Главная страница
Навигация по странице:

  • Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение

  • I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.) Веды

  • II этап. Эпический (600 - 200 гг. до н.э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

  • Вайшешика (5 в. до н.э.)

  • Веданты (4 – 2 вв. до н.э.)

  • санкхья, ньяя, вайшешика

  • знание

  • отношение

  • занятие

  • сознание

  • 2. Джайнизм (4 в. до н.э.)

  • 3. Чарвака - Локаята (3 – 2 вв. до н.э.)

  • Буддизм и джайнизм

  • перерождения души

  • Нирваны

  • III этап. Написание Сутр (3 – 7 вв. н. э)

  • Основные категории даосизма

  • ФИЛОСОФИЯ. Предмет философии. Функции философии. Место философии в духовной жизни общества


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеПредмет философии. Функции философии. Место философии в духовной жизни общества
    Дата15.10.2022
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #734914

    1. Предмет философии. Функции философии. Место  философии в духовной жизни общества.

    Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».

    Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.

    В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.

    Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

    Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

    Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

    Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

    Функции философии:

    — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

    — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

    — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

    — аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

    — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

    Философия является важным фактором единства общечеловеческой культуры и культуры той страны, в которой появляются какие-то философские учения. Мир дан человеку как совокупность разнородных явлений, а главная задача философии – представить его как нечто целостное, единое, имеющее один источник и основание (arche), которое и стремятся познать философы. При этом философы не стремятся просто суммировать все знания, выработанные различными науками, они перерабатывают его и выстраивают целостную картину мира.

    Философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. Философия рационализирует, осмысляет определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ, а разные формы культуры - в одну культурную традицию. Другими словами, философия выполняет в культуре интегрирующую функцию.

    Философия выполняет методологическую функцию, являясь базой для развития частных наук. Именно философами были выявлены основания и нормы познавательной деятельности, созданы методы теоретического мышления, которыми пользуются частные науки.

    Картина мира зависит от развития разума, знаний, способности к объективности. В этом, мы полагаем, могут помочь занятия философией. Кроме того, философия может предложить некоторые ответы, удовлетворяющие потребность человека в системе ориентации. Не стоит забывать, что картина мира дает не только определенную систему мышления, но и придает смысл существованию человека и его положению в мире. Философия соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Тем самым философия становится мировоззрением и выполняет в жизни человека мировоззренческую функцию.

    Значение философии в системе культуры является следствием ее функций. Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, искусство, религия.

     

    1. Проблема генезиса древнеиндийской философской мысли.

    Истоки тысячелетней традиции Индийской философии восходят к 11 – 10 вв. до н. эр. Основными первопричинами генезиса индийской философии выступили следующие факторы:

    а) глубокие позитивные социально-экономические перемены (переход от бронзы к железу);

    б) ослабление, а кое-где и прекращение функционирования родоплеменных структур; в) наличие духовной цивилизации – первого, дошедшего до нас, древнеиндийского литературного памятника «Веды», представляющего собой древнеиндийскую идеологию (религиозно-мифологические представления и зачатки философских идей).

    В отличие от западной философии, индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Ее древнейшие идеи содержались уже в Ведах (около 1500 лет до н.э.). Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что древнеиндийскую философию следует определить как предысторию индийской философии. Однако, в действительности ее развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах.

    Индийская философия знает три основных комментаторских жанра: 1). комментарии учебного типа, предназначенные для освоения адептами той или иной системы под руководством наставников; 2). комментарии, преследовавшие целью дать нормативную трактовку базовых текстов для самих наставников; 3). комментарии теоретические – разрабатывавшие на основании базовых текстов новые или по-новому сформулированные доктрины. Комментарии распределялись на два класса – некоторые из них выполняли задачу свободного (не буквального) комментирования предыдущих текстов, другие представляли собой «монографические» исследования отдельных философских проблем. Примечание: лат. adeptus – приверженец, тем самым, «адепт» есть ревностный приверженец какого-либо учения, посвященный в его тайну.

    1. Этапы развития  древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения и школы.

    В своём историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

    1. Ведийский период (1500—500 гг. до н. э.)

    2. Классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)

    3. Период послеклассический, или индуистский (с 1000)

    Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.

    I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)

    Веды обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.

    II этап. Эпический (600 - 200 гг. до н.э.)

    В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

    Появляются философские школы, которые делятся на две группы: ортодоксальные – признающие авторитет Вед и неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

    Ортодоксальные школы:

    1.1 Санхья (6 в. до н.э.) сформировались в первые века нашей эры

    Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (9 век) и Рамануджа (12 век).

    1.2 Вайшешика (5 в. до н.э.) одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов, причиной движения атомов считается сверхъестественная сила — адришта (невидимое). Для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть

    1.3 Миманса(5 в. до н.э.) (санскр., букв. — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. «последняя миманса»). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

    1.4 Веданты (4 – 2 вв. до н.э.) (санскр., букв. — конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно веданта — одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем; сочинения «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра») — приписывается мудрецу Бадараяне (4-3 вв. до н. э.). Основывается на трактовке высказываний шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале) и брахмане (высшей реальности). Целью бытия веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахмана. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др. Предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места

    1.5 Ньяя (3 в. до н.э.)

    (санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой; важнейший комментарий к его «ньяя-сутре» — «ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4-5 вв.). Основной текст «новой ньяя» (12 в.) — сочинение Гангеши Упадхьяи «Таттва-Чинтамани». В центре ньяя — проблемы теории познания и логики. Разработала пятичленную форму логического вывода. Реализм ньяя привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением вайшешики. Выступала против скептицизма буддистской теории познания (мадхьямики).

    1.6 Йога (2 в. до н.э.) (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие),

    1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления — через определенную организацию психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).

    2) Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придерживалась учения санкхьи.

    добавляет к изучению текстов и послушанию учителя систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, отре­шение от боли и страданий

    Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

    Неортодоксальные школы:

    1. Буддизм (6 – 5 вв. до н.э.) Основоположник – Сиддхартха Гуатама (Будда) (583-483 гг. до н.э.). Наиболее развитое в философском отношении уче­ние Древней Индии - видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (в переводе с санскрита «угасание») - блаженное небытие, идеальное состоя­ние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страда­ний).

    Будда полагал, что к избавлению от страданий - нирване -ведет «восьмеричный путь». У этого пути несколько этапов:

    • праведное знание есть знание «четырех истин»: 1) жизнь-страдание; 2) причина страданий - наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшаются, если следовать «восьмеричному пути»;

    • праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путем Будды;

    • праведная речь есть отрешение отложных мнений и неточных слов;

    • праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголя и наркотиков»;

    • праведное занятие — это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

    • праведное усилие есть борьба с соблазнами;

    • праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

    • праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

    Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих ей страданий.

    Из знакомства с «восьмеричным путем», который представляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отдающая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям. Главное — указать путь для спасения человека и избавления его от нескончаемых страданий, а размышления о причинах и основаниях бытия второстепенны.

    Будда рассказывал притчу: представьте, что ваш друг ранен отравленной стрелой, а лекарь заявляет вам: «Я не начну лечить больного, пока не узнаю, кто выпустил стрелу: крестьянин или горожанин, высокий человек или малорослый». Будда заключает, что больной при таком подходе умрет раньше, чем лекарь узнает точные ответы.

    2. Джайнизм (4 в. до н.э.) исходил из того, что тело - темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело - к греху. Путь из­бавления от тирании тела — аскетизм и ахимса.

    Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы — непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых).

    3. Чарвака - Локаята (3 – 2 вв. до н.э.) отрицает законы кармы, сансары, существование жизни после смерти. Со страданием может справиться только удовольствие. Смерть бесповоротна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться. Считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати. Отвергая авторитет вед и проповедуемые ими принципы (существование бога-абсолюта, души и т. п.), локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим — только этот мир (лока), единственной реальностью — материю, целью человеческого существования — достижение наслаждения.

    Буддизм и джайнизм - идеалистические системы индийской философии, во многом сходны между собой:

    1. признают, что природа совершает непрерывный цикл движения, не имеющий ни начала, ни конца

    2. исходят из принципа перерождения души, согласно которому жизнь и смерть - две фазы единого цикла развития

    3. признают карму как вечный нравственный закон мира, карма – сумма добрых и злых поступков человека, она предопределяет форму будущего перерождения души

    4. высшей целью жизни объявляется освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства (Нирваны у буддистов)

    5. жизненными принципами являются: аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние, смирение.

    Школу чарваков (локайятов) принято считать наиболее распространенной из материалистических школ. Больших успехов добилась в разработке вопросов логики, диалектики и гносеологии. Она учит, что первоосновой всего являются четыре элемента: огонь, вода, земля и воздух; сознание связано только с живым телом, со смертью тела умирает и сознание, рассудок целиком зависит от внешних восприятий: он знает только то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки подвергали острой критике жрецов, обвиняя их в мошенничестве и стяжательстве.

    В духовной истории Индии важную роль играл материализм, элементы которого присущи почти всем индийским философским системам. Даже буддизму не чужды материалистические взгляды.

    III этап. Написание Сутр (3 – 7 вв. н. э)

    Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.

    Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда, Канада, Капила, Патанджали, Джаймини и Бадарайна, считающиеся основателями этих философских школ, оставили после себя так называемые сутры, в которых изложена суть их учения. Вплоть до современности эти сутры являются предметом комментариев, дополнений и обновлений в соответствии с потребностями исторических условий.


    1. Специфические черты философии древней Индии.

    В Индии аналогом термина философии является даршана. Индийская философия является специфическим явлением в мировой философии. Это обуславливает ряд факторов, в частности индийская религия и культура. Как было отмечено в предыдущих лекциях, философия на первых этапах формирования очень тесно связана и с мифологией, и с религией. Но религия в Индии - это религия буддизма в первую очередь. А буддизм - это религия опыта, а не веры, как христианство. Это накладывает свой отпечаток на философию, о чем речь пойдет дальше.

    Формирование индийской философии происходит в конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до н.э.

    Отличительными чертами древнеиндийских философских учений являются:

    • близкая связь философии и религии

    • слабая связь с наукой

    • нацеленность на гармоничное отношение человека и пpиpоды

    Первые философские системы Индии связаны с появлением Вед. Это религиозно-мифологические тексты, заимствованные у народов древней Арии. Арийцы пришли в долину рек Инда и Ганга в середине II тыс. до н.э. и принесли с собой особую культуру и мировоззрение, которое оказало влияние на первые философские идеи Древней Индии. В Ведах видно зарождение первых философских идей Индии, хотя они еще воплощают мифологическое мировоззрение. Веды - основополагающие тексты (веда-знание). Они писались многие столетия.

    Как и в Китае, философия в Индии зарождается в период феодальной раздробленности. Общество дифференцировано и разделено на касты, которые в Древней Индии называются Варны:

    Существовало 4 Варны:

    • брахманы - жрецы

    • кшатрии - люди, которые занимаются воинским трудом

    • вайшьи - люди, занимающиеся земледельческим, ремесленным или торговым трудом

    • шудры - люди, выполняющие самый низменный труд

    Веды состоят из четырех частей - самхитов. Самхиты - это крупные блоки Вед. Основные самхиты - это

    • Самоведы - это сборник религиозных песнопений и церемоний

    • Ригведы - это песнопения и гимны Богам

    • Атхарбаведы - это песнопения для жертвоприношений

    • Яджурведы - сборник заклинаний

    Другие части Вед включали в себя Брахманиты - толкование и пояснение к Самхитам, Араньяки - сказания о лесных отшельниках, Упанишады (сидеть около ног учителя и слушать его наставления - пер.санскрит) - это собственно сама философская часть Вед, которые содержат первые натурфилософские, космогонические и этические идеи. Язык Вед - санскрит. Анонимность - хаpактеpная черта Вед и Восточной философии.

    Однако Веды все были заимствованы как литературно-философский трактат у народа Ария, поэтому возникает определенная проблема с пониманием текстов. Интеpпpетация текстов - пеpвый шаг к возникновению философии. В дальнейшем с такой проблемой столкнутся в философии Средневековья, когда возникнет много способов толковать священное писание.

    1. Проблема генезиса и развития китайской философской мысли. Вопрос о происхождении школ.

    Китай на протяжении тысячелетий успешно выполнял завет своего философа Чжуанцзы: страна замыкалась в себе и на себя, оставаясь загадкой для остального мира. Европейцы воспринимали Китай наряду с Индией – и, позднее, с Японией – как страну экзотических диковинок; непривычным и непонятным казалось все – от языка и веры до придворного этикета и правил поведения в обществе.[2]

    Разумеется  китайская «самоизоляция» существенно  отличалась от, к примеру, «великой изоляции» Японии: последняя – цепочка островов, до которой еще нужно доплыть, а Китай с его протяженной сухопутной границей, даже не смотря на строительство Великой китайской стены, физически не мог отгородится от иноземного влияния (благодаря которому, в частности, в Поднебесную проник буддизм). Тем не менее, страна многие века оставалась «закрытой» – и именно поэтому сумела сохранить самобытность до наших дней, вопреки глобальным цивилизационным процессам последних столетий. И сегодня, как и несколько веков назад, когда знания европейцев о Китае ограничивалось сведениями Марко Поло и сообщениями отцов-иезуитов, первые миссии которых появились в Поднебесной в XVI веке, само слово «Китай» будоражит воображение, олицетворяя собой Восток – загадочный, таинственный и по-прежнему непостижимый.[4]

    Первые  люди в Китае, как показали данные археологических раскопок, появились  около 500000 лет назад; по всей вероятности, они были выходцами из Западной Азии. А первые культуры на китайской территории сложились в эпоху неолита. Культура Яншао в излучине реки Хуанхэ, в районе Лессового плато, возникла приблизительно 6000 лет назад; чуть моложе – около 4000 лет назад – в нижнем течении реки Янцзы сформировалась культура Луньшань. Именно комбинации этих двух культур, возникших в бассейнах великих рек, пободно другим цивилизациям древности, и стала тем «зернышком», из которого произрос Китай.[7]

      Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель — Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно — конфуцианство, добившееся во II в. до н. э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.[7]

       К VI в. до н. э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально-этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.[1]

         Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии. С момента своего возникновения она отличалась от индийской и западной философии, так как опиралась только на китайские духовные традиции.[1]  

           Согласно западному космогоническому пониманию, Начало мира - это порядок, навязанный извне, порожденный трансцендентной силой, представленной Творцом или Первопричиной. Понимание Начала мира, присущее китайской философской традиции, принципиально отлично от западного. «Тьма вещей», или, как здесь говорят, «10 тысяч вещей», вырастают из хаоса как бы сами по себе: «Все вещи живут, а корней не видно. Появляются, а ворот не видно» или «Все рождается само по себе, и нет «я», рождающего другое» («Чжуан-цзы»).[3]

            Существование для китайцев - это цикличный процесс, круг без начала и конца: «Колесо крутится не прерываясь; вода течет не останавливаясь, начинаясь и кончаясь с тьмой вещей». Дао принято понимать не как трансцендентное Начало, но как высший принцип, закон, лежащий в основании саморазвивающегося универсума. Китайскую онтологию (если ее можно назвать таковой) было бы точнее рассматривать как онтологию событий, а не субстанций.[7]

           Вся природа одушевлена - каждая вещь, место и явление имеют своих демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления в Древнем Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим, воздействовать на поведение и деятельность людей. Корни древнейших мифов уходят в глубь 2-го тысячелетия до н. э. В это время в Китае получила распространение гадательная практика с использованием магических формул, общения с духами. Для этих целей с помощью пиктографического  письма наносились вопросы на кости  крупного рогатого скота или черепаший  панцирь (вторая половина 2-го тысячелетия  до н. э.). Некоторые из этих формул или  по крайней мере их фрагменты мы находим на бронзовых сосудах, а  позже - в Книге перемен. Собрание древнейших китайских мифов содержит Книга гор и морей (Шань хай  цзин), относящаяся к VII-V вв. до н. э.[4]

            Общинная организация общества характерна для китайцев на всем протяжении их истории. Отсюда и интерес к проблемам управления обществом и государственной организации. Постановка онтологических вопросов, таким образом, определялась философско-антропологической направленностью.[1]

             Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильность основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались чувство превосходства и нетерпимость ко всем другим философским взглядам.

    В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

    · конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

    · даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

    · моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.

    · школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм). Представители: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; Часто также сюда относят Шэнь Дао.

    · школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;

    · школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;

    1. Специфические черты древнекитайской философии.

    Истоки древнекитайской философии восходят к началу I в. до н.э. Основные черты этого типа философствования проявляются в натурализме (т.е. культе природы), обращенность к прошлому (традиции), социально-нравственном характере и ориентации на авторитет.

    Китай соседствует с Индией. Однако какая разница во взглядах, даже в постановке проблем! Индийская культура основана на представлении о перевоплощении душ и воздаянии, китайская философия исходит из того, что "рождение – начало человека, смерть – его конец". Индийцы думают, как выйти из колеса перевоплощений и обрести вечное блаженство вне мира. Китайцы считают, что жизнь – это хорошо, а смерть – плохо. Индийская мысль создает учение о Едином, которое является основой бытия и высшей истиной; китайская – о двух противоположных началах – "ян" и "инь", господствующих в нашем мире. Индийской философии присущ монизм, китайской – дуализм. Типы методологии, которые были приняты в Китае – логика и нумерология. Нумерология – древнее учение о числах, обозначающих дату рождения человека, которые имеют определяющее влияние на его жизнь и судьбу.

    1. Философские идеи Конфуция и основные категории даосской философии Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм.

    Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

    Основные категории даосизма

    · Дао (“№) -- буквально «путь», в даосизме -- бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире

    · Дэ (ъє) -- буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным

    · У-вэй (–і€Ч) -- буквально «недеяние» -- понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

    · Пу -- буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

    · даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

    · конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;


    1. Место философии Нового времени в истории философии.

    2. Главные направления нововременной философии.

    3. Эмпиризм Фр. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.

    4. Общая характеристика философии Просвещения: деизм, механицизм и антиисторизм французских философов XVIII в.

    5. Сенсуализм и рационализм деятелей Просвещения.

    6. Критическая направленность философии Ф.М.Вольтера. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ).

    7. Специфические черты философии А.Шопенгауэра.

    8. Метафизика А.Шопенгауэра: мир как воля и представление.

    9.  Философия Фр. Ницше: учение о «дионисийском»  и «аполлоническом» началах мира и культуры.

    10. Программа переоценки религиозных и моральных ценностей в философии Фр. Ницше.

    11. Феноменология М. Хайдеггера: критика классической метафизики и принципы экзистенциально-феноменологического анализа.

    12. Категориальная «четверица» и пластика языка у М. Хайдеггера. Язык как «дом бытия» Проблема ничто и «говорящего молчания».

    13. Идея «усредненной понятливости» категории бытия в философии М. Хайдеггера и проблема «герменевтического круга». «Essentia» и «Existentia» «Dasein» и «Das Man».

    14. Социокультурные предпосылки и философские основания неклассической философии, а также ее основные особенности.

    15. Научная революция начала ХХ века и философия науки.

    16. З.Фрейд и возникновение психоанализа.

    17. Позитивизм и его исторические формы.

    18. Бытие, сущее и существующее: критический анализ.

    19. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии.

    20. Человеческая жизнь как экзистенция. Феноменологические концепции бытия.

    21. Знание и познание. Понятия субъекта и объекта познания. 

    22. Понятие истины. Абсолютная истина. Относительность истины. Абстрактная и конкретная  истины. 

    23. Критерии истинности знаний.


    написать администратору сайта