Практическое задание по истории древнего мира. praktikum 5 (крепить). Практическое занятие 5 Тема 5 религиозная реформа эхнатона характеристика источников. Источник гимн Атону
Скачать 20.4 Kb.
|
Гордиенко Валерии (группа 02032104) Практическое занятие №5 Тема 5 РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА Характеристика источников. Источник- Гимн Атону Датировка: ок. 1351–1334 годы до н.э., что говорит о его аутентичности, так как источник принадлежит к эпохе проведения религиозной реформы. Обстоятельства и место находки: Гимн найден в 5 гробницах Амарны. Его полный текст известен в том виде, как он сохранился в гробнице вельможи Эйе, Современника Эхнатона. Это позволяет сделать вывод о его подлинности, так как текст источника был сохранен в полном виде. Вид источника- нарративный. Тип источника – религиозно-мифологический текст. Источник нарративный, так как у него есть автор и этот автор показывает свое, субъективное мнение и автором скорее всего является сам Этнахон. Однако можно утверждать также и об объективности источника, так как он несёт в себе религиозно-мифологический характер, а значит имеет массовую поддержку, некий фундамент со стороны народа. (в данную теорию люди верят) Если говорить об авторе, то как косвенную информацию можно взять линию семейных отношений, прослеживаемую в тексте источника. Эхнатон как бы младшая копия Атона, его сын. Можно представить это как: Ра (божественное) - Атон (физический облик божества) - Эхнатон (земная власть). Следовательно, слова «ты в моём сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме сына твоего» прямо указывают автора гимна. Следовательно можно предположить, что это именно Эхнатон, однако прямых доказательств в тексте этому нет. Если говорить о виде источника, то он религиозный, это текст, который вероятно пелся. Атон воспевается как воплощение красоты природы и источник жизни на земле, как творец стран, народов, озаряющий и согревающий всё живущее. В гимне не встречаются намёки на старые мифы, но почитается лишь Атон. Основной темой гимна является постоянное возвращение автора к вопросу красоты и могущества света. Источник имеет высокую степень сохранности Гимн Атону можно проверить следующими источниками: • Надпись из гробницы вельможи Маи (одного из сановников Эхнатона); • Документы из архива Меси • Реставрационная надпись в Карнаке • Указ Хоремхеба Что касается информативности по данной теме, то мы можем сказать, что источник информативен, так как в нем прослеживаются черты нового в религии, что не было ранее. мы видим, что меняется религия, что показывает нам на проведение реформы в религиозной сфере жизни египтян. Источник аутентичен, подлинный и хорошо сохранился, что говорит о его высокой общей степени достоверности. Отношение к реформе различных социальных слоёв населения. Эхнатон (Аменхотеп IV), проводя свою радикальную религиозную реформу руководствовался поддержкой: нового влиятельного слоя служилой знати средние прослойки египетского населения. Однако большинство социальных групп (слои населения) были настроены оппозиционно к религиозной реформе. Номовая знать и бесчисленное храмовое жречество были ярыми противниками новых порядков. Не нашёл поддержки Эхнатон и в глазах основной массы египетских тружеников, ведь для них политеизм- традиционное «многобожие», нечто не тронутое, то, чему поклонялись их далёкие предки и соответственно культ Атона им был чужд. Нельзя не упомянуть об ожесточённом сопротивлении в религиозной политике со стороны: жрецов Амона старой знати Жрецы Амона подогревали народные недовольства, они пророчили предстоящие бедствия, говоря о гневе Бога – за отказ от старой веры (политеизма). Эхнатон в борьбе с ними использовал следующие рычаги воздействия, а именно: наёмное войско. вышеупомянутая новая знать. Они встали на сторону фараона, так как получали часть секуляризованных храмовых земель. Крестьяне изначально восприняли реформу положительно, так как надеялись на улучшение своего положения, но быстро убедились, что жизнь их только ухудшиться и они встали против религиозной реформы. Культ Атона – требовал огромных расходов, которые истощали царскую казну, а сбережения, полученные в связи с военной добычею и данью быстро, закончились из-за прекращения завоеваний, и поэтому крестьян больше эксплуатировали (их труд), и конечно они были недовольны данным фактом. Также следует сказать о заговорах и восстаниях против данной реформы (Эхнатон подавлял их с помощью армии), что также указывает на характер отвержения новой религии монотеизма. Несмотря на то, что плоды религиозной реформы Эхнатона просуществовали недолго, однако они смогли построить новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона (его бюрократией) и служивой знатью, жречеством. Это отражается в следующем: что даже после правления Эхнатона, новыми правителями Египта пришлось смириться с завоеванными позициями служивой знати, связанных с изъятием земель. В заключении данного вопроса хотелось бы отметить, что в области религии Эхнатон за счёт культа Атона аккумулировал формирующие составляющие монотеизма, притом, что не один из социальных слоёв населения египетского общества, кроме узкого круга жречества Атона и номовой знати не был заинтересован в данной реформе.1 1 Хрестоматия по истории Древнего Востока. - Т.1. - М.,1980 |