Главная страница
Навигация по странице:

  • План анализа

  • Как называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)

  • Тема 1. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне» Тема 2. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда

  • Тема 4. Каков символический образ, отраженный в названии знаменитой пьесы М. Горького о «ночлежной» жизни

  • – Как это "силен"

  • И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче (И.А. Бунин, «Чистый понедельник».) План анализа

  • В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как эта разница определила их дальнейшую судьбу

  • Как называется резкое противопоставление предметов или явлений в произведении («внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским»)

  • Литература 1 курс Задание №3. Задание к разделу 3. Практическое задание к Разделу 3


    Скачать 24.24 Kb.
    НазваниеПрактическое задание к Разделу 3
    АнкорЛитература 1 курс Задание №3
    Дата24.06.2022
    Размер24.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание к разделу 3.docx
    ТипДокументы
    #613702

    Практическое задание к Разделу 3


    Задание 1. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой, выполните анализ фрагмента по предложенному плану.

    Тоска по родине! Давно

    Разоблаченная морока!

    Мне совершенно все равно –

    Где совершенно одинокой

    Быть, по каким камням домой

    Брести с кошелкою базарной

    В дом, и не знающий, что – мой,

    Как госпиталь или казарма.

    Мне все равно, каких среди

    Лиц ощетиниваться пленным

    Львом, из какой людской среды

    Быть вытесненной – непременно –

    В себя, в единоличье чувств.

    Камчатским медведем без льдины

    Где не ужиться (и не тщусь!),

    Где унижаться – мне едино.

    Не обольщусь и языком

    Родным, его призывом млечным.

    Мне безразлично – на каком

    Непонимаемой быть встречным!

    (Читателем, газетных тонн

    Глотателем, доильцем сплетен…)

    Двадцатого столетья – он,

    А я – до всякого столетья!

    Остолбеневши, как бревно,

    Оставшееся от аллеи,

    Мне все – равны, мне все – равно,

    И, может быть, всего равнее –

    Роднее бывшее – всего.

    Все признаки с меня, все меты,

    Все даты – как рукой сняло:

    Душа, родившаяся – где-то.

    Так край меня не уберег

    Мой, что и самый зоркий сыщик

    Вдоль всей души, всей – поперек!

    Родимого пятна не сыщет!

    Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

    И все – равно, и все – едино.

    Но если на дороге – куст

    Встает, особенно – рябина…

     

    (М.И. Цветаева, 1934 г.)

     

    План анализа.

    1. В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован прием, при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением. Назовите этот прием.

    Прием сравнения

    1. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»).

    Эпитет


    1. Как называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)?

    Рифма

    1. Что символизирует в стихотворении Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины и у кого из русских поэтов Серебряного века звучит ностальгическая тема?

    Куст Рябины символизирует ностальгию по Родине. В стихотворении "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.." С.А. Есенина также звучит ностальгическая тема.

     

     

    Задание 2. Выполните краткий обоснованный анализ произведений М. Горького по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).


    Тема 1. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?


    Тема 2. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда?

    Тема 3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

    В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» автор знакомит читателей с персонажами рассказов пожилой женщины. В первом рассказе автор осуждает людскую гордыню, злость, надменность, присущие Ларре. Одиночество и горе – вечные спутники героя, превратившегося в тень. В легенде о Данко автор прославляет лучшие черты человека – храбрость, самопожертвование, милосердие.


    Тема 4. Каков символический образ, отраженный в названии знаменитой пьесы М. Горького о «ночлежной» жизни?


    Тема 5. Торжествует ли «правда» Бубнова в финале пьесы М. Горького «На дне»?

    Задание 3. Прочитайте фрагмент из рассказа И. Бунина «Чистый понедельник», выполните анализ фрагмента по предложенному плану.

     

    В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским. Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица. А она говорила, вынимая платочек из душистой муфты:

     – Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы – барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву.

    – Могу, могу! – отвечал я. – И давайте закажем обед силен!


    – Как это "силен"?

    – Это значит – сильный. Как же вы не знаете? "Рече Гюрги..."

    – Как хорошо! Гюрги!

    – Да, князь Юрий Долгорукий. "Рече Гюрги ко Святославу, князю Северскому: "Приди ко мне, брате, в Москову" и повеле устроить обед силен".

    – Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь – вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский! <…>

    И я уже рассеянно слушал, что она говорила дальше. А она говорила с тихим светом в глазах:

    – Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. "Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном..."

    Я шутя сделал страшные глаза:

    – Ой, какой ужас!

    Она, не слушая, продолжала:

    – Так испытывал ее Бог. "Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние..."


    И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче?

    (И.А. Бунин, «Чистый понедельник».)

    План анализа:


    1. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как эта разница определила их дальнейшую судьбу?

    Разность духовного мира героя и героини приводит к их расставанию. Девушка религиозная и набожная, а её возлюбленный с иронией воспринимает все её слова.

    1. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием?

    Сравнение.

    1. Назовите форму художественной речи – обмен репликами между персонажами, которую использует И.А. Бунин.

    Диалог.


    1. Как называется резкое противопоставление предметов или явлений в произведении («внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским»)?

    Антитеза.

    1. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»).

    Портрет.


    написать администратору сайта