Философия. Философия экзамен 1-15. Предмет и метод философии. Основной вопрос философии
Скачать 44.95 Kb.
|
Предмет и метод философии. Основной вопрос философии Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе). Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.) Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии). Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".) Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.) Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны. К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на Земле, тела Вселенной. То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального, духовного. Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное материальным или наоборот материальное порождается духовным? Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к материальному и составляет основной вопрос философии. Социальные функции и роль философии в развитии общественного сознания. Одной из функций является социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально - гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор. Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни. Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности. Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени. Переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире. Понятие мировоззрения и его структура. Мировоззрение – это совокупность обобщенных чувствований, интуитивных представлений, теоретических взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, место человека в нем, и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Ключевой вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении человека к миру во всех возможных его измерениях: обыденном, духовно – практическом, теоретическом. Мировоззрение есть, главным образом, духовно – практическое отношение человека к миру, хотя оно не исключает практической и теоретической составляющих. Мировоззрение полиструктурно, в нем выделяются различные элементы и уровни. К важнейшим элементам структуры мировоззрения относят: - знания, представления, убеждения (информационно – теоретическая сторона); - нормы, оценки, ценности, идеалы (аксиологическая сторона); - чувства, эмоции, переживания (чувственно – аффективная сторона); - воля, поступки, программа поведения (праксеологическая сторона). Таким образом, мировоззрение включает не только мироощущение, мировосприятие, но и миропонимание, в том числе – убеждения, т.е. уверенность человека в истинности полученных знаний, в правоте своих жизненных позиций. Таким образом, вся компонентная полнота мировоззрения воплощается в жизненной стратегии человеческой личности. Субъектами мировоззрения являются человек, социальная группа, народ и человечество. Существуют различные формы выражения мировоззрения в культуре: пословицы, поговорки, житейские афоризмы, художественные образы, научные формулировки и философские обобщения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука. Вместе с эволюцией общества эволюционирует и мировоззрение. В связи с чем можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука, искусство. Миф. Миф – это исторически первый тип мировоззрения, возникший на заре формирования общественных отношений – первобытнообщинных. Изначально слово «миф» в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», «сказание». Для мифа характерны одушевление окружающего мира, представленного в образной форме, преимущественно антропоморфической. Поэтому для объяснения природных и социальных явлений человек мифологической эпохи «рисовал картинки», главными героями которых выступали боги и люди, а не выстраивал рациональные, то есть логические конструкции. В древних мифах в качестве главных героев часто представлены боги. За каждым мифическим богом закреплены природная или социальная функции: Деметра – богиня плодородия, Гефест – бог огня, Посейдон – бог водной стихии. Для того, чтобы объяснить причину шторма на море, человек прибегал к образам богов, ответственных за действия природных стихий: шторм происходит потому, что ссорятся бог ветра и бог моря. В отличие от мифологического объяснения современная наука исключает действия богов и основывается на рациональных, логических нормах мышления: штормит потому, что дует сильный ветер. Мифологическое мышление – это образное, нефактическое и нелогическое описание окружающей действительности. Практической частью мифологии является магия как обрядное, ритуальное воплощение теоретических знаний. Чаще всего совершение обрядов предполагало донесение до сверхъестественных сил каких-либо просьб: дождя во время засухи, исцеления от болезней и прочих. Именно неэффективность магических действий привела человека мифологической эпохи к сомнению в своих представлениях об окружающем мире. Поэтому дальнейшая эволюция мировоззрения продолжилась в двух направлениях – 1) религиозном (преимущественно монотеистическом), где сохранилась, но изменилась обрядовая практика и 2) научном, исключающем божественное начало и объясняющем мир, исходя из закономерностей природы. Религия. Современные трактовки понятия «религия», представленные в большинстве отечественных философских словарей и в специальных исследованиях, строятся, исходя из трёх смысловых центров: 1) религия – это вера, 2) религия – это вера в Бога, 3) религия – это вера в сверхъестественную силу [1]. К сожалению, все эти определения не конкретны, а поэтому могут включать в себя то, что к религии не имеет никакого отношения. Например, верить можно во что угодно (в то, что наступит экономическая стабильность и наступит мир во всём мире), но вряд ли к этому обязательно причастна религия. Поэтому первое определение слишком неконкретно. Во втором определении указан конкретный источник веры – Бог. Но что есть Бог? Каждая из существующих религий настаивает на абсолютности своего Бога и понимает его природу по-своему. Более того есть религии, например, мировая религия буддизм, где отсутствует понятие Бог и вера в него. Поэтому второе определение также не отражает сути понятия «религия». Третье определение апеллирует к сфере иррационального (мистического), что делает его сложным для рационального понимания. В качестве Бога здесь предстаёт сверхъестественная сила, что уводит от религиозного контекста толкования необычных явлений: ясновидение и прочее. Не все сверхъестественные явления относятся к сфере религии. Поэтому данное определение также не отражает в полной мере суть понятия «религия». Что же понимать под понятием «религия»? Если обратиться к истории мировых религий (их три: христианство, ислам и буддизм), а также не мировых древних религий (конфуцианство, иудаизм и др.), и попытаться выявить в них общие характеристики, то заметим, что в качестве обязательного элемента данных религиозных учений выступают нормы поведения человека: не убий, не укради (христианство); поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (конфуцианство) и другие. Эти нормы являются своеобразными регуляторами социальной жизни: помогают поддерживать общество в оптимальном состоянии, обеспечивают социальное взаимодействие и развитие. Они имеют некие формальные отличия из-за разного культурного контекста религии, но суть религиозных норм одна – поддержание духовного (психического) здоровья человека и общества. Во многих религиях к числу социальных норм примыкают также и нормы питания человека: календари постов и правил приготовления пищи. Это свидетельствует о стремлении традиционных религиозных учений к поддержанию также и физического здоровья человека. Поэтому религия – это мировоззрение, нацеленное на поддержание духовного (психического) и физического здоровья человека и общества. Наука. Наука – «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний о мире» [3, с. 661]. Цель науки – выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Для определения научности знания применяются следующие критерии: 1) Систематизированностьнаучного знания. Система – совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных элементов.Для научной систематизации свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, чётким основаниям систематизации. Поэтому знание научно, если оно системно. 2) Стремление к обоснованности и доказательности знания. Есть несколько способов обоснования научного знания: а) теоретический (проверяется логическая непротиворечивость знания, его соответствие эмпирическим, т.е. опытным данным) и б) эмпирический (применяются опытные проверки). Наука как тип мировоззрения стремится к максимально достоверному, истинному отображению существующей реальности, требуя доказательств того или иного знания. Это отличает её от религиозного знания, принимаемого на веру без его доказывания. Главное требование научного знания – его объективность, т.е. исключение из знания об объекте исследования субъективного знания, то есть тех характеристик, которыми сам объект не обладает и их ему приписывает сам исследователь. Субъективное знание основано на чувствах, впечатлениях, домыслах и прочих нерациональных способах познания мира. Оно лежит в основе следующего исторического типа мировоззрения – искусства. Античная философия и основные этапы её развития. Совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с конца VII в. до н.э. до VI в. н.э., называют античной философией. Для него характерны следующие черты: – космоцентризм мировосприятия, в котором Вселенная рассматривалась в неразрывной связи с человеком, а человек представлялся как органическая частица Вселенной, ее микромодель – «микрокосм»; – антропоцентризм, т.е. направленность философской мысли на человека, его внутренний мир, его познавательные способности; – связь с научными (математическими, природоведческими, политическими) знаниями, а также с мифологией и искусством; – огромное многообразие направлений и школ, которые являются истоком для всех позднейших форм европейского философствования. Античная философия прошла в своей эволюции ряд периодов, среди которых следует выделить: 1. Доклассический период(VI-V вв. до н.э.). Материально-чувственный космос выступает здесь и в качестве объекта, и в качестве субъекта философской рефлексии. Основная проблема – поиски первоосновы всего сущего, стремление вырвать Космос из «объятий мифа», найти в нем объективную основу, которая в то же время была бы и универсальным законом мирового развития (Логосом). Представители этого периода усматривали первоначало в воде (Фалес Милетский), воздухе (Анаксимен), апейроне (Анаксимандр), числе (Пифагор), огне (Гераклит), атомах (Демокрит) и т.д. 2. Классический период(V-IV вв. до н.э). Начинается с софистов и Сократа, которые разделили объект и субъект познания и совершили поворот в философствовании от натурфилософской проблематики к изучению человека, проблем гносеологии, самопознания, этической антропологии. Высшим теоретическим синтезом натурфилософской и антропологической линии философствования стали системы Платона и Аристотеля. 3. Период эллинизма(IV в. до н.э. – I в. н.э.). Закат античной цивилизации. Человек все больше осознает себя субъектом познания и самопознания, здесь разрабатывается прежняя проблематика, но в ней доминирует тенденция к субъективизму. Школы: стоицизм, скептицизм, эпикурейство. 4. Римский периодразвития античной философии (I-VI вв. н.э.). Здесь единство объекта и субъекта проявляется в том, что человек воспринимается в качестве творческого, аналитического, рефлексирующего начала. Для римского периода характерна эклектичность взглядов в школах неоплатонизма, скептицизма, эпикуреизма. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антоний, Тит Лукреций Кар, Цицерон. В античной философии уже обнаружили себя материализм и идеализм, диалектика и метафизика, рационализм и мистицизм, агностицизм и скептицизм. Основные периоды развития философии Средневековья: патристика и схоластика. Средневековое мировоззрение представляло собой длительный период истории в европейской философии, который был взаимосвязан с религией христиан. Указанный промежуток отличался разработкой религиозных взглядов на мир в условиях прекращения восточной античной теории и ликвидации инакомыслия. В средневековой философии выделялись этапы патристики и схоластики. Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений. Патристика включала три направления: Апологетика; Классическая патристика; Заключительный этап. Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры. Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы. Миссия мыслителя сводилась к раскрытию истинного смысла библейских текстов и отражению характеристик в рамках своих трудов. Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством. Исторический период развития схоластики включал этапы: Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения. Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля. Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики. Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир. Основные направления средневековой философии: номинализм и реализм. Средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением данного слова и является идеалистическим философским воззрением, в то время как номинализм, несомненно, ближе к материализму. Поэтому понятно, что философией средневековья являлся реализм, номиналистические взгляды появились и стали распространенными в эпоху упадка Средних веков, в рассветных сумерках Возрождения. |