Практическое задание История Англии. Практическое задание 1 Задание 2 Англия и крестовые походы
Скачать 64.29 Kb.
|
4. Реформация в Англии В Англии реформация подготовлялась действием тех же причин, которыми она вызывалась и в других местах, именно национально-политической оппозицией против Рима и социальной оппозицией светских сословий против духовенства, но собственно религиозное недовольство католицизмом сначала было в Англии слабо. Нерасположение к хозяйничанью папской курии и к господству духовенства проявлялось уже давно в парламенте, но сдерживалось королевскою властью, которая имела свои интересы оставаться в союзе с церковью. Со времени войны Алой и Белой Роз (1455 – 1485) и восшествия на престол династии Тюдоров парламент утратил свое значение, и, наоборот, королевская власть усилилась. Вообще со времен великой хартии вольностей (1215) и возникновения парламента (1265) никогда в Англии короли не достигали такой власти, как в царствование династии Тюдоров (1485 – 1603). Война Алой и Белой Роз ослабила феодальную аристократию, на которой держалась вся сила парламента. В начале царствования первого Тюдора (Генрих VII) в верхней палате было только 29 светских лордов, и новая династия создала около 150 новых пэров, преимущественно из придворной знати, преданной королевской власти. Высшее духовенство, на земли которого бароны делали нападения, и против которого были вооружены другие классы общества, со своей стороны, поддерживало королевскую власть, ища у неё защиты. Междоусобие двух Роз сопровождалось насилиями и нарушениями права со стороны победителей, и парламент часто делался лишь простым орудием в руках партий, захватывавших власть. Поэтому впоследствии и Тюдорам легко было пользоваться парламентом, как послушным орудием власти. Вот каковы были политические отношения в Англии в начале реформации. Отпадение Англии от Рима при Генрихе VIII Когда на материке началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII (1509 – 1547). Это был государь, отличавшийся большим своеволием и жестоко расправлявшийся с неугодными ему людьми. Получив некоторое богословское образование, он вступил в полемику с Лютером в защиту семи таинств, за что получил от папы титул «защитника веры», а так как Лютер отвечал ему грубо и резко, то король страшно ожесточился против его последователей в Англии и прямо велел сжигать их на кострах. Эта ревность к католической церкви заменилась совершенно другим отношением, когда папа Климент VІІ не дал своего согласия на развод Генриха VIII с теткой Карла V, Екатериной Арагонской. Брак Генриха VIII с этой испанской принцессой был заключен в эпоху союза Англии с Испанией против Франции; но от Екатерины у английского короля не было детей мужеского пола, и вдобавок ему понравилась фрейлина его жены Анна Болейн, на которой он захотел жениться. Отказ папы разрешить развод и вступление в новый брак до крайности раздражил английского короля, и он уже не сдерживал более проявлений неудовольствия против папства и духовенства и в парламенте, и в нации. Послушное английское духовенство развело короля с первою его женою и разрешило его брак с Анною Болейн (1530). За этим последовал ряд парламентских статутов, которыми по частям были отменены права папы в Англии, а в 1534 г. особым актом о верховенстве король был объявлен главою английской (или англиканской) церкви, т. е. на него были перенесены прежние права папы. При этом и лютеране, и «паписты», не желавшие признавать короля главою церкви, подвергались казни (между ними Томас Мор). Вскоре за тем Генрих VIII в сотрудничестве с канцлером Томасом Кромвелем, «молотом монахов», секуляризировал все монастырские имения, составлявшие треть земель всей Англии. Аббаты упраздненных этих монастырей исчезли из верхней палаты, а вновь назначенных светских лордов король наградил землями, отобранными у монастырей. Секуляризация монастырской собственности тоже была утверждена парламентом. Объявление короля главою церкви и отобрание в казну громадного количества поместий только еще более усилили королевское могущество, и произволу Генриха VIII не было потом никаких пределов. Новый глава англиканской церкви, опираясь на послушный парламент, начал теперь изменять догматы и обряды то в одном, то в другом направлении и казнить тех, которые не хотели подчиниться такой реформации. Сам Генрих VIII находился при этом под влиянием то тайных папистов, то тайных лютеран. Кромвеля он казнил, подозревая его в сочувствии к лютеранству, и архиепископ кентерберийский Кранмер, втайне бывший протестантом, не осмеливался в церковных и богослужебных преобразованиях слишком отклоняться от католицизма. Своевольный король вступал в новые браки (в общем у него сменилось шесть жен), разводясь с прежними женами и даже посылая их на плаху. Англиканская церковь Когда Генрих VIII умер, церковная жизнь Англия была в полном расстройстве, а наследник его Эдуард VI (1547 – 1553) был несовершеннолетним. Опекуны молодого короля и Кранмер завершили реформацию установлением в англиканской церкви прочного порядка. Новая церковь заняла положение, среднее между католицизмом и протестантизмом. Папство было отменено, но главою церкви был сделан король. Монашество также было уничтожено, но была сохранена вся иерархия с епископством во главе, за которым была признана преемственность благодати от апостолов; отсюда англиканская церковь называется еще епископальной. Вместе с тем, однако, духовенству был разрешен брак. Внешность богослужения в англиканской церкви оставлена католическая, и были сохранены все семь таинств, но богослужение должно было совершаться на английском языке, а причащение – под обоими видами. Наконец, у протестантов англиканская церковь заимствовала учение об оправдании посредством веры и взгляд на Священное Писание как на единственный авторитет в делах веры. Реакция при Марии Кровавой Эдуард VI умер шестнадцати лет, и ему наследовала его старшая сестра (дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской) Мария (1553 – 1558), фанатичная католичка, вступившая в брак с таким же фанатиком Филиппом II Испанским, сыном Карла V. Послушный парламент отменил при ней все реформы в церкви и восстановил папскую власть в Англии. Но Марии не удалось возвратить монастырям имущества, розданные при её отце и брате новым владельцам. Королева возобновила казни за веру, и в числе лиц, сожженных при ней на костре, был Кранмер. За свою жестокость Мария даже получила название Кровавой, но крутыми мерами она только отвратила народ от католицизма. Когда она умерла, после короткого царствования, ей наследовала другая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета (1558 – 1603). Утверждение англиканизма Новая королева в глубине души была более католичкою, чем протестанткою, но её положение заставило ее защищать реформацию. Католики не признавали брака её матери с Генрихом VIII за законный, а потому отвергали и её права на престол. Сам её отец в разное время смотрел на нее неодинаково: старшая сестра ее ненавидела. В народе на нее, наоборот, возлагали большие надежды. Елизавета отличалась большим умом и широким гуманистическим образованием, а вместе с тем и замечательною силою воли, соединенною с властолюбием. По вступлении на престол она, тоже посредством парламентских актов, восстановила англиканскую церковь в том виде, какой последняя получила при Эдуарде VI. Отказавшись, как женщина, от иерархического титула «главы церкви», она приняла равносильный титул «верховной правительницы церковных и светских дел». «Акт о единообразии», изданный парламентом, предписывал совершать богослужение по новому английскому требнику. Все вероучение англиканской церкви, изложенное в «39 статьях веры», тоже было утверждено парламентом. В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы. Две реформации в Англии Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ею в самом широком объеме. В средние века парламент созывался в общем ежегодно, при Тюдорах – средним числом раз в два года, но в частности Елизавета собирала его реже, чем даже Генрих VIII: при нем приходилось два созыва на три года, при Елизавете – один на три-четыре года. Духовные лорды (епископы) всецело зависели от короны, светские большею частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений. Но то обстоятельство, что Тюдоры проводили свои церковные реформы путем парламентских постановлений, впоследствии позволило парламенту ссылаться на свои права в делах веры. Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. В сущности это были большею частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (хотя бы кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. (Впоследствии их стали называть индепендентами). Елизавета начала преследовать пуритан строгими наказаниями, напр., им рубили руки или отрезывали уши. Между обеими реформациями в Англии произошло впоследствии резкое столкновение. Аграрный переворот в Англии: причины и последствия Островное государство, Англия являлась по существу аграрной периферией, снабжающей континент шерстью. Однако в XIV—XV вв. в экономике страны происходят существенные изменения, которые были вызваны прежде всего прогрессивными сдвигами в развитии английского сукноделия. Они заключались в начавшемся перемещении центров сукноделия из города в сельскую местность и торговые местечки. Кроме того, после окончания Столетней войны снова значительно возрос экспорт английской шерсти на континент. Благоприятные условия для этого создавало развитие сукноделия в Нидерландах. Говоря о начале аграрного переворота в Англии в конце XV в., К. Маркс прямо указывал, что «непосредственный толчок к этому в Англии дал расцвет фландрской шерстяной мануфактуры и связанное с ним повышение цен на шерсть». Торгово-промышленное развитие Нидерландов ускорило аграрный переворот в Англии. В XVI в. сукноделие стало главной отраслью английской промышленности. Возникло глубокое взаимодействие между промышленностью и сельским хозяйством, сукноделием и овцеводством. Обуржуазивание дворянства и «превращение в рыцарей» богатой части буржуазии постепенно привели к образованию «нового дворянства», особенно усилившегося в XVI в. На повестке дня встал вопрос о ломке старых форм землевладения. Королевская династия Тюдоров (1485—1603 гг.) опасалась, что ликвидация старых отношений в сельском хозяйстве приведет к опасным социальным последствиям. Законы неоднократно; (1489, 1516, 1534, 1597 гг.) запрещали сгон крестьян с земли. Но правительство не контролировало выполнение этих законов.. Больше того, статусом 1534 г. оно фактически санкционировало рост овцеводческих ферм, пытаясь регламентировать их расширение. Запрещалось иметь более 2 тыс. овец и заводить более двух ферм. Законы оказывались совершенно неэффективными, поскольку дворянское государство не хотело защищать права крестьян и ограничивалось штрафами за снос деревень. После восстания крестьян под руководством Р. Кета (1549 г.) был издан закон «О поддержании и расширении пашни», а в 1555 г. — статус «О восстановлении разрушенных крестьянских домов». Королева Елизавета в 1563 г. утвердила закон, по которому все земли, обрабатывавшиеся 4 года кряду, начиная с 1529 г., должны быть сохранены под пашней. Стране не хватало хлеба, наблюдалось его вздорожание. Но королевская политика в области сельского хозяйства отличалась непоследовательностью, и в 1593 г. произошла отмена запретов на огораживания (насильственная ликвидация общинных земель). Цены на шерсть за XVI столетие возросли в 3 раза, существенно увеличилась арендная плата за землю. Все это происходило на фоне быстрого обесценения денежных оброков. Поэтому огораживания XVI в. захватили и крестьянские наделы, сопровождались их превращением в пастбища. Конверсии(вторая форма обезземеливания крестьян) пахотных земель нанесли решающий удар системе открытых полей. Первоначально наибольший размах огораживания и конверсии получили в центральных и южных графствах — зерновых районах Англии, где копигольдеры составляли до 60% всех держателей земли. Это привело к свертыванию мелкого крестьянского землепользования и росту крупной земельной собственности нового типа. Насильственное обезземеливание крестьянства часто сопровождалось и сносом деревенских поселков. Но в XVI в. аграрный переворот затронул лишь часть крестьянского сословия. Он продолжался в XVII—XVIII вв. Огораживания XVI в. сопровождались ликвидацией монастырского землевладения.(Секуляризация) Около 1/3 земель Англии находилось во владении католической церкви, составляя, по выражению К. Маркса, «религиозную твердыню традиционных отношений земельной собственности». Реформация привела к упразднению монастырей, конфискации их земельных владений и имущества. Стародавняя борьба за землю между светскими и духовными феодалами приобрела совершенно иное содержание, стала фактором интенсификации «аграрной революции» в Англии. В 1534 г. король был объявлен главой церкви, которая стала частью государственного аппарата, а ее имущество — собственностью короны. В 1535 г. была создана специальная комиссия для оценки церковного имущества и сбора сведений о порочной жизни монашеской братии. В 1536—1539 гг. около 3 тыс. мелких монастырей прекратили существование. Секуляризация способствовала становлению крупной капиталистической аренды в Англии. В результате реформаций были непоправимые последствия. Процесс насильственной экспроприации земледельческого населения стал основной чертой аграрного переворота в Англии. Большая часть захваченных посредством огораживаний земель сдавалась в аренду капиталистическим фермерам, наиболее богатые из которых использовали наемный труд. Во второй половине XVI в. происходит заметное укрепление капиталистического фермерства, поскольку непрерывное повышение цен на шерсть, хлеб, мясо и другие сельскохозяйственные продукты обгоняло рост арендной платы. Фермеры используют рациональные методы ведения хозяйства. Земля начинает лучше обрабатываться и удобряться (навозом, известью, водорослями, городскими отбросами), усложняются севообороты. Расширяются посевы зерновых культур, хмеля и конопли, урожайность которых повышается. В то же время аграрный переворот привел к катастрофическим социальным последствиям. Практическое задание №2 Задание №2 1. Английское Просвещение и его особенности Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека». Ее выдвинул уже Гоббс, но Гоббс считал естественным для человека лишь безграничное стремление к собственной выгоде; отсюда мысль о необходимости внешнего принуждения, для того чтобы поддерживать общественный порядок. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» — существа, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой, буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической и в религиозной области. Согласно их представлению, чувства, потребности и свойства «естественного человека» являются нормой по отношению к исторически сложившимся условиям общественной жизни, которые подвергаются осуждению как искусственные и ложные. Такими искусственными наслоениями считались в первую очередь феодальные институты. Наоборот, естественными проявлениями человеческой природы признавались интересы буржуазной личности, освобожденной от стеснительных феодальных связей. Заключавшаяся в этих мыслях идеализация буржуазного общественного строя не была выражением сознательного классового расчета. В силу незрелости буржуазных отношений, присущей мануфактурной стадии капитализма, представители английского Просвещения могли сохранять иллюзии насчет подлинного характера буржуазного общественного строя, искренне думая, что его конечной целью является благоденствие всех слоев общества. Впрочем, для самых видных английских просветителей вообще характерна большая умеренность общественно-политических взглядов, что видно в частности из их отношения к религии. Далее рассмотрим некоторых из них. Юм родился в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой, владельца небольшого поместья. Онпосещал Эдинбургский университет, где получил хорошее юридическое образование. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе. Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге — «Исследовании о человеческом познании». Написал множество работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах. Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Все наши идеи восходят к опыту, впечатлениям. Однако Юм не отрицал возможности априорного знания, примером которого является, с его точки зрения, математика. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий. Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами. Между сочинениями Болингброка, доставившими ему славу одного из величайших писателей Англии, особенной популярностью пользовалась его книга «Письма об изучении и пользе истории» («Letters on the study and use of history», 1738), где он первый поставил требование, чтобы история от созерцания мертвых перешла к созерцанию живых, осмеял пристрастие и идолопоклонство ученых ко всему, что носит на себе печать ветхости и педантизма, выставляя задачей историка борьбу за свободу, разоблачение лжи и лицемерия, на которых зиждется всякая иерархия. В другом своем сочинении, «Dissertation on parties», он доказывает, что истинная свобода нераздельна с борьбой и распрями; что в конституционных государствах неусыпный надзор народа и каждого отдельного лица за правительством и его мерами составляет существенную необходимость и что никакая форма правления, никакая организация не могут оградить от народных движений, и потому напрасно порицают за это свободные учреждения. «Даже теократия, судя по истории евреев, была не без своих волнений; даже Скинией Завета не поддерживалась религия в ее чистоте, а государство в надлежащем порядке». Полное собрание сочинений Болингброка, изданное Маллетом в 1754 году, было осуждено большим жюри в Вестминстере как опасное для религии, нравственности, государства и общественного спокойствия. |