философия практическое задание студентов тгу. философия. Практическое задание 1 по учебному курсу Философия Проблемы научного познания. Философские проблемы человека
Скачать 35.4 Kb.
|
Практическое задание №1 по учебному курсу «Философия 2. Проблемы научного познания. Философские проблемы человека» (наименование учебного курса) Вариант ____ (при наличии)
Что означает термин «гуманизм»? В какой исторический период он получил распространение? Гуманизм-это философская позиция, которая подчеркивает индивидуальный и социальный потенциал и свободу воли людей. Она рассматривает людей как отправную точку для серьезных моральных и философских исследований. Значение термина "гуманизм" менялось в соответствии с последовательными интеллектуальными движениями, которые отождествляли себя с ним. Как правило, этот термин относится к акценту на благосостоянии человека и выступает за свободу, автономию и прогресс человека. Она рассматривает человечество как ответственное за поощрение и развитие личности, поддерживает равное и неотъемлемое достоинство всех людей и подчеркивает заботу о людях по отношению к миру. Начиная с 20 - го века, гуманистические движения, как правило, были нерелигиозными и соответствовали секуляризму. Чаще всего гуманизм относится к нетеистическому взгляду, основанному на человеческой воле, и опоре на науку и разум, а не на откровение из сверхъестественного источника для понимания мира. Гуманисты, как правило, выступают за права человека, свободу слова, прогрессивную политику и демократию. Те, кто придерживается гуманистического мировоззрения, утверждают, что религия не является предварительным условием морали, и возражают против чрезмерной религиозной увязки с образованием и государством. Люди, по мнению гуманистов, могут формировать свои собственные ценности и жить хорошей и осмысленной жизнью. Истоки гуманистических идей на Западе в значительной степени прослеживаются в древнегреческой философии, которая уделяет приоритетное внимание человеческой морали, но аналогичные концепции и идеи были также выражены в других странах древнего мира, таких как древняя Индия, Норвегия, южная Африка и Китай. Во время Европейского Возрождения Интерес к классической литературе Греции возродился , и гуманистические идеи снова начали развиваться. Достижения науки, техники и философии в эпоху Просвещения способствовали развитию светских мировоззрений, создав множество рациональных и этических ассоциаций и движений в 19 веке, некоторые из которых объединились в светские гуманистические ассоциации в 20 веке. Как изменились ценности гуманизма под влиянием распространения атеизма? Стремление атеизма, на мой взгляд, заключается в уменьшении всемогущества Бога и доказательстве самоценности человека. С другой же стороны атеизм есть отрицание объективных ценностей. Ценности гуманизма не изменились, они стали отрицаться. В этом отношении он представляет собой разновидность нигилизма и эгоизма. Поскольку ничто не имеет разумной причины и существует случайно, нет ни добра, ни зла, ни истины, ни обмана, ни правды, ни кривды. Все относительно, все произвольно, все субъективно. Любое явление может быть правильным или неправильным в зависимости от точки зрения. Собственный комфорт – единственная важная ценность атеиста. Если у него есть какие-то нравственные ценности, которые он худо-бедно пытается соблюдать, то они всегда унаследованы из христианства (или постхристианства) через национально-культурную традицию, но они не присущи атеизму изначально. Какие изменения произошли в XX веке в представлениях о структуре психики человека? Начались изменения в традиционных представлениях о психической жизни человека. В этот период новые открытия и достижения в естественных науках проявили неудовлетворительность механистических и натуралистических толкований природы человека. Для многих мыслителей становится очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область "внутренней" жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения. "Внутренний" мир человека можно лишь описать, наблюдая за различными проявлениями жизнедеятельности индивида и раскрывая смысл и значения последних. Какие виды научных знаний способствовали развитию современной антропологии как философского направления и отдельной науки? Эмпирическое — основано на описании явлений и реальных объектов посредством наблюдения и эксперимента. Метатеоретическое — наиболее высокий уровень знания, который включает в себя множество высказываний, составляющих основания научных теорий — аксиом, принципов, научной картины, идеалов. Теоретическое — передает причины и смысл причинно-следственных связей явлений. Это совокупность различных теорий и гипотез, которые обеспечивают научное толкование реальности; Синтетическое — знание, которое проявляется только вместе с опытом, расширяя и добавляя информацию об исследуемом объекте; Аналитическое — знание, которое не привносит никакой новой информации об объекте, лишь выявляя и поясняя уже заключенное в нем содержание; Выводное — выводится из первичного материала, который собирает исследователь; интерпретация этого материала, как правило, сопровождается эмоционально-оценочным переживанием; Предпосылочное — предшествует реальной эмпирической и теоретической деятельности исследователя; Номотетическое — отображает законы, выявленные на основе обобщения явлений; Идеографическое — описывает существенные черты в индивидуальных явлениях. Какое отражение антропологические проблемы нашли в современных учениях о бытии (экзистенциализм, философия жизни)? В современных учениях отразились следующие проблемы: Отчуждения человека, проблемы бытия мира и человека, человек – уникальное существо, существование и сущность человека. Так же отметим личность и система. Интенциональность сознания, «временность» сознания. Бытие и ничто, абсурдность, свобода, природа и значение выбора, роль пограничного опыта (пограничной ситуации), отчуждение, смысл и значение коммуникации. Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации? Рекомендуем аргументировать ответ на основе одной из антропологических концепций Макса Шелера, Жан-Поля Сартра, Альбера Камю, Хосе Ортеги-и-Гассета, Мартина Хайдеггера и т. д. Изменения человека таковы. Все больше и больше закрываться в себе. В своем внутреннем мире. И все большая зависимость чужого мнения. Хайдеггер, например, был убежден, что люди забыли, что значит жить для самих себя. Они зависят от чужого мнения и это мешает им раскрыться и быть по-настоящему свободными. Здесь важно понять, что другие не смогут спасти нас от "ничто" и поэтому, в действительности, не важно что о нас думают другие, не стоит тратить свои время и энергию на то, чтобы произвести на них впечатление. На мой взгляд, проблемы гуманизма были, есть и будут. В независимости от времени. Человек же ни куда не делся, а значит, не делись и проблемы связанные с ним. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю. Лишь в том случае, если отдельно взятые люди в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решить порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях всеобщий прогресс. |