Главная страница

Библия как исторчисекий истоуник. Библия как исторический источник. Библия как памятник письменности 17 Авторы Библии 17


Скачать 56.93 Kb.
НазваниеБиблия как памятник письменности 17 Авторы Библии 17
АнкорБиблия как исторчисекий истоуник
Дата26.03.2023
Размер56.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБиблия как исторический источник.docx
ТипКнига
#1016560
страница3 из 4
1   2   3   4



















Глава 2. Библия как исторический источник




2.1. Библейская археология



Библия — это Священное Писание христиан, объединяющее в себе в общей сложности 77 книг Ветхого и Нового Заветов, 11 из которых в православной традиции признаются неканоническими, в католической — второканоническими, а многими протестантскими религиозными течениями не признаются вовсе.

Библия содержит массу сведений об истории Израиля, Египта и смежных областей. Подтвердить или опровергнуть эту информацию призвана так называемая «библейская археология», являющаяся в настоящее время мощным и вполне самостоятельным разделом общей археологии.

Исследования библейской археологии распространяются на т.н. «библейские страны», в первую очередь Палестину, но также и на Египет, не только в связи с библейским сказанием, ортодоксально трактуемом как описание пребывания израильтян в египетском плену, а и потому, что как считается, будто бы на эту страну особенно быстро распространилось раннее христианство. Объектом изучения библейской археологии являются, кроме того, Ассирия и Вавилон, составляющие якобы древнюю Месопотамию, так называемое «древнеперсидское царство» (на территории современного Ирана), и Малая Азия, так как считается, что здесь существовало государство хеттов, о которых якобы неоднократно упоминает Ветхий Завет. Территория Италии и примыкающие к ней области к ведению библейской археологии не относятся, так как считается, что эти территории имеют отношение только к Новому Завету.

Было бы, безусловно, неверно рассматривать, то что архиологические работы в государствах Ближнего Востока сконцентрированы только лишь вокруг библейской проблематики; но в весьма многочисленных работах крупных зарубежных экспертов прослеживается необоснованная тенденция к отождествлению библейской археологии и археологии Ближнего Востока.

Пионерами археологических изыскании в Месопотамии явились в первой половине и середине XIX в. англичане Рич, Лэйярд и находившийся на французской службе итальянец Ботта. Это были приверженцы, трудившиеся по своей инициативе на случайные средства: первый из их, был предприниматель, 2-ой и 3-ий сотрудники консульского и дипломатического аппарата. Данные люди произвели ставку на отрытие и, безусловно, для извлечения субсидии были должны обращаться к сенсационной рекламе собственных находок, в некоторых случаях совершенно свободно отождествляя выявленные ими города с теми наименованиями, какие упоминаются в древних источниках, к примеру, в Библии. Их на самом деле замечательные открытиям, но, к сожалению, преподнесенные научной общественности под эффектными ярлыками «библейских городов», исполнили значительную роль в появлении и укреплении археологической традиции отнесения библейских сказаний на Восток и вызвали к раскопкам большой интерес.

Различные музеи, учреждения и институты стали посылать собственные экспедиции для регулярных раскопок; большие печатные издания включились в интенсивную пропаганду изучений, окрашенных в «библейский» цвет. Были сформированы множественные специализированные общества и фонды с главной проблемой ведения археологических изучений в «библейских» государствах. Первоначальным из органов подобного рода предстал упорядоченный в 1865 г. Палестинский исследовательский фонд. В настоящее время подобных учреждений приблизительно 20, из числа них Американский институт восточных изучений, Иерусалимский филиал Ватиканского библейского института, Израильское исследовательское общество и т.д. и т.п.

Ни один из районов земного шара не подвергался такому интенсивному археологическому изучению, как «библейские» территории. Издаются специальные журналы, монографии, атласы альбомы, популяризирующие тематику и содержание работ по библейской археологии. «Библейская тематика нередко теснит в археологии всякую другую. Выдающийся советский историк древности академик В.В. Струве пишет по этому поводу: «Раскопки в Египте и Вавилонии интересовали буржуазную науку лишь постольку, поскольку они соприкасались с Палестиной. Только исходя из таких соображений, ученые могли найти необходимые средства для производства раскопок. Они должны были доказать сначала, что сюда были сосланы евреи, что здесь при раскопках можно рассчитывать найти древний экземпляр Библии или сандалии Моисея, и тогда на это находились средства…»1. Пример: в начале XX в. в г. Умме (Месопотамия) было найдено Струве несколько десятков тысяч табличек хозяйственной отчетности. Поскольку Умма не упоминается в Библии (и поскольку никакой предприимчивый энтузиаст не успел отождествить этот город с каким–либо библейским названием) раскопки в Умме были прекращены, а архив был разбазарен (даже без исследования). В Париже таблички продавались коллекционерам по франку за штуку.

Бесспорно, отрытие на территории абсолютно всех данных государств предполагают большой интерес, однако то оформление, в рамках которого они производятся, имеет непосредственную задачу: доказать при помощи вещественных памятников историческую подлинность библейских сообщений в их ортодоксальном представлении. Англичанин Пол Илтон откровенно писал: «Знаменитые учителя… воодушевили меня на то, чтобы заняться археологией с особой целью: подтверждение Библии»1. Почти все эксперты, считающиеся крупными и честными, позволяют себе писать, к примеру, следующее: «В целом… архиологическая деятельность предоставляет безусловно самую сильную уверенность в надежности библейских сообщений» (американский археолог Миллар Берроу)2. Настолько же категорично настаивает на этом, то что археология опровергла «разрушительный критицизм второй половины XIX в.», профессионал–археолог и прежний долголетний директор Британского музея Фредерик Кенион. В 1955 г. западногерманский корреспондент Вернер Кеплер издал книгу под наименованием «И все–таки Библия права!», в которой он собрал все, то что он полагал «археологическими доказательствами» библейских слов в их благочестивой трактовке. В целом в последнее время стало «даже показателем отличного тона для каждой работы по ближневосточной археологии определять на то, что в процессе архиологических изучений последнего времени увеличилось доверие к исторической точности Библии»3.

Один из основных современных авторитетов в сфере библейской археологии, американец Уильям Олбрайт сообщает: «Не может быть колебаний в том, что археология доказывает значительную важность ветхозаветной традиции»1. Он полагает, то что данными способностями археология стала владеть в относительно недавнее время. Олбрайт принимает, то что в основе периода 1919—1949 гг. в этом вопросе доминировала неразбериха, то что разнообразные убеждения по проблемам хронологии было нельзя утвердить, и то что «в подобных обстоятельствах, на самом деле, невозможно было применять архиологические сведения по Палестине для иллюстрации Ветхого завета». Иной авторитет, Нельсон Глюк сообщает о «почти невероятно точных многознаменательных подтверждениях Библии» и о том, то что «нет ни малейшего архиологического подтверждения, которое в чем–либо возражало бы библейским доказательствам». Однако один из популярных археологов Джордж Райт, ярый приверженец архиологических доказательств ортодоксальной трактовки Библии, бывший редактор особого журнала «Археолог–библеист», был должен все–таки принять: «Огромное большинство находок ничего не подтверждает и ничего не отрицает; они наполняют фон и предоставляют общество для истории… К несчастью, желанием «доказать» Библию проникнуты почти все работы, доступные посредственному читателю. Подтверждения неверно используются, заключения, вырабатываемые из них, зачастую неправы, ложны либо вполовину справедливы. Мы обязаны исследовать эпопею выбранного народа четко тем же путем, каким мы исследуем эпопею иных народов, рискуя в том числе и расстроить неповторимость данной истории. В случае если мы не пойдем на такого рода риск, мы можем никогда не достигнуть истины»2. Херберт Хааг в вступлении к книге Сайруса Гордона «Исторические основания Ветхого завета» ставит в заслугу автору, то что «его цель — не восхваляющая, как у авторов определенных иных работ, какие сейчас выбрасываются в многочисленных изданиях на книжный рынок и в которых стараются обосновать достоверность слова Божия при помощи нанизывания ошеломляющих «подтверждений» Библии древневосточными источниками»1.

Фактически же, как мы покажем ниже, чем больше пополняется археологический материал, тем труднее оказывается «подтверждение Библии». Хотя постепенно наука освобождается от гипноза, которому она была подвергнута на протяжении столетий, еще и до сих пор критика вопросов, затрагивающих церковь, сопряжена с большими трудностями. В начале XX в. Древс писал: «В вопросе о происхождении христианской религии и об историчности Иисуса историческая наука до сих пор еще совершенно не принимала самостоятельного участия, более того, она прямо–таки рада, что не имеет, будто бы, надобности вступать в разбор этой щекотливой темы, как это с милой откровенностью высказывается даже Зеек, когда в своей «Истории падения античного мира» он пишет: «Мы не имеем намерения изображать Иисуса в его человеческом виде и очерчивать его земную судьбу, т.е. задачи, которые, судя по состоянию предания, быть может, неразрешимы и, во всяком случае, еще не разрешены. Все вопросы, касающиеся возникновения христианства, столь трудны, что мы рады возможности и праву их обойти»2. К сожалению, эта точка зрения процветает и поныне.

Библия — это Священное Писание христиан, объединяющее в себе в общей сложности 77 книг Ветхого и Нового Заветов, 11 из которых в православной традиции признаются неканоническими, в католической — второканоническими, а многими протестантскими религиозными течениями не признаются вовсе.

Основой Ветхого Завета является так называемая «Еврейская Библия» или Танах, состоящая из трёх частей: Письменной Торы (Закон), Небиима (Пророки) и Ктубима (Писание) — всего 24 книги, которые более, чем тысячу лет записывались и редактировались. Главной целью редактирования Танаха было не только фиксирование текста письменно, с точностью до знака, но и сохранение правильного произношения этого текста. В 6–7 вв. текст Танаха, в котором использовались 22 согласных буквы древнееврейского алфавита, был снабжён гласными знаками вокализации, интонационными знаками, ударениями и паузами.

Священные тексты христиан и иудеев объединяет много общего, но принципиальное расхождение в них имеет, главным образом, догматическую основу. В иудейской (впрочем, как и в мусульманской) религиозной традиции, Бог — только трансцендентен и, соответственно, Он, по определению, не может воплотиться, приняв формы земного мира. Именно по этому, Мессия, Которого иудейский мир ожидает до сего дня, не воспринялся и не соотносится носителями этой религии с Иисусом Христом, Который, с точки зрения христиан, и есть Тот Самый Спаситель и Царь мира, воплотившийся более 2000 лет назад, Тот Самый Богочеловек, в Котором божественная и человеческая природы соединены не слитно, не раздельно, неразлучно и неизменно; ведь в христианстве Бог и имманентен и трансцендентен одновременно.

Соответственно, вектора герменевтических поисков одних и тех же библейских событий, описываемых казалось бы идентично в обоих Священных Писаниях, разнонаправлены. Основание данного разногласия можно найти, например, на страницах книги пророка Исаии. Там есть такие слова: Дева (христианский вариант), Женщина (иудейский вариант) «во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что означает с нами Бог» (Ис 7: 14–16) — этим пророчеством о будущем пришествии Мессии, пророк Исаия вразумлял царя Ахаза, сына Иоафамова, потомка царя Давида, в дни угрозы физического уничтожения царского рода в следствии военного вторжения в Иудею со стороны Ассирии и Египта. В соответствии с иудейским толкованием, здесь речь идёт о молодой женщине которая родит уникального человека-правителя, и он, соответственно, поднимет носителей этой религиозной традиции на вершину земного мироустройства; в христианском же толковании речь идёт о Деве, которая чудесным образом станет матерью Мессии — Богочеловека, т. е. Христа, обладающего как божественной, так и совершенной, неповреждённой грехом человеческой природой; при этом целью воплощения Богочеловека в земном мире является возвращение людей к Богу путём уподобления Ему, приобщение людей по их доброй воли к вечному и благодатному богообщению, которое было утрачено прародителями человечества Адамом и Евой в результате грехопадения1.

Вести первых открытий, сопряженных с изучением библейского региона, печатались в газетах, инициируя яростные дискуссии у просвещённой публики. Таким образом, немецкий педагог Фридрих Гротефенд2, впечатлённый публикациями о находках Карстена Нибура в Персиполе, в том числе и поспорил на вечеринке с товарищами, что сумеет расшифровывать клинопись. С утра, на свежую голову он совершенно не отчаялся и спустя время достиг скромного, однако итога, опубликовав его в 1802 г.. Из числа ученых были скептики, какие задавались целью опровергнуть Библию. К примеру, британец Вильям Рамсей отправился в Малую Азию только для того, чтобы доказать, что всё, о чём писал евангелист Лука в собственном Евангелии и в Деяниях апостолов, считается вымыслом. Но, проведённые им многосторонние изучения, сделали из этого скептика ревностного христианина. Научному доказательству прецедентов, описанных в Библии, посвящали собственную жизнь почти все иностранные ученые3; из числа которых можно охарактеризовать первых французских и английских ассириологов и шумерологов: П. Э. Ботта, Ж. Менана, Ф. Тюро-Данжена, Г. О. Лейарда, Г. Рассама, Ч. Л. Вулли, В. Олбрайта, и т. д. Не оценима и деятельность первых дешифровщиков клинописи (1857г.) — И. Левенстерна, Г. Роулинсона, Э.Хинкса, Ж.Опперда, У. Фокса-Тальбота, а кроме того разработка грамматики языка древних египтян и расшифровка египетских иероглифов Ф. Шампольоном, первые итоги по которым были получены им в 1822г. Библейская археология, в какой-то мере оказалась стимулом для учёных, работающих в наиболее различных течениях науки: в физике, химии, биологии, астрономии, так как проблемы: откуда возник человек и как организован мир, — проблемы, на какие Священное писание отвечала стилем символов, воодушевлял многих на поиск более определенных и детальных ответов. Материальные подтверждения человеческой культуры Ближнего Востока вот уже 200 лет подтверждают подлинность описываемых в Священном Писании событий. За границей проблема об историчности Библии находится в плоскости научных подтверждений, а вот в Российской федерации — более в плоскости религии.

Покажем же на примерах, в какой мере и как археология «подтверждает» библейские сказания.


1   2   3   4


написать администратору сайта