Главная страница
Навигация по странице:

  • Онтологические проблемы

  • Поль Генрих Дитрих Гольбах

  • Немецкая классическая философия

  • Методология науки.

  • «Структура научных революций»

  • «научный материализм».

  • Философия интуитивизма.

  • Позитивизм.

  • Р. Авенариус; — французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре; — английский математик и философ К. Пирсон.

  • Шпаргалки к экзамену по философии. Предмет философии. Философия (от греч рhilео люблю, sорhiа мудрость) любовь к мудрости. Философия


    Скачать 135.71 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Философия (от греч рhilео люблю, sорhiа мудрость) любовь к мудрости. Философия
    Дата04.07.2022
    Размер135.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпаргалки к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #624621
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

    — один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

    — развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

    Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

    20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХVIII в.

    В Европе философия ХVIII в. продолжает и развивает идеи ХVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики.

    Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя.

    Основные мысли философии ХVIII в.:

    — исходный пункт философствования — человек разумный;

    — законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума;

    — философия в первую очередь — это искусство жить в соответствии с законами разума;

    — философия — основание всех наук;

    — понятие теории познания определяется как теоретико-познавательный сенсуализм;

    — главная причина неудач человека — в недостатке морального сознания;

    — человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей;

    — религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль.

    Онтологические проблемы рассматриваются философами ХVIII в.:

    — в материалистическом аспекте;

    — в атеистическом аспекте.

    В философии ХVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он:

    — выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

    — обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы.

    Самым ярким выразителем философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723–1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др.

    Дени Дидро (1713–1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера». Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма), но различают:

    — «чувствительность инертную»;

    — «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.

    Проблемы гносеологии наряду с онтологическими являются важнейшими в философии ХVIII в. Источником знаний философы ХVII в. называют внешний и внутренний мир человека.

    Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им.

    Методами познания являются:

    — наблюдение;

    — эксперимент.

    Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.

    21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

    Она представлена философским творчеством:

    — Иммануила Канта (1724–1804);

    — Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);

    — Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);

    — Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

    — Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

    1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

    2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

    — для Канта человек — нравственное существо;

    — Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

    — Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

    — Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

    — Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

    3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

    — Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

    — Шеллинг — натурфилософию, онтологию;

    — Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

    — Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

    — Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

    4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

    — диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

    — диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

    — Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух;

    — Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

    — Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

    24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.

    Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации.

    ХХ в. — это эпоха:

    — социальных катастроф;

    — антигуманных политических режимов;

    — многочисленных локальных и мировых войн;

    — разрушения природной среды;

    — кризиса гуманистических ценностей;

    — научно-технической революции;

    — расцвета знаний и образования и др.

    Другими словами, ХХ в. — это век конфликтов разумного и неразумного в жизни и деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния.

    Основными философскими течениями этой эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм.

    1. Иррационализм — направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.

    Он образовался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют бессознательные эмоционально-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля.

    Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, а идея прогресса — неверием в него.

    Иррационализм выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррационализму мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

    2. Рационализм — совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей — с объективной.

    Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов в Новое время.

    В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации. Для рационализма ХХ в. характерен сциентизм — преувеличение роли науки в общественной жизни. Это направление представляет собой культ научно-технического разума, его защиту и оправдание.

    К рационализму ХХ в. относятся:

    — неопозитивизм;

    — структурализм;

    — неорационализм;

    — критический рационализм.

    Философский рационализм ХХ в. представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации.

    3. Гуманизм — философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.

    Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений.

    4. Персонализм — направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию.

    Формой проявления персонализма является философская антропология.

    Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму и логистике.

    25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.

    В 70–90 гг. ХХ в. широкое распространение получают различные философские школы.

    1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер — весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

    В конце 40–50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма».

    Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.

    Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:

    — философский;

    — ментальный;

    — мир объективной истины (мир роста научного знания).

    По мнению Поппера, будущее науки — за принципом фальсификации, позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть:

    — если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;

    — лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

    — важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

    Методология науки. Американский философ и историк науки Томас Кун является представителем одной из школ постпозитивизма — философии науки. Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций», в которой Кун изложил свою концепцию философии науки — это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).

    Кун ввел понятие «нормальной науки», под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

    Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм». Основными представителями его являются американские философы Э. Нагель и Д. Мор-голис, австралийский философ Д. Армстронг, аргентинский физик и философ М. Бунге и др.

    Основная задача «научного материализма» — соотношение материи и сознания.

    «Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др.

    Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) — искусство и теория интерпретации текстов.

    Герменевтики 70–90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.

    Философия интуитивизма. В 80–90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием — медициной, биологией, физикой и др.

    Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.

    26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ХХ в.

    Основные модели философского мышления в ХХ в.:

    — позитивизм;

    — марксизм;

    — неотомизм;

    — экзистенциализм и др.

    Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность:

    — роль философского и научного познания;

    — человек и его жизнедеятельность;

    — взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного;

    — свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д. Позитивизм. Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце ХIХ — начале ХХ вв. Его основные представители:

    — немецкий физик Э. Мах;

    — швейцарский философ Р. Авенариус;

    — французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре;

    — английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

    Эта форма позитивизма получила название махизма. В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи.

    Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. ХХ в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

    Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма. Логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях:

    — логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики;

    — лингвистической философии, отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий. Марксизм. Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс.

    Неотомизм. Неотомизм возник в конце ХIХ в. и имел широкое распространение в ХХ в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.

    Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается:

    — философским обоснованием бытия Бога;

    — доказательством различных религиозных догм;

    — рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала;

    — толкованием естественно-научных теорий и социальной практики.

    Наиболее яркими представителями неотомизма являются Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер.

    Экзистенциализм. Экзистенциализм — философия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.

    27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ.

    Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта