Презентация ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ». 1 Тимербаева Л.Ф. 293 вс МЕЖД. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Права человека в эпоху античной цивилизации
Скачать 5.42 Mb.
|
КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» Выполнила: Тимербаева Лейсан Фирдавесовна 293 ВС АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Древний Рим Древняя Греция Права человека в Древней Греции Главным в государственном учении Древней Греции является главенство «права» во всей деятельности граждан. Именно в Древних Афинах впервые было обосновано значение права, как общеобязательного «минимума нравственности». Было раскрыто соотношение индивидуальной справедливости и справедливости, выраженной в законе. Главным условием правопорядка утверждается принципом законности. Законопослушание выступает в качестве непременного гражданского долга. Права человека в Древней Греции Введение запрета давать взаймы под залог «тела» Предоставление каждому человеку права заступаться в суде за обижаемого Право подавать апелляцию в народный суд Первые демократические преобразования провел Солон еще в VII веке до н.э. Аристотель выделяет три главных преобразования: Права человека в Древней Греции Демократия в Афинах достигла своего расцвета при Перикле (V век до н. э.). Именно ему принадлежит первая характеристика демократии как государственного строя, при котором осуществляется равноправие Права человека в Древней Греции При всей своей значимости права гражданина в Древней Греции нельзя назвать правами человека. Права имели только граждане – достойный, заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный человек. Участие в решении государственных дел в Древней Греции могли принимать только граждане. Гражданами могли быть только свободные люди, не рабы. Они могли голосовать на народных собраниях, занимать государственные должности, входить в состав суда. По Аристотелю государство было обязано заботиться только о гражданах, а не о рабах или варварах. Рабство в конечном итоге означало не только ограничения свободы, но и вело к ущемлению свободы личности. Права человека в Древнем Риме В числе древних римлян, внесших наибольший вклад в учение о праве и правах человека, был, несомненно, Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Как и греки, Цицерон считал, что в основе права лежит справедливость. Справедливость при этом рассматривалась им как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом, в том числе и человеческой природы. Космос (природа), весь окружающий человека физический и социальный мир, сам человек, внутреннее бытие его духа и тела и есть источник справедливости, а тем самым и права. Значительный вклад в теорию прав человека внесла целая плеяда знаменитых римских юристов - Ульпиан, Гай, Павел, Цельс, Модестин, Юлиан, Яволен, Каллистрат, Марциан, Нераций, Папиниан, Помпонш, Флорентин, Гермогениан, Тертуллиан и др. Права человека в Древнем Риме Также как и в Древней Греции полную правоспособность в Древнем Риме могли иметь только свободнорожденные граждане. Они имели все гражданские права (совершать всевозможные сделки) и политические права (право голосовать, участвовать в народных собраниях, занимать государственные должности). К гражданам также относились вольноотпущенники, но они становились клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Права человека в Древнем Риме Полная правоспособность римского гражданина включала в себя четыре основных права:
jus conubii
jus commercii
jus suffragii
jus honorum Права человека в Древнем Риме В полной мере этими правами пользовались далеко не все граждане. В частности, политические права jus suffragii и jus honorum не предоставлялись женщинам. Ограничениям правоспособности также подвергались некоторые категории граждан-мужчин, и прежде всего вольноотпущенники, т.е. бывшие рабы, которым их господа — римские граждане — даровали свободу. Вольноотпущенники не имели jus honorum, им было запрещено заключать браки с лицами сенаторского сословия, они пожизненно несли ряд обязанностей перед своим бывшим господином — патроном: могли предстать перед домашним судом патрона, причем сами не имели права предъявить патрону судебный иск, должны были оказывать патрону разнообразные услуги (на этот счет обычно заключался специальный договор), предоставлять ему материальную помощь в случае нужды. Патрон становился наследником вольноотпущенника, если тот не оставил детей и внуков и не составил завещания. Полной правоспособности не имели также граждане, находившиеся под отцовской властью, и женщины, находившиеся под властью мужа. Правовое положение рабов Древнего Рима Раб в Древнем Риме признавался только объектом, а не субъектом прав. Раб не имел собственности, не мог быть участником судебного процесса, браки между рабами представляли собой простое сожительство, не влекущее за собой никакие правовых последствий Дети рабыни, как и приплод скота , становились собственностью рабовладельца Выводы В античном государстве в VIII—VII вв. до н.э. право создается путем придания обязательной силы отдельным обычаям родового строя. Власть организует правосудие, принимает нормативные правовые акты (законы). Право Древней Греции и Древнего Рима отразило классовое неравенство. Рабовладельцы получили многочисленные привилегии. Однако, принципы, выработанные античным правом, интересны не только с исторической точки зрения. Многие из них лежат в основе современных правовых систем. Идея естественного права и равенства всех перед законом, принципы верховенства закона и справедливости, рассмотрение договора как источника частного права (диспозитивный метод правового регулирования), право апелляции решений должностных лиц и судов – вот далеко не полный перечень наследия, которым мы активно пользуемся. Список использованной литературы: 1. Епифанова Е.В. История государства и права зарубежных стран. – 2-е изд. – Краснодар, 2019. – 445 с. 2. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и Средние века : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Прудников. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2019. — 360 с. 3. Бадальянц Ю.С., Д.А. Ягофаров. Права человека: учебное пособие /Ю.С. Бадальянц, Д.А. Ягофаров. – Москва-Рязань, 2006. – 519 с. 4. Абашидзе А., Постникова Е.В., Алисиевич Е. С. Международная защита прав человека: учебник. – Москва, 2020. – 510 с. 5. Исакова Ю.И., Акопов Л.В. Права человека. – Ростов-на-Дону, 2021. – 383 с. |