Главная страница

Шичкин _право и религия.doc. Право и религия


Скачать 50 Kb.
НазваниеПраво и религия
Дата15.05.2023
Размер50 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШичкин _право и религия.doc.docx
ТипКурсовая
#1131014

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградская академия

Кафедра теории и истории права и государства

Курсовая работа

по теории государства и права

тема: «Право и религия»

Выполнил: обучающийся 1 курса

факультета подготовки

экспертов криминалистики и оперативных сотрудников полиции (123 группа)

рядовой полиции

Шичкин Денис Васильевич

Научный руководитель:

майор полиции, преподаватель, к.ю.н. Яловенко Т.В.

Волгоград

2018

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Историко-теоретический аспект взаимодействия правовых и религиозных норм 5

3. Сущность и сферы взаимоотношений права и религии 11

4.Особенности взаимоотношения права и религии в России 14

Заключение 23

Список используемых источников 26

Введение



Актуальность темы исследования. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Отношение государства к религии, церкви отражается понятием «светское государство». Главным регулирующим началом в области религиозной деятельности остается церковное право, как корпоративное право отдельных конфессий.

В научно-правовой литературе можно найти немало работ, посвященных взаимоотношениям права и религии, где светское государство рассматривается с различных сторон, приводятся его определения, называются сущностные признаки, цели и функции. Тем не менее относительно природы светского государства нет общепринятого мнения.

В ст. 14 Конституции РФ 1993 г.1 провозглашается, что Российская Федерация - светское государство. Вместе с тем для правильного понимания провозглашенных положений, а также для осуществления законодательных и организационно-практических мер государственной политики в данной сфере необходимо разработать четкие идейно-теоретические основания светского государства.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что право на свободу совести и религиозных убеждений, являясь одним из базовых прав человека. Сегодня российское общество невозможно однозначно идентифицировать по религиозному признаку и отнести его, допустим, к странам христианской цивилизации. Российское общество только начинает жить в условиях свободы совести, а потому неизбежны недопонимания и в отношении самого этого понятия, и в отношении принципов его правового регулирования.

22 ноября 2013 г. депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прошлого созыва Елена Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции слова о православии как основе национальной и культурной самобытности России1. Естественно, что в такой многонациональной и многоконфессиональной стране как Российская Федерация такое заявление неминуемо порождает острую дискуссию.

Объектом настоящей работы выступает право и религия.

Предметом настоящей работы выступает теоретико-правовые особенности взаимоотношений права и религии.

Цель данной работы заключается в исследовании сущности и содержания взаимоотношений права и религии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. провести историко-правовой анализ взаимоотношений права и религии;

  2. охарактеризовать сущность и сферы взаимоотношений права и религии;

  3. показать особенности взаимоотношений права и религии в России.

Данная работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка используемых источников.

1. Историко-теоретический аспект взаимодействия правовых и религиозных норм



Современная теория права претерпевает существенные изменения, обусловленные реконструкцией общества и государства. Теорией права накоплен внушительный объем правового знания, требующий понимания, осмысления и освоения, причем не только учеными-исследователями, но и другими участниками реальной правовой жизни.

Право действует как универсальная и единственная система правил поведения, обязательных для всех членов общества, тогда как другие социальные нормы носят ограниченный характер по сфере своего воздействия и распространения. Важно отметить, что общеобязательное значение в обществе правовых начал поведения подкреплено и оформлено официальным законодательным актом государства, а фактическая обязательность социальных норм для тех, на кого они распространяются, вырабатывается временем и общественной практикой либо устанавливается решениями обособленных социальных групп.

В самом общем виде социальное назначение права выражается в том, что право выступает в качестве регулятора общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения, которые возникают в самых различных сферах общественной жизни между людьми.

Балашов А.И. определяет право как систему общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения, и являющуюся государственным регулятором общественных отношений.1

А.В. Малько привел следующее определение «право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.1

Основными подходами к сущности право можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договоров.

Значительную актуальность в последнее время стал проявлять вопрос о месте и роли религиозных норм в системе современного правового регулирования. В развитии цивилизационных процессов в мире религиозные догмы и предписания играли и продолжают нередко играть роль государственно созидающего фактора, становясь как неофициальной, так зачастую и официальной нормативной системой отдельных государственных образований и целых географических районов, связывая между собой многие народы и страны, заставляя право исходить из приоритета религиозных канонов.

По сути, большинство древних государств возникали и существовали под знаком пиетета перед предписаниями, освященными именем Бога. Первоначальные нормы права определялись религиозными установлениями, детально регламентировавшими общественную жизнь и предписывавшими «богоугодное» поведение людей.

Религия – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения. Во все времена она могла успокоить человека, дать ему ответы на интересующие его вопросы, указать направление и помочь не сбиться с пути2.

Нынешние связи права и религии в государственно-организованных обществах неоднозначны и зависят от сложившихся между ними отношений, определяемых во многом характером государственно-политического режима, формой правления и историческими традициями. Современной истории известны факты формирования новых государств и их нормативных систем на религиозной основе. Примером тому может быть, в частности, разделение Британской Индии в 1947 г. на исламское государство Пакистан и собственно Индию, где основной религией населения уже свыше 2000 лет остается индуизм. А в начале 90-х годов ушедшего столетия мир стал свидетелем распада Югославии на государства по религиозному признаку, в которых преобладало соответственно католическое, мусульманское или православное население. В 2002 г. добился независимости от Индонезии Восточный Тимор, население которого более 400 лет было под властью католической Португалии и восприняло христианство в отличие от мусульманского вероисповедания остальных индонезийцев.

Религиозные нормы обладают немалым потенциалом регулирования некоторых сфер общественных отношений. Существенным фактором в данном случае является конкретизация начал дозволенного и запрещенного в некоторых религиозных учениях, а также деление человеческих действий на разрешенные, рекомендательные, порицаемые, обязательные1.

Таким образом, религиозные нормы существуют в обществе не как чужеродное ему тело. Связь между религией и обществом не следует рассматривать как взаимодействие двух самостоятельных величин; религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так прочно она вплетена в ткань социальных отношений.

Нормы религии есть не что иное, как определенные идеи, которые сами по себе могут служить мощным двигателем развития человечества. Более того, они часто находят свое воплощение в нормах права, относясь к нему как должное к сущему.

Долгое время сфера права рассматривалась как исключительно сфера рационального. В то же время исследования последнего времени показывают обратное. В частности, И.А. Исаев пишет, что «иррациональные элементы укоренены в самом существе и структуре права, идее права, норме и правоприменении... Миф, мистика и магия - основные символические формы, в которых право зарождается и от которых, несмотря на последующую его рационализацию, оно так и не в силах отказаться»1.

В.Н. Синюков также полагает, что «кроме «материи» права есть еще и его «дух», «аура», «символы» и «образы», которые не менее императивны и реальны, чем правоотношения и акты применения, и которые либо вообще не существовали для нашего материалистического правоведения, либо выводились за рамки собственной юридической проблематики»2.

На протяжении многих тысячелетий именно религия оказывала определяющее воздействие на формирование мировоззрения человека, определяя глубинный смысл его поступков, формируя их повседневную мотивацию. Религия служила оправданием права, освящением его, придавала праву необходимую сакральность. По этому поводу Г.Дж. Берман пишет, что «без сакральности принуждение не будет эффективно, поскольку органы принуждения сами будут коррумпированы. Эта сакральность и есть религиозное измерение права»3.

Соблюдение правовых норм требует наличия не только властного принуждения, угрозы санкции, но и осознания духовно-нравственного значения этих норм. И не случайно веками нормы права освящались либо божественной волей (законы Ману, Библия, Коран и т.д.), либо их соответствием принятому в обществе пониманию справедливости и высших ценностей (римское право). По мнению Д. Ллойда, с которым вполне можно согласиться, идея справедливости является важнейшей составной частью идеи права, более того, идея права всегда ассоциируется с идеей справедливости1.

Религиозные верования усиливают и правовые чувства людей: чувства прав и обязанностей, чувство равенства, отрицание беззакония во всех его проявлениях. «Рассуждая о праве исключительно с точки зрения его эффективности, то есть не обращая достаточно внимания на религиозные аспекты права, мы тем самым лишаем его способности вершить справедливость и, возможно, даже лишаем его будущего»2, - полагает Г.Дж. Берман.

Это представляется верным и для России. «Религиозность русского народа отражала не только представления о целостности мироздания, но и закладывала основы тождественности этических норм и правил, усваиваемых каждым последующим поколением. Тем самым христианская этика напрямую соотносилась с нормами обычного права, повышала их действенность за счет наполнения мистическим содержанием, а следовательно, выполняла функции контроля и коррекции поведенческой практики»3.

Историко-правовые исследования свидетельствуют о том, что в основе правовых норм лежат нормы религиозные. В законах Ману как одном из древнейших источников нормы права настолько тесно переплетены с религиозными нормами, что порой их невозможно отделить друг от друга. Все правовые обязанности объясняются с религиозных позиций и имеют религиозное содержание. Именно религия определила и социальную структуру индийского общества, во многом сохраняющуюся до наших дней. Мусульманское право (шариат) имеет своим основным источником Коран и Сунну, которые исходят от Аллаха и пророка Мохаммеда. В итоге и материальное, и процессуальное право мусульманских государств обладает религиозным происхождением. В основе многих норм, определяющих сущность правовой системы современного Израиля, лежат положения иудаизма. Право христианских государств, несмотря на то что сегодня нередко имеет подчеркнуто светский характер, также вытекает из библейских норм и заповедей: не убий, не укради и т.д. Как писал А.А. Любищев, «идеи справедливости и милосердия, проповедываемые лучшими представителями христианства, постепенно вошли в кровь и плоть прогрессивного человечества и были источником великих реформаторских идей, но постепенно утратилось сознание о генетической связи этих идей с христианством, и даже возникло мнение о совершенной независимости этих идей от христианства»1. И потому вполне можно согласиться с мнением, что «колоссальным ресурсом, порождающим закон, является область священного и религиозного»2.

Светский характер присущ многим государствам. Различными способами происходит его закрепление в национальном законодательстве, в конституциях. При существующем неоднозначном месте религии в обществах некоторые расхождения есть и в понимании светскости как правовой категории, которая определяет отношения власти с религиозными объединениями, а также с гражданами относительно вопросам вероисповедания.

3. Сущность и сферы взаимоотношений права и религии



Проблема разграничения правовых и религиозных норм в современных условиях не разрешена. Сопоставление норм права и религиозных норм показывает, что между ними имеется больше сходств, чем различий. Правовые и религиозные нормы часто развиваются параллельно, взаимозависимо, перетекая из одного в другое. И те и другие освящены властным авторитетом: божественным, церковным, государственным. Государство нередко защищает религиозные нормы, а церковь оправдывает нормы существующего права. Субъект права в конечном итоге сам решает, какая норма - правовая или религиозная - является для него более значимой, какая норма приобретает силу внешнего авторитета, переходящего во внутренние поведенческие установки.

Роль религии как социального феномена невозможно оценить однозначно. Религиозность может быть фактором укрепления духовности и проявления жестокости, стимулировать сплочение и интеграцию единоверцев и разобщение представителей различных конфессий. Усилить позитивный потенциал значимости религии в обществе и смягчить ее негативные аспекты исторически был призван принцип светского государства, осуществивший «приватизацию» религии1: в соответствии с данным принципом, с одной стороны, религия и свобода совести не могут быть запрещены, а с другой - религия не должна быть элементом политического курса государства, оставаясь вопросом свободного личного выбора каждого индивида. Однако данный принцип, преисполненный огромного гуманистического потенциала, в истории и современности утверждался и утверждается непросто.

Цель провозглашения светского характера государства заключалась в установлении «уз солидарности», консенсуса представителей различных мировоззрений и убеждений1 с тем, чтобы, во-первых, никто не был вынужден жить вопреки своим убеждениям под угрозой неблагоприятных последствий, а во-вторых, уменьшился конфликтный потенциал межрелигиозных отношений. Тем самым принцип светского государства был призван внести и внес значительный вклад в обеспечение и развитие как свободы личности, так и социальной стабильности и безопасности населения поликонфессиональных государств.

В последние годы религия занимает все более важное место в общественной жизни, что обращает внимание каждого государства на необходимость определять свою позицию по отношению к ней. Однако, как правило, устанавливаемые принципы взаимодействия публичной власти с религией и ее организованными структурами не остаются статичными и постоянно корректируются на уровне конституционных положений, отраслевого законодательства и судебной практики2.

С позиций современной философии права право и религия имеют целый ряд сфер, где они пересекаются. К таким сферам относятся: религиозная легализация норм государственного законодательства, его сакрализация; сосуществование религиозной и светской правовых систем в рамках одного государства; государственно-правовое регулирование свободы совести, свободы вероисповедания и статуса религиозных объединений3. Сюда можно добавить также взаимодействие церковных и светских судов, упоминавшуюся выше религиозную природу некоторых источников права, существующие религиозные обряды в ряде государств и т.д. В то же время невозможно говорить о полном тождестве правовых и религиозных норм, в связи с чем логично поставить вопрос о критериях их разграничения.

Действительно, есть ли четкие и понятные критерии разграничения правовых и религиозных норм? Пожалуй, проще всего решать этот вопрос в рамках нормативизма. Если понимать под правом нормы, вырабатываемые и санкционируемые государством и защищаемые силой государственного принуждения, то именно такое государственное принуждение будет отличать правовые нормы от всех иных социальных норм, включая религиозные. Однако и этот критерий не работает в полной мере в теократических государствах, где высшая власть, одновременно являясь и высшим религиозным авторитетом, одинаково карает за преступления против права и религии.

Если смотреть на право шире, чем предлагают сторонники нормативизма, то критериев для отделения его от религии становится еще меньше. Если рассматривать право в социологическом ключе, как правоотношение или норму в действии, можно отметить, что религиозные нормы порой действуют гораздо более эффективно. Если стоять на позициях юридического либертаризма и понимать право как формальное равенство, то разве не такое равенство предлагает своим адептам христианство, особенно в его первоначальном варианте? Если трактовать право с естественно-правовых позиций и обращать внимание главным образом на его содержание, мы убедимся, что именно содержание и будет объединять, а не отличать правовые и религиозные нормы. С позиций психологической теории, рассматривая право, как норму, которую субъект признает для себя обязательной, мы тоже сталкиваемся с ситуацией, когда для многих именно религиозные нормы будут, по внутреннему убеждению, выступать в качестве более обязательных по сравнению с нормами правовыми.

Признаки нормы права, обычно выделяемые в правовой литературе, далеко не всегда позволяют провести разграничение между правовыми и религиозными нормами. Рассмотрим наиболее характерные из них.

1. Общий, неперсонифицированный характер. Этот признак вполне применим и для религиозной нормы.

2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы, но то же можно сказать и о религиозных нормах.

3. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, а при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Но в некоторых правопорядках государственное принуждение защищает и религиозные нормы.

4. Формальная определенность: нормы права содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права. Многие религиозные нормы, в свою очередь, также содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения своих адресатов и находят формальное закрепление в соответствующих религиозных источниках.

5. Системность; но религиозные нормы также представляют собой систему.

По своим функциям, то есть по направлениям воздействия на общественные отношения, нормы права и религиозные нормы сложно отличить друг от друга. Во многих случаях эти функции практически совпадают, а потому и не могут служить надежным и однозначным критерием разграничения.

  1. Особенности взаимоотношения права и религии в России



В Российской Федерации сложилась иная, нежели в советское время, тенденция, вызванная тем, что, во-первых, новые конституционные нормы формировались под воздействием международно-правовых стандартов, во-вторых, в конце XX в. во всем мире начался рост религиозности, сопровождающийся постепенным становлением нового «типа» верующего - человека, обладающего высоким уровнем образования, рефлексии, но остро нуждающегося в нравственных ориентирах в бесконечных информационных потоках1.

В Конституции РФ провозглашается, что наша страна является светским государством. Подобная характеристика изначально была предусмотрена в начале 90-х годов прошлого столетия при работе над проектом Конституции. Патриарх Алексий II в письме Президенту России предлагал особо выделить Русскую православную церковь, что «обозначило бы исторический приоритет нашей Церкви и ее современное значение для России». Данная позиция была отвергнута. Основной аргумент строился на многоконфессиональности России и необходимости предоставления иным конфессиям равных возможностей1.

В результате в ст. 28 Конституции РФ, было закреплено, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию индивидуально или совместно с другими или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». То есть приоритетная защита прав и свобод граждан привела к том у, что свобода совести была закреплена в ряду других прав и свобод. Впервые в истории российского конституционного права принцип светского государства был провозглашен одной из основ конституционного строя (ст. 14). Трактовка светского государства в целом сохранила сложившуюся в дореволюционный и советский период традицию определять светскость через отделение религиозных организаций от государства.

В оценке указанных конституционных норм существуют разные мнения. Одни утверждают, что религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность органов государства и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы государственной деятельности2.

Другие доказывают, что понятие светскости государства не должно подвергаться столь широкому толкованию, исключающему взаимодействие между религией и государством1.

В России принцип светскости государства проводится в нормах Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»2. Несмотря на то что именно православие стало основой русской государственности, оно упоминается в преамбуле Закона, где Федеральное Собрание РФ признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Кстати, в заключении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации»3 даже эта фраза подвергается критике.

Современные исследователи отмечают, что «противоречия, неясность стратегических целей религиозной политики в государстве приводят к правовым злоупотреблениям свободы совести и вероисповеданий»4.

В решении вопроса о пределах толкования ст. 14 Конституции РФ следует учитывать, что религия является частью не только культурного наследия, но и современного общественного сознания. И в этом качестве она не может не оказывать влияния на деятельность государственных органов, на содержание принимаемых ими решений, на практику их применения.

В Российской Федерации после 70-летних гонений идет постепенный процесс возрождения традиционных для нашей страны религий - христианства, ислама, иудейства и буддизма. Его правовой формат установлен Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Этот Закон, в частности, устанавливает право каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или отказываться от исповедания какой-либо религии, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ограничение этого права допускается федеральным законом только в той мере, которая необходима в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства1.

Закон содержит ряд других важных гарантий защиты свободы совести и вероисповедания: равенство перед законом представителей разных конфессий, недопустимость оскорбления религиозных чувств, запрещение публичных мероприятий, размещения текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

Развивая положения Конституции РФ о светской государственности, Закон устанавливает, что государство не может вмешиваться в определение гражданином своей религиозной принадлежности либо в религиозное воспитание детей. Оно не должно возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти или местного самоуправления либо вторгаться в законную деятельность религиозных объединений. Оно, как отмечает Е.Е. Никитина, «обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях»2.

В целях обеспечения светского характера государства рассматриваемый Закон запрещает сопровождать деятельность государственных органов и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями (ч. 4 ст. 4); гарантирует право религиозных объединений осуществлять свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой (абз. 1 ч. 5 ст. 4).

Кроме того, устанавливается, что религиозные организации не должны выполнять функций государственных органов и учреждений и органов местного самоуправления. Закон допускает безвозмездное предоставление религиозным организациям культовых зданий и сооружений для проведения религиозных обрядов и позволяет им проводить религиозные обряды в помещениях лечебно-профилактических и больничных учреждений, образовательных организаций, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Законодательство Российской Федерации позволило частично восстановить роль религии в общественной жизни страны. Укрепляется взаимодействие государства с традиционными для нашей страны религиями в решении многих социальных проблем, в том числе для борьбы с преступностью и наркоманией, сокращения числа беспризорников, содержания и воспитания детей-сирот, совершенствования образования и духовного воспитания молодежи, социального вспомоществования неимущим1.

Реализуются крупные государственно-конфессиональные программы по сохранению исторического наследия, охране памятников истории и культуры, восстановлению православных храмов и монастырей, исламских мечетей, молитвенных домов других вероисповеданий.

Итак, в настоящее время религия влияет не только на мировоззрение, но и на весь образ жизни значительной части населения страны. В этих условиях принципиально важное значение имеет выработка концепции взаимоотношений религиозных организаций и государства в разных сферах общественной жизни, основанных на уважении по отношению к взглядам и чувствам верующих. Вместе с этим, процесс развития отношений религиозных организаций со светскими, включая прессу, органы культуры, образования, органы местного самоуправления, наталкивается на определенные трудности. Это выражается в том, что до сих пор не удалось сформировать нормальные правовые и в то же время социально ответственные отношения светских институтов к многообразию потребностей верующих и отражающих их запросы и интересы объединений.

В России Русская православная церковь выполняет значимые публичные функции, что отнюдь не умаляет принципа ее отделения от государства. К таковым следует отнести: реализацию основного права человека - свободы вероисповедания; информационную функцию, воспитательную функцию. Кроме того, Церковь выступает как серьезный благотворитель, который выполняет функцию призрения (по отношению к несовершеннолетним, бездомным, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию). Право на создание религиозной организации не перечеркивает обязанности государства сохранять историческую память и способствовать нравственному развитию российского народа. Но и это, в свою очередь, не должно приводить к превращению Русской православной церкви в политическую структуру. От этого никто не получит преимуществ: ни государство, ни общество в целом, ни граждане России. Необходимо серьезно задуматься о строительстве новой модели государственно-церковных отношений, способной найти адекватный ответ тем современным вызовам, которые все резче проявляются в эпоху глобализирующейся нестабильности.

В рамках данного параграфа хотелось бы еще отметить влияние и значение религии в жизни современного человека.

Так, существуют факты исцеления людей благодаря вере, но есть и случаи, когда религиозные люди отвергали себе во вред научные факты, уповая на спасение высшими силами.

Учеными доказано: религия действует на мозг человека как к примеру любовь. Религиозные и духовные переживания могут быть полезны, они активируют те же системы вознаграждения в мозге, что и любимая музыка, нахождение рядом с любимым человеком.

Однако существуют и отрицательные черты религии, такие как: торможение интеллектуального развития индивида, пламенная вера способна привести к жестокости и бесчеловечности, религия как психоактивный наркотик, с помощью которого можно манипулировать человеком.

Влияние религии проявляется в том, что каждый человек имеет свой индивидуальный угол зрения на тот или иной круг явлений, что центром, вокруг которого вращается религиозная жизнь, является забота человека о своей личной участи. Из этого можно сделать вывод: религия придает людям новую прелесть и очарование, она порождает уверенность в спасении и наполняет человека силами и любовью.

В современном обществе религия перестала занимать господствующее положение, это незамедлительно отразилось на общем состоянии духовной культуры людей, роли религии в формировании духовных ценностей молодежи.

«Религиозному возрождению способствует рост национального самосознания народов страны, который сопровождается активным обращением граждан к истории, древним традициям, к религиозным ценностям традиционных для народов религий, воспринимаемые массовым сознанием как неотъемлемая часть национального достояния»1.

Существует несколько причин падения роли религии:

1) к ХХ веку наука стала занимать главенствующее положение и усиливать свое влияние в обществе, в том числе, оказывая влияние на мировоззрение людей. Научная картина мира значительно отличается от религиозной, ведь наука до середины ХХ века изучала только материальные вещи, не рассматривая духовные, социальную сущность человека. Наука использовала государственную систему образования для распространения своих идей, вследствие чего авторитет религии у молодого поколения в современных условиях достаточно невысок.

2) религия в ХХI веке остро столкнулась с проблемой глобализации. Религии начали вести борьбу за привлечение людей на свою сторону. Такая борьба существует практически везде, она проводится с помощью средств массовой информации, пропаганды, государственных ресурсов.

Провозглашение приоритета материальных ценностей над духовным, распространение средствами массовой информации фальшивых идеалов, сбивающих с толку молодежь, приводят к духовному кризису общества, который нуждается в поиске способов его преодоления.

Считаем, что именно религия может помочь молодому поколению сориентироваться в обществе, показав ему ценностные ориентиры и формируя его духовность.

В современном мире достаточно часто проводятся социологические опросы и тестирования. Например, в Керчи был проведен опрос среди молодёжи, верующей в Бога и посещавшей воскресную школу и теми молодыми людьми, которые редко посещают церковь. Было опрошено 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет1. Как отмечает, Савенко А.Д. в процессе анкетирования было выявлено, что верующие молодые люди негативно относятся к употреблению спиртных напитков, курению, алкоголю. Они формируют свои духовные ценности, опираясь на нравственные предпосылки. А молодёжь, которая редко посещает церковь или вовсе не верит в Бога, не особо пытается исключить из своего образа жизни вредные привычки, не видя в этом никакой опасности2.

В итоге, следует отметить, что религия способствует формированию мировоззрения личности, влияет на ее об раз жизни и образ мыслей, будучи источником духовных ценностей и этических норм.

Религия формирует и развивает духовные ценности молодежи в современном обществе, которые включают в себя патриотизм как любовь к собственному народу, стремление к равенству и справедливости, принципы толерантности, уважения друг друга, любви к ближнему, взаимного доверия, необходимость соблюдать нравственные, моральные, этические и другие нормы.

Заключение



Итак, обобщение материала, изложенного в данной работе, позволяет сделать вывод, что проблема разграничения правовых и религиозных норм в современных условиях не разрешена. Сопоставление норм права и религиозных норм показывает, что между ними имеется больше сходств, чем различий. Правовые и религиозные нормы часто развиваются параллельно, взаимозависимо, перетекая из одного в другое. И те, и другие освящены властным авторитетом: божественным, церковным, государственным. Государство нередко защищает религиозные нормы, а церковь оправдывает нормы существующего права. Субъект права в конечном итоге сам решает, какая норма - правовая или религиозная - является для него более значимой, какая норма приобретает силу внешнего авторитета, переходящего во внутренние поведенческие установки.

В России после распада СССР и смены политического курса начался процесс восстановления Русской православной церковью утраченных в советский период позиций. Сегодня Церковь вновь стала влиятельной общественной силой, а также важным структурным элементом формирующегося гражданского общества. В связи с этим достаточно остро возникают вопросы правового регулирования свободы совести, свободы вероисповедания, хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений. Поднимается и вопрос об имплементации норм канонического права в современную правовую систему России.

Ни одно из вероучений в светском государстве предпочтительным или официальным не признается; религиозные каноны и религиозные объединения влиять не могут на деятельность государственных органов и их представителей, на государственный строй в целом. Государство, в свою очередь, не ставит препоны свободы вероисповедания и свободы совести, в деятельность религиозных объединений, действующих в рамках закона, не вмешивается.

Основными характеристиками светского государства являются: отсутствие государственной религии, отделение от государства всех религиозных организаций, нейтральное отношение государства ко всем религиозным объединениям, неучастие религиозных организаций в политической жизни, гарантированность и реализация свободы совести как верующим, так и атеистам, равенство религиозных организаций, верующих и неверующих перед законом, отсутствие дискриминации в зависимости от отношения к религии.

Остается нерешенной научно-практическая задача, связанная с поиском оптимальных моделей государственно-церковного взаимодействия и, как важной стороны данного вопроса, соотношения канонического и государственного права.

Современная ситуация, когда развитие цивилизации потребления с присущими ей либеральными правовыми принципами зашло в тупик, когда в мире при молчаливом одобрении западных демократий наблюдается ренессанс нацизма, когда стремительно нарастает террористическая угроза, свидетельствует о том, что право не справляется с ролью универсального регулятора общественных отношений. Возникает вопрос о необходимости дополнения правовых норм иными, неправовыми, регуляторами, одними из которых могли бы выступать религиозные нормы.

В России не может быть речи о превосходстве или умалении значения какого-либо мировоззрения или о дискриминации граждан по религиозному признаку. Все религиозные объединения находятся в равном положении. Ни одна религия не может обладать официальным или государственным статусом и получать от государства материальную и финансовую поддержку. Устанавливается равноправие граждан независимо от принадлежности к религиозным объединениям и отношения к религии.


Список используемых источников



Нормативные правовые акты:

        1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

        2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1997. 1 октября.


Научная и учебная литература:

  1. Агафонова А.А. Развитие концепции светского характера государства в проектах Конституции Российской Федерации (Конституционной комиссии и Конституционного совещания) // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 48-52.

  2. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», ИД «Юриспруденция», 2013. 368 с.

  3. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.

  4. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008. 364 с.

  5. Доминго Р. Право на религиозную и нравственную свободу? // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 3 (106). С. 11-13.

  6. Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1999. 22 апреля.

  7. Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве: монография. М.: Проспект, 2012. 146 с.

  8. Исаева А.А. Внедрение «двухуровневой системы» религиозных объединений в России: анализ и оценка // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6. С. 106-110.

  9. Катин В.И. Церковь и власть в России: новые явления во взаимоотношениях // История государства и права. 2013. № 11. С. 13-16.

  10. Ллойд Д. Идея права. М.: Книгодел, 2009. 196 с.

  11. Любищев А.А. Расцвет и упадок цивилизации. СПб.: Алетейя, 2008. 408 с.

  12. Меньшикова Н.С. Государство и Русская Православная Церковь: формирование новой модели партнерских взаимоотношений // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 16-21.

  13. Мордовцева Т.В. Свобода совести в светском государстве: теоретико-правовой анализ злоупотреблений // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. № 1. С. 49-53.

  14. Никитина Е.Е. Свобода совести: теория и практика ограничений прав в Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 76-81.

  15. Омарова З.А. Религия и государство: конституционно-правовые основы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5. С. 50-53.

  16. Пашенцев Д.А. Взаимодействие правовых и религиозных норм: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2015. № 17. С. 33-36.

  17. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. 228 с.

  18. Романовская О.В. Светское государство и Русская православная церковь // Гражданин и право. 2013. № 5. С. 61-65.

  19. Савенко А.Д. Роль религии в формировании духовных ценностей современной молодежи // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 9. С. 66-69.

  20. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М.: Норма, 2010. 188 с.

  21. Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета. Тезисы докладов. В 2-х частях / отв. ред. А.В. Навроцкий. – Том. Часть 1. Направления 1-9. 2017. 262 с.

  22. Сухова О.А. Десять мифов крестьянского сознания: очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX - начало XX века) по материалам Среднего Поволжья. М.: РОССПЭН, 2008. 679 с.

  23. Сюкияйнен Л.Р. Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов // Право. 2012. № 3. С. 7-12.

  24. Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4 е изд. стер. М.: КНОРУС, 2012. 400 с.

  25. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: В 2-х т. Том 2 / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2011. 742 с.

  26. Черникова В.Е., Волова Л.А. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. Пятигорск, 2005. 166 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Елены Мизулиной // URL: http://elenamizulina.ru/news (дата обращения: 10.04.2018).

  2. Религия как фактор формирования духовности личности // sibac.info (дата обращения: 10.04.2018).




1 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

1 Официальный сайт Елены Мизулиной // URL: http://elenamizulina.ru/news (дата обращения: 10.04.2018)

1 Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. С. 16.

1 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4 е изд. стер. М.: КНОРУС, 2012. С. 125.

2 Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета. Тезисы докладов. В 2-х частях / отв. ред. А.В. Навроцкий. – Том. Часть 1. Направления 1-9. 2017. С. 235.

1 Омарова З.А. Религия и государство: конституционно-правовые основы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5. С. 50.

1 Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве: монография. М.: Проспект, 2012. С. 4.

2 Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М.: Норма, 2010. С. 67.

3 Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008. С. 289.

1 Ллойд Д. Идея права. М.: Книгодел, 2009. С. 118.

2 Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008. С. 16.

3 Сухова О.А. Десять мифов крестьянского сознания: очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX - начало XX века) по материалам Среднего Поволжья. М.: РОССПЭН, 2008. 679 с. С. 180.

1 Любищев А.А. Расцвет и упадок цивилизации. СПб.: Алетейя, 2008. С. 273.

2 Пашенцев Д.А. Взаимодействие правовых и религиозных норм: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2015. № 17. С. 33.

1 Сюкияйнен Л.Р. Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов // Право. 2012. № 3. С. 7.

1 Доминго Р. Право на религиозную и нравственную свободу? // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 3 (106). С. 11.

2 Исаева А.А. Внедрение «двухуровневой системы» религиозных объединений в России: анализ и оценка // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6. С. 106.

3 Философия права. Курс лекций: учебное пособие: В 2-х т. Том 2 / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2011. С. 136.

1 Катин В.И. Церковь и власть в России: новые явления во взаимоотношениях // История государства и права. 2013. № 11. С. 13.

1 Агафонова А.А. Развитие концепции светского характера государства в проектах Конституции Российской Федерации (Конституционной комиссии и Конституционного совещания) // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 48.

2 Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», ИД «Юриспруденция», 2013. С. 281.

1 Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 65.

2 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1997. 1 октября.

3 Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1999. 22 апреля.

4 Мордовцева Т.В. Свобода совести в светском государстве: теоретико-правовой анализ злоупотреблений // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. № 1. С. 49.

1 Меньшикова Н.С. Государство и Русская Православная Церковь: формирование новой модели партнерских взаимоотношений // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 16.

2 Никитина Е.Е. Свобода совести: теория и практика ограничений прав в Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 76.

1 Романовская О.В. Светское государство и Русская православная церковь // Гражданин и право. 2013. № 5. С. 61.

1 Черникова В.Е., Волова Л.А. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. Пятигорск, 2005. С.131.

1 Религия как фактор формирования духовности личности // sibac.info (дата обращения: 10.04.2018).

2 Савенко А.Д. Роль религии в формировании духовных ценностей современной молодежи // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 9. С. 68.


написать администратору сайта