Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Образование Древнерусского государства и норманнский вопрос (вторая половина IX – X век).

  • Вопрос 3. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (XI – первая половина XII века).

  • Вопрос 4. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

  • Вопрос 5. Культура Киевской Руси.

  • Вопрос 6. Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности (XII – XIII века).

  • Вопрос 7. Борьба Северо-Западной Руси с иноземной агрессией в первой половине XIII века.

  • Вопрос 8. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.

  • Вопрос 9. От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (XIV – первая половина XVI века).

  • Вопрос Восточные славяне расселение, занятия и верования


    Скачать 169.53 Kb.
    НазваниеВопрос Восточные славяне расселение, занятия и верования
    Анкорotvety_na_bielty_ISTORIYa_-_kopia.docx
    Дата06.02.2018
    Размер169.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_bielty_ISTORIYa_-_kopia.docx
    ТипДокументы
    #15271
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Вопрос 1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
    Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах п оявл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами. Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.

    Вопрос 2. Образование Древнерусского государства и норманнский вопрос (вторая половина IX – X век).
    Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позволили предположить существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирования государственности. Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь). М. В. Ломоносов. отрицая варяжское происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге. Ломоносов доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись прусы («южная» гипотеза).

    Вопрос 3. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (XI – первая половина XII века).

    С 862 г. Рюрик утвердился в Новгороде, с этого времени ведут начало русской государственности. После смерти в 879 г. Рюрика, власть в Новгороде захватил Олег (879-912).

    1. Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Воины Олега убили их и захватили город. Киев стал центром объединённого государства. Торговым партнёром Руси была Византийская империя. В 907 и 911 Олег с войском дважды успешно воевали под стенами Константинополя. При Олеге в состав его держав были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

    2. Восстание древлян. В 945 г. Игорь, собрав один раз дань с древлян с небольшим отрядом вернулся собрать дань 2 раз, однако древляне разбили дружину Игоря, а самого его казнили.

    3. Уроки и погост. Жена Игоря, Ольга (945-957), жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Отомстив, Ольга решила упорядочить сбор дани. Она установили уроки – размер дани и погосты – места сбора. В княжении Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли угличей, древлян.

    4. Святослав. В ходе своих многочисленных походов он начал присоединение земель вятичей. нанёс поражение волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, отразил натиск печенегов. С Византией воевал неудачно, с большим трудом вернулся обратно, вернув захваченные дунайские земли. В 972 попал в засаду и был убит печенегами.

    5. Владимир. При нём все земли восточных славян объединились в состав Киевской Руси. Происходило укрепление гос. аппарата. Для обеспечения защиты русских земель по рекам Осетре, Десне, Суле было сооружено множество крепостей. В 988 принято христианство.

    6. Ярослав Мудрый. В 1030 основал город Юрьев, утвердив русские позиции в Прибалтике. При нём Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Впервые он сам назначил киевского митрополита.

    7. Социально-экономический строй. Всё свободное население носило название люди. Основная масса сельского населения носила название смерды. Разорившийся или бедный крестьянин брал в долг купу – отсюда название закупы.

    8. «Русская правда» – свод законов того времени.

    9. Правда Ярославичей. Русская правда была дополнена рядом статей, называемых «Правда Ярославичей».

    Вопрос 4. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

    Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (бог молний считался главным в дружинной среде) не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны соседей-христиан, относящихся к язычникам как к нелюдям. В 988 г. Владимир принял христианство в православном его варианте. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеский власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых (праздник Перуна — с днем Ильи Пророка). Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Качественные сдвиги в развитии культуры: распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов, теперь равной др. христианским странам, связи с кот. значительно расширились.

    Вопрос 5. Культура Киевской Руси.
    В основе процесса формирования культуры древней Руси лежали, с одной стороны, языческая культура восточно-славянских племен, и, с другой — христианская культура Византии. Киевская Русь была одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с Х в. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. Литература в древней Руси развивалась, главным образом в трех направлениях: переписка религиозных текстов, переводы с греческого и латыни, оригинальные произведения древнерусских авторов. Мировоззрение древнерусского человека носило исключительно религиозный характер, чему соответствовала и литература. Древнерусская книга была рукописной, центрами по переписке книг были монастыри. Представляла из себя книга произведение искусства, написана была на пергаменте, богато украшена, поэтому и стоимость ее была чрезвычайно велика. Позволить себе иметь собственную книгу могли лишь самые богатые люди. Огромное значение для истории имеет летописание — погодные записи, отражающие наиболее важные события, происходящие в стране. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил в начале XII в. «Повесть временных лет», которая входила затем составной частью в другие летописные своды. Архитектура в указанный период достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получает развитие с Х в., с момента принятия христианства. Византийские архитекторы приехали в Киев на следующий год после крещения Руси, в 989 г. и за шесть лет построили первую каменную церковь — Богородицы, получившую название Десятинная. До настоящего времени сохранилось около 60 храмов домонгольского периода, наиболее известными являются поденные в середине XI в. Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Спасский собор в Чернигове. Изобразительное искусство в домонгольский период имело свои особенности развития. Иконопись развивалась в трех направлениях: станковая (икона, написанная красками на деревянных досках), монументальная (настенная роспись храмов натуральными красками) и мозаика (выкладывание икон специальными камушками — смальтой). Первые иконы на Руси появляются в Х в., они были при везены на Русь греками из Византии и до XII в. русское иконописание в основных чертах находилось под влиянием византийской школы. Особыми видами искусства были литье колоколов, обработка кож и дерева, изготовление изразцов и т.д.

    Вопрос 6. Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности (XII – XIII века).
    В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

    Вопрос 7. Борьба Северо-Западной Руси с иноземной агрессией в первой половине XIII века.
    В 13 в. возникла угроза завоевания северо-западных русских земель немецко-шведскими феодалами. В конце 12-начале 13 в. объединённые в духовно-рыцарские ордена немецкие феодалы захватили большую часть богатых прибалтийских земель и создали Ливонский орден. В 1201 г. в устье Западной Двины немцы обосновали крепость – г. Ригу. В 1222 г. рыцари захватили г. Тарту (Юрьев), который защищали эсты и русские. После завоевания Прибалтики агрессия была направлена против Новгорода. В то же время северо-запад Руси подвергся нападению шведских феодалов, которые стремились завоевать часть побережья Балтики, принадлежащую новгородцам. Летом 1240 г. шведская флотилия с пятитысячным войском вошла в Неву и остановилась в устье её притока Ижоры. Новгородское войско во главе с князем Александром Ярославичем 15 июля 1240 одержало быструю победу, наголову разбив шведов. В то же время рыцари Ливонского ордена в 1240 захватили крепость Изборск, в ходе семидневной осады взяли Псков. К новгородскому ополчению присоединились отряды из Владимирского княжества. В 1242 с суздальским войском Александр освободил Копорье и вернул Руси Псков. 5 апреля 1242 на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, окончившееся полным разгромом немецких войск. Победа на Чудском озере имела огромное значение. Была сохранена независимость Новгородской и Псковской земель и целостности Руси.

    Вопрос 8. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.
    1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи, завоевавшую огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. В 1236 внук основателя Монгольской империи Чингисхана, Батый, вторгся на территорию Северо-Восточной Руси. Его войско завоевало Рязанское. Владимиро-Суздальское и Смоленское княжества. В 1239-1240 Батый совершил второй поход на Русь. Под удар попали Черниговское, Переяславское и Галицинско-Волынское княжества. После этих походов установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Их зависимость выражалась в уплате податей. Киевская земля после нашествия окончательно утратила свое былое значение. В Смоленской земле удельные княжества не закрепились за определенными княжескими линиями, как это было в Черниговской земле. Рязанская земля во второй половине XIII-XV в. сохраняла относительную независимость. Однако она была зажата между Золотой Ордой, с которой непосредственно граничила, и Северо-Восточной Русью. Муромское княжество уже в середине XIV в. стало зависеть от Московского, а в начале 90-х годов вошло в ее состав. Территория Переяславского княжества после Батыева нашествия перешла под непосредственное управление Орды. После монголо-татарского нашествия судьбы различных земель разошлись. Из четырех сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) теряют свой суверенитет и входят в состав государств - Литвы и Польши. На территории четвертого - Владимиро-Суздальского - начинается формирование нового единого русского государства. Таким образом перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества - земли. Непосредственное воздействие на экономику выразилось, во-первых, в разорении территорий во время ордынских походов и набегов, особенно частых во второй половине XIII в. Во-вторых завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского "выхода" и других поборов, что обескровливало страну. После нашествия XIII в. усилилась разобщенность русских земель. В области духовной культуры прослеживается заметное непосредственное воздействие монголо-татарского нашествия: гибель значительных культурных ценностей, временный упадок каменного строительства, живописи, прикладного искусства, утрата секретов ряда ремесел, ослабление культурных связей с Западной и Центральной Европой. Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало значительное влияние на древнерусское общество.

    Вопрос 9. От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (XIV – первая половина XVI века).
    Возвышение Москвы. Тенденции: перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь; превращение княж. уделов в княж. вотчины (по наследству); установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа; усиление церкви, ее роли в обществе; нарастание боярского сепаратизма. Первым московским князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значит, расширить Московское княжество. С 1325 г. – Иван Данилович Калита становится Московским князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получил от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княжества он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Политику Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появился новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возглавил антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, которая, погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом московского князя. 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княжеству. Москве опять пришлось платить дань, но зависимость от Орды стала значительно слабее. В 1392 г. было присоединено к Москве Нижегородское княжество. Одновременно в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самостоятельность, вынуждены были повиноваться московскому князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления закончилась т.н. феодальная война за княжеский престол. В 1462 г. умер В. Темный. Правителем стал Иван III, правивший с 1462 г. по 1505 г. Именно в это время завершился двухвековой процесс единения русских земель в централизованное русское государство. В 1477 г. был присоединён Новгород. Иван III прекратил выплату дани Орде, окончательно пало монгольское иго. В 1480 г. присоединены Тверь, Рязань. С 1485 г. московский государь стал именоваться “государем всея Руси”. В годы правления Ивана 3 было присоединено также Ростовское княжество – 1474 г. и Ярославское – 1463-1468 гг.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта