Главная страница
Навигация по странице:

  • Логический позитивизм

  • Шпаргалки к экзамену по философии. Предмет философии. Философия (от греч рhilео люблю, sорhiа мудрость) любовь к мудрости. Философия


    Скачать 135.71 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Философия (от греч рhilео люблю, sорhiа мудрость) любовь к мудрости. Философия
    Дата04.07.2022
    Размер135.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпаргалки к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #624621
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

    Логический позитивизм — философское течение, современная форма позитивизма.

    Постпозитивизм — множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

    Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

    Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

    Ярчайшие представители постпозитивизма:

    — Карл Поппер;

    — Имре Лакатос;

    — Пол Фейерабенд;

    — Томас Кун.

    1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.

    По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом.

    Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов — от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

    2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом.

    Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.

    3. Пол Фейерабенд — американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний.

    Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.

    Заслугой американского мыслителя является настойчивый отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии.

    4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером.

    Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.

    4. Учение о природе и бытии в античной философии.

    В античной древности первое осознание категории бытия, как единодушно полагают специалисты, принадлежит Пармениду. Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств. Более того, постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Чувственному восприятию человека дано только изменчивое, текучее, а то, что неизменно и вечно – лишь мышлению. Демокрит утверждал, что бытие есть нечто простое, понимая под ним атом, как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов несколько, значит бытие не одно. Атомы разделены пустотой, пустота – это небытие, следовательно, непознаваема. Только бытие познаваемо. Мир атомов – истинный, познаваемый разумом, мир же чувственных вещей, состоящих из атомов – непознаваем.Отвергается неподвижность бытия, так как это положение не объясняет движение и изменение, происходящие в чувственном мире. Материалистическая трактовка бытия.

    Платон считал бытие – бестелесной идеей, миром идей, «сущностей».

    Бытие, согласно ему: 1.вечно 2. Неделимо, покоится 3. Бессмертно 4. Постигается разумом 5. Всегда себе тождественно 6. Множественно

    Миру сверхчувственных, неизменных, вечных идей который Платон называет бытие, противостоит мир страновления, чувственных вещей. Бытие – это некие умопостигаемые бестелесные идеи, сущности. Единое же выше бытия и составляет условие возможности бытия. Единое – высшее благо, к которому все стремиться и через это получает свое собственное бытие.

    Аристотель сохраняет понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного.

    По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами. Во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; в-четвертых, каждая Вещь имеет свое определенное назначение. Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

    Согласно неоплатонизму, весь мир предстает как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обязана своим существованием высшей. На самом верху этой лестницы помещается единое (оно же Бог, оно же благо, или, иначе, то, что по ту сторону всего сущего). Единое есть причина (прежде всего - целевая) всякого бытия (все сущее существует постольку, поскольку стремится к единому, или ко благу); само оно не причастно бытию и потому непостижимо ни для ума, ни для слова - о Боге нельзя сказать ничего. Вторая ступень - это ум как таковой и находящиеся в нем умопостигаемые сущности - идеи; это - чистое бытие, порожденное единым (ибо мышление и бытие в платонической традиции тождественны). Ниже - третья ступень - душа; она уже не едина, как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса, ибо космос для платоников живое существо, души демонов, людей, животных, растений); кроме того, она движется: душа - источник всякого движения и, следовательно, всех волнений и страстей. Еще ниже - четвертая ступень - тело. Как душа получает лучшие свойства - разумность, гармонию - от ума, так и тело получает благодаря душе форму; прочие же его качества - безжизненность, косность, инертность - сродни материи. Материя, или подлежащее, - субстрат чувственных вещей - это сама инертность, косность, бескачественность как таковая. Материя не существует; она ни в какой степени не причастна уму, то есть бытию; поэтому она также не может быть постигнута разумом и словом.

    5 Софисты и Сократ.

    Сократ совершил настоящий переворот в античной философии. До этого греческие мыслители обсуждали вопросы бытия, его природы, способов и возможностей познания. Сократ был тем, кто развернул философию к человеку, поставил человека в центре философской проблемы и начал рассматривать этические вопросы.

    Центральными этическими категориями философии Сократа выступают понятия добра и зла. Под добром, добродетелью Сократ как не удивительно понимает прежде всего знание. Знание самого себя и окружающего мира. Лишь тот человек, который обладает знанием и способен проникнуть разумом в сущность вещей, ведет осознанный образ жизни, т.е. принимает решения исходя из собственных знаний и убеждений, а не воли случая или слепых желаний. Зло в свою очередь – это незнание и невежество, погоня за наслаждениями, зависимость личности от собственных желаний и эмоций.

    Сократ выдвинул целый ряд парадоксов относительно добра и зла:

    добродетель – это знание,

    зло – это незнание добра,

    никто не желает зла,

    никто не делает зла по собственной воле.

    Последнее утверждение особенно ярко раскрывает позицию Сократа. Поскольку зло – это незнание, то его невозможно совершить намеренно. Ведь признаком намеренного поступка является его осознанность, а осознанность возможна лишь в том случае если человек обладает знанием. Обладающий же знанием обладает и добродетелью и не станет совершать зло. Тот же кто творит зло творит его по незнанию, не умея различать доброе и злое и не понимая, что он делает. А значит совершает зло случайно, ибо не способен контролировать собственные поступки.

    В связи с этим главной задачей философии и общества Сократ видел воспитание подрастающих поколений и совершенствование способов этого воспитания, чтобы всякий человек мог стать добродетельным.

    поры Сократа с софистами

    Вся философия Сократа, система его убеждений и жизни, противоречила софизму как явлению. В то время как Сократ считал главным в жизни человека добродетель, которая основывается на истинном знании, и потому отдавал все силы воспитанию и бесплатному обучению желающих, софисты напротив, утверждали непознаваемость мира, субъективность оценок реальности, отсутствие незыблемых истин и обучали, как доказать собственную правоту в любой ситуации за плату.

    В своей деятельности Сократ неоднократно сталкивался с софистами, чему посвящены ряд диалогов Платона, например, «Протагор». Используя диалектический способ ведения беседы – майевтику, Сократ наглядно показывал, чего стоят ораторские приемы и увертки софистов при столкновении с подлинной мудростью. Сократ прикладывал значительные усилия для дискредитации софистов и, в конечном итоге, ему это удалось, хотя окончательно авторитет софистов и сам смысл данного понятия поменялись уже после смерти Сократа.

    6. Философия Платона.

    Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

    Платон говорит о существовании двух миров:

    1) мирвещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств;

    2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом.

    Идеи – идеальный прообраз вещей, их совершенный образец. Вещи – лишь несовершенные копии идей. Это доказывается им с помощью образа пещеры (см. Диалог «Государство», кн.7 – «Миф о пещере»). Материальный мир создается Творцом (Демиургом) по идеальным образцам (идеям). Этим Демиургом является разум, творческий ум, а исходный материал для создания мира вещей – материя. (Демиург не творит ни материю, ни идеи, он только оформляет материю по идеальным образам).

    Мир идей, по Платону, это иерархически организованная система, идеи находятся в отношении подчинения и соподчинения, могут быть более или менее общими. На вершине =- самая общая идея – Благо, которая проявляется в прекрасном и истинном.

    Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, которые он «припоминает» в процессе своего развития. При этом чувственный опыт является лишь толчком к воспоминанию, а основным средством воспоминания является диалог, беседа. Платон развил диалектику Сократа как искусство правильного мышления, приводящего к истине.

    Важное место в философии Платона занимает проблема человека. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – только тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей.

    Стимулом к совершенствованию души является любовь к прекрасному. Вообще тема любви – одна из центральных в диалогах Платона (см. Диалог «Пир» - «Миф об андрогинах»). Виды любви, по Платону, также иерархически организованы:

    1)фундаментом всех видов любви является эротическая любовь, или любовь к прекрасному телу с целью породить в нем другое тело и тем самым удовлетворить стремление к бессмертию;

    2)любовь к душе, т.е. Стремление к справедливости, увлеченность искусством и наукой;

    3)любовь к знанию, т.е. К миру идей – это высшее проявление любви, которая «восхитительно сладостна», т.к. Приводит человека к познанию идеи Блага (эта разновидность любви получила название платонической).

    Платон делит души людей на три разновидности в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа разумная (разум), воинственная (воля), страждущая (вожделение). Обладатели разумной души – мудрецы, философы. Их функция – познание истины, написание законов и управление государством. Душа воинственная принадлежит воинам, стражникам. Их функция – охранять государство и обеспечивать соблюдение законов. Третий тип души – страждущая – стремится к материальным, чувственным благам. Этой душой обладают крестьяне, торговцы, ремесленники, функция которых – обеспечение материальных потребностей людей. Таким образом, Платон предложил структуру идеального государства (см. Диалог «Государство»), где три сословия в зависимости от типа души выполняют присущие только им функции. Т.е. Платон связывает социальные функции человека с его природными наклонностями, а надлежащее выполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармоничных отношений в обществе.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта