Главная страница
Навигация по странице:

  • Цивилизационный подход Среди них можно выделить две основные разновидности.Теории стадиального развития цивилизации

  • Ростоу создал теорию стадий экономического роста: 1) Традиционное общество

  • 3)Стадия “сдвига”.

  • 5) Эра “высокого массового потребления”.

  • Теории локальных цивилизаций

  • Первобытнообщинная модель хозяйственного развития: основные этапы становления и черты. Признаки

  • Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия. Первое разделение труда :Предпосылки

  • Сущность: В общей массе первобытных племен выделилось 2 группы: скотоводческие и земледельческие.Последствия

  • Второе разделение труда: Причины

  • Сущность: Выделение ремесла из сельского хозяйства.Последствия

  • «Неолитическая революция»: причины, сущность и последствия . Сущность

  • Кризис первобытнообщинной модели хозяйственного развития: причины, сущность и последствия.

  • «Восточная» модель хозяйственного развития: основные черты и особенности.

  • Трансформация «восточной» модели хозяйственного развития. Экономическое развитие Индии в период Средневековья.

  • Предмет и метод экономической истории как науки. Особенности формационного и цивилизационного подходов


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеПредмет и метод экономической истории как науки. Особенности формационного и цивилизационного подходов
    Анкорistoria_ekzamen.doc
    Дата19.11.2017
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoria_ekzamen.doc
    ТипДокументы
    #10305
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    1. Предмет и метод экономической истории как науки. Особенности формационного и цивилизационного подходов.

    Экономическая история как наука зародилась в середине 19 века, выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли английские ученые А.Тойнби и Дж.Эшли, немецкие К.Бюхер, М.Вебер, В.Зомбарт и русские М.Ковалевский и Д.Виноградов.

    Экономическая история – это самостоятельная наука, которая представляет собой развивающуюся систему знаний и использующая как экономические, так и исторические методы познания, она изучает экономическую жизнь людей с древнейших времен до наших дней (экономические модели, механизмы их функционирования, взаимодействия и взаимовлияния). Наука развивается в тесной связи с экономической теорией. Исследуя закономерности и особенности хозяйственного развития общества, опыт экономических реформ и осуществление экономической политики стран в соответствующие исторические эпохи, она дает увидеть долгосрочные тенденции экономического развития.

    . Метод (от лат. - путь к чему-либо) есть способ познания. В структуру метода эк-кой истории входят: методические принципы классической и современной философии; методические положения общей экономической теории; общенаучные методы; специфические методы, т. е. методы самой экономической истории.

    Для цив-го подхода хар-ны:

    • непохожесть эк-ки разных стран

    • наличие целого ряда цивилизаций

    Для формационного подхода хар-ны:

    • эк-ка разных стран имеет общие черты

    • каждый новый вид пр-ва явл-ся более сложным

    • основы жизни общ-ва – пр-во матер. благ.


    Формационный подход

    Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

    Формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

    Цивилизационный подход

    Среди них можно выделить две основные разновидности.

    Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии).

    Ростоу создал теорию стадий экономического роста:

    1) Традиционное общество. Аграрные общества с примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

    2) Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание.

    3)Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.

    4) Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.

    5) Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

    Теории локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби):

    Цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся набором определяющих признаков (критерии выделения – религия, форма ее организации и территориальный признак), каждая цивилизация обладает определенным культурно-творческим ядром, вокруг которого созидаются присущие данной цивилизации формы духовной жизни, социально-политической и экономической организации.

    Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых личностей.

    Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

    Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская.

    1. Первобытнообщинная модель хозяйственного развития: основные этапы становления и черты.

    Признаки:

    - низкий уровень развития производительных сил и медленное их совершенствование

    - коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства

    - уравнительное распределение, социальное равенство

    - отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства

    - низкие темпы развития общества.

    Этапы:

    - палеолит (древний каменный век) – 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.

    - мезолит (средний каменный век) – 12 – 8 тыс. лет до н.э.

    - неолит ( новый каменный век) – 8 – 3 тыс. лет до н.э.

    1-ранний палеолит (до 100 тыс. лет до н.э.). Питекантроп, синантроп, неандертальцы – собирательство, ловля рыбы и загонная охота.

    2-средний палеолит (завершилась 40 тыс. лет назад). Кроманьонский человек наряду с неандертальцами. Членораздельная речь. Добывание огня. Каменная техника.

    3-поздний палеолит (завершился в XII тыс. до н.э.). Матриархат. Общественные запреты. Простое присваивающее хозяйство – охота, рыболовство и собирательство. Возрос уровень каменной техники. Труд как простая кооперация без разделения. Все в коллективной собственности. Трудовое распределение добычи. Обмен между общинами.

    4-мезолит (XII-VIII тыс. до н.э.). Индивидуальная охота. Совершенствование оружия, появление лука. Новые приемы в рыболовстве. Облегчение веса и сокращение объема каменных орудий. Присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыболов. Принцип коллективизации. Использование лодок. Осваивание новых земель. Несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Патриархат.

    5-неолит (VIII-IV тыс. до н.э.). Первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий. Затем второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – индивидуализация труда, возникновение и развитие частной собственности. Первое ремесло – гончарное производство. «Неолитическая революция» - появление новой техники, форм производства и образа жизни, освоение новых территорий и эффективное их использование. Зарождение обмена – т.к. появились излишки с/х и ремесленных производств. Переход к оседлому образу жизни.

    6-энеолит (4-3 тыс. до н.э.). Появление металла – медь, золото, бронза. Система орошаемого и плужного земледелия, усиление имущественного неравенства.

    1. Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия.

    Первое разделение труда:

    Предпосылки:

    Появление и распространение земледелия в плодородных районах, затем одомашнивание животных, что нередко давало больший доход, чем земледелие. Некоторые племена даже полностью переходили к скотоводству.

    Сущность:_В_общей_массе_первобытных_племен_выделилось_2_группы:_скотоводческие_и_земледельческие.Последствия'>Сущность:

    В общей массе первобытных племен выделилось 2 группы: скотоводческие и земледельческие.

    Последствия:

    1. переход к оседлому образу жизни

    2. рост производительности труда

    3. возможность накопления запасов (богатства)

    4. зарождение торговли (натуральный обмен)

    5. развитие религии, искусства.

    Второе разделение труда:

    Причины:

    Появление свободного времени из-за роста производительности труда (меньше времени и затрат энергии требовалось для добывания пищи), появление и развитие ремесла.

    Сущность:

    Выделение ремесла из сельского хозяйства.

    Последствия:

    1. индивидуализация труда

    2. развитие частной собственности

    РЕЗУЛЬТАТ 1 и 2:

    Переход к производящему хозяйству:

    Многообразие продуктов, предназначенных для обмена

    Развернутая система обмена

    Необходимость ввода всеобщего эквивалента.

    1. «Неолитическая революция»: причины, сущность и последствия.

    Сущность:

    Появление новой техники, форм производства, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер. Это неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства.

    Причины:

    Резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. –> уменьшение количества животных -> человеку пришлось научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе, что приносило гораздо больше пользы при меньших затратах труда. Как следствие, увеличение численности населения.

    Последствия:

    Совершенствование производительных сил (применение металла в конце энеолита), товарное производство, общественное разделение труда. Индивидуализация оного. Появление излишков производства, зарождение обмена, формирование рыночных отношений. Появление частной собственности.

    1. Кризис первобытнообщинной модели хозяйственного развития: причины, сущность и последствия.

    Разложение первобытного общества началось примерно в IV тыс. до н.э.

    Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства.

    Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства.

    Среди факторов, способствующих разделению, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

    Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

    Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину

    Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IVтысячелетия до н.э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.

    1. «Восточная» модель хозяйственного развития: основные черты и особенности.

    «Азиатский способ производства» - термин, введённый К. Марксом, характеризует сущность социально-экономического развития восточных (неевропейских) обществ.

    Азиатский способ производства был основой первой классовой общественно-экономической формации, возникшей впервые на Востоке в конце 4 тыс. до н.э. и просуществовавшей там до конца второго тысячелетия н.э.

    Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

    1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

    2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

    3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества — отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства.

    4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».,

    5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия.

    6. Экономика отличалась консервативностью, что привело общество к стагнации.

    Особенности:

    На Древнем Востоке раньше всего остального мира начала расцветать довольно высокая материальная культура (благоприятные климатические условия), можно было получать значительный прибавочный продукт при низком уровне техники земледелия и затрате малых людских ресурсах. Вследствие этого у людей появляется свободное время и возможность посвящать себя не только добыванию пищи. Возникает деление общества на классы.

    Государству в восточном обществе принадлежит всё, осуществляется эффективный централизованный контроль над обществом. Причастность к власти дает привилегии.

    Азиатский способ производства строится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем.

    При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость.

    Подавляющее число жителей государств Древнего Востока были заняты в структуре сельского хозяйства. Но земля без воды не представляла никакой ценности. Оросительные системы были собственностью государства. Работы по созданию таких систем требовали больших людских ресурсов. Общинная трудовая повинность вскоре превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и они практически перестали быть свободными. Их использовали при создании сложных оросительных систем, при строительстве храмов и других циклопических сооружений. В отличие от рабов, это была даровая рабочая сила, которую не надо было кормить и одевать. Их труд можно было использовать очень расточительно.

    Экономически эти страны почти не развивались. Это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью.

    Трансформация «восточной» модели хозяйственного развития. Экономическое развитие Индии в период Средневековья.

    С середины I тысячелетия н.э. в Индии начинается процесс трансформации «азиатского способа производства» в специфический «восточный феодализм». Индия – типичный вариант восточного общества, для которого характерно стремление к неизменности, для ее поддержания служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и законы :

    • Государство сохраняло за собой право собственности на основные источники богатства, в т.ч. на землю (щедрый климат позволял выращивать 2 урожая в год)

    • Государство допускало формирование частной собственности на землю, но под своим контролем. Деление на земли халиса (практически частная собственность, возможность деления, дарения, покупки, но государство могло отобрать в любой момент – феодалы-заминадары, т.е. сборщики налогов) и икта (условное держание мусульманской прослойки, обязательная военная служба, в 15 в. иктадары перестали платить налоги (читай – бунт) и стали полноправными собственниками).

    • Специфическая форма организации общества, которая нашла свое выражение в варно-кастовой и общинной системах (4 варны, более 100 каст – по профессиям, нельзя было изменить свое положение в этой системе)

    • Власть поддерживала общинно-кастовые традиции, не допускала роста «общинной аристократии», стремилась сохранить важнейшие черты традиционного восточного общества

    • В социально-экономической системе страны структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала вовсе. Землевладелец не имел своего манорного хозяйства, поэтому не существовало барщины. Принудительный труд использовался в основном на строительстве крепостей, оросительных сооружений. Рента с крестьян взималась в форме фиксированного государственного налога.

    • Право государства на абсолютную власть не подвергалось сомнению, его полномочия освящались религией, культурой, философией и т.д.

    • Экспорт – ткани, оружие, украшения, рабы. Импорт – шелк, золото, предметы роскоши, лошади. Торговая артерия – Ганг. Внутренняя торговля – ремесленные изделия и продовольствие – все шло на удовлетворение нужд султана, его придворных и армии.


    7. Основные черты экономического развития Древней Греции.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта