Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОДИАГНОСТИКА

  • Психодиагностика. Психодиагностика МРВ. Практических заданий по дисциплине психодиагностика


    Скачать 25.69 Kb.
    НазваниеПрактических заданий по дисциплине психодиагностика
    АнкорПсиходиагностика
    Дата03.05.2022
    Размер25.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсиходиагностика МРВ.docx
    ТипДокументы
    #510193

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ПСИХОДИАГНОСТИКА


    Группа ММ20П174
    Студент
    Р.В. Мухамадиев

    МОСКВА 2022
    Задание 1.
    Составьте поведенческий портрет героя фильма, используя следующую общую схему:

    1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.

    2. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.

    3. Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной

    4. Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

    5. Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).

    6. Поведенческие проявления к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

    7. Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.

    8. Поведение в основной деятельности.

    9. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.



    Предметом наблюдения в этом задании является, поведение героя фильма «Тарас Бульба». Однако данных наблюдения только за поведением бывает недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего. Ведь поведение человека невозможно отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивается.

    Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоятельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны получение им результаты.

    Не стандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим планом наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и языка описания, представляется более пригодным в данном случае.

    В качестве такого общего плана не стандартизованного наблюдения предлагаются основные параметры "поведенческого портрета". К ним относятся:

    - Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике "быть таким, как все" или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему осо60е значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

    - Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

    -    Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной) 

    - Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

    -  Поведение по отношению к другим людям - положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакт, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная).

    Фильм «Тарас Бульба» создан по мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой.

    Фильм «Тарас Бульба» — одно из самых известных и популярных в последнее время экранизаций произведения Гоголя. В нем рассказывается о героической борьбе украинского народа за освобождение от гнета поляков. Основные события в фильме происходят в Запорожской Сечи, укрепленном лагере казаков. Главным героем повести является полковник Тарас Бульба, мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это — человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Превыше всего Тарас ценит чувство товарищества и верности долгу. Безраздельно он отдает себя служению Отчизне. Жизнь Тараса проходит в бесконечных военных походах. Беспощадный к врагу, с ненавистью карает он польских магнатов, защищая угнетенных и слабых.

    Главный персонаж фильма носит длинные усы, имеет суровый взгляд, крепко сложенное тело, прямую осанку, несмотря на возраст – все это характеризует его, как сильного духом, решительного человека, который всегда готов к действию и может соперничать с молодыми казаками. Тарас не любил роскошь, но на бой всегда надевал красивую одежду и также украшал своего коня, что говорило о том, какое именно его настоящее увлечение, а также от чего он по-настоящему получал удовольствие. Люлька в зубах, из-за которой он погиб, шапка, оружие за поясом – вещи, которые обычно носят с собой все казаки. Если рассматривать всю внешность Тараса в целом, то она ничем не отличается от тысяч других его товарищей. Видимо, режиссер хотел сделать образ главного героя собирательным, показать, что он такой же, как и все остальные казаки, также храбр, по-своему груб, и ничем он от них не отличается. Наверное, режиссер пытался показать нам этих людей, объединив их всех в одного Тараса Бульбу, показать их силу и храбрость, а также любовь к родине. Представляя себе внешность этого человека, остается только удивляться той силе, мужестве, храбрости, которая присуща тому времени. 

    Меня восхищает героический характер атамана и цельность его натуры. Это был настоящий патриот, для которого главная цель — освободить Отчизну от порабощения и бесправия. Для таких людей интересы народа стоят выше всего на свете. Без всякого сомнения, Тарас готов отдать свою жизнь и жизнь своих сыновей за родную землю. Пусть это жестоко, но цель, которую ставил перед собой Бульба, оправдывала для него средства ее достижения. Ведь на кону стояла свобода и независимость целой страны. 

    Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: "Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава".

    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: "Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают...".  

    Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрея для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба— старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

    Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. "Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? "Что было тогда в его сердце?" - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: "Добре, сынку, добре!"

    Тарас Бульба – в исполнении Богдана Ступки, натуральный казацкий герой, может роль писалась специально для Богдана Ступки, толи актер сыграл так натурально и искренне, получился живой, колоритный Запорожский казак. 

    В образе Тараса Бульбы господствует одна психологическая черта — всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И одновременно с этим — окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам. Поражает удивительная цельность характера героя: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему Остапу, интонация библейского приговора другому сыну, Андрею, чья возвышенная и чистая любовь к прекрасной полячке для Тараса не могла стать оправданием измены отчизне. Во всем этом ощущается подлинная психологическая достоверность.

    Режиссер фильма показывает огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: "Я тебя породил, я тебя и убью!". Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.  Создавая героический образ Тараса Бульбы, режиссер не пытался идеализировать его. В нем были перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Автор фильма мечтал показать сильный, героический характер. Именно таким и является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.

    Фильм просто эпохальный. Яркие образы, трагические сцены, масштаб декораций – все это завораживает, очень хорошо передан дух той эпохи, тех идеалов и идей. М. Боярский, как всегда, на высоте, но больше всего порадовали молодые актеры – играли не хуже корифеев. Единственное, что мне не очень понравилось, так это обилие и излишняя живость кровавых сцен. Не отрицаю, что качество исполнения этих сцен и правдоподобность впечатляют, но надеюсь, что главной в фильме все-таки была идея, а не спецэффекты.

    Задание № 2

    Ситуация 1

    Заказчик – классный руководитель 6-го класса. Запрос: «С классом работать просто невыносима, постоянные конфликты, многие предметники жалуются, дети оговариваются, домашние задания не выполняют, их практически невозможно организовать на какое-нибудь мероприятие». Составьте оптимальную диагностическую программу и обоснуйте свой выбор.
    Методики для класса:
    - Оцениваем мотивацию детей к обучению и мотивов аффилиации (стремление быть в обществе других):

    - Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).

    - Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)
    Проводим личностный опросник для оценки индивидуальных особенностей каждого ребенка:

    - Тест Кеттела (16 PF – опросник)
    Ситуация 2

    Заказчик – классный руководитель 2-го класса. Запрос: «В целом класс ровный, но пара-тройка ребят долго врабатывается, много отвлекается и быстро устает, из-за них темп работы всего класса страдает». Составьте оптимальную диагностическую программу и обоснуйте свой выбор.
    Для отстающих детей:

    Оцениваем когнитивные функции для того, чтобы понять какие могут быть проблемы в отставании:

    - 10 слов Лурия (оценка краткосрочной и долговременной памяти)

    - Тест Векслера (детский вариант) – оценка уровня развития интеллекта.

    - Матрицы Равена (детский вариант) – оценка мышления.
    Оцениваем мотивацию детей:
    - Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).

    - Оцениваем взаимоотношения детей в школе при помощи проективного рисунка.
    Задание № 3
    Ситуация 1

    Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз: «страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению потребности испытуемого в принятии, в общении с другими людьми».
    - Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан), данные, полученные при помощи этой методики оцениваются по двум шкалам: стремление к принятию, страх отвержения.
    Ситуация 2

    Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз: «Переоценка себя, личностная незрелость, неумение правильно оценивать результат своей деятельности, сравнивать себя с другими. Нереалистическое, некритическое отношение испытуемого к собственным возможностям».
    - Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан


    написать администратору сайта