Практическое 5. Практическое задание 5
Скачать 15.95 Kb.
|
Практическое задание 5. Перед нами стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое адресовано певице Бартеневой. Стихотворение-посвящение несет личный характер. В нем лирический герой высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью, стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания. Создать впечатление незамысловатости помогают сравнение (голос…как птичка в клетке), эпитеты (голос ласковый, глаза глубокие), метафоры (сердце запрыгает, душа из груди просится); разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»); средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве, в частности о народных песнях: синтаксический параллелизм в первых двух четверостиший, анафора («И как-то весело; И хочется плакать»), характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы, выбор формы стихотворения с короткими строками, непостоянную метрическую схему. Стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей» обладает идеей торжества жизни и любви над любым злом. В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской. В этом заключается основная проблематика этого стихотворения в прозе. Я считаю, что подобные проблемы в литературе - одни из самых ярких, показательных, они способны тронуть душу любого человека, будь то ребенок или взрослый. По моему мнению, эта проблема как нельзя лучше передается через тексты подобной формы - простота языка и синтаксиса близка читателю, он глубже способен понять скрытый, аллегорический смысл. Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка-мораль. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ). Повествование ведется от первого лица. Рассказывает охотник историю, которую ему случилось однажды наблюдать. Сюжет прост, но глубокий смысл, заложенный буквально в каждом предложении компенсирует объем сказанного писателем. Сбивчивость речи, взволнованность, переживания, а затем восхищение отражает форма записи, заключающаяся в прерывистых фразах, когда собака начала приближаться к птенцу. Раздумья и удивление передают многоточия и повторы слов. А близость к читателю, влияние на него достигается за счет конструкции «я думал» — писатель впускает в свои мысли, делится ими, и обращений к читателю. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» —в этом и заключается авторская позиция по отношению ко всему тексту. Многие фразы можно считать афоризмами, над ними можно долго раздумывать: «сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда» — вот она, сила любви и преданности, вот умение дорожить и ценить. В русской литературе немало знаменитых и легко узнаваемых стихотворений. На данный момент ближе всех по идее и настроения мне строки из произведения В. Шефнера «Слова»: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Эта строфа из стихотворения отражает суть нашего общества. Люди редко задумываются, какой силой обладает сказанное слово. Жестокость, предательство, ненависть и другие отрицательные качества человека могут быть восприняты через неправильно подобранное слово. Поэтому людям так важно думать и отбирать слова для выражения своих мыслей. Ведь слово также имеет положительное влияние на человека, недаром существует поговорка «Ласковое слово и кошке приятно». Говорят, что искусство владения словом наделяет людей возможностью владеть миром. И это правда. Умелые ораторы способны убеждать, влиять и воздействовать. На мой взгляд, строчка из стихотворения В. Шефнера не потеряет актуальности ещё долгие годы. Ф.М. Достоевский В своих произведениях Ф. М. Достоевский разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания его эпохи, на умении достоверно отразить ее основные, глубинные противоречия. В ромате “Преступление и наказание” автор раскрывает внутренний мир не только отдельных личностей, но и психологию разных слоев общества. Он затрагивает внутреннее состояние низших, обездоленных слоев населения, живущих в постоянной нужде и унижениях, а так же характеры высших слоев общества. Пытаясь дать ответ на философские и нравственные вопросы по ходу повествования, Достотевский давал возможность читателю самому найти решение. Герой романа, Родион Раскольников, выступает прежде всего как мыслитель который своей жизнью испытывает собственные идеи и убеждения. А. П. Чехов Чехов считается мастером коротких юмористических рассказов. Подавляющее большинство произведений автора – это рассказы - миниатюры. Сюжеты строятся на одном эпизоде. Экспозиция должна быть очень короткой. Повествование начинается прямо с основного действия, не имеет пространных описаний. Ещё большее значение придавал писатель концовке рассказа, стремясь сделать её более содержательной, эффектной, впечатляющей. Так, например, в рассказе «Шведская спичка» обнаруживается загадочное убийство, идёт осмотр места происшествия, все в тревоге. «Убитого» же находят спящим у жены одного из производящих осмотр. В целях достижения краткости формы Чехов избегает в рассказе большого количества персонажей. Это количество ограничивается у него иногда 2-3 лицами. Вспомним рассказы «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и другие. Многие рассказы проникнуты тонким чеховским юмором , вызывающим смех. Автор использует «оглуплённые» фамилии: Хрюкин, Очумелов и другие. Но тонкий, едва заметный юмор не играет первенствующей роли. В них преобладает открытый смех над жалкими и мерзкими «героями».Это сатира, приобретающая широкое общественное значение. Л.Н. Толстой “Диалектика души”, о которой так часто говорил Толстой, является одной из особенностей его произведений. В трилогии «Детство. Отрочество. Юность» самонаблюдение Николеньки служит для писателя методом раскрытия психологических характеристик и душевных переживаний юного героя. В романе «Война и мир» душевные процессы героев, их чувства и стремления обозначаются как косвенно - через жесты, мимику, действия, так и прямо - с помощью самохарактеристик персонажей, в их внутренних (размышления Пьера, Андрея, Наталии, Марьи и др.) и внешних монологах. Портретные, пейзажные зарисовки служат ключом к пониманию не только внутреннего мира героя, но и смысла всего произведения. Психологизм Толстого - психологизм становящегося, развивающегося принципиально-незавершенного человека. Б.Л. Пастернак Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения - чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми (“Как бронзовой золой жаровень, Жуками сыплет сонный сад. Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят…”). Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. (Кама, Харьковский уезд, Ганимед, Мартин Лютер и т.д.) Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы, что придает стихам экспрессивность, но от этого сложнее понимание смысла (“Выйдешь и мурашки разбегаются, и ежится Кожица, бывало, — сумки, дети, — Улица в бесшумные складки ложится Серой рыболовной сети…”). А.И. Солженицын Проза автора отличается стилистическим своеобразием. Повесть “Один день Ивана Денисовича” характеризуется авторским умелым использованием диалектной речи. Все повествование строится на прямой речи главного героя, прерываемой диалогами действующих лиц и описательными эпизодами. Главный герой - человек из деревни довоенного времени, его происхождение обуславливает специфику речевого выражения: язык Ивана Денисовича богато насыщен диалектизмами, причем многие слова являются не столько диалектизмами, сколько просторечными словами («кесь», в значении «как»; прилагательное «гунявый», то есть «грязный» и др.). Своеобразие языка и синтаксических конструкций еще прослеживается в “лагерной прозе” (“Архипелаг ГУЛаг”). Проза И.А. Бунина характеризуется богатством языковых явлений, поэтичностью и особой откровенностью. Перед нами отрывок из рассказа “Тёмные аллеи”. Главной темой этого текста (именно отрывка) можно назвать несостоявшуюся, трагическую любовь. Для ее изображения автор выбирает жанр рассказа (короткое произведение с одной сюжетной линией), чтобы захватить внимание читателя и погрузить его целиком в эту историю, заставить прожить и прочувствовать эмоции и переживания персонажей. Многие исследователи говорят о том, что это произведение можно считать новеллой (небольшой текст с неожиданным поворотом в конце). В этом отрывке неожиданный поврот для героев и читателя случается в ходе основного действия - когда Николай Алексеевич узнает в Надежде свою давнюю возлюбленную. Возможно, этот поворот и сам жанр новеллы еще больше воздействует на чувства читателя, а еще лучше показывает характер героев и мотивы их поведения. Бунин наделил этот рассказ особым настроением - тоской по ушедшим возможностям; упущенной любви, ушедшей молодости. По этому фрагменту мы не можем узнать, что стало причиной разрыва влюбленных 30 лет назад, но самое главное – этой любви не дано было перерасти в нечто большее, она осталась для героини наивысшей ценностью, которую она пронесла через всю жизнь. Авторское мастерство состоит в нескольких точных выражениях и метафорах, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов и деталей. При помощи эпитетов, метафор и сравнений Бунин рисует портретные характеристики героев (“взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый”, “красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы”, “красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку” и т.д.). Николая Алексеевича характеризует очень эмоциональная речь, он использует большое количество риторических восклицаний и вопросительных предложений, а еще повторы (“Боже-боже”), что говорит о его растерянности, в то же время радости от неожиданной встречи. Надежда, напротив, ведет себя более сдержано, ее речь более спокойна, она отрывисто отвечает на вопросы, в некоторых фразах проглядывается умышленная недостказанность (“Не могла я этого сделать”). Таким образом, в отрывке из рассказа “Темные алееи” Бунин проницательно и тонко показывает отношение людей из разных слоев общества к пониманию и восприятию любви. В стихотворении “Я покинул родимый дом” С.А. Есенина отражены мысли, чувства, переживания лирического героя. Композиция линейная, представляет собой последовательное изложение мыслей и чувств лирического героя. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож”. Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной. Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен).Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки. Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом. Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”. Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”. Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”. Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, будучи еще совсем молодым человеком. А повторы, использованные им (“я не скоро, не скоро вернусь”), будто бы показывают самоубеждение в этом, с другой стороны, очень роднят стихотворение с народными жанрами - сказками, былинами, делая поэтическую речь максимально похожей на разговорную. Я считаю, что с произведением М.А. Шолохова “Тихий Дон” военная тематика сближает следующие тексты: Б.Л. Пастернак “Доктор Живаго”, М.А. Булгаков “ Дни Турбиных”, “Бег”, М.А, Шолохов “Родинка”, И. Бабель “Конармия”. Все эти произведения объединяет тема гражданской, братоубийственной войны. В «Конармии» Бабеля мальчик-красноармеец диктует автору письмо, в котором рассказывает, как старший брат пытал отца, потому что тот был врагом, как сам потом был убит. Братоубийственный характер гражданской войны ощущает на себе Юрий Живаго, герой романа Б.Пастернака, врач, предназначение которого спасать жизни людей. Герой пьесы М.Булгакова «Бег» белогвардейский генерал Хлудов тяжким бременем несет в себе память о повешенных по его приказу людях. Михаил Шолохов в рассказе «Родинка» показывает, как отец убивает сына и только по родинке узнает, что стал сыноубийцей. Алексей Турбин в пьесе М.А. Булгакова “Дни Турбиных” — русский офицер, прошедший германскую войну, настоящий боевой офицер, цель которого защищать родину, а не воевать с собственным народом. Булгаков показывает, что власть Петлюры в Киеве ничуть не лучше власти большевиков: грабежи, карьеризм во власти, насилие над мирным населением. Алексей Турбин не может воевать с собственным народом. А народ, по мнению героя, поддерживает большевиков. |