Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет исследования

  • Гипотеза исследования

  • Методологической основой

  • Методы исследования

  • 1 Проблема толерантности в отечественной и зарубежной психологии 1.1 Теоретический анализ концепций толерантности

  • 1.2 Психологические механизмы супружеской толерантности

  • 1.3 Методологические и теоретические основы развития толерантности

  • диплом Развитие психологической толерантности у супругов с прило. 1 Проблема толерантности в отечественной и зарубежной психологии


    Скачать 443.95 Kb.
    Название1 Проблема толерантности в отечественной и зарубежной психологии
    Дата12.04.2022
    Размер443.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладиплом Развитие психологической толерантности у супругов с прило.docx
    ТипРеферат
    #467397
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Содержание
    Введение ...3

    1 Проблема толерантности в отечественной и зарубежной психологии…………..6
    1.1 Теоретический анализ концепций толерантности 6

    1.2 Психологические механизмы супружеской толерантности . 19

    1. 3 Методологические и теоретические основы развития толерантности .23

    2 Развитие толерантности супругов в социально - психологическом

    тренинге……………………………………………………………………………....28

    2.1 Организация и методы исследования 28

    2.2 Диагностика коммуникативной толерантности………………………………………29

    2.3 Анализ тренинговых занятий по развитию толерантности супругов………………..34

    2.4 Вторичная диагностика толерантности, определение эффективности работы……...41

    Заключение 46

    Глоссарий 49

    Список использованных источников 56

    Приложения 60

    Введение

    В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологи, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научной междисциплинарностью, но и потребностями социальной практики.

    Подходы к исследованию толерантности в отечественной и зарубежной психологии чрезвычайно многообразны. Исследованы общие подходы к толерантности как психологическому явлению (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Г.У. Солдатова, А.Б. Орлов, А.З. Шапиро и др.) и как социально-психологическому явлению (Г.Л. Бардиер, Г.У. Солдатова, Т.П. Скрипкина и др.). Множество исследований посвящены психолого-педагогическому анализу толерантности (А.Г. Асмолов, М.С. Мириманова, А.А. Погодина, М.И. Рожков, О.А. Попова, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, П.Ф. Комогоров, О.Б. Скрябина, К. Уэйн и др.). В социальной психологии первостепенное внимание уделяется изучению толерантности как терпимости к каким-либо отличиям (этническим, национальным, религиозным, расовым и др.), (Д. Бродский, А. Гербер, Л.М. Дробижева, Е.Г. Луковицкая, Н.В. Мольденгауэр, Г.У. Солдатова, Е.И. Шлягина, В.Ф. Петренко и др.). Толерантность анализируется в рамках проблемы общения (Г.С. Кожухарь, В.А. Лабунская, Л.И. Рюмшина и др.), как устойчивость к неблагоприятным воздействиям (Е.А. Милерян, В.И. Лебедев, Е.Г. Луковицкая, Р.В. Брислин, М. Комадена, Е. Френкель-Брунсвик и др.). Само понятие толерантности при этом в зависимости от контекста наполняется специфическим смыслом, однако можно отметить и общие тенденции понимания толерантности как терпимости к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, обеспечивающей сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе в процессах взаимодействия.

    Проблема межличностной толерантности разработана в теоретическом плане в работах В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Е.Г. Виноградовой, И.Б. Гриншпуна, Г.С. Кожухарь, В. А. Лекторского, В.Д. Менделевич, М.С. Миримановой, Ю.Р. Мухиной, Г.Оллпорта, в которых, однако, имеются лишь отдельные положения, раскрывающие сущность межличностной толерантности и ее компонентов.

    Межличностное взаимодействие супругов представляет основу семейного благополучия и психологического комфорта ее членов. Качество брачных отношений во многом обусловлено толерантностью супругов, терпимостью к ценностям, взглядам, установкам, формам поведения и реагирования. В социальной психологии накоплен значительный теоретический и практический материал по супружескому благополучию, но достаточно мало исследований по супружеской совместимости и отсутствуют исследования, в которых в комплексном подходе к супружескому благополучию отводится значимая роль толерантности супругов, которая в современных условиях выступает необходимым условием адекватного функционирования личности в социуме, регулируя отношения в системах «принятие других» и «самопринятие».

    В супружестве востребован образ психологически зрелой, толерантной личности, способной к адекватной адаптации и построению конструктивных отношений, обеспечивая благополучие в психоэмоциональном состоянии и межличностном взаимодействии.

    В связи с этим целью нашего исследования является исследование возможностей развития толерантности у супругов.

    Объект исследования: толерантность супругов.

    Предмет исследования: изменения в параметрах толерантности супругов в результате проведения программы по ее развитию.

    Для достижения цели исследования мы обозначили следующие основные задачи работы:

    1. Проанализировать феномен толерантности в отечественной и зарубежной литературе.

    2. Рассмотреть психологические механизмы супружеской толерантности.

    3. Изучить методы формирования и развития толерантности.

    4. Разработать и апробировать тренинг развития психологической
    толерантности у супругов.

    5. Оценить эффективность программы тренинга.

    Гипотеза исследования: развитие толерантности супругов возможно вести опосредованно через развитие эмоционально-волевой, коммуникативной, самооценочной и ценностной сфер личности с помощью социально-психологического тренинга.

    Методологической основой исследования явились работы В.В.Бойко и Г.Л. Бардиер по проблеме толерантности. Методологическими принципами, на основе которых мы выстраивали модель развивающей работы, являются положения теории опосредованного развития психических новообразований Л.С. Выготского и деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Так же мы будем опираться на представления о личности как о субъекте (К.А. Абульханова-Славская, В.И Слободчиков) и идеи личностно-ориентированного подхода (К. Роджерс).

    Методы исследования:

    1. Анализ теоретических источников.

    2. Метод тестирования с применением следующих методик:




    • тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко;

    • методика «Житейские истории» Г.Л. Бардиер.




    1. Метод социально-психологического тренинга.

    2. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, G-критерий знаков).

    Исследование проведено в 2012 году на базе Центра социальной поддержки молодой семьи. В нем приняло участи 10 супружеских пар в возрасте от 21 до 30 лет и стажем брака от 1 года до 7 лет.

    Практическая значимость исследования заключается в апробации социально-психологического тренинга по развитию толерантности супругов. Результаты исследования могут быть использованы в работе семейных психологов.

    Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария, приложений.

    1 Проблема толерантности в отечественной и зарубежной психологии

    1.1 Теоретический анализ концепций толерантности

    В отечественной психологии термин толерантность использовался еще в 60-е гг. Б.Г. Ананьевым. В трудах отечественных социальных психологов имеются прямые или косвенные упоминания о толерантности, о возможных социальных контекстах ее проявления и развития: общении, социальном взаимодействии, межличностных и межгрупповых отношениях, социальном познании, групповой динамике, конфликтах, ценностных ориентациях, социальных нормах, мотивации, организационной культуре, менеджменте, массовидных процессах, социальной и культурной адаптации, социально-психологическом тренинге и др. (В.С. Агеев, Г.А. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.Л. Васильев, Р.М. Грановская, Н.В. Гришина, И.Н. Гурвич, О.И. Даниленко, А.И. Донцов, Е.К. Завьялова, В.Г. Каменская, Е.С. Кузьмин, Л.В. Куликов, В.Н. Куницына, Н.М. Лебедева, И.М. Никольская, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, Л.А., Петровская, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, А.Л. Свенцицкий, В.Е. Семенов, Е.В. Сидоренко, З.В. Сикевич, О.С. Советова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Н.С. Хрусталева, Н.Ю. Хрящева, В.А. Чикер, Э.С. Чугунова и другие).1

    Концепции толерантности, представленные в психологической литературе, отличаются большим разнообразием и трудно сопоставимы. Так, например, толерантность у разных авторов определяется как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н. Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Пьересон, Дж. Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л.Г. Почебут), как определенное качество взаимодействия (М. Мацковский), как особые отношения (С.К.Бондырева), как снижение сензитивности к объекту (Е. Клепцова), как психологическую устойчивость, систему позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей (Г.У.Солдатова). У других авторов в определениях или описаниях толерантности присутствуют образные сопоставления «свое - чужое», «мы - они», «равенство - превосходство», «разные - одинаковые».

    Термин толерантность, как правило, применяется в ситуациях, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожидаемо-привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение. Толерантность подразумевает возможность преследовать (наказывать), но сознательное решение не делать этого. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению и употребляется в связи с проблемами религии, культуры, политики, морали. Толерантность, которая часто трактуется как терпимость, означает, что люди готовы терпеть и терпят человека или социальную группу, отличие которых от окружающего большинства вызывает у них раздражение. Как социальный термин, толерантность используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия.

    Несмотря на частое использование, относительно нового для российского сознания термина, единства в его понимании и применении пока не наблюдается, а диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк. Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие - о толерантности как свойстве личности, третьи - о навыках толерантного поведения. В литературе можно найти подходы к толерантности как ценностной ориентации, групповой норме, форме социального взаимодействия, механизму общения, результирующей характеристике выхода из конфликтной ситуации, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми - врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов. При этом многочисленные описания и определения в качестве сущностных признаков выделяют разные аспекты толерантности, наполняя само понятие многослойным содержанием, связывая его с разнообразными факторами и детерминантами, предлагая применять для его изучения различные исследовательские парадигмы и инструментарий. На этом фоне работ, посвященных сравнительному анализу сущностных определений, концептуальных подходов, исследовательских парадигм и инструментария несоизмеримо мало.

    В августе 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная Целевая Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе на 2001-2005 годы.2 Принятие программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.3 В числе таких обстоятельств выделяют три основных: 1) толерантность - это инструмент социального согласия; 2) толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересовконкурирующих сторон; 3) толерантность - это результат договоренностисторон, образующих в своей совокупности международное сообщество, в котором нормой отношений является уважение к правам человека.4 Цель Федеральной Программы - формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивостьповеденияв обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

    Понятие толерантности в Программе определяется на основе «Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995)» как: ценностьи социальная нормагражданского общества, проявляющаяся вправе быть различными всехиндивидов гражданского общества; обеспечение устойчивойгармонии и конструктивного взаимодействиямежду различными социальными группами; уважение кразнообразиюразличных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничествус людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; навыки эффективного межкультурного взаимодействия. 5

    Контент - анализ статей Декларации показал, что к синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции. Как мы видим, в этом перечне сущностные признаки толерантности явно перемежаются с ее факторами и детерминантами. Конечно, это значительно затрудняет понимание.

    В работах Г.Л Бардиер6 были выделены содержательных единиц анализа текста статей Декларации:

    1. социально-психологическое категориальное наполнение толерантности (категории, включенные в определения толерантности в качестве сущностных признаков);

    2. феноменологическое наполнение поля проявления толерантности (или областичеловеческой деятельности, на которые распространяется понятие толерантности, включая факторы толерантности);

    3) психологические детерминанты толерантности (в частности,
    психологические качествачеловека, обеспечивающие его толерантность).

    Результаты анализа оказались следующими:

    1. категории:уважение, принятие, понимание; свобода мысли, совести, убеждений; моральный долг; потребность; активное отношение; признание; ценность; обязанность; нормы; взгляды;

    2. области:многообразие культур; гармония; разнообразие; политика и право; замена культуры войны культурой мира; отдельные люди, группы и государства; плюрализм; различия между людьми по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям;

    (3) психологические качества:формы самовыражения и способы
    проявления человеческой индивидуальности; знания, открытость, общение; отказ
    от догматизма, от абсолютизации истины; свобода придерживаться своих
    убеждений и признание такого же права за другими; жизнь в мире и сохранение
    своей индивидуальности; невозможность навязывания своих взглядов другим.

    Результаты проведенного анализа показывают, что толерантность можно рассматривать как отношение, аттитюд, потребность, ценность, социальную норму, взгляд или убеждение.

    Вместе с тем, толерантность - это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность).

    Пусковой механизм появления и проявления толерантности - это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир).

    Психологические качества, обеспечивающие толерантность (то есть, детерминанты и факторы толерантности) - это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет).

    Наиболее часто, по нашим наблюдениям, встречается в литературе парадигма рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки (аттитюда).

    Приведем несколько определений, основанных на этой парадигме.

    • М.С. Мацковский: «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностьюсубъекта приниматьсоциокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.»7

    • С.К. Бондырева: «Толерантность и интолерантность - это особые
    отношения,которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки
    некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с
    объектом, следовательно, здесь справедлива формула: связь —> оценка —>
    отношение —> поведение (намерение)». 8

    • Н.В. Недорезова: «... Толерантность рассматривается как социальная установка в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)». 9

    • О.Ю. Харламова: «Толерантность характеризует отношения личности,группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии».10

    • Как некую установку или умонастроениепонимает толерантность и М.Уолцер.11

    • Когнитивную и конативнуюсторону толерантности рассматривает А.В.Перцев. Согласно его определению, толерантность - это переходное состояние от конфликта,выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству.12

    В целом перечисленные подходы позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, толерантность распространяется на сферы социальных отношений, социального познания и социального взаимодействия.

    Во-вторых, толерантность включает в себя такие структурные компоненты как переживание (эмоциональные реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие - конативные реакции).

    Большой коллектив авторов предлагает использовать категорию «толерантное сознание».13

    Расширяя границы концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г.У.Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса:

    • как психологической устойчивости,

    • как системы позитивных установок,

    • как совокупности индивидуальных качеств,

    • как системы личностных и групповых ценностей.14

    На основании такого подхода мы получаем возможность расширить представления о детерминантах толерантности, объединив их в три группы:

    • психофизиологические (обеспечивают устойчивость),

    • психологические (включают качества личности),

    • социально-ролевые (выбор и содержание социальных ролей опирается на позитивные установки и ценности личности).

    Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость.

    Например, в англо-русском психологическом словаре смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.15

    Б.Г.Ананьев синонимизирует толерантность с выносливостьюпо отношению к фрустраторам, отсутствием тяжелых и длительных страданий при их действии, а в качестве факторов, от которых зависит толерантность, выделяет поддержку, моральную помощь, соучастие и сочувствие других людей, а также - солидарность группы.16 Последнее положение нам представляется особенно важным, поскольку оно, как нам кажется, указывает на распространении проблематики толерантности не только на личность, но и на социальные группы.

    Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое - чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой - факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. При этом отмечается, что в парадигме «свое - чужое» «толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого - это элемент конформности,то есть, процесса потенциально возможной потери индивидуальности».17

    Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее, широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию и инакодействию.

    Е.Ю. Клепцова предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т.п., и проявляющееся в повышении сензитивностик объекту.

    Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту».18 Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью». Конечно, точка зрения Е. Ю. Клепцовой может показаться спорной. Но в условиях, когда научная проработанность термина «толерантность» еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, нам концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания.

    Понимая толерантность, как способность принимать другого человека таким, каков он есть, Ю. Орлов в своей книге, посвященной вине и обиде, соотносит эту способность со способностью человека прощать и таким образом избавляться от обидына него и одновременно с этим снимать с него чувство вины,если оно есть: «Простить, значит принять таким, каков есть. Обида растворяется в тепле прощения.Нам становится легче с того момента, когда мы принимаем другого безусловно».19 Механизм прощения, по Орлову, состоит в отказе человека оценивать, судить, сравнивать, поскольку это ослабляет воздействие рассогласования ожиданий и реальности. Причем отмечается, что, как только человек перестает судить другого, он становится более терпимым и к самому себе. Основания для таких выводов Орлов черпает в постулатах христианства и философии Л. Толстого. Проблему соотнесения понятий «доверие»и «толерантность» ставит и пытается решить Т.П. Скрипкина. По ее определению, доверие - это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, неким «количественным» показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но и разделить ее в ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность. Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но с другой стороны, толерантность - это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, - заключает автор. 20

    Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т.П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:

    • толерантность как внутренняя установка,как принятие и терпимость к иному, чужому;

    • толерантность как культурологическая норма(иными словами -толерантность внешнего выражения);

    • толерантность как беспристрастность,как равнодушие к иному;

    • толерантность к тому, кто наносит нам вред;

    • толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-тодругому,но нам нет до этого дела. 21

    Важной проблемой определения толерантности является понимание социального контекстаее развития, в частности, в современной России.

    Так, В.В. Шалин, рассматривая толерантность как новый тип социальных отношений, пишет: «Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизаций, но и внутри последних, особенно находящихся, как Россия, в стадии трансформации, налагающейся к тому же на процессы "открытия" миру. Трансформация российского общества и интеграция его в мировое сообщество, принимающая... преимущественно деструктивные формы, предопределяет снижение согласия и терпимости в социуме... Нетрудно предположить, что уровень терпимости должен быть выше в обществе стабильном, гомогенном, компактном, интегрированном. В случае с Россией мы имеем противоположную ситуацию. В многочисленных исследованиях отмечается расколотость российской цивилизации, антиномичность национальной культуры, … что объективно не способствует укреплению начал толерантности в обществе».22

    На значимость социального контекстаособое внимание обращают социологи.23 Так, Л.М. Дробижева считает, что в варианте идеологического, мировоззренческого и ценностного содержания толерантности главными условиями ее существования являются политический и социально - экономический контекст. 24

    С этой точкой зрения перекликается определение А.Н. Смирнова, который пишет: «... с позиций социальной психологии само явление толерантности нельзя понимать иначе как в контекстевзаимодействия двух или нескольких сообществ, групп, страт и т.д., каждая из которых обладает определенной, прежде всего культурной спецификой и, что особенно важно, именно через данную специфику становится объектом аутгруппового восприятия».25 И далее: «... практически обоснованный смысл толерантности состоит не в утверждении универсальных принципов, а в обеспечении мирного сосуществования различных групп, каждая из которых обладает идентичностью».26

    Вероятно, под спецификой в данном случае надо понимать социальные различия. Обращаем внимание на то, что автор акцентирует культурную обусловленность этой специфики (или различий).

    В исследованиях Г.Л. Бардиер представлен комплексный подход к пониманию толерантности, который отражен в следующих концептуальных положениях:

    1. Толерантность - это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия. Существует три сферы, в которых могут проявляться эти различия: социальные отношения, социальное познание и социальное поведение.Структура толерантности включает аффективные, когнитивные и конативные компоненты,поэтому реакция на различия может быть эмоциональной, когнитивной, конативной или комплексной. Направленность реагирования определяется стратегиями увеличения значимости признаков различий или поисками значимых признаков сходства.

    2. Интенсивность реагирования на различия определяется степенью их социальной и личностной значимости.Значимость различий определяется качественными особенностями их социального контекста(напряженностью, опасностью, безысходностью) и степенью позиционности отношенийсубъекта толерантности с носителями различий (объектами толерантности).

    3. Толерантность может проявляться в формах а) психических процессов (восприятия, мышления, эмоций, воли); б) психических состояний (устойчивости, уравновешенности); в) психических свойств (терпимости, воспитанности, уважительности, доброты). Виды толерантности определяются обусловленностью различий:биологической, культурно-психологической или социальной.

    1. Направленность и количественная выраженность толерантности (интолерантности) детерминируются специфическим комплексом психологических свойств человека, которые объединяются в три группы:психофизиологические, психологические и социально-ролевые свойства.

    2. К числу факторов,влияющих на уровень количественной выраженности толерантности (интолерантности) в больших социальных группах, относятся: профессиональная занятость, регион проживания и ступень социализации, на которой находятся представители группы.27

    Отмечая актуальность и широкую востребованность темы толерантности во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия еще далека от совершенства.

    Мы согласны с точкой зрения С.К. Бондыревой, которая пишет: «Несмотря на то, что понятие «толерантность»трактуется широко, на то, что отсутствуют жестко отобранные его общепризнанные характеристики, на то, что оно не дифференцировано, научно не обоснованопо уровням и формам проявления и по отношению ко многим близким по смысловой нагрузке терминам, ... в обществе существует общее понимание его смысла... В то же время становится все более очевидным, что реально вставшие задачи в связи со спецификой сложившейся в стране ситуации требуют дальнейшего исследования этого сложного и еще в недостаточной степени научно разработанного феномена, выявления его характеристик, выведения их на соответствующий уровень обобщения - все это предполагает организацию специальных исследовании».28

    Надо отметить, что, несмотря на недостаточную концептуальную проработанность понятия, исследования ведутся довольно активно. При этом в качестве преамбулы к исследованиям часто приводятся некоторые концептуальные положения, позволяющие определить позицию автора в трактовке исследуемого понятия, тот вид или тип толерантности, который он исследует, а также те измеряемые параметры, на основе которых он намерен делать эмпирически обоснованные выводы о толерантности.

    Более того, исследования активно ведутся в рамках различных дисциплин:
    культурологии, этнографии, этнологии, политологии, социологии, педагогики,
    психологии, включая ее отдельные направления - этническую психологию,
    психологию межкультурных коммуникаций, конфессиональную психологию, детскую, подростковую, педагогическую психологию, психологию личности,
    бизнес-психологию, психологию менеджмента, психологическое консультирование, психотерапию.

    В целом, на основании анализа приведенных концептуальных положений различных авторов мы приходим к выводу о том, что научные основы психологии толерантности в настоящее время отсутствуют, а отдельные концепции толерантности отличаются большой пестротой, несогласованностью и достаточной противоречивостью.

    1.2 Психологические механизмы супружеской толерантности

    Если признать, что поведенческие и эмоциональные нарушения в супружеских отношениях являются отражением проблем, имеющих социально-психологические истоки, то становится возможным объяснение механизмов их появления, а также механизмов преодоления искаженных паттернов взаимодействий мужа и жены.

    Известно, что в общем принципе развития семьи именно супружество обеспечивает целостность и устойчивость системы и активно влияет на взаимоотношения других ее подсистем. В основе осуществления этого принципа лежат процессы интегративной толерантности и дифференциации, которые играют разную роль в формировании социальной системы семьи и развитии отношений между ее членами. Дифференцирующие процессы делают семейную общность видимой самой себе в своих свойствах, способствуя эффективному функционированию и самоорганизации. А процессы интегративной и реинтегративной толерантность делают эти свойства устойчивыми во времени и превращают изменения внешних и внутренних условий в факторы развития.

    По мнению Н.Г. Храмовой следует различать три основных типа психологических механизмов толерантности супружеских отношений.29

    К первому типу относят интегрирующие механизмы супружеской толерантности, благодаря которым становятся возможными чувство духовной сопринадлежности мужа и жены, высокий уровень эмпатии, а также - способность к любви, которая дарует продолжительное и глубокое счастье. Интегрирующие механизмы супружеской толерантности включают:

    а) когнитивный, когда муж и жена умеют выдвигать, обсуждать и решать
    жизненно необходимые проблемы;

    б) механизм «общности судьбы», когда у супругов формируются представления, навыки, привычки именно семейного, а не индивидуального удовлетворения потребностей; собственное благополучие воспринимается как забота о супруге и семьи в целом; развивается супружеское доверие, проявляющееся в том, что противоречия смягчаются, или снимаются за счет взаимных уступок; ощущение «общности судьбы» обусловлено тем, что все члены семьи, а особенно супруги играют большую роль в удовлетворении потребностей каждого. Толерантность становится характерным признаком такого супружества.

    Второй тип психологических механизмов взаимодействия супругов отражает и объясняет искажения в их отношениях. Дезинтеграционными психологическими механизмами, являются те, которые разрушают внутренние связи супругов и систему семьи в целом. Их присутствие сопровождается явлениями небрежности, беспомощности и безответственности, которые пронизывает деструктивную систему отношений мужчины и женщины в браке. К ним относятся:

    а) «центробежный механизм», представляющий собой неспособность супругов совместно решать проблемы. Этот механизм взаимодействия характеризуется тем, что при проблемной ситуации муж и или жена демонстрируют независимость друг от друга.

    Никто из супругов не подчиняется другому. Каждый ведет себя так, как считает нужным. Супруги не связывают друг друга, поддерживают только те взаимоотношения, которые не осложняются указанной проблемой. Основа жизненной философии в этом случае – вера в то, что важнее всего личная свобода и поэтому ничто, в том числе и семья, не должны ее ограничивать. Это прямая дезинтеграция и прямое отсутствие всякой толерантности.

    б) «центростремительный механизм». В этом случае происходит подавление личности одного из супругов ради стабильности функционирования системы семьи. Ложная толерантность подавляемого супруга, ригидная фиксация правил
    взаимоотношений не уравновешиваются необходимыми изменениями и это
    делает супружество стереотипным и монотонным. «Ретретистская реакция»
    (сохранение ригидной стабильности) приводит к внутриличностным конфликтам
    и другим нарушениям психологической сферы супругов. Дезинтеграционные механизмы взаимодействия мужа и жены являются признаком дисфункциональных процессов и свидетельствуют о наличии в супружестве либо - скрытой/явной борьбы за власть; либо, как вариант, - отношения строятся на доминировании одного супруга над другим.

    Третий тип психологических механизмов супружеской толерантности -реинтеграционные - имеют важную особенность: они способствуют восстановлению личностных связей между супругами и членами семьи после ситуационных, частичных разрушений. Использование в супружеской жизни реинтеграционных механизмов выводит отношения на новый качественный уровень. Механизмы реинтеграции, как и интеграции, являются системообразующими, так способны трансформировать новые внешние и внутренние факторы в условия функционирования семьи и супружества на новом содержательном уровне, среди них:

    а) «умение попросить прощение и прощать», т.е. извиняться и извинять -
    проявляется в навыке осмысленного обнаружения и признания в сложных
    конфликтных ситуациях своей «части вины», выражающейся в ошибочных
    действиях, суждениях, эмоциональных реакциях. Восстановление интегративных
    связей отношений основано на двухстороннем механизме выхода из «зоны вины»
    или эмоционального хаоса. В житейской психологии он закреплен в лексических
    формах - «извини» > просьба и «извиняю» > действие; «прости», т.е. посмотри
    просто, непредвзято, ничего не приращивая, и - «прощаю», т.е. не придаю
    излишне сложного значения, без подозрений в чем-либо худом. Как
    реинтеграционный механизм умение виниться и извинять, просить прощение и
    прощать может быть только двухсторонним, ибо нельзя никого простить, если об
    этом не было просьбы, как и нельзя, вывести из зоны вины, если оттуда партнер
    не собирается выходить. И обратный вектор отношений, если кого-либо, ищущего
    прощения, не прощают или не извиняют, реинтеграции не происходит.

    б) «взаимная уступка», когда супруги способны обойтись без полного
    удовлетворения желаний. Для включения и использования этого механизма
    нужна достаточная непритязательность.

    в) «бинокулярность восприятия проблемы», т.е. умение оценивать и
    положительные и отрицательные стороны каждого решения и ситуации;
    возможность учета стратегических и тактических действий, проявить достаточно
    изобретательности, воображения и в то же время не утратить связи с
    реальностью.

    г) «групповой механизм принятия решений», когда формируются и
    распределяются когнитивные роли. Эти роли спонтанно возникают в процессе
    решения проблемы, когда дискуссия разворачивается между «оптимистом» (тем
    супругом, который верит в то, что проблема решаема) и «скептиком» (тот супруг,
    который видит в основном недостатки предлагаемых решений). Важным
    элементом этого механизма является трансформация роли «скептика» - в
    стимулятора, когда распределяется между мужем и женой содержание ролей
    «исполнителя».

    д) «эвристический механизм» - процесс активного поиска новых путей решения проблемы или выхода из эксквизитной ситуации. Эвристический механизм является одним из полюсов конструкта «эмоции - разум». Это позволяет супругам смело выдвигать любую гипотезу и детально обсуждать ее достоинства.

    С точки зрения Р.В. Габдреева толерантность является основой психологической совместимости супругов.30 Совместимость трактуется как наличие свойств, способностей и особенностей характера у двух или нескольких лиц, обеспечивающих им полную согласованность совместной работы, совместной деятельности и, наконец, совместной жизни. Такое понимание совместимости предполагает в своей основе толерантность в исходных установках, прежде всего в крайних случаях может сложиться ситуация условного полного психического соответствия, реально не дающего результата в виду отсутствия толерантности в принципе. Но возможен и другой случай, например, люди не совместимы, а в отношениях между собой явных признаков конфликта не демонстрируют, причиной такого поведения является их исходная толерантность по отношению друг к другу. Толерантность, обусловленная исходно в их отношениях воспитанием, в отдельных случаях может потребовать от них огромных усилий на сохранение внутреннего спокойствия, причем при этом внешних признаков не будет наблюдаться.
    1.3 Методологические и теоретические основы развития толерантности

    Анализ литературы в области психолого-педагогических исследований показал, что на сегодняшний момент при отсутствии единой теории и методологии толерантности существует достаточно обширная практика её формирования, что обусловлено актуальностью и практической значимостью проблемы, как правило, узконаправленны, ориентированы на целенаправленное формирование терпимого отношения к конкретной социальной группе, этносу. (Е.Л. Непочатых 2004г., А.А. Егизарьянц 2005г., Д.В. Клоков 2005г., С.В. Бадмаева 2006г.)

    Теоретический анализ позволил нам выделить основные подходы к формированию толерантности в отечественно психологии.31

    Первый подходможно условно обозначить как структурный (Е.П. Непочатых 2004г., С.Н. Толстикова 2002г., Г.С. Кожухарь 2006г.). В данном случае формирующее воздействие строиться на базе представлений о толерантности как о некотором сложном многокомпонентном образовании. На основании содержательного и или функционального анализа каждого из компонентов, определяется некоторый набор знаний и навыков, усвоение которых позволяет субъекту откорректировать свои представления о представителях другой нации, более эффективно взаимодействовать с партнером по общению, избегать конфликтных ситуаций и т.п. Социально-психологические тренинги и практикумы, в данном случае, могут быть направлены на развитие или коррекцию какого-то одного из структурных компонентов (например, когнитивного или поведенческого) или всех выявленных компонентов толерантности.

    Второй подходреализуется в сфере педагогической психологии и, как правило, связан с образовательной практикой. Его суть условно можно обозначить как создание в рамках образовательного процесса психолого-педагогических условий, способствующих формированию толерантности у учащихся (А.А. Егизарьянц 2005г., Д.В. Клоков 2005г., Т.Б. Загоруля 2005г., В.Л. Литвинова 2007г., И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков 2003г.). Обе эти позиции не учитывают или учитывают не в полной мере внутренние условия личности. В первом случае эффект достигается преимущественно за счёт развития когнитивного компонента толерантности, через предоставление информации о культуре, истории другого народа, и или расширение операциональных составляющих коммуникативных способностей индивида, что может не затрагивать сложившиеся в онтогенезе черты личности, опосредующие характер обобщенного отношения данного индивида к иным социальным группам.

    Второй подход полностью ориентирован на создание развивающей среды и, на наш взгляд, более важен с точки зрения решения общеразвивающих и профилактических задач.

    Третий подходрешает проблему повышения уровня общей коммуникативной толерантности через коррекцию тех свойств и особенностей личности, которые способствуют нетерпимости в отношении других людей.

    По результатам исследования, проведенного на базе Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого при формировании общей коммуникативной толерантности, предметом коррекционной работы должны стать следующие свойства и особенности личности:

    1) В эмоционально-волевой сфере:

    • эмоциональная неустойчивость;

    • излишняя напряжённость, фрустрированность;

    • подверженность чувствам, низкий самоконтроль.

    2) В коммуникативной сфере:

    • эгоцентричность, подозрительность;

    • излишняя строгость в оценках других людей.

    3) В сфере самоотношения:
    • низкая самооценка.

    4) В ценностной сфере:

    •ценность самовозвышения на уровне убеждений и на уровне поведения.32 Такой подход, на наш взгляд, в сравнении с существующей практикой имеет целый ряд преимуществ:

    1. Изменения происходят на достаточно глубоком уровне личности, что должно привести к большей эффективности формирующего воздействия и к более стойким изменениям.

    2. Операциональная сторона толерантного общения - способы обращения с другими людьми в общении – формируются естественным образом, как некоторый индивидуальный стиль, в соответствии с психологической индивидуальностью личности.

    3. Опосредованный подход к формированию толерантности позволяет обойти сопротивление и эффективно работать не только в умеренно терпимой среде, но и, что очень важно с людьми нетерпимыми.

    Выводы по 1 главе:

    3. Развитие толерантности, возможно, осуществлять на основе трех подходов:

    - структурного,где формирующее воздействие строиться на базе представлений о толерантности как о некотором сложном многокомпонентном образовании. На основании содержательного и / или функционального анализа каждого из компонентов, определяется некоторый набор знаний и навыков, усвоение которых позволяет субъекту откорректировать свои представления о представителях другой нации, более эффективно взаимодействовать с партером по общению, избегать конфликтных ситуаций и т.п. Социально-психологические тренинги и практикумы, в данном случае, могут быть направлены на развитие или коррекцию какого-то одного из структурных компонентов (например, когнитивного или поведенческого) или всех выявленных компонентов толерантности;

    - подход, который направлен на создание в рамках образовательного процесса психолого-педагогических условий, способствующих формированию толерантности у учащихся, полностью ориентирован на создание развивающей среды;

    - опосредованный подход к формированию толерантности, в котором повышение уровня общей коммуникативной толерантности достигается через коррекцию тех свойств и особенностей личности, которые способствуют не­терпимости в отношении других людей. Именно опосредованный подход к формированию толерантности был выбран нами для развития толерантности супругов. Результаты эмпирического исследования представлены во 2 главе.

    Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия.

    Толерантность - качество терпимости, снисходительного уважения к иным идеям, чуждым взглядам, концепциям, вкусам.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта