический жанр - рекламные игры, сюжет которых от начала до конца построен на рекламируемом товаре ("Пегого", "Звезды в кадре, или проще простого", "1-клуб" и др.).

    Количество и масштабы российских телевизионных игр в 21 веке не уменьшилось. На канале ''НТВ", например, тщательно изучили технологии подготовки американских шоу "Фактор страха". Героями каждого выпуска этого шоу становятся люди, которым предстоит преодолеть свои фобии и предрассудки. Шестеро участников - трое мужчин и три женщины - проходят через различные испытания: прыжки с высоты и погружение на глубину, борьба со скоростью и преодоление соб­ственной брезгливости. Физическая сила в этом шоу не имеет ре­шающего значения. Главный приз - 50 тысяч долларов - получает лишь один. Для непосредственных съемок российской версии этого американского шоу канал "НТВ" выбрал Аргентину. В ближайшие годы НТВ планирует завершить этот крупномасштабный игровой проект.

    Другой крупный национальный телеканал "Россия" в марте 2003 г. начал подготовку абсолютно нового проекта - экстремальной игры "Крутой маршрут". Это будет невиданная доселе гонка по всей Рос­сии. В игре - девять этапов (финал каждого этапа в одном из горо­дов российской глубинки) и девять команд по два человека. Фор­мируют команду сами игроки - они должны выбрать того, кому больше доверяют. За время гонки игроки будут лететь, бежать, ехать, идти, плыть, возможно, ползти, но точно преодолевать пре­пятствия. Команда, которая прибудет в очередной этапный город последней, выбывает из игры. Цель каждой команды - найти ларец с сокровищами. Причём, ларец в этой игре используется и в пря­мом, и в фигуральном смысле слова: команда, его нашедшая, в качестве приза получит сто тысяч долларов. Зрителям же доста­нется отличное зрелище с видами, интригами, гонками, ловушками, испытаниями и страстями. Выход этой игры в эфир был запланиро­ван на осень 2003 г.

    Практическое задание №2.

    «Ксенофобия в России остается «стабильно высокой»

    Российские правозащитники обнародовали в Москве очередной доклад о расизме и ксенофобии в России. Однако некоторые из обвиняемых в «склонности к насилию» называют его провокацией.

    Уровень ксенофобии в России остается «стабильно высоким», а многие националистические лидеры все чаще переходят от простой пропаганды своих взглядов к насильственным действиям и созданию отрядов штурмовиков - таковы выводы Московского бюро по правам человека.

    Суммировав данные разных опросов, Московское бюро по правам человека подсчитало, что ксенофобские лозунги в той или иной степени разделяют больше половины граждан России.

    Особенно они не любят чеченцев (14,8% опрошенных), азербайджанцев (5,1%), армян (4,1%) и кавказцев в целом (6%).

    Кроме того, 5,1% участников опросов испытывают неприязнь к цыганам и около 2,5% - к евреям.

    Слова и дела

    В поведении националистических групп и лидеров в последнее время появились новые черты.

    «Это попытки - очень частые призывы - создать парамилитарные [военизированные. - М.Г.] формирования, а также, как новинка, - выход на теракты», - объяснил Би-Би-Си автор доклада Семен Чарный.

    Терактами националистов правозащитник называет нападение на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, а также взрыв поезда Москва-Грозный, в осуществлении которого подозревают членов Русского национального единства.

    В призывах и попытках создавать вооруженные отряды правозащитники обвиняют, в частности, Движение против нелегальной иммиграции, некоторые группировки местного масштаба, а также Военно-державный союз. Лидеры последнего, по данным авторов доклада, в феврале заявили о создании «народного ополчения».

    Глава Военно-державного союза, отставной генерал Леонид Ивашов подобные обвинения отвергает: «В Военно-державный союз входят серьезные, солидные организации. Никаких призывов к вооружению у нас не было.

    Это - глупости тех, кто желает провокаций».

    По мнению Семена Чарного, уровень ксенофобии в России выше, чем в постсоветских и других странах.

    «Боюсь, что ситуация в России хуже всех [постсоветских стран], потому что, в отличие от других стран, у нас сплелся целый ряд комплексов, которые и привели к появлению ксенофобии», - говорит Чарный.

    Воспитание толерантности

    Среди причин правозащитник называет распад советского государства, экономический кризис, неконтролируемую миграцию, которая «привела к тому, что во многих городах появились большие общины выходцев из Закавказья и Средней Азии, а государство не приняло никаких мер для их интеграции».

    С Семеном Чарным не согласен Михаил Батурин, генеральный директор центра «Этносфера», созданной московскими властями организации, которая занимается межэтническими отношениями. Он уверяет, что, по крайней мере, в Москве эффективно работает программа воспитания толерантности.

    По словам Батурина, его центр, например, участвует в проведении специальных курсов на эту тему для чиновников и представителей милиции. В регионах, с которыми сотрудничает «Этносфера», по словам Батурина, власти тоже стараются предотвращать межэтнические трения.

    Впрочем, Московское бюро по правам человека не только критикует власти. Правозащитники отмечают, что в первой половине этого года в стране «достигнут перелом в отношении правоохранительных органов к делам о возбуждении национальной ненависти».

    Суды, по данным МБПЧ, стали выносить жесткие приговоры: за шесть месяцев в ходе шести процессов о преступлениях на почве национальной ненависти был осужден 21 человек, и они получили сроки от четырех до 19 лет.

    Эта статья имеет ряд положительных и отрицательных свойств. К последним можно отнести то, что не ясно написано второе предложение, где словосочетание «обвиняемые в "склонности к насилию"» иносказательно и не сразу понятно, о ком говорит автор.

    Кроме того, слова Семена Чарного приведены буквально и вне контекста (часть «Слова и дела», второй абзац), так что их тоже трудно понять. Однако для нас в данном случае важно и интересно то, что статья сбалансирована и основывается на использовании следующих четырех источников информации: •

    Доклад Московского бюро по правам человека о расизме и ксенофобии в России. •

    Семен Чарный - автор доклада. •

    Глава Военно-державного союза, отставной генерал Леонид Ивашов. •

    Генеральный директор центра «Этносфера» Михаил Батурин.

    Один из источников - письменный. Это отчет правозащитников. Можно предположить, что он был опубликован и на бумаге, и в Интернете. Возможно, автор статьи прочел не сам доклад, а пресс-релиз, посвященный публикации доклада. Во всех случаях этот источник относится к классу документов.

    Информацию от остальных трех источников автор получил, проинтервьюировав их, хотя возможно также, что точка зрения Семена Чарного была высказана им во время пресс-конференции по случаю публикации доклада. То есть автор, не удовлетворившись точкой зрения одной из сторон, нашел другую, чтобы представить сбалансированную информацию.

    Формально точку зрения правозащитников представляют два источника, хотя доклад и его автор - это очень близкие источники. С противоположной позиции выступает лидер одного из националистических движений. А четвертый источник говорит о позиции властей Москвы.


    написать администратору сайта