Главная страница

Библия как исторчисекий истоуник. Библия как исторический источник. Библия как памятник письменности 17 Авторы Библии 17


Скачать 56.93 Kb.
НазваниеБиблия как памятник письменности 17 Авторы Библии 17
АнкорБиблия как исторчисекий истоуник
Дата26.03.2023
Размер56.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБиблия как исторический источник.docx
ТипКнига
#1016560
страница1 из 4
  1   2   3   4



Оглавление




Введение 16

Глава 1. Библия как памятник письменности 17

1.1.Авторы Библии 17

Одним из более древнейших дошедших до нас документов считается Библия. Ортодоксальная церковная традиция утверждает, то что Пятикнижие было написано Моисеем, книга Иисуса Навина лично Иисусом Навином, книга Судей и Руфь пророком Самуилом. Ему же приписываются I и II книги Царств. Царю Соломону приписывается авторство носящих его название Притчей, Песни Песней и Экклезиаста. В отношении других книг Ветхого Завета ратифицируется, то что они написаны теми личностями, именами которых наименованы: книгу Исайи написал Исайя, книгу Даниила — Даниил, книгу Иезекиила — Иезикиил и т.д. Но в том числе и теологами данное правило уже давно подвергалось сомнению, и, более того, имеются другие церковные традиции, резко расходящиеся с этой. 17

История книг Нового Завета представляется, по церковной традиции, проще и четче. Вся она помещается в рамки одного века, вернее даже, — одной только второй половины I в. н.э. С иной датировкой церковь согласиться не может, так как правило новозаветных книг приписывается или ученикам Христа, или ученикам последних. В соответствии данной версии, евангелия написаны апостолами Матфеем и Иоанном, учеником апостола Павла Лукой и учеником апостола Петра Марком. Данное будто бы случилось не позднее 60—70 гг. I в. н.э. Из 21 Послания 14 приписываются апостолу Павлу, который будто бы погиб приблизительно 66 г., другие, также приписанные апостолам, возникли приблизительно в это же время. Автором Деяний апостолов является евангелист Лука, и они датируются приблизительно 70–ми годами. Последним по времени новозаветным творением церковь полагает Апокалипсис, составленный будто бы апостолом и евангелистом Иоанном в начале 90–х годов. 18

Вся данная хронология уже давно была подвергнута фундаментальной рецензенте и не только лишь светскими учеными, однако и богословами рационалистической тенденции. Тем не менее, проблема с датировкой библейских книг полностью до сих пор не решена. Только одно, что однозначно может отметить, к примеру, русский историограф религии И.А. Крывелев по отношению к ветхозаветным книгам, так это следующее: «Подобным способом, ветхозаветные книги формировались в течении ряда веков в разных исторических обстоятельствах», хотя по отношению к определенным библейским книгам Крывелев и утверждает, то что их можно датировать достаточно уверенно и четко. 18

Далее И.А. Крывелев сообщает: «Настоящая хроника возникновения новозаветных книг также не сходится с той, какую отстаивает церковь. Книга, будто бы возникнувшая позже всех — Апокалипсис, — на самом деле оказывается первой по времени собственного появления; Апокалипсис написан во 2-ой середине 68 г. н.э. либо, может быть, в первой половине 69 г. В начале II в. возникли некоторые из Посланий. Ко 2-ой четверти II в. принадлежат евангелия и другие Послания. В половине II в. были прописаны Деяния апостолов. Из евангелий первым по времени собственного возникновения является евангелие от Марка, за ним идут евангелия, приписываемые Матфею и Луке, в конечном итоге, последним по времени является евангелие от Иоанна. Большая часть новозаветных творений многократно видоизменялась, дополнялась и изменялась в течение первых 2-ух столетий существования христианства. 18

Книги Нового завета все псевдонимны, так как личности, которые церковь считает их авторами, в реальности не существовали… Реальные имена создателей новозаветных книг исторической науке сейчас остаются незнакомыми. Может быть, когда–нибудь открытие новых материалов и документов приоткроет завесу тайны над тем, кто в реальности написал книги Нового Завета». 19

Во избежание заблуждений необходимо, однако, определить, то что термин «автор библейской книги» на самом деле крайне условен. В любой из библейских книг выявляются очевидные отпечатки компиляции, корректировок и переделок. «Все повествования ветхого завета — компиляции, определенные из них компиляции, наложенные по компиляциям. Пятикнижие… составлено из разных писаний, переплетающихся между собою, как пряди веревки….Термин «наслоение» лучше всего устанавливает тот процесс, вследствие которому большая часть книг ветхого и нового заветов стали тем, что они есть в настоящее время». 19

Таким способом, «автор» практически любой библейской книги — это большой состав людей, разбросанный по столетиям и государствам. 19

1.2.Рукописи Библии 19

«Более древними из сохранившихся более либо менее полных экземпляров Библии считаются рукописи Александрийская, Ватиканская и Синайская. Любая из них включает полностью либо практически полностью оба Завета и в том числе и с определенными добавлениями, какие в канон религией не введены. В Александрийскую вступают, кроме Ветхого и Нового заветов, два послания Климента Римского, не сопряженные с Библией. В Ватиканской рукописи на достаточно многих библейских посланий. В Синайской рукописи, кроме книг Ветхого и Нового заветов, существуют ещё не вступающие в Библию Послание Варнавы и «Пастырь» Гермы. Все без исключения три рукописи — кодексы, разработанные на пергаменте, датируются они второй половиной IV в. н.э. Язык кодексов — греческий. Ветхий завет дан в переводе «70 толковников». Каждый из упомянутых кодексов имеет непростую и увлекательную эпопею, что знакома нам далеко не полностью. 20

Меньше всего известно о Ватиканском кодексе — в частности, непонятно, как и из каких мест данный памятник попал приблизительно 1475 г. в Ватикан. Когда Наполеон I в конце XVIII в. завладел Римом, он увез Ватиканский кодекс во Францию, однако затем документ возвратился назад. Об Александрийском кодексе известно, то что в 1628 г. Константинопольский основоположник Лукарис подарил его английскому королю Карлу I. Огромный интерес предполагает хроника Синайского кодекса. 20

«В 1844 г. немецкий профессор Константин Тишендорф посетил находящийся на Синайской горе монастырь святой Екатерины. Обучаясь в монастырской библиотеке, он случайно увидел в мусорной корзине кусочки пергамента, предназначенные с целью сожжения в печи. Стоило ему только лишь извлечь из корзинки один из них, как он мгновенно осознал, то что имеет дело с весьма древней рукописью Библии. В корзине было в целом 129 листов, какие не составляли цельного набора. С огромным трудом разнообразными истинами и неправдами Тишендорфу получилось часть из них (43 листа) увезти с собой в Лейпциг. С данного времени ученого практически гнала мысль о том, то что необходимо во что бы то ни стало отыскать другие листы библейского комплекта… В 1853 г. он осуществил второе путешествие в Синай, на данный раз безуспешное: ни получить оставленные прежде листы, ни отыскать отсутствующие ему не получилось: по неведомым обстоятельствам невежественные и непреклонные монахи были на этот раз в особенности несговорчивы. 20

Через шесть лет, в 1859 г., Тишендорф в третий раз появился в монастыре, и сейчас уже ему получилось отыскать путь к сердцу «отца эконома». С таинственным видом тот привел его в собственную келью и достал сложенный в красное сукно сверток. Раскатав его, Тишендорф не сумел сдержать крика радости и удивления: перед ним покоились не только лишь те листы библейской рукописи, какие 15 лет тому назад ему категорически отказались отдать, однако и все другие, к ней относящиеся. Несомненно, за данные годы монахи осознали, то что им нет смысла применять вместо топлива ценные античные манускрипты… 21

Ученый взмолился, чтобы ему продали рукопись. Монастырское руководство объявило, то что святыню оно продавать не может, однако готово преподнести её благочестивому русскому царю… 21

Так Тишендорф получил вероятность пустить в научный обиход один из древних манускриптов Ветхого и Нового заветов. Спустя время он напечатал данную рукопись. Сейчас Синайский кодекс находится в Британском Музее, а эти 42 листа, какие Тишендорфу получилось приобрести в свою первую поездку, присутствуют в музее Лейпцига». 21

Н.А. Холодов намеренно изучил Синайский кодекс. Согласно заявлению Н.А. Морозова, впечатляет и концентрирует на себя интерес, то что листы пергамента у данного документа совершенно не истрепаны, не замусолены и не загрязнены пальцами, как, может показаться на первый взгляд, должно было бы быть при тысячелетнем пользовании им в богослужении. Данное необычное обстоятельство «объяснялось» экспертами рукописного отделения Публичной библиотеки тем, то что будто бы монахи, полагая данную книгу за особенно святую, постоянно основательно умывали руки, приступая к её чтению. Данное кропотливое мытье рук длилось (в соответствии Тишендорфу) с пятого столетия до наших дней. 21

Как оказалось, то что Тишендорф приложил собственную руку и к Ватиканскому кодексу. Данный кодекс также написан по–гречески в отличном, оставившем всю собственную гибкость пергаменте, подобными же отдельными, однако ещё более привлекательными, небольшими заглавными буквами, в 3 столбца на странице. Ни одному человеку неведомо, когда и как попал данный список в Ватикан. Тишендорф первый возвеличил его, а совместно с: ним и Ватиканское книгохранилище и себя самого, объявив (и вновь в отсутствии всяких подтверждений), то что список принадлежит к IV в. н.э., а вследствие того считается наиболее древним. Ватикан с удовольствием поверил «авторитетному» заявлению европейского научного работника. Все были довольны. Но через определенное время данные выражения Тишендорфа были подвергнуты аргументированной рецензенте, и сейчас данный список принадлежит к этапу между VI и XII столетиями, хотя, повторяем, ничего не препятствовало любителю прекрасных книг древнейшего образца заставить хорошего писца и в XVI столетии сделать себе на пергаменте подобную копию по древнему методу сочинения, как его осознавали в XVI столетии. 22

Не лучше обстоит дело и с Александрийским кодексом, который находится в настоящее время в Британском музее. Он содержит со внушительными пробелами книги обоих Заветов и, помимо того, два послания Климента Римского, одно из которых не закончено и признается поддельным. Он считается в том числе и теологами за документ не ранее VI столетия. 22

К данному же виду документов принадлежит кодекс Безы и кодекс Ефрема Сирина, хранящиеся в Париже. В последнем из них существуют только лишь 4 евангелия и Деяния Апостолов в параллельных греческой и латинской версиях, а ветхозаветные книги только лишь в отрывках. В многочисленных отношениях данные кодексы интереснее других, так как относятся к отделу палимпсестов, т.е. повторно реконструированных. 22

Других более либо менее полных Библий, написанных по–гречески, в настоящее время неизвестно. Из единичных же библейских сочинений самыми древними являются рукопись предсказания «Захария» и рукопись «Малахия», хранящиеся в Гейдельберге. Они написаны на листах папируса и относятся археологами к VII в. н.э. Дата эта считается верной; в любом случае она не порождает явных противоречий, как в упомянутых выше примерах 23

Нет практически никаких первичных документов, подтверждающих наличие хотя бы отдельных книг Библии до кануна нашего тысячелетия. «В том числе и все без исключения цитаты из библейских книг и примечание к ним, приписываемые средневековым талмудистам и массоретам, представляют из себя только рукописи конца средних столетий либо начала периода Возрождения… Заступники древности библейских книг зачастую утверждали, будто бы отдельные фрагменты из них остались от первых столетий нашей эпохи и даже до нее, но принятия данные постоянно страдают одним значимым минусом: ни один человек не способен определить, где же непосредственно сохраняются подобные отрывки?… А когда начнешь добираться до первоисточников аналогичных утверждений, в таком случае постоянно находишь, то что «сохранившимися фрагментами» именуют цитаты в сочинениях конца средних столетий, неправомерно приписываемые их авторами различным писателям глубокой древности». 23

Странный факт неимения древнееврейских рукописей Библии уже давно обращал на себя интерес специалистов–религиоведов. Были придуманы разъяснения. «В таком случае факт, то что древнееврейских рукописей Библии сохранилось существенно меньше, чем греческих, объясняется в известной мере деятельностью так именуемых масоретов…. Все экземпляры Ветхого завета, какие в чем бы то ни было — в крупном либо мелочах — не подходили масоретскому оригиналу, определённо и категорично предписывалось сжигать во избежание серьезных санкций не только лишь на том, однако и на этом свете. Не удивительно, то что до последнего периода не было известно ни одного экземпляра немасоретской либо домасоретской Библии. Жестокие воздействия раввинов лишили, подобным способом, науку больших возможностей в сфере историко–библейского изучения». 23

1.3.Сравнение Ветхого и Нового Заветов 24

Малоизвестность возникновения библейских книг вызвала, как только несомненность престижа церкви была поколеблена, значительные колебания в их аутентичности. В особенности яростные обсуждения вопроса о подлинности многих книг Нового Завета проводились на границе XX столетия. В данных дискуссиях был вскрыт необычайный параллелизм Ветхого и Нового Заветов; найден тот факт, что очень многие новозаветные сюжеты и утверждения имеют собственных прототипов в Ветхом Завете. 24

Например, в евангелии Луки имеется повествование о том, равно как будущие апостолы с Симоном и Петром во главе долгое время и безуспешно ловили рыбу, однако добились успеха и вытащили большое количество рыбы только лишь тогда, когда сеть забросили «по слову Иисуса» (Лука, V, 2—7). Иоанн объясняет данный миф в переделанном варианте, относя не к началу деятельности Иисуса, а к времени его воскресения из усопших. Он устанавливает, то что было выловлено 153 крупных рыбы (Иоанн, XXI, 11). Откуда взялось такое несферическое число? Как информирует русский историограф религии Румянцев, данный вопрос проанализировал В. Смит, обративший интерес на то, что во II книге Паралипоменон рассказывается: «И рассчитал Соломон абсолютно всех пришельцев, бывших тогда в нашей планете Израилевой… и отыскалось их сто пятьдесят три тысячи шестьсот» (II Паралип, II, 17). В иудейском оригинале здесь употреблено слово «элеф» («алфим»), что будто бы обозначает не только лишь «тысяча» («тысячи»), однако и «племя» («племена») либо «большой род» («рода»). Очевидно по данному месту, создатели Библии считают, то что количество крупных языческих племен точно также 153. Данные касты, и есть «крупные рыбы», ухваченные во всезахватывающую сеть церкви, новой веры. Румянцев сообщает: «Очевидно, подвергать сомнению в точности подобного толкования не требуется. Совпадение между численностями вряд ли может быть беспорядочным, а предлагаемое объяснение абсолютно просто, безусловно и приемлемо». 24

Мы склонны обращаться к данному объяснению более аккуратно, так как перевод «элеф» — «племя» не признается экспертами по языку, однако совместно с тем не можем не выделить, то что его закономерным результатом считается распад общепринятого представления о том, то что апостолы были небогатыми невежественными рыбаками. 25

Значительно более выразителен тот неожиданный (для впервые приступающих к изучению Библии) факт, то что образ распятого спасителя идет через почти все книги Ветхого Завета. 25

Оказывается, то что появление Иисуса Христа было «предсказано» Исайей: «… Сам Бог даст вам знамение: Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что значит «С нами Бог»). Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Исайя, VII, 14—15). 25

Пророк говорит о «рабе божьем», который добровольно предает себя на страдания и тем способствует искуплению грехов народа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от него лицо свое; он был презираем, и мы ни во что ставили его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражаем, наказуем и уничтожен богом. Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами его мы исцелились… и господь возложил на него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст своих… предал душу свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». 25

По обыкновенному осознанию, тут речь идет о мучениях Израиля во имя всего человечества. Но… безусловно, в этом понятии предварительно намечены все значительные особенности страдающего, приносящего себя в жертву за общество и искупающего вину последнего Христа… 26

В Ветхом Завете можно отыскать в том числе и Богородицу. В книге Иеремии, XII, V, 15—19 подробно говорится о некоем культе «богини неба». Но в иудейском подлиннике стоит «malkat hassamajin», что обозначает «царица небесная». Впрочем, большинство историков религии полагают (без каких–либо особых оснований), что здесь речь идет не о Марии матери Христа, а о другой, восточной богородице, Астарте. 26

Как мы уже видели о «Деве» говорит и Исайя. Чтобы выпутаться из противоречий здесь историкам приходится создавать целый роман. 26

Элемента жизнеописания Христа повторяются в жизнеописания пророка Самуила. В гл. II евангелия Луки говорится, то что когда отец с матерью принесли младенца Иисуса в храм, для того чтобы «представить пред Господа», в таком случае к общему изумлению находящихся вокруг его взял на руки старец Симеон, а пророчица Анна «говорила о Нем». (Данный момент известен как «Сретенье господне»). Когда же Иисусу исполнилось 12 лет, отец с матерью, отправившись с ним в Иерусалим на торжество Пасхи, потеряли его и только лишь после трехдневных розысков отыскали в окружении мудрецов «слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лука, II, 46—47). Абсолютно аналогично, когда чудесно зачатый и возникший ребенок Самуил вырос, в таком случае отец с матерью его направились совместно с ним в храм, чтобы «привести его пред лице Господа» (у Луки — «чтобы представить пред Господа») и принесли надлежащие жертвы. Придя туда, престарелая мать его Анна излила свою радость и благодарность богу в той песне, которая, как было показано почти наполовину вошла… в хвалебный гимн Марии при ее встрече с Елизаветой… Правда, совпадение не полное… однако влияние этого места неоспоримо». «Далее, как отрок Иисус своими мудрыми советами в храме привел в удивление учителей–книжников, так и отрок Самуил в храме превзошел первосвященника Илию, удостаиваясь неоднократного откровения от бога (1 Царств). Больше того, по свидетельству иудейского предания, сохраненного у Иосифа Флавия, первое пророческое выступление Самуила в храме произошло тогда, когда он, подобно Иисусу, имел 12 лет…». 26

В Ветхом Завете можно найти и самые «ударные» черты христианской идеологии. Например, знаменитая заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Марк. XXII, 39; Лука X, 27; Марк, XXII, 31) дословно заимствована из книги Левит (XIX, 18), что, кстати, простодушный Марк даже подчеркивает (и о чем последующие евангелисты предпочитают умалчивать). 27

Глава 2. Библия как исторический источник 28

2.1. Библейская археология 28

Библия — это Священное Писание христиан, объединяющее в себе в общей сложности 77 книг Ветхого и Нового Заветов, 11 из которых в православной традиции признаются неканоническими, в католической — второканоническими, а многими протестантскими религиозными течениями не признаются вовсе. 28

Библия содержит массу сведений об истории Израиля, Египта и смежных областей. Подтвердить или опровергнуть эту информацию призвана так называемая «библейская археология», являющаяся в настоящее время мощным и вполне самостоятельным разделом общей археологии. 28

Исследования библейской археологии распространяются на т.н. «библейские страны», в первую очередь Палестину, но также и на Египет, не только в связи с библейским сказанием, ортодоксально трактуемом как описание пребывания израильтян в египетском плену, а и потому, что как считается, будто бы на эту страну особенно быстро распространилось раннее христианство. Объектом изучения библейской археологии являются, кроме того, Ассирия и Вавилон, составляющие якобы древнюю Месопотамию, так называемое «древнеперсидское царство» (на территории современного Ирана), и Малая Азия, так как считается, что здесь существовало государство хеттов, о которых якобы неоднократно упоминает Ветхий Завет. Территория Италии и примыкающие к ней области к ведению библейской археологии не относятся, так как считается, что эти территории имеют отношение только к Новому Завету. 29

Было бы, безусловно, неверно рассматривать, то что архиологические работы в государствах Ближнего Востока сконцентрированы только лишь вокруг библейской проблематики; но в весьма многочисленных работах крупных зарубежных экспертов прослеживается необоснованная тенденция к отождествлению библейской археологии и археологии Ближнего Востока. 29

Пионерами археологических изыскании в Месопотамии явились в первой половине и середине XIX в. англичане Рич, Лэйярд и находившийся на французской службе итальянец Ботта. Это были приверженцы, трудившиеся по своей инициативе на случайные средства: первый из их, был предприниматель, 2-ой и 3-ий сотрудники консульского и дипломатического аппарата. Данные люди произвели ставку на отрытие и, безусловно, для извлечения субсидии были должны обращаться к сенсационной рекламе собственных находок, в некоторых случаях совершенно свободно отождествляя выявленные ими города с теми наименованиями, какие упоминаются в древних источниках, к примеру, в Библии. Их на самом деле замечательные открытиям, но, к сожалению, преподнесенные научной общественности под эффектными ярлыками «библейских городов», исполнили значительную роль в появлении и укреплении археологической традиции отнесения библейских сказаний на Восток и вызвали к раскопкам большой интерес. 29

Различные музеи, учреждения и институты стали посылать собственные экспедиции для регулярных раскопок; большие печатные издания включились в интенсивную пропаганду изучений, окрашенных в «библейский» цвет. Были сформированы множественные специализированные общества и фонды с главной проблемой ведения археологических изучений в «библейских» государствах. Первоначальным из органов подобного рода предстал упорядоченный в 1865 г. Палестинский исследовательский фонд. В настоящее время подобных учреждений приблизительно 20, из числа них Американский институт восточных изучений, Иерусалимский филиал Ватиканского библейского института, Израильское исследовательское общество и т.д. и т.п. 30

Ни один из районов земного шара не подвергался такому интенсивному археологическому изучению, как «библейские» территории. Издаются специальные журналы, монографии, атласы альбомы, популяризирующие тематику и содержание работ по библейской археологии. «Библейская тематика нередко теснит в археологии всякую другую. Выдающийся советский историк древности академик В.В. Струве пишет по этому поводу: «Раскопки в Египте и Вавилонии интересовали буржуазную науку лишь постольку, поскольку они соприкасались с Палестиной. Только исходя из таких соображений, ученые могли найти необходимые средства для производства раскопок. Они должны были доказать сначала, что сюда были сосланы евреи, что здесь при раскопках можно рассчитывать найти древний экземпляр Библии или сандалии Моисея, и тогда на это находились средства…». Пример: в начале XX в. в г. Умме (Месопотамия) было найдено Струве несколько десятков тысяч табличек хозяйственной отчетности. Поскольку Умма не упоминается в Библии (и поскольку никакой предприимчивый энтузиаст не успел отождествить этот город с каким–либо библейским названием) раскопки в Умме были прекращены, а архив был разбазарен (даже без исследования). В Париже таблички продавались коллекционерам по франку за штуку. 30

Бесспорно, отрытие на территории абсолютно всех данных государств предполагают большой интерес, однако то оформление, в рамках которого они производятся, имеет непосредственную задачу: доказать при помощи вещественных памятников историческую подлинность библейских сообщений в их ортодоксальном представлении. Англичанин Пол Илтон откровенно писал: «Знаменитые учителя… воодушевили меня на то, чтобы заняться археологией с особой целью: подтверждение Библии». Почти все эксперты, считающиеся крупными и честными, позволяют себе писать, к примеру, следующее: «В целом… архиологическая деятельность предоставляет безусловно самую сильную уверенность в надежности библейских сообщений» (американский археолог Миллар Берроу). Настолько же категорично настаивает на этом, то что археология опровергла «разрушительный критицизм второй половины XIX в.», профессионал–археолог и прежний долголетний директор Британского музея Фредерик Кенион. В 1955 г. западногерманский корреспондент Вернер Кеплер издал книгу под наименованием «И все–таки Библия права!», в которой он собрал все, то что он полагал «археологическими доказательствами» библейских слов в их благочестивой трактовке. В целом в последнее время стало «даже показателем отличного тона для каждой работы по ближневосточной археологии определять на то, что в процессе архиологических изучений последнего времени увеличилось доверие к исторической точности Библии». 31

Один из основных современных авторитетов в сфере библейской археологии, американец Уильям Олбрайт сообщает: «Не может быть колебаний в том, что археология доказывает значительную важность ветхозаветной традиции». Он полагает, то что данными способностями археология стала владеть в относительно недавнее время. Олбрайт принимает, то что в основе периода 1919—1949 гг. в этом вопросе доминировала неразбериха, то что разнообразные убеждения по проблемам хронологии было нельзя утвердить, и то что «в подобных обстоятельствах, на самом деле, невозможно было применять архиологические сведения по Палестине для иллюстрации Ветхого завета». Иной авторитет, Нельсон Глюк сообщает о «почти невероятно точных многознаменательных подтверждениях Библии» и о том, то что «нет ни малейшего архиологического подтверждения, которое в чем–либо возражало бы библейским доказательствам». Однако один из популярных археологов Джордж Райт, ярый приверженец архиологических доказательств ортодоксальной трактовки Библии, бывший редактор особого журнала «Археолог–библеист», был должен все–таки принять: «Огромное большинство находок ничего не подтверждает и ничего не отрицает; они наполняют фон и предоставляют общество для истории… К несчастью, желанием «доказать» Библию проникнуты почти все работы, доступные посредственному читателю. Подтверждения неверно используются, заключения, вырабатываемые из них, зачастую неправы, ложны либо вполовину справедливы. Мы обязаны исследовать эпопею выбранного народа четко тем же путем, каким мы исследуем эпопею иных народов, рискуя в том числе и расстроить неповторимость данной истории. В случае если мы не пойдем на такого рода риск, мы можем никогда не достигнуть истины». Херберт Хааг в вступлении к книге Сайруса Гордона «Исторические основания Ветхого завета» ставит в заслугу автору, то что «его цель — не восхваляющая, как у авторов определенных иных работ, какие сейчас выбрасываются в многочисленных изданиях на книжный рынок и в которых стараются обосновать достоверность слова Божия при помощи нанизывания ошеломляющих «подтверждений» Библии древневосточными источниками». 32

Фактически же, как мы покажем ниже, чем больше пополняется археологический материал, тем труднее оказывается «подтверждение Библии». Хотя постепенно наука освобождается от гипноза, которому она была подвергнута на протяжении столетий, еще и до сих пор критика вопросов, затрагивающих церковь, сопряжена с большими трудностями. В начале XX в. Древс писал: «В вопросе о происхождении христианской религии и об историчности Иисуса историческая наука до сих пор еще совершенно не принимала самостоятельного участия, более того, она прямо–таки рада, что не имеет, будто бы, надобности вступать в разбор этой щекотливой темы, как это с милой откровенностью высказывается даже Зеек, когда в своей «Истории падения античного мира» он пишет: «Мы не имеем намерения изображать Иисуса в его человеческом виде и очерчивать его земную судьбу, т.е. задачи, которые, судя по состоянию предания, быть может, неразрешимы и, во всяком случае, еще не разрешены. Все вопросы, касающиеся возникновения христианства, столь трудны, что мы рады возможности и праву их обойти». К сожалению, эта точка зрения процветает и поныне. 33

Библия — это Священное Писание христиан, объединяющее в себе в общей сложности 77 книг Ветхого и Нового Заветов, 11 из которых в православной традиции признаются неканоническими, в католической — второканоническими, а многими протестантскими религиозными течениями не признаются вовсе. 33

Основой Ветхого Завета является так называемая «Еврейская Библия» или Танах, состоящая из трёх частей: Письменной Торы (Закон), Небиима (Пророки) и Ктубима (Писание) — всего 24 книги, которые более, чем тысячу лет записывались и редактировались. Главной целью редактирования Танаха было не только фиксирование текста письменно, с точностью до знака, но и сохранение правильного произношения этого текста. В 6–7 вв. текст Танаха, в котором использовались 22 согласных буквы древнееврейского алфавита, был снабжён гласными знаками вокализации, интонационными знаками, ударениями и паузами. 33

Священные тексты христиан и иудеев объединяет много общего, но принципиальное расхождение в них имеет, главным образом, догматическую основу. В иудейской (впрочем, как и в мусульманской) религиозной традиции, Бог — только трансцендентен и, соответственно, Он, по определению, не может воплотиться, приняв формы земного мира. Именно по этому, Мессия, Которого иудейский мир ожидает до сего дня, не воспринялся и не соотносится носителями этой религии с Иисусом Христом, Который, с точки зрения христиан, и есть Тот Самый Спаситель и Царь мира, воплотившийся более 2000 лет назад, Тот Самый Богочеловек, в Котором божественная и человеческая природы соединены не слитно, не раздельно, неразлучно и неизменно; ведь в христианстве Бог и имманентен и трансцендентен одновременно. 34

Соответственно, вектора герменевтических поисков одних и тех же библейских событий, описываемых казалось бы идентично в обоих Священных Писаниях, разнонаправлены. Основание данного разногласия можно найти, например, на страницах книги пророка Исаии. Там есть такие слова: Дева (христианский вариант), Женщина (иудейский вариант) «во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что означает с нами Бог» (Ис 7: 14–16) — этим пророчеством о будущем пришествии Мессии, пророк Исаия вразумлял царя Ахаза, сына Иоафамова, потомка царя Давида, в дни угрозы физического уничтожения царского рода в следствии военного вторжения в Иудею со стороны Ассирии и Египта. В соответствии с иудейским толкованием, здесь речь идёт о молодой женщине которая родит уникального человека-правителя, и он, соответственно, поднимет носителей этой религиозной традиции на вершину земного мироустройства; в христианском же толковании речь идёт о Деве, которая чудесным образом станет матерью Мессии — Богочеловека, т. е. Христа, обладающего как божественной, так и совершенной, неповреждённой грехом человеческой природой; при этом целью воплощения Богочеловека в земном мире является возвращение людей к Богу путём уподобления Ему, приобщение людей по их доброй воли к вечному и благодатному богообщению, которое было утрачено прародителями человечества Адамом и Евой в результате грехопадения. 34

Вести первых открытий, сопряженных с изучением библейского региона, печатались в газетах, инициируя яростные дискуссии у просвещённой публики. Таким образом, немецкий педагог Фридрих Гротефенд, впечатлённый публикациями о находках Карстена Нибура в Персиполе, в том числе и поспорил на вечеринке с товарищами, что сумеет расшифровывать клинопись. С утра, на свежую голову он совершенно не отчаялся и спустя время достиг скромного, однако итога, опубликовав его в 1802 г.. Из числа ученых были скептики, какие задавались целью опровергнуть Библию. К примеру, британец Вильям Рамсей отправился в Малую Азию только для того, чтобы доказать, что всё, о чём писал евангелист Лука в собственном Евангелии и в Деяниях апостолов, считается вымыслом. Но, проведённые им многосторонние изучения, сделали из этого скептика ревностного христианина. Научному доказательству прецедентов, описанных в Библии, посвящали собственную жизнь почти все иностранные ученые; из числа которых можно охарактеризовать первых французских и английских ассириологов и шумерологов: П. Э. Ботта, Ж. Менана, Ф. Тюро-Данжена, Г. О. Лейарда, Г. Рассама, Ч. Л. Вулли, В. Олбрайта, и т. д. Не оценима и деятельность первых дешифровщиков клинописи (1857г.) — И. Левенстерна, Г. Роулинсона, Э.Хинкса, Ж.Опперда, У. Фокса-Тальбота, а кроме того разработка грамматики языка древних египтян и расшифровка египетских иероглифов Ф. Шампольоном, первые итоги по которым были получены им в 1822г. Библейская археология, в какой-то мере оказалась стимулом для учёных, работающих в наиболее различных течениях науки: в физике, химии, биологии, астрономии, так как проблемы: откуда возник человек и как организован мир, — проблемы, на какие Священное писание отвечала стилем символов, воодушевлял многих на поиск более определенных и детальных ответов. Материальные подтверждения человеческой культуры Ближнего Востока вот уже 200 лет подтверждают подлинность описываемых в Священном Писании событий. За границей проблема об историчности Библии находится в плоскости научных подтверждений, а вот в Российской федерации — более в плоскости религии. 35

Покажем же на примерах, в какой мере и как археология «подтверждает» библейские сказания. 36

2.2. Некоторые подтверждения библейским сказаниям 36

Как известно, ковчег Ноя пристал к горе Арарат на Кавказе. На вершине горы прохладно, так что он вполне имел возможность там сохраниться. И на самом деле, возле Арарата, по сообщению Вернера Келлера, располагается армянская деревня Вайзит, в которой до сих пор существует история о пастухе, какой как-то раз на Арарате видел огромное древесное судно. Будто бы определенная турецкая экспедиция 1833 г. упоминала «определённый древесный корабль, какой в летний сезон возвышался над южным глетчером». Затем Келлер утверждает, то что в 1892 г. он доктор Нури сделал экспедицию с целью определения истоков Евфрата и на обратном пути будто бы видел в постоянных льдах кусок корабля: «Внутри он был полон снегом; наружная стена — темно–красного цвета». 36

Во время первой мировой войны российский офицер–авиатор Росковицкий с борта самолета будто бы видел на южном откосе фрагменты ковчега. Царь Николай II будто бы отправил туда целую экспедицию, что не только лишь видела, однако и сфотографировала части ковчега. 36

Американский историограф и миссионер Аарон Смит из Гринсбора, «специалист по вопросу потопа», сочинил полную литературную историю Ноева ковчега, в которой показаны 80 тысяч печатных работ на данную проблему, а в 1951 г. собственнолично отправился на поиски Ковчега. Он с 40 работниками провел на вершине Арарата 12 суток, однако ничего не обнаружил. Это не воспрепятствовало ему сообщить: «Если мы даже никакого следа Ноя не нашли, то все равно мое доверие к библейскому повествованию о потопе только лишь укрепилось; мы ещё вернемся». 37

В 1952 г. произошла экспедиция Жана де Рике. Как и Смит, де Рике практически никаких следов ковчега не выявил. 37

Эта интересная хроника — только лишь слабый отсвет большой и крайне болезненной для традиционных историков проблемы отождествления географических точек и происшествий, представленных в Библии с исторической реальностью. 37

Библейской преданию о разрушении Содома и Гоморры посчастливилось на «естественные объяснения». Дело дошло уже до того, что в процесс были пущены инопланетяне из космоса, которые будто бы истребили целиком данные города ядерным взрывом. 37

На южной оконечности Мертвого моря, в весьма соленой и малопрозрачной здесь на глубине приблизительно 400 метров неясно маячат как будто бы фрагменты чего–то вроде стволов деревьев . Серьезному американскому археологу Д. Финегану, а следом за ним и В. Кеплеру этого оказалось достаточно, для того чтобы авторитетно сообщить, что трагедия Содома и Гоморры закончилась тем, что вся «долина Сиддим» совместно с обгоревшими фрагментами двух населенных пунктов спустилась на морское дно, хотя в Библии конкретно сказано, что «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь» и ничего не рассказывается о погружении на дно. 37

И.А. Крывелев сообщает: «Первое, что можно было бы использовать в этом случае, это мнение о вулканическом извержении. Но вулканов в данном районе нет». Здесь под «данным районом» Крывелев подразумевает Палестину, куда историки, следуя церковной традиции (только ей!), относят Содом и Гоморру. Кажется, самое естественное, поискать эти города там, где вулканы есть. Так нет же, поиски по–прежнему продолжаются в Палестине и в окрестных странах. 38

Продолжительное время дискуссировался вопрос: когда жили патриархи? Но ни 1 из множественных альтернатив датировки, созданных библеистикой и библейской археологией, не выдерживает контроля объективными сведениями раскопок. «Поскольку личности, названные в XIV главе книги Бытия, нигде другими источниками не упоминаются, мы не можем составить надежную картину действительного положения вещей, и эта глава остается одной из наиболее горящих исторических проблем Библии». В настоящее время принята методика воздерживаться от датировок: «Необходимо соблюдать осторожность при применении культурных и социальных показателей для целей датировки; поскольку у нас имеются принципиальные установки в вопросе о патриархальной эре, нужна определенная гибкость в фиксации хронологии». 38

К слову, то что, непосредственно говоря, обозначает высказывание: «имеются принципиальные установки в проблеме о патриархальной эре». В какой степени можно оценивать, данные конструкции ограничивают «гибкость» традиционной хронологии только лишь некоторыми веками вперед либо назад от церковной даты. 38

Из этого прецедента, что об Аврааме, к примеру, нет никаких упоминаний ни в каких бумагах, был выполнен вывод, то что он «никогда не мог быть гражданином шумерской метрополии». 38

В двадцатые годы XX в. Леонард Вулли раскопал холм Муккайяр в Южной Месопотамии, под которым были обнаружены развалины города, который Вулли немедленно отождествил с упоминаемым в Библии городом Ур, родиной Авраама, т.е. с тем местом, откуда произошел израильский народ. Было бы естественно ожидать, что это отождествление будет подкреплено чем–нибудь более существенным, чем голословным утверждением. Однако Вулли поспешил заявить, что было бы исключительно счастливой случайностью найти следы, непосредственно свидетельствующие об Аврааме, так как Авраам не занимал в Уре видного положения… На это Вулли возразили, что в главе XIV книги Бытия подробно описывается, как Авраам воевал против Амрафела (отождествленного с Хаммурапи) и целой коалиции его союзников, причем одержал победу. Такое яркое событие должно было бы оставить хоть какие–то следы, однако никаких следов найдено не было, и потому теперь археологи отделываются скороговоркой: «К несчастью, невозможно с хронологической точки зрения удовлетворительно датировать эпизоды (связанные с Авраамам) в рамках II тысячелетия ближневосточной истории». 39

Однако все же почему–то это предоставляет основание приурочивать многознаменательное существование Авраама ко времени Хаммурапи. 39

В следствии продолжительной дискуссии было, в конечном итоге, объявлено, то что XIV глава книги Бытия таинственна. 39

Ярый приверженец благочестивой библейской концепции Олбрайт сообщает: «Прежнее понимание об исходе из Ура Халдейского в Харак не нашло, за исключением самого города, практически никаких археологических доказательств». 39

Археологические изучения в Месопотамии и Сирии, проводившиеся в XX в., предоставили большее число материала. Ортодоксальная традиция полагает, то что непосредственно в данных участках формировалась деятельность библейских патриархов и по этой причине можно было ожидать, то что данные археологических изучений прольют свет на данный значительный этап библейской события. 39

В 1933—1938 гг. были произведены раскопки на территории древнего города, названного Мари. Затем были раскопаны города, названные археологами Харран, Серуг, Полег, Нахор и отождествленные ими с некоторыми названиями в Библии. Однако дальше этих отождествлений дело не пошло. Найденные в большом количестве таблички (культовые, мифологические документы и материалы официального царского архива) хранят абсолютное молчание о ветхозаветных патриархах: «Что же касается личности самих патриархов Авраама, Исаака и Иакова, то можно лишь повторить, что богатейшие результаты раскопок в Сирии и Месопотамии дали о них беднейшие материалы — попросту сказать, никаких». 40

Заключение 41

Священное писание весьма тщательно представляет историю Израиля, перечисляет различные государства и города, упоминает о многочисленных нациях. Весьма удивительно, то что все это не находит, как мы видели, справедливого археологического доказательства. Непроизвольно появляется сомнение, то что мы ищем не там, где надо, то что «Египет» Библии — это совсем не Египет в нашем сегодняшнем представлении, а «Ханаан» — это не Палестина. Как бы ни безумно представлялось подобное мнение, необходимо помнить, то что ортодоксальные отождествления географических пунктов, упоминаемых в Библии, базируются основным способом на традиции, а их конкретные причины весьма смутны и шатки. По этой причине, в случае если твердые и четкие объективные причины вынудят нас поменять локализацию библейских происшествий, то это не будет противоречить практически никаким прецедентам, а только лишь лишний раз продемонстрирует ненадежность традиции. 41

То же самое правильно и по отношению к временной локализации библейских событий. Напрямую текст Библии не дает возможность охарактеризовать изображенные в нем действия. Он только объединяет их с мероприятиями в «Египте». Только лишь полагая, что данный «Египет» есть наш Египет, и только лишь полагая египетскую хронологию определенной, мы можем «датировать» библейские действия. Не совершая практически никаких предположений, мы можем только определить верхнюю границу для «библейских времен»; она обусловливается датами существующих рукописей Библии, а данные даты в наилучшем случае падают на раннее Средневековье (а в случае если быть до конца придирчивыми, в таком случае даже на XV столетие, т.е. период книгопечатания). 41

Список использованной литературы 42

1.Аристофан. Комедии, т. 1. — М.: ГИХЛ, 1954, С. 15 42

2.Бикерман Э. Хронология древнего мира. — М.: Наука, 1975, 248 с. 42

3.Василиадис Н., Библия и археология / Перевод с греческого. — Москва: Свято-Троицкая Лавра, 2016. — 410 с. 42

4.Геродот. История. — М.: Наука, 1972, с. 437 42

5.Донини А. Люди, идолы и боги, Госполитиздат. — М.:, 1962, С. 225 42

6.Древс А.. Миф о Христе. Т.2. — М.:, 1924, С. 36 42

7.Идельсон Н.И. История календаря. — Л.:, 1925, 483 с. 42

8.Крывелев И.А. Раскопки в «библейских» странах. — М. Советская Россия, 1965, 467 с. 42

9.Кустова Е. А. Библия как исторический источник [Текст] // История и археология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 63-66. 42

10.Ланн Е. Литературная мистификация. — М.:, 1930. 576 с. 42

11.Ленцман Я.А. Происхождение христианства. — М.: Изд–во АН СССР, 1958, 418 с. 42

12.Морозов Н.А. Пророки. — М.:, 1914, 305 с. 42

13.Низе Б. Очерк римской истории и источниковедения. — Спб.:, 1908, 218 с. 43

14. Прт. Ростислав Снегирёв, Библейская археология. — Москва: Свято-Троицкая Лавра, 2007. -576 с. 43

15. Рукописная и печатная книга. — М.: Наука, 1975. 43

16.Румянцев H.Э. Смерть и воскресение спасителя Т.1. — М.: Атеист, 1925, С. 54 43

17.Сендерленд И.Т. Священные книги в свете науки. — Гомель.: 1924, С. 51-52 43

18.Трельс–Лунд. Небо и мировоззрение в круговороте времен. — Одесса.: 1921., 318 с. 43

19.Удальцов АД. и др. (ред.). История средних веков. — М. ОГИЗ, 1941., 287 с. 43


  1   2   3   4


написать администратору сайта