культура общения. Правила этикета знакомство ц е л ь сформировать у детей навыки культурного поведения. Форма проведения практикум. Ход классного часа
Скачать 259 Kb.
|
3. Работа с русскими пословицами. На доске пословицы: * Доброе слово человеку - что дождь в засуху. г * Худое слово и сладким медом не запьешь. - Что значит «доброе слово», «худое слово»? – - Объясните смысл каждой пословицы. Дидактический материал ДОБРЫЕСЛОВА Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» - я кричу. «Добрый день!»-кричу я в след Всем идущим на обед. «Добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. О. Дриз ПРАВИЛА ЭТИКЕТА: КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ГОСТЯХ Ц е л ь: прививать детям навыки культурного поведения в гостях. Форма проведения: практикум. Ход классного часа Учитель. Вы умеете ходить в.гости и принимать гостей? Потренируемся, чтобы всем ребятам было ясно, как вести себя в гостях. Кто будет хозяином? X о з я и н. Я вас приглашаю прямо сейчас. Учитель. Когда мы приглашаем к себе гостей, обычно называем причины, цель приглашения. Причины для приглашения мо-гут быть разные. Какие? , - Ваш друг домосед, он любит в свободное время полежать на диване, посмотреть телевизор. Вы хотите пригласить его к себе в гости. Как вы его убедите принять ваше приглашение? - Если вы пригласили к себе домой друга, а мама в это время дала важное срочное поручение. Ваши действия? - Итак, приходить нужно в назначенное время, значит, уважать хозяев. Представьте, что вы опоздали в кинотеатр. Вы же пропустите часть фильма и потревожите зрителей. Целесообразно разыграть сценку прихода гостей на день рождения с подарками (бутафорскими). - Почему нужно надевать определенный тип одежды в определенных ситуациях? (Ответы детей.) Учитель обобщает: называет несколько правил поведения при встрече приглашённых на день рождения гостей. Правила такие: Гостей обязательно нужно выйти встретить. Спрашивать, что они принесли в подарок, невежливо. Подарки не прячут, необходимо вскрыть коробочки, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок пришелся не по душе. Благодарят не только за подарок, но и за внимание. Подаренными фруктами и конфетами можно угостить гостей. Читает стихотворение. В квартире нашей все блестит, Посуды слышен звон, И стол торжественный накрыт На дюжину персон. Мы все гостей сегодня ждем, И даже Васька-кот, Забыв про миску с молоком, От радости поет. Ведь без гостей, как без друзей, На свете очень трудно жить, И не беда, что после них Посуду надо мыть. За нашим праздничным столом Веселье, шум и смех. Как хорошо, когда кругом Таланты есть у всех! Один нам барыню сплясал, Другой нам песню спел, Стихи нам третий прочитал, Четвертый много ел. С друзьями расставаться нам Бывает нелегко, Но всем домой пора гостям, Им ехать далеко. Им было весело у нас За праздничным столом, И, значит, в следующий раз Мы в гости к ним придем. А. Хайт Инсценировка отрывка из сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» Кошка. Мой дом для всех всегда открыт! Здесь у меня столовая, Вся мебель в ней дубовая. Вот это стул – На нем сидят. Вот это стол – За ним едят. Свинья. Вот это стол- На нем сидят. Коза. Вот это стул – Его едят. Кошка. Вы ошибаетесь, друзья, Совсем не то сказала я, Зачем вам стулья наши есть? На них вы можете присесть. Хоть мебель не съедобна, Сидеть на ней удобно Коза. Сказать по правде, мы с козлом Есть не привыкли за столом. Мы любим на свободе Обедать в огороде. Свинья. А посади свинью за стол, - Я ноги положу на стол! Слово учителя. Надеемся, что никто из вас не поступает, как герои сказки. В заключение назову вам еще несколько п р а в и л поведения: Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно. Еще более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таком случае следует просто отойти от них подальше. Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно е вами, приостановитесь, и дайте ему окончить. За столом лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим. Грубые, резкие слова возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее. ПРАВИЛА ЭТИКЕТА: БЕСЕДА ПО ТЕЛЕФОНУ Цель: прививать детям навыки культурного поведения при общении по телефону. Форма проведения: практикум. Ход классного часа Учитель. О чем сегодня пойдет речь? - Прежде отгадайте: Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам – Скажешь здесь, а слышен там. (Телефон.) Телефон появился на службе у человека с 1876 г. С его помощью мы слышим звуки на очень большом расстоянии. Но нёсмотря на то, что собеседника мы не видим, вести разговор с ним - большая наука. Инсценировка отрывка из стихотворения К. Чуковского «Телефон», У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? -Слон. -Откуда? - От верблюда. -Что вам надо? -Шоколада... - С чего нужно начинать телефонный разговор: с приветствия, с фразы «А куда я попал?» или «Это квартира?». Пара учащихся демонстрирует импровизированный разговор по телефону двух приятелей. Затее мученик звонит учителю. Анализ ситуаций. Учитель (обобщает). Вы узнали мой голос, почему же не поздоровались? Я могу обидеться и не позвать к телефону, тогда вы поймете, что я вам тоже нужна, хотя и не со мной вы собирались беседовать. Не важно, узнали ваш голос на другом конце провода или нет. Раз вы звоните, вы обязаны себя назвать. Пробуем еще раз. - Другая ситуация: набирая номер телефона, случайно попадаем в чужую квартиру. Ваши слова? - Вы зря побеспокоили чужого человека. Надо обязательно извиниться. - В каком случае вы звоните другу, как часто? Учитель (обобщает). Самая распространенная ошибка, когда люди звонят друг другу от нечего делать, решают задачи по телефону, диктуют упражнения, пересказывают фильм. Ведь в это время, может, кто-то пытается дозвониться к вам по важному неотложному делу, но тщетно - телефон занят. Ученик читает наизусть. Звенящий в доме телефон - Явление типичное. «Алло, алло!» со всех сторон Летит словцо привычное. По телефону там и тут Встречаются, прощаются, Советы разные дают, Грустят и улыбаются. - Алло! Привет! Ну, как живешь? Какое настроеньице? Ты что жуешь? Пирог жуешь? А я грызу печеньице. -Алло! Ну, как дела идут? Давай сыграем в шахматы. Получишь мат за пять минут И не успеешь ахнуть ты. - Алло! Мне крупно повезло Достал вчера новиночку, Ты слышишь музыку? Алло! Станцуем под пластиночку? - Алло! Я сел на мель опять, Спасай меня, как водится, Скорей задачку дай списать, Опять ответ не сходится! Н. Песков - Каков поздний срок возможного звонка к другу? Почему? - Кто первый заканчивает телефонный разговор? У ч и т е л ь. Итак, телефон - ваш друг и помощник, но не только ваш, а общий. Поэтому говорить по телефону надо: * кратко; * вежливо; * по делу. Чтобы не получилось, как в стихотворении: ГОВОРИ КОРОЧЕ Вы... Это самое... Того... Когда, Вы говорите, То, Значит, Это... Как его... Ну, В общем, Не тяните. Вот, между прочим, так сказать, Что мне хотелось вам сказать. А. Шибаев В заключение можно предложить детям ролевую игру - инсценировку, например, отрывка из рассказа Н. Носова «Телефон». Учитель читает -рассказ Н. Носова. Далее дети играют сценку из рассказа, взяв на себя роли героев. ПРАВИЛА ЭТИКЕТА: КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ТЕАТРЕ Цель: прививать детям навыки культурного поведения в общественных местах. Форма проведения: практикум. Ход классного часа У ч и т е л ь. Сегодня такой великолепный день! Отправимся с вами в театр. В какой театр вы предпочтете отправиться? - Но почему вы оделись в театр, как на прогулку? Новый спортивный костюм и ваш теплый свитер здесь неуместны. Спортивную одежду носим на уроке физкультуры, деловой стиль в одежде - для школы, театра, а супермодные вещи надеваем, когда идём на вечеринки, в гости. У меня есть волшебная палочка, при помощи ее силы мы перенесемся в театр. - Крибле-крабле-бумс... Гаснет свет, звучит оперная музыка. - Спектакль уже идет. Слышите знакомую музыку? - Садитесь на места согласно вашим билетам. Желательно стулья расставить в несколько рядов. П р а в и л а поведения в театре: В театре не шумят. Если вы проходите к своему месту, то идти надо лицом к сидящему, а не спиной. Не мешайте людям слушать спектакль, сидите спокойно. Во время действия запрещается есть, шуршать фантиками (обёртками) от конфет. Для этого существует антракт (перерыв), во время которого можно пройти в буфет или фойе театра. Стыдно зевать во время действия, этим вы обижаете артиста, показываете, что вам не нравится спектакль, Аплодировать нужно в конце действия, перед антрактом. Невежливо сразу после окончания спектакля, когда все ещё хлопают артистам, пробираться к выходу, бежать в гардеробную. Учитель (обобщает). Прошу вас, запомните, что в театре надо вести себя так, чтобы всем удобно и приятно было смотреть на сцену, а артистам было приятно играть для вас спектакль. - Послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «Замазка». - Определите, какие ошибки допустили ребята, находясь в кинотеатре. Чтение отрывка из рассказа. ЗАМАЗКА Стало тихо. Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика: - Ты уже съел свой пряник? - Нет еще. А ты? - Я тоже нет. Давай есть. -Давай. Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел: - Послушай, у тебя пряник вкусный? -Угу. - А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане. - А замазка где? - Замазка вот, в кармане... Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная! Костя со злости швырнул замазку на пол. - Зачем же ты ее бросил? - спросил Шурик. - А на что она мне? - Тебе не нужна, а мне нужна, - проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. - Где же она? - сердился он. - Вот ищи теперь. - Сейчас я найду, - сказал Костя и тоже исчез под стулом. - Ай! - послышалось вдруг откуда-то снизу. - Дядя, пустите! -Кто это там? - Это я. -Кто- я? - Я, Костя. Пустите меня! - Да я ведь не держу тебя. - Вы мне на руку наступили! - Что ж ты полез под стул? - Я замазку ищу. Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу. - Кто это? - испугался он. -Это я, Шурик. - А это я, Костя. -Нашел? - Ничего не нашел. -И я не нашел. - Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают - собака. Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места. Перед ними на экране мелькнула надпись: «Конец». Н. Носов Дети обсуждают, правильно ли герои рассказа вели себя в кинотеатре. Учитель обобщает. ЯЗЫК, МИМИКА И ЖЕСТЫ Ц е л ь: формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия. Форма проведения: комбинированная. С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворения, рассказа или, например, легенды. 1. Вступительная часть. Учитель. Послушайте легенду, В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа. - В чем смысл этой легенды? - Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом? Учитель. Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. - Как же они общались? - Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? Использование определенных положений рук, головы для передачи информации, мыслей - это язык жестов. Мы с вами пользуемся им ежедневно. 2. Игра «Актер». Дети получают карточки с заданиями. Используя только мимику и жесты, показать классу задание. Дети после просмотра должны озвучить задание, Подводится итог на лучшую сыгранную роль. Задания: 1) навести в классе тишину; 2) восхититься подаренным букетом; 3) с балкона позвать ребенка домой; 4) подозвать нашкодившего сорванца; 5) отказаться от предложенной конфеты. У ч и т е л ь. Эти жесты понятны многим людям говорящим на разных языках. Но некоторые жесты одного народа могут быть не-понятны другим народам. Вспомним жест прощания. Помашем рукой. Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости, -Как военные приветствуют друг друга? (Ладонь прикладывают ко лбу.) Так египтяне ранние приветствовали друг друга. Утвердительный кивок головой у русских означает «да», у болгар - «нет». -Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? Нельзя: Хлопать собеседника по плечу. Размахивать руками. Теребить одежду, крутить пуговицы. Чесать голову и теребить себя за ухо. Барабанить пальцем по столу. Трогать лицо руками. Чихать в пространство. Бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет. 3. Инсценирование и анализ сказки. КРОШКА ЕНОТ И ТОТ, КТО СИДИТ В ПРУДУ Крошка Енот рассказал своей маме все про Того, кто сидит в пруду. О, мама, - сказал он, - мне так хотелось пойти одному за раками. Мне так хотелось принести их на ужин домой! И ты принесешь! - сказала Мама Енотиха. - Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз... Не строй рож, Не бери с собой камня, Не бери с собой палки! Что же я должен делать? - спросил Крошка Енот. - Только улыбнуться! - сказала Мама Енотиха, - пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду. - И больше ничего? - спросил Крошка Енот. - Ты уверена? - Это все, - сказала мама. - Я уверена. Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена. И он пошел обратно к пруду. - Может быть, он ушел, наконец! - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, не ушел. Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидит в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ. Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет точь-в-точь, как это делают еноты, когда им весело. - Он хочет со мной дружить! - сказал сам себе Крошка Енот. - И теперь я могу перейти на ту сторону. Л. Мурр - Чего не понимал Крошка Енот? У ч и т е л ь. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Вспомним песенку Ёнота из мультфильма «Крошка Енот». Можно включить музыкальную запись или песенку исполнит кто-то из детей. УЛЫБКА Сл. М. Пляцковского Муз. В. Шаинского От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется. Припев И тогда, наверняка, Вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке. . . С голубого ручейка начинается река Ну, а дружба начинается с улыбки. Припев От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик; Сонный лес простится с тишиной И захлопает в зеленые ладоши. Припев. От улыбки станет всем теплей – И слону, и даже маленькой улитке... Так пускай повсюду на Земле, Будто лампочки, включаются улыбки! Учитель. Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Мама улыбается — и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови - у ребенка кривится готовый заплакать ротик. |