Практическое задание .Васильев.Д.А
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу. Выдающиеся мыслители, учёные и психологи
| Взгляд на психологию. Основная суть
| Критика
| Первобытное
время
первобтное время(до V – III вв
до н.э. \ 20-30
тыс. лет
назад)
| Первобытные представления о психике возникли в первобытных религиях и
верованиях людей, в мифологии, в
художественном народном творчестве. Душа
рассматривалась как что-то неземное,
таинственное и непознанное. Душа
определяет жизнь и деятельность животного
и человека, а смерть или сон объясняются
соответственно ее постоянным или
временным отсутствием. В первобытном
мире царило мифологическое понимание
жизни, где тела заселяются душами, а
человеческой жизнью правят боги, которые
наделяются определенными стилями
поведения: коварством, мудростью,
мстительностью и завистью. С переходом на
более высокую стадию развития общества
пришло понимание себя, как части
окружающего мира, созданного богам
| Человек не отделяет себя от природы, и это порождает и анимизм, и тотемизм, и фетишизм, объединяющие человека и природу в одно целое. обожествляя природу, явно ставя себя в зависимость от нее. первобытная культура отражает длительный и трудный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой психики.
| античность VIII в. до н. э.
-III н. э.
(799 г. до н. э.
– 300 г. н.э.)
| Античность ознаменовала собой новый
этап в истории человечества: культурный
расцвет, возникновение
многочисленных философских школ,
появление выдающихся исследователей и
первые попытки подвести под явления
окружающего мира философскую, а
часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать
психику человека. Начало науки
психологии было положено именно в
античности.
Платон,
Аристотель,
Гиппократ,
Демокрит
Фалес
Гален
Парменид
Эмпедокл
Пифагор
Сократ
Эпикур
Гален
Лукреций Карр
Зенон
Цицерон
Клавдий Гален
Анаксимандр
В трудах древнегреческих мыслителей,
направленных на объяснение генезиса и
структуры души, можно обнаружить три
основных направления.
Первое направление объясняло психику,
исходя из законов движения и развития
материального мира, из идеи об
определяющей зависимости душевных
проявлений от общего строя вещей, их
физической природы, из осмысления
произвольности жизни души от физического
мира и их внутреннего родства. Второе
направление, созданное Аристотелем,
ориентировалось преимущественно на
живую природу; исходной точкой для него
служило отличие свойств органических тел
от неорганических. Поскольку психика
является формой жизни, выдвижение на
передний план психобиологической
проблемы было крупным шагом вперед. Оно
позволило увидеть в психическом не
обитающую в теле душу, имеющую
пространственные параметры и способную
(по мнению как материалистов, так и
идеалистов) покидать организм, с которым
она внешне связана, а способ организации
поведения живых систем. Третье
направление ставило душевную
деятельность индивида в зависимость от
форм, которые создаются не природой, а
человеческой культурой, а именно от
понятий, идей, этических ценностей. Эти
формы, действительно играющие огромную
роль в структуре и динамике психических
процессов, были, однако, начиная от
пифагорейцев и Платона, отчуждены от
материального мира, от реальной истории
культуры и общества и представлены в виде
особых духовных сущностей, чувственно
воспринимаемых телом. Античные ученые
поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они
впервые попытались ответить на вопросы,
как соотносятся в человеке телесное и
духовное, мышление и общение, личностное
и социокультурное, мотивационное и
интеллектуальное, разумное и
иррациональное и многое иное, присущее
человеческой природе. Античные мудрецы и
испытатели подняли на невиданную дотоле
высоту культуру теоретической мысли,
которая, преобразуя данные опыта, срывала
покровы с видимостей здравого смысла и
религиозно-мифологических образов.
Формирование двух направлений –
материализма и идеализма — в объяснении
происхождения и проявлений души. Первые
эмпирические знания о психических
процессах и явлениях — ощущении
(восприятии), памяти, воображении,
мышлении,
аффектах, воле, характере, особых
состояниях (сон, экстаз).
Выделение проблем: «душа и тело»;
«врожденное - приобретенное». Указание на
внутреннее чувство как способ познания
души
| античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.
В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.
Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниямиВ средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом.Взгляды Декарта на соотношение души и тела определяются как дуализм.
В XVIII веке сформировался качественно новый уровень развития психологии - психология сознания. .
| Средневеков
ье
средневековье III – XIV века
(301 г. –
1400г.
| Аврелий Августин
Фома Аквинский
Бэкон Роджер
Окам Уильям
Пьер Абеляр
Ибн Сина (Авиценна
Ибн аль-Хайсам
(Альгазен)
Ибн Рушд
Средневековая философия была тесно
связана с христианской религией, и это
позволяло развиваться лишь тем научным
мыслям и идеям, которые непосредственно
отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и
концепции понимания человеческой
природы разрабатывались идеологами
христианства и носили отпечаток догматов
христианской религии.
исследование психики, либо найти себе
такую нишу для исследования, которая не
входила бы в противоречие с официальной
наукой « богословием. В связи с этим
представления о душе в психологии носили
этико-религиозный характер
в течение всего средневекового периода.
После начального этапа развития психология
начала стремиться к тому, чтобы найти свое
место в исследовании души, определить тот
круг вопросов, который ей может быть отдан
богословием. Это привело частично к
пересмотру предмета психологии – в
содержании души была выделена
особая категория, подлежащая научному
исследованию. В XII-XIII вв. в психологии
возникло направление деизма, которое
утверждало, что существуют две души –
духовная (ее изучает богословие) и телесная,
которую изучает психология. Таким
образом, появился предмет для
научного изучения
| Развитие психологии
в этот период было связано с изменением ее
предмета, так как официальной наукой о
душе стало богословие. Поэтому психология
должна
была либо полностью уступить богословию
| Возрождения
\ Ренессанс
Эпоха возрождения XV – XVI века
(1401г. –
1600г.
| Хуан Луис Вивес
Хуан Уарте
Гоклениус
Фрэнсис Бэкон
Пьетро Помпонацци
Бернардино Телезио
Леонардо да Винчи
Новые философы вновь обращаются к
Аристотелю, в частности, к его пониманию
души в трактате «О душе», и здесь
начинаются споры и разногласия. Коренное
различие касалось
вопроса о бессмертии души - главного
вопроса в церковном вероучении. Первая
группа (аверроисты) разделял разум (ум) и
душу и считал разум, как высшую часть
души, бессмертным, а вторая группа
(александристы) настаивала на целостности
аристотелевского учения
и его тезисе о том, что все способности души
начисто исчезают вместе с телом. Активно
идеи эпохи Возрождения
развивались в Италии и Испании
| Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли в какой-то степени старые, возникшие в период VII —VI вв. до н. э. Эта эпоха актуализировала ценности античного мира, черпала и утверждала новые, прогрессивные идеи непреходящего учения великого Аристотеля. Характерной чертой психологии этого периода является противоречивое сплетение старого миропонимания с новыми обозначающимися тенденциями.
| Новое время XVII – нач.
XIX века
(1601г. -
1850г.)
| Рене Декарт
Паскаль Блез
Бенедикт Спиноза
Готфрид Лейбниц
Джордж Беркли
Дэвид Гартли
Дэвид Юм
Жюльен Ламетри
Жан Жак Руссо
Дени Дидро
Кондильяк Э. Бонно
Клод Гельвеций
Пьер Кабанис
Франц Й. Гальц
Стенли Холл
XVII век стал эпохой коренных изменений в
социальной жизни Западной Европы, веком
научной революции и торжества нового
мировоззрения. Его провозвестником был
Галилео Галилей (1564-1642), учивший, что
природа есть система движущихся тел, не
обладающих никакими свойствами, кроме
геометрических и механических. Все, что
происходит в мире, следует объяснять
только этими материальными свойствами,
только законами механики.
Выделение со знания в качестве предмета
исследования и .формирование
теоретических основ психологии. Формирование эмпирической
интроспективной и ассоцианистской
психологии; возникновение
психофизической и психофизиологической
проблем; понятие о бессознательной психике
| дуализм Декарта носит противоречивый характер. Взаимодействие сознания и телесных явлений ничем не мотивировано (зачем душе вызывать у тела реакции, если она к нему безразлична?!).
| Новейшее время
сер. XIX – по
настоящее
время
(1851 - … )
| Поль Брока
Пьер Флуранс
Густав Фехнер
Генрих Э. Вебер
Роберт Ч. Дарвин
Герман Гельмгольц
Герман Эббингауз
Освальд Кюльпе
Фрэнсис Гальтон
Альфред Бине
Зигмунд Фрэйд
Эрнст Мах
Макс Вертгеймер
Вольганг Келер
Курт Левин
Фриц Перлз
Уильям Джемс
Эдвард Титченер
Бролес Д. Уотсон
Эдвард Торндайк
Фрэддерик Б.
Скиннер
Альфред Адлер
Густав Карл Юнг
Отто Ранк
Стэк Г. Салливан
Анна Фрэйд
Вильгельм Райх
Эрих Фромм
Франц Брентано
Гордон Олпорт
Карл Роджерс
Абрахам Маслоу Экспериментальные методы исследования
деятельности нервной системы и органов
чувств; формирование психофизики;
формирование психометрии; теории
ощущений и восприятия. Проникновение
экспериментальных методов в психологию;
формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных
исследований в психологии; возникновение
новых областей психологии
|
| Развитие отечественно психологии
До 1600г
до XVII века
(до 1600 г
| Сятослав
Рюрик
Вещий Олег
Ольга
Владимир Кр.
Солнышко
Ярослав Мудрый
Владимир Монамах
Юрий Долгорукий
Александр Невский
Иван III
Иван Грозный
Борис Годунов
Ярмак
Романов Ф.А.
Илларион Киевский
Климент Смолятич
Максим Грека
Юрий Крижанич
Галич А.И.
Илларион Киевский
Климент Смолятич на руси язычество
В 11 веке Илларион Киевкий провел в своем
труде «Слово о законе и благодати» анализ
ветхого завета и нового завета. Состоит из
трех частей, в которых дается
характеристика философских, общественно-
политических идей. Основная проблема:
взаимодействие личности и органов власти;
патриотизм; значение принятия
христианства на Руси; взаимоотношение
церковной и светской власти; о познании.
Климент Смолятич обосновывал в своих
сочинениях "полезность" философии,
необходимой для понимания внутреннего
смысла Священного Писания. В Послании
Фоме Климент утверждал: "Христос сказал
святым ученикам и апостолам: „Вам дано
знать тайны царствия, а для прочих —
притчи“. Не в том ли моя философия…, что
описанные у евангелиста чудеса Христовы
хочу разуметь иносказательно и духовно?" .
В своих сочинениях он постоянно
обращается к поучениям Григория
Богослова, крупнейшего представителя
каппадокийской, высоко интеллектуальной
традиции. Продолжил он и традицию,
идущую от митрополита Илариона:
противопоставлял ветхозаветной религии
"закона" христианство как религию
"благодати" и связывал с христианством
принципиально новую эпоху всемирной
истории. Климент Смолятич особо
подчеркивал исключительную роль
человека, наделенного свободой воли и
являющегося своего рода центром тварного
мира, связующим звеном между ним и
Богом. Не имея возможности постичь
божественную "премудрость", человек,
однако, не лишен способности к
богопознанию. Постигая мир как разумно
организованное Божье творение, человек тем
самым как бы приближается к Творцу. "И
если Бог о бессловесных заботится и все
делает так, то ради нас, созданных по образу
и подобию Божию, какого чуда не
совершит…", — писал митрополит.
Климента по праву считают одним из
основоположников "нестяжательства" в
православном богословии. Он доказывал, что
подлинная духовная свобода предполагает
отречение от имущественного бремени. В
Поучении… прославлял трудовую аскезу
монастырских подвижников, посвящающих
свои труды не только собственному
спасению, но и спасению всех, кто остается в
миру
|
| |