ТЕРМИНЫ С ИНДИИ ДО СПАРТЫ. Право древней индии Артхашастра с санскрита руководство к практической деятельности царя
Скачать 19.38 Kb.
|
Право древней индии Артхаша́стра (с санскрита — «руководство к практической деятельности царя») — политико-экономический трактат, содержащий наставления царю по управлению государством; выдающийся памятник политико-правовой мысли Древней Индии, приписываемый брахману Каутилья, главному советнику Чандрагупты (321–297 гг. до н. э.). Ача́ра (садача́ра) — обычай, поведение «добродетельных людей». Бра́хманы — представители высшей индуистской варны, преимущественно священнослужители, жрецы. Ва́йшьи — представители третьей из индуистских варн, изначально земледельцы и ремесленники, со временем стали разделяться на касты по профессиональной и территориальной принадлежности. Ва́рны — замкнутые социальные группы древнеиндийского общества, в основе деления которых изначально лежала принадлежность к ариям или неариям, род занятий и имущественное положение, а позднее — религиозные догматы. Существовало 4 варны: высшие — брахманы (жрецы) и кшатрии (цари и воины), низшие — вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры (слуги). Низшие варны впоследствии разделились на касты. Ве́ды — литературные произведения религиозного содержания и народный эпос в Древней Индии. Дха́рма — совокупность моральных и этических норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. Дхармаша́стра — древнеиндийские религиозно-правовые трактаты, выросшие из дхармасутр, но более систематизированные, предназначенные для изучения, записанные стихами для лучшего запоминания. Каста — в Индии (с древности и до современности) и ряде стран Азии обособленная, наследственная группа населения с определённым родом занятий, стилем жизни, обычаями и традициями. Обязательными для всех каст являются заключение браков между членами одной касты и вкушение пищи, приготовленной только членами равной касты. К началу XX в. в Индии насчитывалось около 2 тысяч каст. Кша́трии — одна из высших индуистских варн, включавшая воинов и правителей. Ньяя- Смри́ти — в Древней Индии правовое знание священного характера, передаваемое по памяти и затем оформленное в сборники религиозных и правовых предписаний. Шу́дры — представители низшей индуистской варны, слуги; в отличие от других варн не проходили специальных обрядов, связанных с приобщением к религиозной традиции. Древний китай Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рас сматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э. Легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший правителем области Шан в 4 веке до н.э. Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан. Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Ли — в Древнем Китае этические и моральные нормы, определявшие отношение членов общества к правителю и внутрисемейным отношениям. Сян — система символических уголовных наказаний в Древнем Китае, когда в силу происхождения или каких-либо заслуг виновного калечащее наказание для него заменялось знаком, нанесённым тушью на теле. Сяо (с кит. — «сыновняя почтительность») — важнейшее понятие конфуцианской этики, предписывавшее полное подчинение детей родителям и народа своему государю. Фа — в Древнем Китае наказание, предусмотренное законом за нарушение норм конфуцианской морали. Древние афины Атими́я (от греч. «бесчестие») — специфический для Древних Афин вид наказания, состоявший во временном или постоянном лишении осуждённого прав гражданина, всех или их части. Ге́лиэя (с греч. — «солнце») — учреждённый реформой Солона в 594 г. до н. э. один из высших судебных и контрольных органов власти в Афинах. Представлял собой суд присяжных из 6 тысяч судей (5 тысяч — основные, 1 тысяча — запасные), отправлявший правосудие по судебным коллегиям декастериями. Также контролировала деятельность высших должностных лиц, утверждала законы, принятые народным собранием. Остракизм (от греч. — «черепок») — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя нежелательного гражданина; если имя одного и того же человека написали 5 тысяч и более человек, его изгоняли на 10 лет. По разным источникам был введён в конце VI в. или начале V в. до н. э. как мера против тирании. Но́мос — в Древней Греции религиозная, этическая или правовая норма, имеющая обязательный характер. Положение, первоначально постулируемое как закон, могло со временем укорениться и приобрести статус номоса. Например, законы Драконта и Солона в Афинах. Псефи́зма — индивидуально определённое ненормативное решение народного собрания в Древних Афинах, имевшее юридическую силу закона. Те́мис — в Древней Греции обычай, основанный на справедливости (дике). Фесмофе́ты — шесть афинских архонтов, которые не занимались законодательством, а председательствовали при рассмотрении судебных дел, неподсудных остальным государственным чиновникам; в их обязанности входили также ежегодный пересмотр законов и устранение обнаруженных в них недостатков или противоречий. Эсанге́лия — в Древних Афинах заявление гражданина в булэ о преступлении государственной важности (заговоре против демократии, измене, подкупе оратора, притеснении сирот, наследниц и вдов). Нередко применялась в случаях, когда опасное деяние не считалось преступлением. Спарта Агогэ́ — государственная система воспитания детей и подростков в Древней Спарте, обязательная для будущих граждан полиса (за исключением царских детей). Отличалась крайней суровостью, нацеленностью на развитие качеств будущего воина и командира, защитника полиса и его порядков. Апе́лла — народное собрание в Древней Спарте, в котором участвовали полноправные граждане полиса, достигшие 30-летнего возраста. Апофора- 1. Подать, которую Спарта как предводительница союза взимала с отдельных греческих городов для ведения войны против персов. Позднее, во времена гегемонии Афин, эта подать называлась «форос». 2. Оброк, который илот платил своему господину в размере 70 медимнов ячменя на мужчину, 12 на женщину и соответствующего количества масла и вина. 3. Наемная плата, которую рабы, работавшие на других хозяев, ежедневно доставляли своему господину. Архаге́ты — название двух одновременно правивших в Древней Спарте царей из родов Агидов и Эврипонтидов. Имели наследственную власть, осуществляли военные и религиозные функции, суд по некоторым делам. Геру́сия — совет старейшин в Спарте, орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. Состояла из двух царей-архагетов и 28 членов-геронтов, избранных народным собранием из числа граждан, достигших 60-летнего возраста. Имела право законодательной инициативы, готовила и рассматривала законопроекты, осуществляла исполнительную власть, вершила суд по делам о государственных и религиозных преступлениях, вела переговоры с иностранными государствами. Гомеи- (греч. gomoios - равные) - свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек. Илоты — жители Лаконики и Мессении, подчинённые Спартой в VIII–VI вв. и обращённые в государственных рабов. Не имели своей земли и работали на участке, предоставленном спартиату полисом, но имели своё хозяйство и орудия труда. Около половины урожая платили хозяину земли в качестве оброка. Илоты несли военную службу в качестве легковооружённых воинов. Спартиат с разрешения властей мог убить, передать или отпустить на волю своего илота. Для поддержания послушания илотов против них периодически устраивали криптии. Клер (от греч. kleros — «жребий», «участок») — земельный надел гражданина древнегреческого полиса. Периэ́ки (от греч. perioikoi — «живущие вокруг») — в Спарте, Аргосе и некоторых других полисах Пелопоннеса неполноправная категория населения. В отличие от илотов были лично свободными, могли иметь земельную собственность, служили в армии, но были лишены политических прав. Сисси́тии (от греч. «совместная трапеза») — в Спарте и других полисах Древней Греции обязательные для полноправных граждан общественные обеды. Символизировали имущественное равенство граждан и сохранение единой гражданской общины. Неучастие в сисситиях вело к потере статуса гражданства. Спартиаты — полноправные граждане Древней Спарты. Эфо́ры (от греч. ephoroi — «наблюдатели») — коллегия пяти высших должностных лиц в Спарте, ежегодно избираемых народным собранием. Первоначально эфоры были уполномоченными царей при рассмотрении гражданских дел в суде, но постепенно их власть расширилась, поглощая полномочия царей. Во главе комиссии эфоров стоял первый эфор, именем которого назывался год. |