щашвыащшощша. Право Древнего Египта. Право Древнего Египта
Скачать 31.42 Kb.
|
Право Древнего Египта Древний Египет как самостоятельное суверенное государство, возникнув на рубеже IV–III тысячелетий до н.э., просуществовал довольно длительное время – до VI в. до н.э., когда был завоеван войсками Персии, затем был присоединен к империи Александра Македонского, а в 30 г. до н.э. Древний Египет становится одной из провинций Римской империи. Основой экономики Древнего Египта было земледелие, в котором ведущее место занимало государственное царско-храмовое хозяйство, ибо земля и ирригационная система как основные средства производства принадлежали государству в лице царя (фараона) как верховного собственника данных основных средств производства. На втором месте по значимости в Раннем царстве стояло общинное хозяйство, включающее определенную территорию земли и часть ирригационной системы, расположенной на данной территории, переданных сельской общине во владение и пользование. Но по мере усиления централизации страны, расширения ее территории, усложнения социальной структуры общества и ирригационной системы общинное хозяйство как самостоятельная экономическая единица, основанная на коллективном землепользовании, прекращает свое существование, уступая крупному царско-храмовому хозяйству. Помимо орошаемого земледелия, составляющего основу экономики Древнего Египта, население занималось ремеслом и торговлей. При этом государство активно участвовало в ремесленном производстве и торговле, имея в своей собственности большое количество рудников, каменоломен, рабов и т.д., осуществляя внутреннюю и внешнюю торговлю. Рабов в Древнем Египте всегда было значительно меньше, чем свободных людей. Источником рабства был в основном военный плен. Но эта категория населения пополнялась и за счет египтян, утративших свою свободу в силу различных обстоятельств и низведенных до рабского состояния (долговое рабство, уголовное рабство и др.). Рабы могли принадлежать дворцу, храму или частному лицу, т.е. были дворцовые, храмовые и частные рабы. Частное рабство было слабо развито, ибо в Древнем Египте всегда дворцовых рабов было неизмеримо больше, чем частных. Как правило, рабов имели только наиболее состоятельные свободные египтяне (правящая верхушка, часть горожан и т.п.). Менее состоятельные свободные египтяне могли использовать труд рабов, заключив договор об их найме с хозяином раба. Но поскольку частных рабов было мало, то и стоимость их была весьма высокой. Так, по договору найма на работу одной рабыни на 17 дней и другой рабыни на 4 дня пастухом было передано в счет уплаты горожанке (хозяйке рабынь) ткань джаи ценой 6 кедет, ткань ценой 4 кедет, бык ценой 6 кедет, 8 коз ценой 4 кедет и деньги в размере 15 кедет. Но эта запись договора найма рабынь свидетельствует и о том, что даже пастухи как часть свободного населения могли уплатить такую большую сумму. Безусловно, не все, а наиболее состоятельные из их числа. Государственные и храмовые рабы использовались на работах в поле, каменоломнях, рудниках, на строительстве дамб, каналов, плотин, храмов, пирамид и т.д. Но где бы ни работал раб, он всегда был под постоянным контролем надсмотрщиков, сторожей и других наблюдателей, которые били рабов, понуждая их непрерывно работать, чтобы задание было выполнено в нужном объеме быстро и в установленный срок. В несколько лучшем положении среди подневольной, зависимой части населения была такая ее категория, как слуги царя. Происхождение этой категории населения древнего Египта до сих пор однозначно не объясняется. Но «слуги царя» имели личное имущество и получали за работу вознаграждение из царских складов и казны. «Слуги царя» выполняли различного рода работы и в определенном объеме, т.е. устанавливалась конкретная норма работы, за выполнением которой следили низшие чиновники царской администрации. Но на протяжении всей истории Древнего Египта основное налоговое бремя несла большая часть его населения независимо даже от того, было ли лицо свободным или подневольным. С учетом потребностей экономики определялось количество людей, занимающихся тем или иным ремеслом или другим видом деятельности. При этом перевод лица из одной категории в другую производился не по его желанию, а по решению высшей администрации царя. Это порождало в обществе определенную нестабильность и социальную напряженность, что в конечном итоге наряду с другими причинами привело к концу Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н.э.) – к крупному восстанию, в котором приняло участие большинство категорий свободных египтян и рабов. Это восстание было самым значительным, ибо совпало с вторжением гиксосов в Египет. Право, являясь весьма действенным регулятором общественных отношений, развивается вместе с обществом и государством. Будучи правовым элементом надстройки, оно не только определяется уровнем развития экономического базиса, но и формируется под воздействием обычаев, традиций, религиозных догм, влияние которых на право неодинаково в различных странах, в разные периоды развития одного и того же общества и государства при длительном их существовании. Постоянно развиваясь, право нуждается в периодической систематизации, результатом которой в определенных случаях является принятие крупных нормативных актов (памятников права), регулирующих своими нормами значительный круг общественных отношений. В силу своей значимости памятники права всегда представляют большой интерес для юристов, т.к. позволяют на основе анализа их норм изучить правовой статус личности в обществе, проследить развитие основных институтов различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального, брачно-семейного и т.д.). К сожалению, до наших дней не сохранились памятники права Древнего Египта. Поэтому судить о праве можно лишь по отдельным несистематизированным нормативным актам (указам, декретам, грамотам фараонов), а также надписям на гробницах и стелах частных лиц, приближенных к фараону, различного рода поучениям и пророчествам, дошедшим до нас в небольшом количестве. Это вовсе не означает, что Древний Египет не имел систематизированного права, так как есть упоминания о 42 священных книгах, в которых книги 2–13-я содержали нормы, определяющие правомочия фараона и порядок правления, а также – об изданном фараоном Бокхорисом в VIII в. до н.э. кодексе, большинство норм которого было посвящено гражданскому праву. Гражданское право. Основными институтами гражданского права являются лица, вещи, обязательства, договоры и др. Лицом гражданско-правовых отношений признавались как физические, так и юридические лица (храм, ном). Физическим лицом признавался только свободный человек, независимо от занимаемой должности (визирь, номарх, начальник гребцов, судья, писарь и др.) и рода занятий (чиновник, жрец, воин, торговец, пахарь и т.д.). Но объем гражданско-правовых полномочий физического лица был разным в зависимости от того, принадлежал ли человек к правящей верхушке или к остальной части свободного населения, находился ли он на службе у фараона (птицелов, красильщик, рыболов и т.д.) или нет. Если человек находился на службе у фараона, получив от него для выполнения своей работы сырье, инструменты, землю и другое имущество, то он не имел права свободно распоряжаться не только подобным имуществом, но и результатами своей работы. Он только владел и пользовался ими с учетом их целевого назначения. К сожалению, источники права Древнего Египта не позволяют определенно сказать о возрасте гражданской дееспособности, широко раскрыть объем правоспособности физического лица в зависимости от пола (мужчина или женщина) и от физического состояния лица (здоровый, сумасшедший, слепой, глухой и т.п.). Но можно утверждать, что женщина (горожанка, кушитка, жена, дочь) могла быть лицом гражданско-правовых отношений, о чем свидетельствуют документы из архива пастуха Дома Аменхотепа III (фараон XVIII династии, 1408–1372 гг. до н. э.). В отличие от рассмотренного института в источниках права Древнего Египта более широко получили освещение различные аспекты другого важного института гражданского права – собственности. Предметами собственности могли быть как вещи (дом, земля, лодка, оружие, инструменты, зерно и др.), так и раб, скот, птица, рыба. При этом любое посягательство на собственность наказывалось с учетом принадлежности имущества (дворцовое, храмовое, частное), конкретного предмета (дом, раб, сено, деньги, корабль и др.), правового статуса лиц гражданско-правового отношения и др. обстоятельств, касавшихся рассматриваемого правонарушения. Право Древнего Египта знало различные способы приобретения собственности (наследование, дарение, завещание, договор, военная добыча) и различные формы собственности (дворцовая, храмовая, общинная и частная). Так, в предписании фараона Тутмоса III (около 1483–1450 гг. до н.э.) о служебных обязанностях верховного сановника было указано, что верховному сановнику будут доставляться все завещания и он будет запечатывать их. Это свидетельствует, что завещание как один из способов приобретения собственности применялось на практике весьма широко, оформлялось письменно и хранилось у высшего должностного лица. О дарении и военной добыче как способах приобретения собственности речь идет в надписи, сделанной на стеле при фараоне XVIII династии Тутанхамоне (около 1354–1345 гг. до н. э.). В ней записано, что Тутанхамон наполнил службы храмов рабами и рабынями в виде дара от добычи его величества. Гражданско-правовые договоры, как правило, заключались в письменной форме, в присутствии многочисленного количества свидетелей, которыми могли быть свободные люди, независимо от должности, рода занятий и пола, и обязательно в присутствии писца, последний делал соответствующую запись и скреплял своей подписью. При этом стороны договора произносили клятву, передавая содержание договора и выражая свое согласие. В праве Древнего Египта четко проведен принцип полного возмещения вреда, нанесенного имуществу, независимо от того, совершено уголовное или гражданское правонарушение. В силу этого имели место два вида обязательств: из причинения вреда и из договора. Таким образом, несмотря на ограниченный круг источников, дошедших до наших дней, усматривается, что гражданско-правовые отношения в Древнем Египте имели довольно широкое применение и основные институты гражданского права в той или иной форме получили правовое закрепление. Уголовное и процессуальное право. Поскольку кодифицированные нормативные акты Древнего Египта до наших дней не дошли, то и не представляется возможным обстоятельно, в динамике рассмотреть все институты этой отрасли права. Упоминания об отдельных положениях уголовного права и некоторые конкретные его нормы содержатся в разрозненных источниках египетского права, которые позволяют лишь кратко раскрыть отдельные институты уголовного права, на основе их анализа и особенностей исторической эпохи высказать предположения. Принимая во внимание уровень развития цивилизации вообще, в том числе и права, в уголовном праве Древнего Египта не было понятия преступления, его термина и названия видов преступлений. Под преступлением понималось любое действие или бездействие, нарушившее правовую норму, например, мятеж, убийство, неуплата долга или налога, волокита при рассмотрении дел в суде и др., т.е. не делалось различия между уголовным и гражданским правонарушением. Но анализ содержания различных источников права позволяет утверждать, что уже различают особо опасные и все другие правонарушения. К особо опасным правонарушениям относились государственные преступления (мятеж, восстание, измена), должностные преступления военных и гражданских лиц, некоторые имущественные правонарушения (неуплата налогов, кража дворцового или храмового имущества и челяди), преступления против личности, например, убийство. Как правило, подобные правонарушения карались смертной казнью или, в лучшем случае, полной конфискацией имущества виновного и превращением его и всех членов его семьи в рабов. Так, из содержания поучения царя Ахтоя Уахара своему сыну Мерихара (ХХII в. до н. э.) видно, что подстрекательство к мятежу влекло за собой смертную казнь не только непосредственного подстрекателя, но и его сторонников. Царь, наставляя сына, писал: «Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей ... сотри имя его, погуби сторонников его» и далее добавлял: «Бог знает мятежника и карает его грехи кровью». На основе имеющихся источников права Древнего Египта, используя современную терминологию уголовного права, можно выделить следующие виды преступлений: государственные преступления, должностные преступления, преступления против личности, преступления против имущества. К. И. Батыр в своем учебнике дает иной перечень видов преступления: посягательства на государственный строй, преступления религиозного характера, преступления против личности, имущественные преступления, преступления против чести и достоинства. О. А. Омельченко вообще уходит от рассмотрения данного вопроса, ограничиваясь одной фразой: «Основной категорией дел номовых судов были финансовые и налоговые». Таким образом, количественный состав видов преступлений ввиду отсутствия архивных источников и при наличии различных точек зрения является в настоящее время дискуссионным. К государственным преступлениям относились: мятеж, восстание, бунт и предоставление убежища «врагам царя» независимо от того, кто в нем участвовал (военные, жрецы, свободные египтяне-простолюдины, подчиненные Египту народы или рабы). Этот вид преступления считался наиболее опасным и наказывался смертной казнью. К должностным преступлениям относились действие или бездействие любого должностного лица (визиря, судьи, начальника конюшни, агента царского дворца и др.), нарушившего не только норму права, но и указание царя. Так, незаконный увод любого человека из храма должностным лицом в порядке реквизиции или из округа в округ; неправомерный отказ судьи в рассмотрении жалобы, волокита или нарушение закона при решении дела по существу и т.д. Среди преступлений против личности наиболее распространенными были убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. К имущественным преступлениям относились разбой, грабеж, кража, повреждение чужого имущества. Поскольку, как правило, все правонарушения рассматривались в судах, то, безусловно, учитывался состав преступления, а не только его вид. Однако в источниках в силу слабого развития права в целом той эпохи и его законодательной техники многие аспекты состава преступления вообще не отражены. Такие элементы состава преступления, как субъект, объект и объективная сторона законодатель хотя и в общей форме, но указывал, то о субъективной стороне он даже не упоминал. Можно лишь предположить, что при рассмотрении некоторых дел в суде выяснялось, умышленно или неумышленно совершено лицом преступление. Касаясь субъекта правонарушения, в праве иногда указывался его пол (мужчина или женщина), социальное положение (вельможа, раб, простолюдин, человек, сын человека, горожанин и т.д.), должностное положение (верховный сановник, судья, жрец, казначей царя, писец царских документов и др.) и, реже, имущественное его положение (бедняк, владелец драгоценностей, собственник богатств, сильный, т.е. имущий человек). Однако ни о возрасте субъекта, ни о его физическом состоянии (здоровый, сумасшедший, глухой, слепой) в источниках не упоминается. Что касается отражения в источниках объективной стороны правонарушения, то законодатель чаще всего ограничивался указанием действия (убил, украл, увел, нарушил, отобрал) или бездействия субъекта (не рассмотрел дело в суде, не уплатил, не выполнил), но умалчивал о способах совершения действия, рецидиве (повторности) и даже порой о последствиях правонарушения. Соответственно рассмотренным видам преступлений законодателем была разработана на основе традиций, обычаев, законов и указаний царя, судебной практики определенная система наказаний. При этом главной целью всей системы наказаний было устрашение, хотя и такая ее цель, как возмещение ущерба, четко прослеживается. Помимо указанных целей наказания, были и такие цели, как возмездие, пополнение казны, общее и частное предупреждение. Принципами, которыми руководствовался суд при назначении наказаний, были классовость, множественность, законность и ответственность членов семьи за преступление, совершенное главой семьи. Последний принцип назначения наказания хорошо раскрыт в декрете Нубхапер-Ра Антефа по делу жреца, который «дал убежище врагам». В нем записано: «Да будет изгнан из храма ... и пусть будет лишен он своей должности в храме от сына к сыну, от наследника к наследнику ... пусть люди, имущество и земли его будут пожертвованы отцу моему Мину». Как видно из источников, цари Древнего Египта стремились ограничить самосуд, который, видимо, еще довольно часто применялся на практике, и укрепить принцип законности при рассмотрении дел в судах. Так, если должностное лицо совершило имущественное преступление, то согласно декрету царя ХIХ династии Сети I (ок. 1312–1298 гг. до н. э.) виновный не должен быть «убит, будучи посажен на кол, но чтобы был он осужден любым судом любого города, куда они (потерпевшие) пожалуются». И если судья «заволокитил» подобное дело, то закон будет применен против него путем нанесения ему 100 ударов, причем он будет отрешен от своей должности и отдан в земледельцы. Но если судья в судебном присутствии «творит неправду против праведного, то это будет ему вменяться как преступление, достойное смерти». На первом месте по тяжести в системе наказаний стояла смертная казнь, которая применялась, как правило, за особо опасные правонарушения и в двух формах (простой и квалифицированной), но законодатель очень редко указывает конкретную форму смертной казни, но такая ее квалифицированная форма, как посажение на кол, неоднократно упоминается им. В праве Древнего Египта широко применялось телесное наказание, которое могло осуществляться различными способами: избиение (100 или 200 ударов) или нанесение рваных ран. Преследуя главную цель наказания – устрашение, в праве при определении наказаний широко использовался принцип множественности наказаний, согласно которому к одному лицу за одно и то же правонарушение одновременно применялись различные виды наказаний и различные их формы. И в связи с этим имущественный вид наказания в его различных формах (полная конфискация имущества или возмещение ущерба) чаще всего применялся в качестве дополнительного наказания, а не основного (смертная казнь, телесное наказание, отстранение от должности). Так, за незаконное задержание корабля, принадлежащего царскому дворцу, должностным лицом последнему грозило наказание «путем нанесения ему 200 ударов и 5 рваных ран и будет взыскана работа судна с него за каждый день ... причем он будет отдан в Дом Менмаатра». Помимо рассмотренных видов наказаний, широко применялось лишение должности, резкое изменение социального статуса (отдать в земледельцы, поместить в «какое-либо стадо или гранитные каменоломни» и значительно реже лишение свободы – заключение). Так, в указе царя Нефериркара (V династии, ХХV в. до н. э.) указывалось, что «всякий сановник, распорядитель царским имуществом, стражник, который сделает вопреки тому, что я приказал, или отдан в судебную палату, будет выведен дом, пашня, люди, всякое имущество под ним, причем он будет помещен в какое-либо стадо». Как уже отмечалось, все правонарушения должны были рассматриваться в судебном присутствии, где заседали назначенные царем судьи из числа «немногоречивых, благонравных, умеющих судить, слушающих речи царя и законы судебной палаты» лиц высшего сословия. Следовательно, судьи осуществляли рассмотрение дел, руководствуясь не только предыдущими и текущими законами, но и указаниями царя. Из-за недостатка дошедших до наших дней источников права Древнего Египта нет возможности полно рассмотреть процессуальное право, вычленив имевшие место в тот период стадии процесса. Но что касается его первой стадии – возбуждения дела, то она начиналась по жалобе, которая писцом заносилась в книгу (о неуплате налога, о нарушении должностным лицом закона, о краже или неуплате долга и др.). При этом, как уже ранее отмечалось, не делалось различий между уголовным и гражданским правонарушениями, а, следовательно, судебный процесс не делился на уголовный процесс и гражданский процесс. Из содержания Предписания о служебных обязанностей верховного сановника (визиря ХVI–ХV вв. до н. э.) усматривается, что процесс был коллегиальным, ибо кроме визиря «в палате верховного сановника» находились «вельможи, начальник приемного чертога, заведующий приемом, рядом с ним – писцы верховного сановника». При этом указывалось, что перед верховным сановником «будет разложено сорок кожаных свитков» (с законами), т.е. визирь обязан был при рассмотрении дела руководствоваться законами, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Слушание дел в суде начиналось в строгой очередности, которую не разрешалось нарушать. Вот как об этом говорилось в упомянутом Предписании: «Один будет говорить после другого, после каждого человека, стоящего против него. Будут выслушивать одного за другим, не допуская, чтобы пришедший последним был выслушан раньше пришедшего первым. Если пришедший первым скажет: «Рядом со мной нет никого, кого следовало бы выслушать», то он будет схвачен доверенными верховного сановника». Как видно, заслушивался сначала истец, затем ответчик и после этого – свидетели обеих сторон. Показания свидетелей были весьма значимым видом доказательств, так как отсутствие их у одной из сторон влекло задержание лица, которое, видимо, считалось виновным и подвергалось соответствующему наказанию. Видами доказательств по рассматриваемым в суде делам были не только свидетельские показания, но и письменные, вещественные доказательства и улики. Такие стадии судебного процесса, как вынесение (решения), его обжалование и исполнение, безусловно, имели место, но рассмотреть их содержание и порядок осуществления не представляется возможным из-за отсутствия необходимых источников права. |