деятельность. Правовые аспекты межкультурного взаимодействия в современном российском обществе
Скачать 55.96 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» Юридический факультет Кафедра истории государства и права Контрольная работа по дисциплине (Культура и межкультурные взаимодействия) на тему: «правовые аспекты межкультурного взаимодействия в современном российском обществе» Выполнил(а): Студент(ка) группы 1Ю-1: Дяченко К.И. Проверила: канд.фил.наук, доцент Карпова С.А. Волжский, 2020г. Содержание Введение……………………………………………………………………….………..3 Глава 1Межкультурная коммуникация и диалог культур…………………………...4 1.1Понятие межкультурной коммуникации. Уровни межкультурной коммуникации………………………………………………………………………..4-8 1.2Особенности процесса диалога культур……………………………………….8-11 Глава 2 Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами………………………………………………………………………………12 2.1Аспекты правового регулирования межкультурного сотрудничества между Россией и миром…………………………………………………………………...12-16 2.2Межкультурное и межэтническое сотрудничество – ключевой маршрут к миру и согласию……………………………………………….16-23 Заключение………………………………………………………………….................24 Список использованной литературы……………………………………………..25-26 Введение На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Глава 1. Межкультурная коммуникация и диалог культур Понятие межкультурной коммуникации. Уровни межкультурной коммуникации Обычно термин коммуникация понимают как общение. Дело в том, что общение «включает в себя непосредственный контакт одного человека с другим», «элемент личных взаимоотношений, живой обмен чем-то (например, информацией, деятельностью)». Эта форма отношений в обществе представляет собой частный случай коммуникации. Но имеются и другие уровни таких отношений - общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое. Можно сказать, что культура коммуникабельна в противоположность бескультурью, для которого взаимодействие с миром выражается в разрушительной или враждебной форме, в том или ином конфликте, а потому невозможно или затруднено1. Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура - это сущностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к нему отношение, является частью культуры. Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура - это коммуникация, а коммуникация -- это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми2. Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. 3Межкультурная коммуникация осуществляется в процессе взаимодействия глобальной и локальной культур, между «открытым» сообществом индивидов и фундаментальными социокультурными установками. Глобализация представляет собой, по сути, новый этап взаимодействия социальных общностей как характеристику современного развития социальной коммуникации. Межкультурная коммуникация занимает одно из центральных мест при изучении и оценке современного состояния человеческого общества, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением социокультурного плюрализма, между террором и толерантностью. В процессе межкультурной коммуникации происходит осознание коммуникантами социальных норм «чужой» культуры, что создает условия для успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию современной, открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности. Уровни межкультурной коммуникации Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация происходит на разных уровнях. Можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне. Межэтническая коммуникация - это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование в рамках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями. Контркультурная коммуникация - происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства. Коммуникация среди социальных классов и групп - основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними. Коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы. Коммуникация между городскими и сельскими жителями - основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами населения. Региональная коммуникация - возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жители одного американского штата испытывают значительные затруднения при общении с представителями другого штата. Жителя Новой Англии отталкивает приторно-сладкий стиль общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость. Коммуникация в деловой культуре - возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание. Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи. Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, тогда сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир. При этом каждый из партнеров не осознает эти различия, считает свой образ мира нормальным и в итоге нечто само собой разумеющееся одной стороны встречает нечто само собой разумеющееся другой стороны. Сначала обе стороны замечают, что здесь что-то не так. Пытаясь объяснить эту ситуацию, каждая сторона не ставит под сомнение свое «нечто само собой разумеющееся», охотнее думает о глупости, невежественности или злом умысле своего партнера. Здесь возникает представление о «чужом», которое и становится ключевым понятием к пониманию межкультурной коммуникации. «Чужое» понимается как нездешнее, иностранное, еще незнакомое и необычное. И действительно, сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много необычного и странного. Только поняв это, мы постепенно сможем прийти к пониманию причин нашей неадекватности в ситуации коммуникации.4 1.2Особенности процесса диалога культур В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Существует множество культур (типов культуры), реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник - человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами. 5Межкультурная коммуникация, взаимодействие культур -- сложный и очень противоречивый процесс. В различные эпохи он проходил по-разному: случалось, что культуры достаточно мирно взаимодействовали, не ущемляя достоинства друг друга, но чаще межкультурная коммуникация шла бок о бок с резкой конфронтацией, подчинением слабого, лишением его культурной самобытности. Характер межкультурного взаимодействия особенно важен в наши дни, когда благодаря развитию технических средств в общемировой коммуникативный процесс вовлечено подавляющее большинство существующих этнокультурных образований. С учетом печального прошлого опыта, когда целые народы и культуры безвозвратно исчезали с лица земли, на первый план выдвигается проблема мирного сосуществования представителей различных культурных традиций, исключающего угнетение, насильственную ассимиляцию и дискриминацию. Идея диалога культур как залога мирного и равноправного развития впервые была выдвинута М. Бахтиным. Она сформировалась у мыслителя в последний период его творчества под влиянием работ О. Шпенглера. Если, с точки зрения немецкого культуролога, мировые культуры есть в некотором смысле «личности», то, по мнению Бахтина, между ними должен существовать нескончаемый, длящийся в веках «диалог». У Шпенглера обособленность культур приводит к непознаваемости чужих культурных феноменов. Для Бахтина же «вне находимость» одной культуры в отношении другой не является препятствием для их «общения» и взаимного познания или проникновения, как если бы речь шла о диалоге между людьми. Каждая культура прошлого, вовлеченная в «диалог», например, с последующими культурными эпохами, постепенно раскрывает заключенные в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли творцов культурных ценностей. В тот же процесс «диалогичного взаимодействия», согласно Бахтину, должны быть вовлечены и современные культуры. «Диалог культур» - это не столько строгое научное понятие, сколько метафора, призванная обрести статус политико-идеологической доктрины, которой следует руководствоваться при чрезвычайно активизировавшемся сегодня на всех уровнях взаимодействии различных культур друг с другом. Панорама современной мировой культуры - сплав многих взаимодействующих культурных образований. Все они самобытны и должны находиться в мирном, вдумчивом диалоге; вступая в контакт, непременно прислушиваться к «собеседнику», откликаться на его нужды и запросы. «Диалог» как средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, но «вслушиваются», «содействуют», соприкасаясь бережно и осторожно6. Сегодня развитие принципа диалога культур -- реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи. Реальным примером консолидации различных культурных миров является союз, сформировавшийся к исходу XX века в Европе между европейскими нациями. Возможность аналогичного союза между огромными культурными регионами может возникнуть только при условии диалога, который сохранит культурные различия во всем их богатстве и многообразии и приведет к взаимопониманию и культурным контактам.7 Культура России в диалоге культур - аспект сравнительного рассмотрения русской культуры с культурами иных цивилизаций с целью установления принципиального взаимодействия между ними, преодолевающего локалистский характер или даже шпенглеровскую «взаимонепроницаемость» замкнутых цивилизаций-культур. Сравнение возможно на трех уровнях: национальном (Россия и Франция, русская и немецкая культура и т. п.), цивилизационном (сопоставление России с цивилизациями Востока и западноевропейской «фаустовской» или «западно-христианской цивилизацией), типологическом (Россия в контексте Запада и Востока вообще). В национальном отношении русская культура - одна из национальных европейских культур, имеющая свое особенное «лицо», наряду со всеми остальными, начиная с древних эллинов (греков), от которых и идет европейская цивилизационно-историческая традиция. Эта специфика - ее огромная территория и единое государство русского народа, а отсюда - совпадение нации и цивилизации. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство (а отчасти - связь через греческую Византию с эллинской общеевропейской основой), от цивилизации западноевропейских народов - православный характер русской культуры и указанные выше геополитические моменты. Наконец, в самом широком культурологическом контексте Россия вместе с Западной Европой - это Запад в противоположность Востоку. Этим и определяется место России в диалоге культур: как геополитическая сила она уже спасла европейскую цивилизацию (от монгольского погрома культуры в средние века и от собственной европейской»чумы», фашизма -- в XX в.); как духовная сила она еще может ее спасти, если спасет себя от собственной «порчи». 8 Глава 2.Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами 2.1Аспекты правового регулирования межкультурного сотрудничества между Россией и миром Сотрудничество государств – это один из базовых принципов международно-правового регулирования, нормативное содержание которого составляет обязанность государств сотрудничать с целью решения общих мировых проблем9. Одним из наиболее ярких практических его выражений является современное международное культурное сотрудничество, которое охватывается комплексом норм, регулирующих вопросы интеграционного взаимодействия в области культуры. Их особое назначение состоит в том, что они относятся к регулированию важных сторон духовных и материальных культурных достижений народов, отражающих их историю, внутренний мир, национальные особенности и т.п.10 Взаимодействие в культурной сфере является существенным аспектом положительного опыта международных отношений. Со второй половины XX столетия для международной политики и дипломатии развитие и поддержание на должном уровне дружеских и добрососедских связей между странами в культурной образовательной и научной области общественной жизни становится одним из главных приоритетов. Международное культурное сотрудничество осуществляется между странами в области культуры и выражает одну из главных идей международно-правовых отношений – идею «согласования суверенных воль». Это основной метод, посредством которого осуществляется взаимодействие между автономными государствами11. Основными направлениями международного сотрудничества в области культуры являются поддержка творческой деятельности, подготовка и стажировка работников культуры, совместное производство культурных ценностей и культурных благ и обмен ими, реставрация уникальных памятников истории и культуры, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности и т.п. Это важно для каждого человека, в стремления которого входит приобщение к знаниям не только истории и культуры своей страны, но и познание ценностей других стран. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 10. В целях создания условий для международного сотрудничества в сфере культуры создаются международные организации. Так, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, более известная в мире под названием ЮНЕСКО, была учреждена на состоявшейся в Лондоне конференции министров образования 44 стран, разработавшей и принявшей 16 ноября 1945 года Устав этой Организации. Этот Устав после его ратификации 20 государствами 4 ноября 1946 года вступил в силу, что и стало днем официального основания ЮНЕСКО. 21 апреля 2011 года исполнилось 57 лет с тех пор как СССР вступил в ЮНЕСКО (с момента вступления правопреемницы СССР – России в ЮНЕСКО прошло уже почти 20 лет). Главной задачей этой организации является координация усилий международного сообщества, связанных с установлением и обеспечением условий для мирного и гармоничного развития различных народов, стран, континентов, созданием предпосылок для интенсификации отношений дружбы и сотрудничества между людьми, населяющими различные территории и представляющими различные социальные общности12. 4 ноября 1966 года в Париже была проведена Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, на которой был провозглашен немаловажный для сообщества государств документ: Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Данный международно-правовой акт базируется на основных положениях Устава Организации Объединенных Наций, провозглашающих, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры среди всех людей … в духе взаимного сотрудничества».13 Государство – участник международных отношений в этой сфере, придерживающееся закрепленных в Декларации принципов, обязуется содействовать расширению круга субъектов международного сотрудничества в области культуры, поощрять (стимулировать) самостоятельные международные культурные связи людей и организаций культуры. Декларация содержит правовые аспекты, которыми легитимируется сотрудничество в области культуры вне зависимости от того, осуществляется ли оно на двусторонней или многосторонней, региональной или всемирной основе14. Помимо Декларации принципов международного культурного сотрудничества были приняты и другие международные документы в этой области. В их числе можно, в частности, назвать Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. Государства-участники этой Конвенции взяли обязательство обеспечить по возможности более эффективную охрану и сохранение культурного и природного наследия, расположенного на их территориях. Они намерены проводить общую политику, которая способствовала бы приданию этому наследию определенных функций в общественной жизни и включению охраны данного наследия в программы общего межгосударственного планирования. Прошедшее десятилетие знаменательно возросшей активностью российских общественных объединений в деле обеспечения прав человека и упрочения основ демократических институтов в международно-правовом контексте. Так, в 2000-м году 15 российскими неправительственными организациями был учрежден Парижский Институт демократии и сотрудничества. Его основное кредо, по словам главы европейской штаб-квартиры института Натальи Нарочницкой, – конструктивный диалог с западноевропейскими партнерами, что позволит разрушить многие ошибочные клише и стереотипы о современной российской общественно-политической и культурной жизни15. 20 октября 2005 года ЮНЕСКО приняла Конвенцию по защите и расширению культурного разнообразия. Она представляет собой межгосударственный консенсус, лежащий в основе будущего международного регулирования в культурной сфере. Таким образом, ныне международное сообщество, включая ЕС, получило руководящие принципы культурного разнообразия. Они подтверждают легитимность государственных мероприятий в сфере культуры и важность международного сотрудничества16. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 10 (16). 9 В настоящий момент проблема развития отношений дружбы и взаимопонимания имеет существенное значение в отношении России и ближайших ее соседей, испытавших своеобразный «шок» после развала СССР. Большая часть стран бывшего Союза входит в состав Содружества Независимых Государств, однако это далеко не всегда является безусловным основанием для продуктивного взаимодействия. Поэтому развитие прежде всего культурного сотрудничества будет отвечать коренным интересам народов государств Содружества, способствовать достижению целей, провозглашенных Уставом и другими основополагающими правовыми документами СНГ17. Резюмируя, выделим основные конструктивные моменты международного культурного сотрудничества: 1. Укоренение в умах людей идеи защиты мира, укрепления дружественных и равноправных отношений между народами (центральная идея ЮНЕСКО). 2. Влияние международного сотрудничества в области культуры на национальное культурное развитие в плане его обогащения (главное, чтобы это не приводило к нивелированию национального менталитета и национально-культурного колорита). 3. Формирование правового обеспечения прав и свобод человека в области образования, науки и культуры. 4. Создание справедливого и стабильного мирового порядка. 5. Гармоничное развитие всего международного сообщества. В рамках обобщения следует сделать основной вывод о том, что регулирование культурного сотрудничества является значительной составляющей международно-правовых отношений. Правовая политика в сфере международного культурного сотрудничества является одной из наиболее важных предпосылок для сохранения и развития культурного наследия различных стран и всеобъемлющей реализации прав их граждан в научно-образовательной и культурной сфере современного общества. 2.2Межкультурное и межэтническое сотрудничество – ключевой маршрут к миру и согласию Решение национального вопроса и обеспечение тем самым национальной безопасности во всех странах и во все времена было одним из основных приоритетов государства. Современные политологи среди разных подходов в реализации этой проблемы выделяют тот, при котором ведётся трудоёмкая, кропотливая работа по поиску культурного компромисса, расширению сфер согласия и доверия между народами. Постоянное внимание развитию взаимного понимания, терпимости, бережного отношения к духовным и культурным ценностям людей разных национальностей составляет глубинную суть российского общества, позитивно отражается на менталитете большинства представителей нашего народа, формирует общие для всех этносов идеалы и ценности. Стабильность в стране, гражданский мир и межэтническое согласие являются результатом интернационального и толерантного воспитания молодёжи. Именно эту задачу рассмотрим в данной статье подробнее. События, происходящие в последнее время в странах Европы, Азии и Африки, в США, показали, что даже в самых благополучных государствах, как правило, не всегда удаётся избежать конфликтов, инцидентов и противоречий на национальной почве. Однако известно, что межнациональное согласие стабильнее и крепче в том государстве, где создана правовая база, которая на деле гарантирует права и свободы представителям всех этносов, и где ментальность народа позволяет комфортно взаимодействовать и совместно работать с представителями разных национальностей и достигать при этом межэтнического согласия. В условиях рыночной глобализации экономики у компаний и организаций, а следовательно, и у деловых партнёров возникает объективная необходимость устанавливать и поддерживать многообразные межэтнические контакты с деловыми людьми разных стран, представляющих собой другое языковое и культурное пространство. В последние десятилетия в Россию приезжают люди со всего мира: одни в поисках работы или учебных центров, другие для заключения договоров и контрактов о сотрудничестве, третьи для инвестиций и создания совместных предприятий, четвёртые в качестве туристов для знакомства со страной и её народом. Известно также, что в большинстве российских городов и поселений помимо собственного многообразия народностей проживает огромное количество людей из бывших социалистических стран. Те, у кого уже есть высшее образование, работают врачами, учителями, юристами, журналистами, продавцами, медсёстрами, а также занимают руководящие и управленческие должности, имеют собственные предприятия и компании. В то же время замечено, как показывает практика, что в связи с увеличением многонационального состава Российской Федерации, расширения межкультурных и межэтнических контактов всё ещё остро стоит проблема нетерпимости, напряжённости, конфликтов между представителями различных национальностей, особенно среди молодёжи, о чём регулярно свидетельствуют средства массовой информации. Представляется, что к этнической напряжённости, проявлению национализма и ксенофобии приводит то, что культурная адаптация для многих приезжих проходит порой достаточно сложно. Анализ ситуации позволяет предполагать, что межэтнические отношения нередко осложняются тем, что конфликтуют и испытывают разнообразные трудности люди, не просто имеющие различные культурные традиции и менталитет, принадлежащие к православию или исламу, другим религиям и вероисповеданиям, но и относящиеся к разным традиционным, а также к новым самоуправляемым общинам, например культурно-этническим, экономическим, территориальным или социальным. Трудности адаптации молодёжи связаны также с тем, что в деловой России в последнее время появляется всё больше совместных предприятий разных направлений, открываются филиалы (отделения) по сбыту, переводятся инвестиции из разных европейских и восточных стран, что также приводит к необходимости постоянного приезда деловых партнёров и специалистов, к обязательному соприкосновению разных культур, других языковых и культурных пространств. Для различных уровней компаний и организаций это означает, что уже сегодня, а также в будущем им, возможно, придётся иметь в подчинении коллег, а также руководителей, которые прошли социализацию в ином культурном пространстве. Межкультурная компетенция в разных областях деятельности сегодня причисляется к главным условиям экономического выживания. Она предполагает толерантность по отношению друг к другу молодых людей, будущих специалистов, к другой культуре и иному образу жизни. Проблемы формирования поликультурных городских и сельских социальных общностей, гражданского общества требуют межкультурного и межэтнического сотрудничества, являющегося для участников делового взаимодействия ключевыми маршрутами и важными стратегиями формирования мирного сосуществования. Из сказанного очевидно, что наши соотечественники, особенно представители молодёжи, нуждаются в развитии межкультурной и этнокультурной компетентности, в развитии межкультурного сотрудничества и умения жить в интернациональной среде, при этом принимать во внимание влияние разных культур на поведение людей, которые «живут в этой культуре». В то же время практика свидетельствует, что для достижения согласия и мирного сосуществования в профессиональной деятельности необходимо постоянно развивать и обучать не только персонал организаций, но и тех, кто сегодня получает специальное образование, то есть студентов вузов, а также учащихся образовательных учреждений. Важно также, чтобы эти проблемы анализировались в системе воспитательной работы общественных организаций и в семьях. Интернационализация организаций выдвигает особые требования к этнокультурной компетентности молодых специалистов, поддерживающих интернациональное сотрудничество в силу тех целей и задач, которые стоят перед ними. Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической общности и культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию18 . Как известно, культура культуре рознь, и в соответствии с этим вряд ли можно обобщённо говорить о межкультурной компетенции людей или о специальных технологиях, цель которых – приобретение этой компетенции. Специалисты в теории управления под компетенцией понимают поведенческий индикатор, характеризующий то, что человек реально делает для достижения результата, а не то, что мог бы сделать или умеет делать в принципе, а также то, как он это делает. Так, например, индикатором поведенческих межкультурных компетенций молодых людей, способных контролировать и управлять процессом межличностных отношений с представителями других культур, на наш взгляд, могут стать следующие их способности: – легко устанавливать контакт с людьми других культур и использовать навыки межличностного общения для достижения поставленных целей; – проявлять эмпатию (чувствование в других) и сопереживание; – демонстрировать уважение и интерес к чужой культуре; решать проблемы, учитывая совместные интересы; – ориентироваться на достижение результатов, значимых для представителей других культур; – проявлять самоконтроль и усваивать компромиссные образцы поведения; – проявлять толерантность к национальным особенностям людей, знать иностранный язык; – следовать модели культурного компромисса19. Модель культурного компромисса предполагает, на наш взгляд, согласование разнообразных коммуникативных (публичного, делового, научного) стилей общения, культурную идентичность сообщества и особенностей поведения людей в той стране, в которой происходит межличностное взаимодействие. Это позволяет избежать явных конфликтов. Однако доказано, что проведение совместных мероприятий, которые лежат вне контура компромисса, на практике вызывают определённые трудности, ведущая из которых – не только слабая межкультурная компетентность, но и неразвитый у молодёжи навык осуществления эффективного сотрудничества с представителями другой культуры. Происходящие в мире усложнения процессов взаимодействия представителей различных культур предполагают развитие, прежде всего, толерантности как системообразующей ценности социального бытия. Важным становится рассмотрение сущности толерантности, направленной на сохранение «своего» при принятии «иного», и вытекающая из этого проблема границ толерантности20. В то же время современная практика деятельности свидетельствует, что молодому человеку сегодня не обойтись и без такой важной компетентности, как сотрудничество с представителями других культур и народностей. Нам представляется, что показателями оценок, по которым можно судить о наличии такой компетентности, например, могут быть: – приветливый и предупредительный стиль общения; – подчёркивание общей цели и интересов, умение пойти на компромисс; – поддерживание зрительного контакта с деловыми партнёрами с учётом их национальных особенностей; – владение «языком тела», характерным для той или иной культуры, организацией пространства взаимодействия; – знание национальных особенностей и этических правил поведения в сфере межличностных и межгрупповых отношений; – понимание концептуальных основ ценностей представителей других культур и их идеологии и др. Благоприятным условием для обучения межкультурной и этнокультурной компетенции молодёжи являются познавательная подвижность, гибкость в межличностных действиях, отсутствие этноцентристской и установочной моделей мышления, открытость к культуре страны, с представителем которой осуществляется взаимодействие, к их непривычному образу мышления и способам поведения, эмпатия, а также способность и готовность к установлению социальных контактов с мигрантами, руководителями общин, представителями из зарубежных стран, обучающимися студентами или работающими в России, и другими представителями современного глобального социума. В связи со сказанным для молодых людей, обучающихся межэтническому и межкультурному миру и согласию в РГПУ им. А.И. Герцена, нами была разработана и внедрена для участников творческой мастерской «Игротехнический менеджмент», 13-й год работающей на кафедре социального управления, интерактивная программа социализации молодёжи в полиэтнической образовательной среде, включающая следующие направления и формы их реализации: 1. Повышение уровня социальной активности молодёжи (информационные доклады и сообщения, письменные рефераты, аудиовизуальные презентации, видеопрограммы, игровое проектирование по созданию коммуникативных моделей культурного компромисса для профилактики этнических и межнациональных межличностных конфликтов, имитирующие другую культуру; проведение конкурсов проектов, конференций и мероприятий по развитию самоуправления). 2. Изменение уровня социальной адаптивности (использование интенсивных технологий группового взаимодействия: проведение образовательных веб-квестов, которые могут проводиться как в off-line, так и в on-line пространстве; квестов в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование – «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения; а также смешанные варианты. Тренинги и игры, ориентированные на совместное участие представителей разных национальностей, ролевые игры, в которых партнёрами и экспертами являются обученные люди из других стран, прошедшие социализацию в России, поэтому «они вжились» в разные культуры и могут продемонстрировать модель культурного компромисса. Становится всё более распространённым для молодёжи использование в развивающих и обучающих целях деловых и креативных пространств города, где проводятся форсайты, стартапы, воркшопы, предполагающие интенсивный курс по этнокультурным проблемам; мастерские, где профессионалы делятся с молодыми своим мнением и опытом, а также инициируется процесс обмена мнениями с помощью вовлечения представителей разных национальностей в обсуждение проблематики. В последнее время завоёвывают симпатию у молодёжи и антикафе (тайм-клуб, тайм-кафе) – новый тип общественных заведений социальной направленности, где организуется общение молодёжи разных национальностей, видов деятельности, культуры и вероисповедания). Посетившие такие мероприятия студенты в творческой мастерской дискутируют и обмениваются своими впечатлениями. 3. Изменение уровня социальной автономности (проведение проблемных семинаров, деловых и имитационных игр, тренингов ассимиляции к культуре, для которых разрабатываются специальные программы в письменной или в компьютерной форме; анализ практических кейсов по взаимодействию молодых людей с представителями чуждых друг другу культур, которые адекватно можно комментировать, только зная нормы и стандарты поведения и на их основе грамотно его интерпретируя)21. 4. Повышение уровня нравственности и обучение сотрудничеству (встречи и круглые столы с ветеранами ВОВ, узниками концлагерей, с блокадниками, с преподавателями и работниками образовательных учреждений, участвовавших в разнообразных военных событиях других стран). 5. Улучшение качества межэтнического взаимодействия (проведение игр и тренингов по кросс-культурной компетентности, толерантности, патриотических игровых конкурсов, праздников, метафорических игр). Заключение Проблемам межкультурного взаимодействия в настоящее время посвящается все больше теоретических и прикладных исследований, как в России, так и за рубежом. Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они — в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться. Список использованных источников Нормативные акты 1. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. Монографии, учебная литература, учебные пособия, статьи 2. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - С. 102 3. Водопьянова Е.В. Культурная политика Европейского Союза и вызовы времени // Современная Европа. 2008. № 41. Кондратюк А.В. Международно-правовые принципы, направленные на регулирование межгосударственного сотрудничества в сфере образования // Правоведение. 2004. № 5. 4. Горохов Д. Наш институт открылся в Париже // Эхо планеты. 2000. № 10. 5. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь. -- Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. - С.178 6. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2011. – С. 49–52. 7. Организация Объединенных Наций. Сборник документов, относящихся к созданию и деятельности. М., 1956. 8. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. – 2005. – №3. – С. 35–42. 9. Панфилова А.П. Оценка ключевых компетентностей менеджеров в условиях перемен. – В кн.: Менеджмент XXI века: стратегии, технологии, человеческие ресурсы. Сб. научных статей. – СПб: ООО «Книжный Дом», 2009, С. 32–37. 10. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / Под ред. А.П. Панфиловой. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – 487 с. (С. 160–172; 220–267). 11.Радугин А. А. Культурология.- М.: Издательство «Центр», 2004. - С. 17 12. Радугин А. А. Культурология.- М.: Издательство «Центр», 2004. - С. 222 13.Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.81-119 14. Салтыков Б.Г. ЮНЕСКО. Роль в современном мире, перспективы // Международная жизнь. 1995. № 10. 15. Соглашение Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О культурном сотрудничестве государств – участников СНГ» от 4 декабря 2004 г. // www.wwf.ru. 16.Солонин Ю.Н. Культурология. -- М. : Высшее образование, 2007.- С. 173 11. Тиунов О.И. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в сфере культуры: связь времен и современность // Российский юридический журнал. 2006. № 4. 17. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. 1 Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - С. 102 2 Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.81 3 Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.116 4 Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 119 5 Радугин А. А. Культурология.- М.: Издательство «Центр», 2004. - С. 17 6 Солонин Ю.Н. Культурология. -- М. : Высшее образование, 2007.- С. 173 7 Радугин А. А. Культурология.- М.: Издательство «Центр», 2004. - С. 222 8 Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь. -- Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. - С.178 9 Кондратюк А.В. Международно-правовые принципы, направленные на регулирование межгосударственного сотрудничества в сфере образования // Правоведение. 2004. № 5. 10 Тиунов О.И. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в сфере культуры: связь времен и современность // Российский юридический журнал. 2006. № 4. 11 Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. 12 Салтыков Б.Г. ЮНЕСКО. Роль в современном мире, перспективы // Международная жизнь. 1995. № 10. 13 Организация Объединенных Наций. Сборник документов, относящихся к созданию и деятельности. М., 1956. 14 Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. 15 Горохов Д. Наш институт открылся в Париже // Эхо планеты. 2000. № 10. 16 Водопьянова Е.В. Культурная политика Европейского Союза и вызовы времени // Современная Европа. 2008. № 4. 17 Соглашение Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О культурном сотрудничестве государств – участников СНГ» от 4 декабря 2004 г. // www.wwf.ru. 18 Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. – 2005. – №3. – С. 35–42. 19Панфилова А.П. Оценка ключевых компетентностей менеджеров в условиях перемен. – В кн.: Менеджмент XXI века: стратегии, технологии, человеческие ресурсы. Сб. научных статей. – СПб: ООО «Книжный Дом», 2009, С. 32–37. 20Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2011. – С. 49–52. 21 Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / Под ред. А.П. Панфиловой. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – 487 с. (С. 160–172; 220–267). |