ТГП правовая культура. Сартаков Д.В. Правовая культура в системе общественных ценностей
Скачать 45.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Кафедра истории и теории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» на тему «Правовая культура в системе общественных ценностей» Выполнил: Сартаков Данила Витальевич, обучающийся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, 2019 года набора, 921 учебный взвод Руководитель: кандидат исторических наук, старший преподаватель, лейтенант полиции Олейник Руфина Рушановна К защите: ________________________ (допускается, не допускается) __________________________________ (подпись руководителя) Дата защиты: _____________________ Оценка: __________________________ __________________________________ (подпись руководителя) ПЛАН Введение...........................................................................................................3 § 1. Сущность и содержание правовой культуры........................................6 § 2. Правовое воспитание и правовое образование как важнейшее условие формирования правовой культуры.............................................................10 § 3. Особенности правовой культуры в Российской Федерации.........15 Заключение.....................................................................................................21 ВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Феномен правовой культуры в современном мире является достаточно востребованным в целях реализации и охраны прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, правовая культура является частью всего культурного аспекта развития человеческой цивилизации, наряду с моральными, этическими и другими составляющими, с другой правовую культуру можно рассматривать как маркер или лакмус уровня развитости гражданского общества в целом в мире и в отдельно взятом государстве. Несомненно, оценка совершенства правовой системы, иных социальных регуляторов, привитие правомерного поведения на основе ответственного правового сознания, отождествление понятия степени свободы и выбора модели правомерного или противоправного, девиантного или делинквентного поведения с чувством взаимно обусловленной ответственности гражданина и государства, является по своей сути суждением о правовой культуре в данной стране. Исходя из сказанного, любой человек, который стремиться придерживаться в повседневной жизни высоких моральных ценностей, понимает значение культурного наследия исторических и философских учений о нравственных началах, чувствует себя частью искусства, хотя бы в статусе наблюдателя, и, наконец, признает человека и его права и свободы высшей ценностью независимо от пола, расы, происхождения и других характеристик, так или иначе носителем человеческой культуры в целом и правовой культуры в частности. Поэтому мы придерживаемся точки зрения, что невозможно говорить о развитой правовой культуре без иных аспектов жизнедеятельности человека, гражданина, наций, народностей. Базисом правовой культуры является правовой опыт отдельно рассматриваемого индивида и опыт больших групп, т.е. массовая правовая культура. Несомненно, эти понятия взаимосвязаны. В Российской Федерации, как в многонациональном государстве с богатым историческим опытом политических событий, правовая культура имеет отличительные особенности, позволяющие утверждать о слиянии отечественного правового пространства и общества. Важно отметить, что политические и правовые метаморфозы начал 1990-х годов в России обусловили развитие новых моделей правосознания и правоотношений относительно советского периода существования отечественной системы права, соответственно, правовая культура сегодня имеет актуальную задачу модернизации согласно шагу времени, требованиям современных общественных ценностей, развитию институтов гражданского общества, рыночной экономики, правоохранительной системы, обеспечению и созданию условий для реализации прав и свобод граждан. Вместе с тем, начала такой работе положены на государственном уровне –разработаны Концепция общественной безопасности в Российской Федерации1, Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации2, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года3, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации4, целевые и адресные программы по развитию регионов и другие. Подобные нормативно-правовые акты позволят создать платформу для повышения правовой, политической, инновационной, образовательной, экономической, национальной культуры и искусства в стране, что будет способствовать превенции, а не на борьбу с последствиями неправомерного поведения. Таким образом, цель курсовой работы состоит в изучении правовой культуры в аспекте общественных ценностей. Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть феномен правовой культуры, изучить ее состав, виды. 2. Выявить важность правового воспитания для формирования правовой культуры. 3. Дать общую характеристику состояния отечественной правовой культуры. Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, в которых последовательно раскрываются поставленные в курсовой работе задачи, заключения, списка использованной литературы. § 1. Сущность и содержание правовой культуры Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права, – это и есть правовая культура.1 Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры. Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это – особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.2 Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура – нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание – определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У Правовая культура – это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Таким образом, правовая культура – это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.1 Следующий элемент правовой культуры – фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности – это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо – законности уже нет.2 Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.). Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.3 В качестве вывода к параграфу отметим, что В отечественной теории права под результатами правовой культуры понимают не только духовные, но и материальные ценности – теория и практика правовой системы. Правовую культуру рассматривают с субъективного и объективного аспекта. Отечественные ученые-правоведы договорились, что определенный показатель правовой культуры, есть лакмус государства с верховенством закона. Несомненно, развитое гражданское общество является базисом для правового государства и правовой культуры. Одним из составляющих правовой культуры является правовое сознание, которое отражает не только знания о нормах права и норм права, но и осознания значения права в жизни общества, как необходимого условия для социального регулирования общественных отношений, уважения к праву, закону, признание принципов существующей правовой системы. Ученые-теоретики права также выделяют такие составляющие правовой культуры как правовая техника, правовые традиции, культура правосудия, правое воспитание, правовое образование. Среди прочих важным элементом правовой культуры называют законность и правопорядок в стране. С точки зрения органов внутренних дел данный аспект особенно актуален для изучения. Являясь реальным отражением привития правомерного поведения на основе опыта, традиций, правомерного сознания, правопорядок олицетворяет степень свободы и выбора модели правомерного или противоправного, девиантного или делинквентного поведения с чувством взаимно обусловленной ответственности гражданина и государства, или отсутствием такой ответственности. В параграфе рассмотрена классификация моделей правовой культуры, выявлены положительные и отрицательные стороны западной правовой культуры, к которой учеными относится и отечественная правовая культура. Важно отметить также, что в европейской традиции заложены основы для интернационализации различных современных правовых культур – унифицированы правила и требования по регулированию любых общественных отношений, определены актуальные задачи для дальнейшего совершенствования правовой деятельности в межгосударственном пространстве. § 2. Правовое воспитание и правовое образование как важнейшее условие формирования правовой культуры Одним из важнейших условий формирования правовой культуры гражданского общества является процесс правового воспитания и правового образования. Процесс развития правовой культуры гражданского общества нуждается в позитивном социальном развитии и систематическом стимулировании. Правовое воспитание как главная составляющая правовой культуры выступает системой мер, которые направлены на формирование политико-правовых идей, принципов, норм и ценностей, присущих национальной правовой культуре. Правовая культура гражданского общества способна выражаться посредством правового образования – степени формирования у граждан и общества знаний, навыков и умений в области правовой культуры. Правовое образование должно включать в себя: – определенный уровень научных знаний о праве, о действующих в обществе правовых нормах, порядке их применения, обязанностей граждан и степени ответственности, системе прав и свобод граждан и способах их реализации; – социально полезное поведение личности, которое проявляется в собственной реализации прав и свобод граждан, защите основных прав и от нарушений, способности грамотно действовать с юридической точки зрения в различных жизненных ситуациях; – ориентированность на социальную ценность права, формирование уважения к праву, установка на законопослушание, отрицательная реакция на нарушения правопорядка, практическое применении правовых знаний для решения конкретных жизненных ситуаций, восприятие правовых предписаний, способность и готовность выполнять их в случае необходимости.1 В России на сегодняшний день правовая культура гражданского общества нуждается в систематизации накопленного опыта и стимулировании дальнейшего развития. Здесь необходимо уделить большое внимание процессу правового воспитания граждан и общества в целом. Этот процесс должен осуществляться системой государственных органов, учебными заведениями всех уровней и всем обществом в целом. Исследуя феномен правового воспитания, необходимо рассматривать его в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда его «воспитывает» окружающая обстановка в целом. В данном случае у граждан, должностных лиц, государственных органов, которые осуществляют правомерную (или неправомерную) правовую деятельность, отсутствует цель оказывать на других правовоспитательное влияние, что, тем не менее, происходит. В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на постоянное повышение и развитие правовой культуры отдельного индивида, социальной группы и общества в целом. Суть правового воспитания выражается в приобщении людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на установку законопослушания, понимания сущности правовых систем и т.д. В процессе социальной практики личность усваивает определенные правовые ценности, заключающиеся в моральных нормах. Главной целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».1 При исследовании правового воспитания как определенной деятельности, направленной на повышение правовой культуры индивида, необходимо рассмотреть основные элементы его механизма. Здесь важно выделить конкретные способы организации воспитательного процесса: правовое обучение в образовательных учреждениях всех уровней; правовая работа в области ознакомления населения с проведением мероприятий конституционного характера (выборы, референдумы); политика пропаганды права художественной литературой, средствами массовой информации, посредством ресурсов Интернета и т.д. Следующим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка»2. К ним можно отнести различные методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия, а это принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д. Проведение мероприятий правового всеобуча должно включать в себя эффективную деятельность специальных правовых курсов, семинаров, школ, которые должны организовываться государственными и общественными органами, причем их бюджет может формироваться не только из средств государства, но и существовать на коммерческой основе или при поддержке спонсоров. Главная цель проведения такого правового всеобуча – это провести ознакомление всего населения с правовыми идеалами и образцами правовой действительности, правовым опытом зарубежных стран, где уровень правовой культуры выше, а, следовательно, и выше уровень правовой защищенности. Стоит отметить, что очень важную роль в правовом воспитании играют средства массовой информации, которые посредством своих механизмов (обсуждение вопросов по правовой тематике, дискуссии и дебаты в сфере политико-правовых отношений, тематические передачи, например «Портрет недели», профессиональные разъяснения специалистов в области нового законодательства и т.д.) влияют на формирование правовой культуры общества. Также существуют другие способы массовой правовой работы: лекции в образовании по правовой работе, месячники правовых знаний, олимпиады, научные конференции и т.д. Большую роль в развитии правовой культуры общества играют следующие формы средств массовой информации: статьи, кинофильмы, постановки театров и т.д. Но практика показывает, что большинству публикаций журналистов, сценариев фильмов все же не хватает глубины содержания при пропаганде формирования правовой культуры. При развитии правовой культуры, помимо правового воспитания, необходимо уделять внимание правовому обучению, так как процесс воспитания напрямую зависит и обусловливается процессом обучения. Однако различия между правовым воспитанием и правовым обучением все же присутствуют. Выделить их можно исходя от сферы воздействия этих понятий: правовое воспитание воздействует в основном на эмоционально-волевую, мировоззренческую, ценностную сторону сознания, правовое обучение влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, с целью информационно-ознакомительного воздействия на индивида. Эмоционально-волевое и ценностное воздействие практически всегда ограничено правовой практикой, так как понятно, что практически невозможно воспитать у человека те ценности и уважение к ним, которые у большинства людей и в их сознании отсутствуют, но выражаются в словах, демагогических заявлениях со стороны, например, как политических лидеров, так и обычных учителей перед учащимися. Процесс формирования правовой культуры – сложнейший и длительный процесс, который затрагивает абсолютно все стороны общественной жизни. Главными элементами и средствами ее формирования являются: повсеместное развитие у населения правовых знаний; широкомасштабная пропаганда права, правовой культуры; развитие юридической науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативных правовых актов. В качестве вывода к параграфу необходимо отметить, что процесс развития правовой культуры включает в себя параллельное усвоение, как правового воспитания, так и правового образования. Под правовым воспитанием в отечественной теории права понимают единую концепцию привития основ социального регулирования, характерного для рассматриваемой национальной системы права. Правовое образование позволяет судить об объеме сформированности теории и опыта национальной правовой культуры: научные знания о праве, нормах права, правах и обязанностях носителей правовой культуры; правомерное, полезное поведение, позволяющее реализовать свои права и обязанности, защитить их, использовать знания для разрешения повседневных ситуаций, осознавать ответственность за поступки; ориентация на уважение к праву, правомерное поведение, выполнение требований формальных и неформальных социальных норм и правил. В параграфе отмечено, что существует феномен правового воспитания гражданина окружающей обстановкой – необходимо стремиться к такому уровню правовой культуры, когда правомерная деятельность каждого члена общества является нормой для всех окружающих, в том числе подрастающего поколения. В частности, формирование у индивида понимания правовых ценностей будет обуславливать его осознанный выбор в пользу правомерного поведения. Отечественными учеными выделяются следующие способы формирования правовых ценностей: в рамках государственной и негосударственной образовательной деятельности; в рамках популяризации активной реализации своих прав через институты права – референдумы, выборы, общественный контроль и другое; в рамках деятельности СМИ по превенции неправомерного поведения и поощрения правомерного поведения. Методы, которые используются в целях правового воспитания следующие: педагогические, эмоциональные, например, принуждение, убеждение, предупреждение, информирование, разъяснение и другие. § 3. Особенности правовой культуры в Российской Федерации Отечественная юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна неразвитость правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни. В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т.д.1 Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект. В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.2 Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности. К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой – красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса. В период новой экономической политики (НЭП) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм. О социальной ценности права заговорили только в 60 – 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса – волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания – правовой идеологии и правовой психологии2. Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 – 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно. А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи. Важная черта российского правосознания и правовой культуры –несовместимость права с моралью, совестью. Право ассоциируется с полицейскими мерами. Кроме того, в России существуют отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу.1 В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу. Это основные ценности российской действительности. Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско- ленинского» мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юридической практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в нормотворческой деятельности и в правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб объективным тенденциям общественного развития, в том числе и правовой действительности. Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности. Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего российского общества. В качестве вывода к параграфу необходимо отметить, что правовая культура в Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые учитывают и многонациональность Российского государства, богатый исторический опыт политических событий. Учеными-правоведами отмечается, что веками российской национальной правовой культуре были присущи неуважение к закону, патернализм, унижение человеческого достоинства, непризнание прав и свобод человека. К сожалению, такое положение вещей было свойственно и носителям искусства, и представителям правоохранительной системы, карательной системы, государственной системы управления, и гражданам страны. Изменение в структуре правовой системы возникло лишь с началом революции 1917 года, когда правовая культура стала выражаться в наиболее активных, но в тот же момент негативных формах – законные требования на мирных демонстрациях подвергались террору, гражданская война обесценила жизнь человека с введением правовых военных режимов, диктатуры пролетариата, экспроприация частной собственности на основе законных актов власти Советов и другие примеры. Советский период до 1960-х годов характеризуется такой формой правовой культуры, как правовой негилизм, на котором строилась тоталитарная политическая система. Граждане не знали своих прав, не имели доступа к механизмам осуществления своих прав, однако всецело боялись наказания, поэтому старались в повседневной жизни поступать согласно установленным законодательно нормам и правилам. Еще одной причиной уничтожения отечественной правовой культуры является нормативистская теория права, согласно которой право есть средство управления. Важно отметить, что политические и правовые метаморфозы начал 1990-х годов в России обусловили развитие новых моделей правосознания и правоотношений относительно советского периода существования отечественной системы права, соответственно, правовая культура сегодня имеет актуальную задачу модернизации согласно шагу времени, требованиям современных общественных ценностей, развитию институтов гражданского общества, рыночной экономики, правоохранительной системы, обеспечению и созданию условий для реализации прав и свобод граждан, признания человека, его прав и свобод вышей ценностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В качестве вывода отметим, что в отечественной теории права под результатами правовой культуры понимают не только духовные, но и материальные ценности – теория и практика правовой системы. Правовую культуру рассматривают с субъективного и объективного аспекта. Отечественные ученые-правоведы договорились, что определенный показатель правовой культуры, есть лакмус государства с верховенством закона. Несомненно, развитое гражданское общество является базисом для правового государства и правовой культуры. Одним из составляющих правовой культуры является правовое сознание, которое отражает не только знания о нормах права и норм права, но и осознания значения права в жизни общества, как необходимого условия для социального регулирования общественных отношений, уважения к праву, закону, признание принципов существующей правовой системы. Ученые-теоретики права также выделяют такие составляющие правовой культуры как правовая техника, правовые традиции, культура правосудия, правое воспитание, правовое образование. Среди прочих важным элементом правовой культуры называют законность и правопорядок в стране. С точки зрения органов внутренних дел данный аспект особенно актуален для изучения. Являясь реальным отражением привития правомерного поведения на основе опыта, традиций, правомерного сознания, правопорядок олицетворяет степень свободы и выбора модели правомерного или противоправного, девиантного или делинквентного поведения с чувством взаимно обусловленной ответственности гражданина и государства, или отсутствием такой ответственности. В работе рассмотрена классификация моделей правовой культуры, выявлены положительные и отрицательные стороны западной правовой культуры, к которой учеными относится и отечественная правовая культура. Важно отметить также, что в европейской традиции заложены основы для интернационализации различных современных правовых культур – унифицированы правила и требования по регулированию любых общественных отношений, определены актуальные задачи для дальнейшего совершенствования правовой деятельности в межгосударственном пространстве. Процесс развития правовой культуры включает в себя параллельное усвоение, как правового воспитания, так и правового образования. Под правовым воспитанием в отечественной теории права понимают единую концепцию привития основ социального регулирования, характерного для рассматриваемой национальной системы права. Правовое образование позволяет судить об объеме сформированности теории и опыта национальной правовой культуры: научные знания о праве, нормах права, правах и обязанностях носителей правовой культуры; правомерное, полезное поведение, позволяющее реализовать свои права и обязанности, защитить их, использовать знания для разрешения повседневных ситуаций, осознавать ответственность за поступки; ориентация на уважение к праву, правомерное поведение, выполнение требований формальных и неформальных социальных норм и правил. Существует феномен правового воспитания гражданина окружающей обстановкой – необходимо стремиться к такому уровню правовой культуры, когда правомерная деятельность каждого члена общества является нормой для всех окружающих, в том числе подрастающего поколения. В частности, формирование у индивида понимания правовых ценностей будет обуславливать его осознанный выбор в пользу правомерного поведения. Отечественными учеными выделяются следующие способы формирования правовых ценностей: в рамках государственной и негосударственной образовательной деятельности; в рамках популяризации активной реализации своих прав через институты права – референдумы, выборы, общественный контроль и другое; в рамках деятельности СМИ по превенции неправомерного поведения и поощрения правомерного поведения. Методы, которые используются в целях правового воспитания следующие: педагогические, эмоциональные, например, принуждение, убеждение, предупреждение, информирование, разъяснение и другие. Правовая культура в Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые учитывают и многонациональность Российского государства, богатый исторический опыт политических событий. Учеными-правоведами отмечается, что веками российской национальной правовой культуре были присущи неуважение к закону, патернализм, унижение человеческого достоинства, непризнание прав и свобод человека. К сожалению, такое положение вещей было свойственно и носителям искусства, и представителям правоохранительной системы, карательной системы, государственной системы управления, и гражданам страны. Изменение в структуре правовой системы возникло лишь с началом революции 1917 года, когда правовая культура стала выражаться в наиболее активных, но в тот же момент негативных формах – законные требования на мирных демонстрациях подвергались террору, гражданская война обесценила жизнь человека с введением правовых военных режимов, диктатуры пролетариата, экспроприация частной собственности на основе законных актов власти Советов и другие примеры. Советский период до 1960-х годов характеризуется такой формой правовой культуры, как правовой негилизм, на котором строилась тоталитарная политическая система. Граждане не знали своих прав, не имели доступа к механизмам осуществления своих прав, однако всецело боялись наказания, поэтому старались в повседневной жизни поступать согласно установленным законодательно нормам и правилам. Еще одной причиной уничтожения отечественной правовой культуры является нормативистская теория права, согласно которой право есть средство управления. Важно отметить, что политические и правовые метаморфозы начал 1990-х годов в России обусловили развитие новых моделей правосознания и правоотношений относительно советского периода существования отечественной системы права, соответственно, правовая культура сегодня имеет актуальную задачу модернизации согласно шагу времени, требованиям современных общественных ценностей, развитию институтов гражданского общества, рыночной экономики, правоохранительной системы, обеспечению и созданию условий для реализации прав и свобод граждан, признания человека, его прав и свобод вышей ценност СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. No 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – No 31, ст. 4398. 2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 05 октября 2009 г. // Рос. газ. – No 198. – 2009. 3. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. No 207-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2019. – No 7 (часть II), ст. 702. 4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. No 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – No 1 (часть II), ст. 212. II. Учебная, научная литература 1. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. 2014. No 3. С. 25 – 27. 2. Жигулин А.А. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Территория науки. 2012. No 1. С. 200 – 207. 3. Жинкин С.А. Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру личности // Юридическая техника. 2016. No 10. С. 119 – 122. 4. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014. 659 с. 24 5. Лазарев В.В. Культурные традиции права // Журнал российского права. 2014. No 3. С. 140 – 145. 6. Мельников В.Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. 2016. No 3. С. 18 – 26. 7. Петрова Е.А. Национальная культура как детерминанта правового развития государства в России и США: сравнительный аспект // История государства и права. 2015. No 12. С. 48 – 52. 8. Семикашев Р.Ю. Роль правовой культуры в процессе происхождения государства // Культура: управление, экономика, право. 2016. No 4. С. 22 – 27. 9. Славова Н.А., Чвякин В.А. Правовая культура как фактор эффективного развития общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. No 6. С. 11 – 16. 10. Сокольская Л.В. Механизм правовой аккультурации // Журнал российского права. 2015. No 2. С. 25 – 34. 11. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. М.: Юстицинформ, 2018 С. 146. 12. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.А. Воротникова; Кулапов В. Л., Матузов Н. И., Малько А. В. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017 С. 243. 13. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017 С. 303. Материал вычитан, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений, составляющих государственную и (или) служебную тайну. ______________________________________ Сартаков Д. В. 1 Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. 2014. No 3. С. 25 – 27. 2 Лазарев В.В. Культурные традиции права // Журнал российского права. 2014. No 3. С. 140 – 145. 1 Лазарев В.В. Культурные традиции права // Журнал российского права. 2014. No 3. С. 140 – 145. 2 Петрова Е.А. Национальная культура как детерминанта правового развития государства в России и США: сравнительный аспект // История государства и права. 2015. No 12. С. 48 – 52. 3 Семикашев Р.Ю. Роль правовой культуры в процессе происхождения государства // Культура: управление, экономика, право. 2016. No 4. С. 22 – 27. 1 Мельников В.Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. 2016. No 3. С. 18 – 26. 1 Семикашев Р.Ю. Роль правовой культуры в процессе происхождения государства // Культура: управление, экономика, право. 2016. No 4. С. 22 – 27. 1 Славова Н.А., Чвякин В.А. Правовая культура как фактор эффективного развития общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. No 6. С. 11 – 16. 2 Славова Н.А., Чвякин В.А. Правовая культура как фактор эффективного развития общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. No 6. Там же С. 20 – 23. 1 Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.А. Воротникова; Кулапов В. Л., Матузов Н. И., Малько А. В. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017 С. 243. |