Главная страница
Навигация по странице:

  • Умеренный реализм

  • Номинализм · Умеренный номинализм

  • Крайний номинализм

  • Проблема соотношения веры и разума как главная парадигма средневековой философии.

  • 1 ступень.

  • Философия эпохи Возрождения и её основные черты.

  • Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

  • Проблема человека и общества в философии Просвещения.

  • Классическая немецкая философия, её место и роль в истории философии и культуры.

  • Философия. Философия экзамен 1-15. Предмет и метод философии. Основной вопрос философии


    Скачать 44.95 Kb.
    НазваниеПредмет и метод философии. Основной вопрос философии
    АнкорФилософия
    Дата18.11.2022
    Размер44.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия экзамен 1-15.docx
    ТипДокументы
    #795762
    страница2 из 3
    1   2   3

    Реализм

    · Крайний реализм - утверждал, что универсалии существуют до вещей (universalia ante rem), в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи - это производные от них сущности; любой видимый нами предмет обусловлен невидимой и вечной идеей (универсалией), его порождающей. Крайний реализм восходит к платоновскому учению.

    · Умеренный реализм - говорил, что универсалии существуют в самих вещах (universalia in re), в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют окружающую нас действительностьВ любом предмете присутствует определенная идеальная сущность - универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью. Умеренный реализм восходит к теории Аристотеля.

    Номинализм

    · Умеренный номинализм - полагал, что универсалии существуют после вещей (universalia post rem), в нашем сознаниив виде обобщенных названий данных вещей - понятий. Хотя понятия и не существуют объективно и являются только терминами и словами, они имеют немаловажное значение: с помощью понятий мы разбиваем действительность на различные сферы и области, упорядочиваем ее, поэтому нам легче в ней ориентироваться и ее познавать. Понятие в латинском языке - это «концепт» («conceptus»), умеренный номинализм называется также концептуализмом.

    · Крайний номинализм - считал общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально, незачем о них вообще говорить.

    (Например, существует конкретное дерево - мы его видим и осязаем, и вполне можем рассуждать о нем и познавать данный предмет, как и любой другой, который действительно существует. Но что такое дерево вообще? Слово или пустой звук, за которым не стоит никакой реальности, никчемное название, полностью лишенное смысла). Невозможно какую-либо вещь обозначить более общим названием, подвести ее под некое более широкое понятие, потому что она - ровно столько, сколько в ней есть - единичный конкретный предмет и ничего общего в себе не содержит. Поэтому универсалии, говорили крайние номиналисты - только сотрясения воздуха (flatus votic), их существование никому не нужно, и от них можно отказаться, а в рассмотрение принимать только конкретные, индивидуальные, реально существующие предметы.

    1. Проблема соотношения веры и разума как главная парадигма средневековой философии.

    Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. Среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Еще Августин, делавший в традиции христианского платонизма акцент на важности божественного озарения в познании, полагал, что в постижении мира человек неминуемо опирается первоначально на авторитет, имеющий своим истоком веру, однако не может им ограничиться и использует далее потенциал разума. В традиции христианского аристотелизма Фома Аквинский провозгласил тезис о гармонии разума и веры, в рамках которой философия и богословие призваны к сотрудничеству, но одновременно несводимы всецело друг к другу.

    В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека. В философии неотомизма гармония разума и веры обосновывается прежде всего в свете теории ступеней познания, предложенной Фомой Аквинским.

    1 ступень. Естествознание и философию природы. Наука как простая сумма эмпирического знания.

    2 ступень. Математика, имеющая своим предметом чистое количество.

    3 ступень. Религиозная метафизика – первофилософия, которая питается теологией. Теология разделяется на рациональную теологию, ищущую рациональные пути познания Бога, и мистическую теологию откровения, питаемую верой.

    Платоническое представление Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной субстанции, обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины (Идеи) в свете Божественного просвещения, Фома заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела.

    Душа, соединенная с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных Идей, но для нее открыт путь рационального познания. Это познание является результатом совместной деятельности чувств и интеллекта. Воздействие объектов приводит к образованию в душе их чувственных образов-подобий, от которых интеллект абстрагирует умопостигаемые формы — универсалии (следы творения вещей с помощью Божественных Идей).

    В своей познавательной деятельности интеллект руководствуется первыми принципами, составляющими начала всякого знания, например логическими законами. Эти принципы виртуально пред существуют в душе, но окончательно формируются интеллектом только в процессе познания чувственных вещей. Теология и философия, согласно Фоме, суть "науки" в аристотелевском понимании, т.е. системы знания, в основании которых лежат первые принципы, а из этих принципов посредством силлогистических рассуждений выводятся заключения. Теология и философия суть самостоятельные науки, ибо принципы теология — догматы — и принципы разума не зависят друг от друга.


    1. Философия эпохи Возрождения и её основные черты.


    Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс). Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это не могло не наложить отпечаток на развитие философии. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.

    Философия эпохи Возрождения характеризуется:

    • отказом от авторитетов;

    • ярко выраженным интересом к проблемам человека;

    • обращением к опыту;

    • доверием к собственному разуму;

    • представлением о единстве природы и Бога (пантеизм);

    • попыткой истолкования природы на основе причинно-следственной связи;

    • стремлением уйти от схоластики.

    • Основные направления философии Возрождения:

    • Гуманистическое: Петрарка, Лоренцо Балла;

    • Неоплатоническое: Н. Кузанский;

    • Натурфилософское: Коперник, Бруно, Галилей;

    • Социально-политическое: Н. Макиавелли, Т. Мор, Кампанелла.

    Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Это, в свою очередь, приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе — принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения.

    Природа, включая и человека, представлялась Н. Кузанскому (1401 – 1464) производной от Бога, который рассматривался как высшее абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Кузанский фактически отрицает сотворение мира. Сближая Бога с природой, он приписывает последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве. Он также высказал мысль, что все вещи в мире связаны друг с другом и находятся в непрерывном движении. Процесс познания включает в себя, по мнению Кузанского, три ступени: ощущения, рассудок, разум. Николай Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе, который дал толчок для развития математики и астрономии.

    Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Идеи бесконечности мира развиваются Н. Коперником (1473 — 1543), который создает совершенно новую астрономическую картину, ставшую в явную оппозицию к теологии. Николай Коперник разработал принцип относительности: Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного им в центр мира.

    Джордано Бруно (1548 — 1600) развивает эту тенденцию и говорит о бесконечном Космосе, о творческой активности природы, а не Бога, развивая тем самым материалистическую линию в понимании мира. Это учение было признано еретическим, и Бруно был сожжен инквизицией.

    Г. Галилей (1564-1642), открывший целый ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента в научном познании, опровергнув теорию о том, что Земля – центр Вселенной.

    Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского, причем независимого от религиозных санкций, общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли (1469-1527), правовая теория Ж. Бодэна (1530-1596) и социологические утопии Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639).

    И все же философия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. Дальнейшее освобождение мысли от наследия средневековья выпала на долю новоевропейской философской классики.

    1. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

    Для науки Нового времени были характерны эмпиризм (от лат. empeiria — опыт) и математическое обобщение. Родоначальником эмпиризма выступил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) с обширной программой эмпирической философии, родоначальником рационалистического подхода (от лат. ratio — разум) — математик Рене Декарт (1596—1650). Декарт же был уверен, что серьезная потребность в истине может быть удовлетворена не схоластическими рассуждениями и метафизическими теориями, а исключительно математикой. Эта своеобразная математическая реформа философии заставила признать важнейшими принципами научного метода ясность и отчетливость. Они влекут за собой необходимость количественных определений, тогда как качественные определения, основанные на чувственном восприятии, по своей сути неясны и смутны.

    Пытаясь продемонстрировать практическую пользу и значимость опытной науки, Френсис Бэкон, выдвинув тезис «Знание — сила», подчеркнул сущность и цель новоевропейской науки: ученый должен вернуться к изучению природы, ибо «человек — слуга и истолкователь природы». Бэкон предпринял попытку «великого восстановления» наук, выступил с широкой программой реформы всего интеллектуального мира. Материализм Ф. Бэкона заключался в том, что он считал основой человеческого знания изучение природы, а не схоластические дебаты. Природа материальна, обладает движением, которое не исчерпывается только перемещением в пространстве, а включает в себя и внутреннюю активность. Качественное многообразие природы объясняется через категорию формы, понимаемой как причина «натуры» (природы).

    По Бэкону, познание природы требует использования хорошо организованных опытов, которые получили название экспериментов. Чтобы избежать «великого обмана чувств», необходимо проделать критическую работу над наукой, выявляя причины человеческих заблуждений. Это вылилось в учение об идолах. Образно называя искаженные представления людей о действительности идолами познания, Бэкон предлагает их остроумную классификацию:

    • идолы рода;

    • идолы пещеры;

    • идолы рынка;

    • идолы театра.

    В целях искоренения невежества и распространения света научного знания в философии Нового времени большое значение приобрел рационализм — определенный способ объяснения мира, где доминирующая роль принадлежит разуму. Рациональность опосредована предварительной работой мысли, предполагает построение схем деятельности в идеальном плане, связана с целесообразностью и общезначимостью; в рационализме главенствующей является идея.

    Яркий представитель и родоначальник европейского рационализма французский философ и математик Рене Декарт был уверен, что источником истины может быть только разум. В отличие от Бэкона, провозглашавшего опыт и наблюдение основой познания, Декарт отводил главенствующую роль разуму и самосознанию. Принцип очевидности, естественный свет разума — вот, что, по его мнению, должно играть решающую роль и составлять основу мышления. Декарт формулирует принцип достоверности, который связан с осознанием истины, на которую наталкивается отдельный человек.

    Поэтому данный принцип выражает установку на субъективную достоверность. В трактате «Правила для руководства ума» Декарт описывает эффективный метод, использующий четыре правила: 1) принимать за истинное только то, что не дает никакого повода к сомнению; 2) разлагать сложные проблемы на простые компоненты; 3) располагать простые элементы в строгой последовательности; 4) составлять полные перечни и обзоры имеющихся элементов, чтобы была уверенность в отсутствии допущений.


    1. Проблема человека и общества в философии Просвещения.

    Просвещение - общественное движение, представители которого стремились установить недостатки современного общества, изменить его нравы, политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения - идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общества - это те вопросы, которые в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике.

    Философия просвещения выступала против всякой метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от различных уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка которой является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо. Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал существование Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим от природы.

    Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо - признавал бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира - синтез духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма (направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).

    1. Классическая немецкая философия, её место и роль в истории философии и культуры.

    В германских государствах второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. сложился особый тип философствования, который был объединен под названием немецкой классической философии. Общими моментами для классической философии являются стремление мыслителей к созданию целостных философских систем, критика обыденного мышления, возрождение интереса к идее развития, к диалектике. Человек в ней рассматривается как субъект активной познавательной и преобразующей деятельности.

    Основателем немецкой классической философии по праву считается И.Кант, творческий путь которого делится на два периода: докритический (до 70-х гг. XVIII вв.) и критический (именуемый так по названиям его главных произведений – «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»). В работах докритического периода философ, опираясь на данные астрономии, физики, биологии, антропологии и других наук, разрабатывает идею развития, стоя на стихийно материалистических позициях («Всеобщая история и теория неба»).

    В критический период И.Кант задается вопросом о пределах человеческого разума как познавательного инструмента. И.Кант считает, что познание проходит три стадии: чувственного созерцания, рассудка (здравого смысла) и разума.

    Этика И.Канта есть этика долга. Основным этическим законом И.Кант провозглашает категорический императив, т.е. формальное внутреннее веление, существующее в сознания человека как вечный, неизменный закон и идеал его поведения. Отсюда – поступок будет тогда моральным, когда он отвечает этому моральному закону, а не той действительности, которая окружает человеческую личность.

    Представив весь естественный исторический и духовный мир как процесс, т.е. в беспрерывном движении и развитии, Гегель предпринимает попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения, формулирует основные законы и категории диалектики. Многообразные проявления реальности есть саморазвертывание абсолютной идеи – сначала она саморазвивается сама в себе, потом формирует неорганический и, в конце концов, социальный мир. Абсолютная идея является не только началом, но и завершением развития мира в целом, той целью, к которой стремится это развитие. В этом выражается суть объективного идеализма Гегеля.

    Философская система Г.В.Ф.Гегеля носит энциклопедический характер, затрагивая развитие духа, общества и природы. В создании своей системы философ руководствуется принципом триады: тезис – антитезис – синтез.

    Антропологический материализм Л.Фейербаха исходит из биологической природы человека, остающейся неизменной относительно социальной истории. Характерно, что во взглядах на общество материалист Л.А.Фейербах оставался идеалистом, поскольку причину изменения форм социального устройства он видит в изменении религиозного сознания.

    Таким образом, немецкая классическая философия XVIII-XIX вв., несмотря на значительные различия в миропонимании, тем не менее, представляет собой целостное направление философской мысли, объединенное вокруг осознания принципа тождества мышления и бытия. Сосредоточившись на проблеме субъектно-объектных отношений, немецкие философы создали диалектические системы движения мысли от чувственно данных вещей к логическим категориям и понятиям – и далее к их синтезу. Теоретические достижения немецкой философии оказали существенное влияние на развитие последующей философии и культуры в целом.

    1. 1   2   3


    написать администратору сайта