Главная страница

Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки по теме практического занятия «Повесть временных лет». Практическое занятие. Практического занятия Повесть временных лет


Скачать 55.9 Kb.
НазваниеПрактического занятия Повесть временных лет
АнкорБеседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки по теме практического занятия «Повесть временных лет
Дата27.02.2023
Размер55.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактическое занятие.docx
ТипДокументы
#956662


1. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки

по теме практического занятия «Повесть временных лет»
Вопросы:

1. Что представляет собой жанр летописи в древнерусской литературе?

Ответ: Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы, существовавший в 11 – 17 веках. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия. Текст летописи делится на статьи, соответствующие тому или иному году. Летописи являются важнейшими и часто единственными источниками наших знаний о Древней Руси. Составляли летописи, как правило, ученые монахи.
2. Как, когда и кем создавалась «Повесть временных лет»? В каких

летописных статьях летописец называет себя?

Ответ: Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года. Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.

Своё название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование - «Повесть времянных лет…».

Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.

В каких летописных статьях летописец называет себя? Замечание летописца, касающееся своей собственной личности, в первый раз сделано им в завершающей части статьи 1051 г. Автор здесь сообщает о своем приходе в Киево-Печерский монастырь при игумене Феодосии. В последний раз на протяжении 1051–1117 гг. авторские свидетельства о себе читаются под 1114 г. Здесь летописец упоминает о своем пребывании в Ладоге и о состоявшихся у него тогда беседах с местными жителями о происходящих в их земле необыкновенных явлениях.
3. С какого времени и события мировой истории начинает повествование составитель «Повести временных лет»? Почему?

Ответ: Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11 – начала 12 в. Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.
4. С какого года и события начинается датированная часть «Повести временных лет»? Как соотносится это событие с призванием на княжение варягов? Какой вывод о присутствии скандинавов на Руси можно сделать, исходя из сравнения этих эпизодов?

Ответ: Охваченный содержанием «Повести временных лет» период истории начинается с библейских времен во вводной части и заканчивается в третьей редакции 6625 (1117) г. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 год), к которому отнесено начало правления византийского императора Михаила III. Эпизод о призвании варягов на княжение дал начало так называемой норманской теории, по поводу которой и в наши дни ломается немало копий. Согласно этой исторической концепции, получившей широкое развитие в российской науке в первой половине XVIII в.(Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев), варяжское племя русь, призванное славянами на княжение, происходит из Скандинавии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» связывает с варягами-русью появление государства Русь («призвание варягов» в 862 году по летописной хронологии). С XII века лексема «варяги» заменяется псевдоэтнонимом «немцы».
5. До какого года доведено изложение событий «Повести временных лет»?

Ответ: Изложение событий «Повести временных лет» доведено до статьи 1111—1117 годов в третьей редакция (по Ипатьевской летописи).
6. Перескажите содержание эпизода о хождении по водному пути «из варяг в греки» апостола Андрея. Какой еще апостол упоминается в ПВЛ?

Ответ: Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Содержание выражения «из варяг в греки» можно понимать как определение некоего географического пространства, на протяжении которого осуществлялись культурные и торговые взаимосвязи между разными народами и племенами. Это пространство на одном конце включало в себя Северную Европу и Скандинавию, а на другом — балканский мир и Византию, а между ними — Восточную Европу и Древнюю Русь. В «Повсети временных лет» упоминается два апостола Андрей и его брат Пётр.
8. Перескажите содержание эпизода об изобретении славянской азбуки.

Ответ: Начало письменности — особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. Возникновение славянской письменности берет свое начало в IX веке, именно в то время был составлен алфавит.

История составления славянского алфавита такова: Моравский князь Ростислав попросил Византийского императора Михаила III перевести христианские богослужебные книги с греческого на славянский язык. Михаил III поручил сие тяжкое задание греческим монахам Кириллу и Мефодию. Именно они и составили первую славянскую азбуку, сначала была составлена глаголица, а потом кириллица. На основе кириллицы возникла не только русская письменность, но и письменность других славянских народов – сербов и болгар. Кириллица была значительно проще глаголицы по написанию букв, и именно поэтому получила более широкое распространение. Впоследствии кириллица полностью вытеснила глаголицу. За свою деятельность Кирилл и Мефодий, были причислены русской православной церковью к лику святых. Создание славянского алфавита имело огромное значение для культурного и научного развития нашего народа. Кирилл и Мефодий совершили большое дело. Распространению письменности на Руси способствовало принятие христианства. При монастырях и церквях переводили и переписывали священные книги, открывали первые школы.
9. Перескажите эпизод о смерти князя Олега от его коня.

Ответ: Князь Олег встретил ясновидца, который предсказал ему смерть от его коня. Олег заменил коня. Через несколько лет Олег, узнав, что конь давно помер, приехал к его останкам и наступил на череп коня. Оттуда выползла змея и ужалила Олега, и он умер. Так исполнилось пророчество.
10. Передайте содержание эпизодов об убийстве князя Игоря древлянами и о мести княгини Ольги древлянам; о крещении княгини Ольги в Константинополе. Какие сказочные черты прослеживаются в образе княгини Ольги?

Ответ: Князь Игорь – одна из загадочных и неоднозначных личностей в истории. Он был сыном Рюрика и родственником Вещего Олега. Его правление начинается в 912 году и продолжается до 945 года. После возвращения из похода в Византию, князь перестал участвовать в сборе дани. Он поручил это своему воеводе. Но дружина его начала роптать, что, мол «отроки» Свенельда богатеют от дани, а они бедствуют. Игорь поддался на уговоры и отправился на полюдье в земли древлян. Дружина собрала хорошую дань, основной отряд с собранной добычей князь отправил в Киев, сам же с небольшим отрядом задумал повторить полюдье. Возмущенные древляне на вече решили погубить Игоря. Что и выполнили.

Повествует летопись и о мудрой княгине Ольге, вдове Игоря, отомстившей древлянам за убийство мужа.

В первый раз древляне послали в Киев послов с предложением Ольге выйти замуж за их князя Мала. Они пришли с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие... Пойди замуж за князя нашего, за Мала". Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: “Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье”. Одновременно Ольга приказала выкопать возле своего терема глубокую яму, а на утро послала княгиня за гостями и сказали им: "Зовет вас Ольга для чести великой". И понесли их в ладье, и принесли их во двор к Ольге и бросили вместе с ладьей в яму. И, подойдя к краю ямы, Ольга спросила: "Хороша ли вам честь?" Они ответили: "Пуще нам Игоревой смерти". Повелела княгиня засыпать их живыми, что и было сделано. Еще три раза Ольга мстила доверчивым древлянам.

Вторая месть. Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть. Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

Искусно готовит Ольга и последнюю, четвертую месть за мужа. Осадив столицу древлян, княгиня вдруг объявила о своей милости и востребовала "ничтожную" дань по три голубя и воробья с каждого двора. Обрадованные древляне принесли птиц, а Ольга задумала изощренную расправу: она приказала привязать к лапкам птиц трут (высушенный гриб-трутовик), а затем поджечь его. "Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись, – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы". Так, по преданию, Ольга отомстила за смерть мужа.

Одним из самых главных деяний великой княгини Ольги, которое было отмечено в «Повести временных лет» является её крещение, которое она приняла в Константинополе в 955 году. Житие и «Повесть временных лет» украшают крещение Ольги историей о том, как мудрая княгиня смогла перехитрить византийского императора. Последний, удивляясь её красоте и мудрости захотел взять Ольгу в свои жёны, однако сама княгиня ответила, что «не подобает ли праведным христианам свататься за язычников?». Когда патриарх и царь византийский крестили Ольгу, император снова начал добиваться княгини, но она указала царю на то, что теперь она является его дочерью и поэтому сватовство невозможно. Царь удивился, одарил её богатствами и отпустил с миром на родину.

После возвращения домой из Византии княгиня, принявшая в христианстве имя Елена, сделала попытку приобщить к христианству и своего сына Святослава. Однако он и не подумал слушать свою мать. При этом Святослав никому не запрещал креститься, но лишь насмехался над теми.

Фигура княгини Ольги выписана на страницах летописи ярко и убедительно. Но выписан и фольклорный образ ее — княгини-воительницы, «мудрейшей из всех людей», как назвал ее летописец.
11. Передайте содержание эпизодов о «поставлении» в Киеве языческих

кумиров, о выборе веры, крещении Руси князем Владимиром и свержении языческих идолов. Каково, согласно преданию, происхождение названия места Перунья отмель?

Ответ: Владимир, один из трех сыновей Святослава (по сообщению летописи, рожденный от ключницы Ольги Малуши), в середине 70-х годов X ст. вместе со своим дядей Добрыней отправляется на княжение в Новгород. В ходе ожесточенной междоусобной войны с братом Ярополком в 980 г. он захватил Киев и начал княжить в Русской земле единолично. Владимир, воспитанный своей бабкой Ольгой, хотя и не был крещен, но, скорее всего, понимал, что языческая религия разъединяет общество, а это, в свою очередь, задерживает развитие и укрепление государства. Однако сразу же вводить силой оружия одну из мировых религий, незнакомых и чуждых русским людям и прежде всего его дружине, он не собирался, так как это могло привести к непредсказуемым последствиям. Владимир пошел другим путем.

Первым его важнейшим мероприятием (ряд исследователей считает это реформой) стала унификация языческой религии. Владимир выбрал из многочисленного пантеона почитаемых языческих богов и поставил их изображения – кумиры «на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь».

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром представляет собой род легенды. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи ‑ иудаизм. Иудаизм Владимир не принял - ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (болгар волжско‑камских) Владимиру не понравилась сухостью их богослужения, с их толкованием о загробной жизни, о женах и запрещении пить вино. В 962 году по просьбе княгини Ольги германский император присылал в Киев епископа и священников, которые не были приняты князем. Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II. Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Так при князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его». Они исполнили. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью.
12. Передайте содержание эпизода о юноше-кожемяке. Каково происхождение названия города Переяславль?

Ответ: У Днепра стояли полчища печенегов. Князь Владимир со своей дружиной тут же выступил против врагов. Так печенеги стояли на одном берегу Днепра, а русичи — на другом, и никто не начинал битвы первым. И подъехал печенежский князь к реке, вызвал Владимира и предложил, чтобы самые сильные мужи померились силой: победит русич — три года печенеги не будут нападать, победит печенег — три года они будут разорять Русскую землю. Согласился Владимир. Печенеги тут же выставили богатыря. Кликнул клич князь Владимир — и вот один воин предложил привести своего младшего, пятого сына, который славился силою великою. Пришел юноша и попросил испытать его перед боем. Для этого привели большого и сильного быка, разъярили его и пустили на Кожемяку. Схватил тот быка за бок — и вырвал кожу с мясом. В ту же ночь надели на юношу вооружение, и начался бой с печенегом. Долго бойцы бились-сражались. Наконец, Кожемяка бросил печенега оземь. Раздался клич — и побежали печенеги. И гнали их русские, пока не прогнали совсем.

Происхождение названия города Переяславль: По преданию, Переяславль Новый получил свое название в честь Переяславля Южного, родины князя Юрия, стоящего также на реке Трубеж. Впоследствии из названия города выпала буква «я», но добавилось слово «Залесский».
13. Передайте содержание эпизода об обороне Белгорода.

Ответ: С печенегами идет беспрестанная война. Они приходят и долго осаждают Белгород. Владимир не может прислать помощь, потому что у него нет воинов, а печенегов огромное множество. В городе сильный голод. Горожане решают на вече: «Ведь помрем от голода. Лучше сдадимся печенегам — кого-то они убьют, а кого-то и оставят жить». Один старше, не присутствовавший на вече, спрашивает: «Зачем собиралось вече?» Ему сообщают, что люди утром сдадутся печенегам. Тогда старик просит городских старейшин: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня, а сделайте то, что велю». Они обещают. Старик говорит: «Наскребите хоть по горсти овса, или пшеницы, или отрубей». Они находят. Старик велит женщинам сделать болтушку, на которой варят кисель, затем велит выкопать колодец, вставить в него чан, а чан наполнить болтушкой. Потом старик велит выкопать второй колодец и туда тоже вставить чан. И посылает искать мед. Отыскивают лукошко меду, которое было припрятано в княжеском погребе. Старик велит наготовить медового отвара и им наполнить чан во втором колодце. Утром он велит послать за печенегами. Посланные горожане приходят к печенегам: «Возьмите к себе заложников у нас, а вы — около десяти человек — войдите в наш город да посмотрите, что там делается». Печенеги торжествуют, думая, что горожане сдадутся, берут у них заложников, а сами посылают своих знатных людей в город. И говорят им горожане, наученные умным стариком: «Чего себя губите? Разве сможете нас перестоять? Стойте хоть десять лет — что можете нам сделать? У нас корм из земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». Горожане приводят печенегов к первому колодцу, зачерпывают ведром болтушку, разливают ее по горшкам и варят кисель. После того, взяв кисель, подходят с печенегами ко второму колодцу, зачерпывают медовый взвар, добавляют в кисель и начинают есть — первыми сами (не отрава!), за ними и печенеги. Удивляются печенеги: «Не поверят такому наши князья, если не попробуют сами». Горожане наполняют им целую корчагу кисельной болтушкой и медовым взваром из колодцев. Часть печенегов с корчагой возвращается к своим князьям: те, сварив, едят и тоже дивятся; потом обмениваются заложниками, снимают осаду города и отправляются восвояси.
14. Передайте содержание эпизодов об убиении Бориса и Глеба. К какому

жанру древнерусской литературы относятся эти фрагменты текста?

Ответ: Князь Владимир Святославович «имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные». Борис и Глеб были его сыновьями от жены-болгарки. Когда они выросли, князь Владимир отправил их на княжение: Бориса – в Ростов, а Глеба – в Муром. Когда Владимир оказался на смертном одре, на Русь двинулись полчища печенегов. Узнав об этом, Владимир отправил Бориса сразиться с неприятелем. Однако молодой князь так никого и не встретил. Тем временем скончался Владимир Святославович. Один из его старших сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть, убить всех наследников и занять престол. До Бориса дошли вести о смерти отца и коварных планах брата. Но он, несмотря на уговоры дружины, не собирался прогонять Святополка с незаконного княжения. Борис считал, что «спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви». Он собирался поклониться Святополку и признать его великим князем. Вскоре явились убийцы, посланные коварным Святополком, и убили Бориса и его верных слуг. Останки молодого князя погребли возле церкви Святого Василия в Вышгороде. «Не остановился на этом убийстве окаянный Святополк», и принялся вынашивать план убийства Глеба. Он написал ему письмо, в котором призывал явиться к постели тяжело больного отца. Во время пути в Киев его предупредили о смерти князя Владимира Святославовича и убийстве брата Бориса. Эта весть стала большим ударом для Глеба. Когда он оплакивал любимых людей, «внезапно появились посланные Святополком злые слуги его, безжалостные кровопийцы, лютые братоненавистники, свирепые звери». Юный князь умолял не губить его, но слуги Святополка были неумолимы. Тогда он принялся неистово молиться Господу и вскоре взошел на небеса, где встретился с любимым братом. Убийцы же вернулись к своему хозяину и доложили о выполненном задании. На месте, где лежало тело Глеба, путники видели высокий огненный столп и слышали прекрасное ангельское пение.

Узнав о смерти Глеба и Бориса, их брат Ярослав двинулся со своей дружиной на Святополка. Он молился Богу, прося его осуществить справедливость и отомстить за смерть ни в чем не повинных братьев. С божьей помощью Ярослав одолел войско Святополка, и тот в страхе бежал. Скончался он на пустыре неподалеку от Польши, а от могилы его исходил ужасный смрад.

С той поры «прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую». Став князем, он нашел нетленное тело Глеба и похоронил его рядом с телом Бориса. От мощей святых страстотерпцев и поныне исходят многие чудеса: «слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются».

«Сказание о Борисе и Глебе» относится к древнерусскому жанру – житие.
15. Сравните легенду о сотворении человека из «Повести временных лет» с записью 1911 г. Какие выводы о структуре этиологической легенды и о времени ее бытования в народной культуре можно сделать на основании этого сравнения?

Ответ: Этиологическая легенда повествует о сотворении человека Богом и дьяволом. Запись 1911 года также говорит о сотворении человека. Общим в этих сюжетах является совместная деятельность Бога и дьявола по сотворению человека. При этом схожесть еще прослеживается в том, что дьявол смог лишь создать оболочку человека, а Бог вдохнул жизнь, в созданное дьяволом. Душу подарил человеку.

В первом случае (Повесть временных лет) Бог как бы случайно создал человека - обронил ветошь безо всякого умысла, а остальное домыслил лукавый, во втором же случае - и вовсе не бог, а его сын и то в споре с дьяволом. В первом случае пытаются внести научный подход к сотворению человека, описывая кости, жилы и кровеносную систему, но отвечают - де из ветоши, что на земь упала (но не является землёй), а во втором случае именно из земли создано тело. В обоих же случаях говорится, что тело создано дьяволом, а душа – богом, что подразумевает собой – душа никогда не может принадлежать дьяволу, потому что она божественна и является частью самого Бога - его дыханием. Также в этих повествованиях можно проследить чёткую мысль, что человек - есть создание случайное, то есть рождён всего лишь в ходе спора. Не было бы спора - не было бы и человека.

В научной теории похожее мнение, что происхождение человека - это случайное событие в ходе эволюции космической пыли. Но если взять за идею, что вся наша огромная Вселенная - это Бог, то мы, являясь космической пылью, являемся как бы Его дыханием, и что мы всегда будем частью Бога. Потому что все, что в мире есть - это огромное скопление мельчайших частиц. Всё великое состоит из малого. Как наше тело состоит из клеток, которые в свою очередь состоят из мельчайших частиц, так и солнечная система состоит из планет; галактика - из скопления планет; Космос (Вселенная) из скопления галактик.

Сравнение двух текстов написанных разными авторами в разные года с большим временным промежутком говорит о том, что представление людей о сотворении тела человеческого и души за столь длительный промежуток времени не изменилось. Легенда о сотворении дьяволом и Богом человека была приведена в «Посети временных лет» со слов Яня, сына Вышатина. Это реальное историческое лицо, рассказы которого вошли в «Повести временных лет» . События описанные в ПВЛ (о жизни Яня) относятся к XI веку.
16. Передайте содержание «Поучения Владимира Мономаха».

Ответ: Начинается поучение Мономаха с завета ко всем людям. Смысл обращения таков, что жизнь коротка и надо совершать добрые поступки, чтобы было, что после себя оставить. Мономах даёт наказы, что необходимо любить и уважать родителей. Лень, по его мнению, тяжких грех. Всегда надо учиться и постигать новое, а жить надо с верой во Христа.

Мономах повествует о своей жизни. Заканчивается это повествование тем, что Мономах просит не судить его строго за его жизнь, его поступки и не расценивать его повествование как хвалу самому себе. В поучении есть письмо к Олегу Святославичу, в котором он пишет, что хочет только одного - примирения.
17. Передайте содержание эпизода об ослеплении князя Василька
Теребовльского. Какую роль этот эпизод играет в утверждении идеи единства Русской земли?

Ответ: Повесть написана попом Василием и помещена в летописи под 1097 годом. В борьбе за власть два брата, князья Святополк и Давыд, решили устранить политического конкурента — князя Василька. Накануне описываемых событий на съезде в Любече князья клялись друг другу не допускать междоусобиц и скрепляли этот договор клятвой-крестоцелованием. Отталкиваясь от известного представления древнерусского человека, что дьявол толкает на неправедные поступки, летописец отмечает, что дьявол нашептывает Давыду "лживые слова": Владимир Мономах сговорился с Васильком о совместных действиях против него и Святополка Киевского. Давыд сеет сомнение в душе Святополка и склоняет его расправиться с Васильком и ослепить его.

Трижды, как в русском народном эпосе, призывает Святополк Василька в Киев. И только после третьего приглашения Василько садится на коня. Один молодой отрок предупреждает князя о коварном замысле Давыда и Святополка. Но не верит Василько о нарушении князьями клятвы.

Встреча Василька со Святополком и Давыдом передается автором в трагических тонах. Сомневаясь в правильности решения, Святополк уходит из горницы. Давыд молчит. Василько понимает обман и ждет своей участи. Святополк колеблется. Он призывает бояр решать судьбу Василько, те отказываются. Игумены умаляют его отпустить князя, а Давыд настаивает на ослеплении. Нерешительность Святополка приводит к трагедии — Василько ослеплён. Автор рисует как к Богу с великим плачем и стенанием обращается Василько, как конюхи расстилают ковер, валят и связывают князя, положив на грудь ему доску. Подошли двое других, сняли другую доску с печи и сели, и придавили так сильно, что грудь затрещала. Затем ударили его в глаз ножом, "исторгли" глаз, потом другой, и, как мертвого, повезли его во Владимир.

Автор повести резко осуждает нарушение князьями своих договорных обязательств, которое приводит к страшным, кровавым преступлениям, приносящим зло всей русской земле. Эти преступления отражаются на судьбах русского государства. И только великий князь, воплощающий идеал автора, Владимир Мономах, ужасается и плачет, узнав о преступлении. Он говорит: "Не бывало еще такого на Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших... да поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев, ибо брошен в нас нож. И если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, придя, возьмут землю Русскую".
18. Каково, согласно историческим преданиям, зафиксированным в ПВЛ, происхождение названий города Киева, села Ольжичи?

Ответ: Согласно летописи, название города происходит от имени его основателя. В «Повести временных лет» начала XII века сказано, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Город в то время состоял из княжего двора и терема.

Село Ольжичи своим возникновением обязано массовому захвату русами полона в разгромленной крымской Готии. «Древлянская» челядь была приведена на поселение под Киев и посажена на землю. Так и появилось село Ольжичи, чьё название означает «собственно, тех людей, которые принадлежали к челяди Ольги и по ее имени получили свое прозвище».
19. Каково происхождение паремий «погибли, как обры», «беда, как в Родне», «пищанцы Волчьего хвоста бегают»?

Ответ:

  1. В начале XII века летописец включил в «Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: Погибоша, аки обре (погибли как обры). Речь шла об обрах, или аврах, которые нападали на словянские племена и покорили некоторые из них, но в конце VIII века были разбиты.

  2. Из летописи «Повесть временных лет» пословица «Беда аки в Родне» (о крайней беде) — намек на горе, испытанное Ярополком от голода при осаде его войска Владимиром.

  3. Волчий Хвост — воевода князя Владимира Святого и его приемного сына Святополка, по летописному сказанию, разбивший в 984 году радимичей на реке Пищане, откуда образовалась на Руси насмешливая поговорка: «Пищанцы Волчьего хвоста бегают» (Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, под 984 г.). Пищаньцы (от названия реки Пищань).


20. Какие еще легенды и предания нашли вы при чтении «Повести

временных лет»?

Ответ: Легенда о путешествии апостола Андрея, Легенда о Кие, Легенда о хазарах, Легенда о судьбе Аскольде и Дире, Легенда о вещем Олеге, Легенда о крещении Ольги, Предание о Святославе, легенда о крещении Руси, Легенда о борьбе с печенегами, Предание о расправах с волхвами.
2. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки

по теме практического занятия «Слово о полку Игореве», «Задонщина»
Вопросы:

1. В.В. Кусков (История древнерусской литературы: учеб. для филол.спец.вузов) относит «Слово о полку Игореве» к жанру воинской повести. А.А. Зализняк подчеркивает сходство СПИ с народными жанрами (былинами). Как вам кажется, кто из них прав?


Ответ: Если взглянуть на произведение «Слово о полку Игореве» с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра. Но если отвечать на поставленный вопрос и выбирать между жанром воинской повести и былинами, мне кажется «Слово о полку Игореве» более близко к жанру – воинской повести. В самом тексте она называется и песнью, и повестью; и если бы можно было употребить составное из них слово "песноповесть", то это было бы наиболее близкое и точное определение жанра для СПИ.
2. Найдите в СПИ характерные для народной поэзии сравнения и

уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и др.) различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений?

Ответ: Ярославна сопоставляется с кукушкой, которая «безвестно рано кукует». Она готова полететь кукушкой, чтобы омочить шелковый рукав в Каяле-реке и утереть любимому мужу кровавые раны. Уподобление Ярославны кукушке символизирует её горестное настроение, и вместе с тем сравнение с птицей придает ее образу поэтичность, говорит о готовности быстро прилететь на помощь, самозабвенность. Не случайно заступничество Ярославны перед силами природы за мужа становится символической причиной завершения событий. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать. Необыкновенная храбрость и воинская отвага младшего брата Игоря князя Всеволода выражены в сопоставлении его с туром — «яр тур», «буй тур». В его образе воплощены лучшие черты русских князей-воинов, в любых обстоятельствах до последнего мига сражающихся с врагами. В его мужестве и храбрости автор видел залог будущих побед над кочевниками. Сам князь Игорь сравнивается с горностаем, с белым гоголем во время своего побега из плена. Его тяга к свободе заставляет автора сравнить своего героя с соколом, сильной и красивой птицей. Боян сравнивается с серым волком. С волками сопоставляются хан Кончак, дружина — с соколами и стаями галок, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом. Эти сравнения подчеркивают значимость природных сил, птиц и животных, в мировосприятии древнерусского человека.
3. Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»?

Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение

Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры.

Ответ: Сама природа реагирует на княжеские междоусобицы. «Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания». Природа сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение, солнечное затмение предупреждает о неудаче похода, его сопровождают кровавые зори, вой волков, лай лисиц, клекот орлов. Силы природы участвуют в судьбах людей. Так, солнечное затмение как бы предсказывает грядущую катастрофу и предостерегает от заведомо неудачного похода. Ярославна упрекает солнце, что оно в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов, жаждой им луки скрутило, истомой им колчаны замкнуло. Так что в какой-то мере эти эпизоды связаны друг с другом. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки — все это бескрайние просторы родины, восприятие которых усиливает патриотическое звучание произведения.
4. По определению литературоведа А.С. Орлова, героем «Слова о полку

Игореве» является не какой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настроенность пронизывает все произведение? Какую очень важную для своего времени идею выразил автор «Слова о полку Игореве»?

Ответ: Единая и главная мысль - Единение, так как в то время были часты междоусобицы. Русская земля является, так же главным героем, так как автор искусно переплетает её описание с военными действиями. В "Слове... " выражена идея объединения разрозненных княжеств как раз накануне нашествия татаро-монгольских полчищ. Эту мысль высказывает Святослав в своём знаменитом Золотом слове в центральной части произведения.
5. О чём рассказывает «Задонщина»? Почему это произведение получило в литературоведении такое название? На сколько смысловых частей вы бы его разделили?

Ответ: «Задо́нщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков, повествующий о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая в Куликовской битве. «Задонщина» повествует о куликовской битве, которая происходила за Доном, отсюда и название – Задонщина. Произведение «Задонщина» я бы разделила на две смысловые части «жалости» и «похвалы».
6. Кем и как было принято решение о битве? Как описан в «Задонщине»

первый день Куликовского сражения?

Ответ: После первой неудачи князь Владимир призвал русских воинов не уступать врагу и послал против Мамая семьдесят тысяч воинов во главе с князем Дмитрием.

Описание битвы. Первый день: Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком. Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.

7. Чем закончилась Куликовская битва?

Ответ: После первой неудачи князь Владимир призвал русских воинов не уступать врагу и послал против Мамая семьдесят тысяч воинов во главе с князем Дмитрием. Последняя битва с татарами принесла победу русским воинам. «На Русской земле веселье и ликованье». Мамай бросил свою дружину и бежал с поля битвы. Но к радости победы примешивается печаль о потерях. Страшная картина открылась Дмитрию и Владимиру на поле Куликовом. Множество князей и воевод положили головы в битве, «погибло всей дружины 250 тысяч, а татар бесчисленное множество». Князь Дмитрий Иванович совершил молитву о погибших: «Нашли вы, братья, смерть между Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве».
8. В чем главная мысль «Задонщины»?

Ответ: «Задонщина» — это призыв к объединению перед лицом внешнего врага. Оно возвеличивает землю Русскую, славит победу русских воинов над «поганым» Мамаем.
9. Сравните лексику и образную систему «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Какие слова и образы в «Задонщине» заимствованы из СПИ? Как вам кажется, почему эти заимствования потребовались Софонию Рязанцу?

Ответ: Автором этого произведения обычно назывался Софоний, брянский боярин, ставший впоследствии священником. Но по наблюдениям Дмитриевой получается, что Софонию принадлежало другое, не дошедшее до нас произведение, которым и воспользовался неизвестный нам автор при написании «Задонщины». Неизвестный автор поставил себе целью воспеть одержанную в 1380 году победу, взяв в качестве образца «Слово о Полку Игореве». Он создал песнь славы победителям и горестным плачем почтил павших на поле брани. Использование плана повествования и художественных приемов «Слово о полку Игореве» в «Задонщине» обусловлено всем идейно – художественным замыслом этого произведения. Как и в «Слове о полку Игореве», в «Задонщине» широко используются приёмы и поэтические образы народной поэзии, песенные ритмы. Так, подобно орлам, русские князья слетаются на помощь Дмитрию Ивановичу. Словно соколы и ястребы. Устремляются русские воины на вражеские стада гусиные и лебединые. Такая художественная логика параллелизмов основывается на впечатлениях, связанных с охотой, а также дает наглядное представление о превосходстве силы русских войск перед золотоордынскими.


написать администратору сайта