Главная страница

Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение


Скачать 0.66 Mb.
НазваниеОпределить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение
АнкорFilosofia.doc
Дата24.04.2017
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаFilosofia.doc
ТипДокументы
#4342
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  1. Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры.

Мировоззрение – это совокупность обобщенных чувствований, интуитивных представлений, теоретических взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, место человека в нем, и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действия людей.

Ключевой вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении человека к миру во всех возможных его измерениях: обыденном, духовно – практическом, теоретическом. Мировоззрение есть, главным образом, духовно – практическое отношение человека к миру, хотя оно не исключает практической и теоретической составляющих.

Мировоззрение полиструктурно, в нем выделяются различные элементы и уровни. К важнейшим элементам структуры мировоззрения относят:

- знания, представления, убеждения (информационно – теоретическая сторона);

- нормы, оценки, ценности, идеалы (аксиологическая сторона);

- чувства, эмоции, переживания (чувственно – аффективная сторона);

- воля, поступки, программа поведения (праксеологическая сторона).

Таким образом, мировоззрение включает не только мироощущение, мировосприятие, но и миропонимание, в том числе – убеждения, т.е. уверенность человека в истинности полученных знаний, в правоте своих жизненных позиций. Таким образом, вся компонентная полнота мировоззрения воплощается в жизненной стратегии человеческой личности.

Субъектами мировоззрения являются человек, социальная группа, народ и человечество. Существуют различные формы выражения мировоззрения в культуре: пословицы, поговорки, житейские афоризмы, художественные образы, научные формулировки и философские обобщения.


  1. Проанализировать исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский, научный.

В связи с эволюцией социокультурной жизни человечества мировоззрение уместно подразделить на исторические типы. К ним относятся: мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения.

Мифология– самая ранняя форма восприятия человеком природного мира и своего социального окружения. В основе мифологического мировоззрения лежит миф (с греч. сказание, предание). Субъектом мифологического мировоззрения выступает род, племя или народ, т.е. оно есть продукт коллективного творчества людей. Миф чаще всего понимается как способ освоения, моделирования мира и человека путем фантазиии воображенияс привлечением символических, художественно-образных средств. Характерными признаками мифа являются: синкретизм - нерасчлененное единство чувствования и мышления, словесного описания и магического действия, субъективного и объективного, фантазии и реальности; олицетворение или персонификация природных явлений - перенесение на природу человеческих свойств; натурализация человека - восприятие его как существа, генетически связанного с природой.

Миф выполняет следующие функции:

– этиологическую (объяснение всего многообразия природных и социальных явлений из первопричины);

– символизации реальности (наделение сверхъестественными свойствами некоторых героев, народов, явлений через символ);

– легитимации (оправдание существующего социального порядка);

– идентификации (отождествление человека со своей социальной группой) и др.

Религиозное мировоззрениеявляется вторым историческим типом. Его специфика задается комплексом верований и культовых действий, которые сложились в древнем мире наряду с мифом. Религия (с лат.– благочестие, святость) является совокупностью верований и символических действий, обращенных к сверхъестественному существу (Богу или богам) с целью оптимизации земного человеческого бытия для последующего перехода в потусторонний мир.

Основным признаком религиозного мировоззрения считается идея удвоения мира на земной, посюсторонний, временный, несовершенный, с одной стороны, и небесный, вечный, трансцендентный, идеальный – с другой. При этом именно потусторонний мир выступает причиной и конечной целью жизни религиозного человека. Способом освоения этого мира и ориентации в мире земном является вера. Феномен веры в религиозном мировоззрении связывается с чувственно-сверхчувственным процессом приобщения к трансцендентному. Этот процесс приобщения не мыслим без опоры на нравственные ценности, которые определяют характер веры и ее социальную направленность.

Среди функций религии следует указать, в частности, на:

–компенсаторную (вселение надежды на будущее воздаяние в потустороннем мире за тяготы земной жизни);

–терапевтическую (помощь в установлении недугов души и забота об их исцелении);

–интегрирующую (объединение, сплочение верующих одной конфессии вокруг религиозных ценностей);

–коммуникативную (распространение религиозных ценностей среди других субъектов общественной жизни);

–регулятивную (упорядочивание отношений между верующими с помощью религиозных ценностей);

–воспитательную (приобщение к нравственным идеалам данной религии новых поколений) и др.

Религия – сложное социальное духовное явление, в ней аккумулирован огромный жизненный опыт человечества, богатство духовной культуры, непреходящие общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы. Религия – это и форма идеологии, в которой нередко встречаются и фанатизм, и враждебное отношение к иноверцам. В отдельные периоды истории религия монополизировала духовную жизнь общества, становилась жестким регулятором мышления и поведения людей.

Высшим историческим типом мировоззрения является философское мировоззрение. Отличительной чертой философии является не столько предметразмышлений, сколько способ осмысления мира посредством теоретического его постижения, когда главными приемами становятся рациональноеобоснование, доказательство, аргументация, что стало исходным пунктом иформой развития философского знания. Теоретическое знание связано с постижением сущности, оно выражено не в образах и символах, а в логических понятиях. Именно в этом обнаруживается общность философии и науки.

Возникновение философии хронологически совпало с формированием научного знания. Точнее, философия содержала в себе в нерасчлененном виде всю совокупность полученных к тому времени знаний.

По мере накопления научной информации, начался процесс дифференциации наук. От философии отпочковались специальные области научного знания: математика, астрономия, физика, медицина, психология и другие науки. Неслучайно философию называют «матерью наук».

В отличие от мифологии, религии и философии, специальные науки не ставят своей целью производство мировоззренческого знания. Но, исследуя конкретные области действительности, наука вырабатывает определенные мировоззренческие знания в качестве побочного продукта. Иными словами, наука не решает напрямую мировоззренческих вопросов, хотя и способствует их актуализации. Из названных выше структурных блоков мировоззрения наука обеспечивает лишь информационно-теоретическую сторону (знание), оставляя вне поля зрения аксиологическую, чувственно-аффективную составляющие.

Каждый из названных исторических типов мировоззрения не существует в «чистом» виде, а включает в себя элементы других типов. Все они решают общие задачи в специфических формах, на разных уровнях знаний и в различных исторических условиях: 1) стремятся дать целостное обобщённое представление о мире, человеке и их взаимоотношениях; 2)

культивируют определённую систему ценностей; 3) вырабатывают обобщенные чувствования, эмоции, представления; 4) формируют поведенческие установки и регулятивы практической деятельности.


  1. Определить, что такое философия и рассмотреть ее предмет и роль в обществе.

Для того, чтобы выявить специфику философского мировоззрения, целесообразно представить совокупность человеческих знаний в виде отдельных блоков: технологический, эмпирический, теоретический, мировоззренческий.

Знания технологического блока позволяют непосредственно управлять деятельностью, поскольку дают представление о механизме деятельности. Знание этого вида предоставляет человеку алгоритм действий, отвечая на вопросы как, каким образомосуществить определенную операцию.

Но для того, чтобы выработать приемы, «рецепты» технологического блока, необходимо знать, чтопредставляет собой тот феномен, с которым мы имеем дело. Это знание относится к разряду эмпирического, опытного. Основу его составляет описание действительности.

Теоретическое знание отвечает на вопрос почему? Ответ на этот вопрос предполагает выявление тех закономерностей, которым подчинены различные явления и процессы.

Духовную потребность человека в поиске ответов на более глубокие, смысложизненные вопросы – зачем и во имя чего? формирует еще один вид знания – мировоззренческое знание. Что является идеалом? Что придает смысл нашейдеятельности? Как человек представляет свое назначение и место в этоммире?

Философия не игнорирует поиски ответов на вопросы технологического, эмпирического и теоретического блоков; ее интересуют и выявление сути, и причины, и механизмы развития. Однако приоритетным для философского знания является все же поиск смыслов: смысла бытия, смысла истории, смысла жизни.

«Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

Важно подчеркнуть, что предмет философии исторически подвижен, конкретен, его трактовка претерпевала эволюцию, а вместе с ней изменялось и понимание самой философии. В разные времена под философией понималась любовь к мудрости, наука, тип мировоззрения, форма общественного сознания, искусство, идеология, форма культуры и т.п.

Следует указать, что сквозной философской проблематикой была и остается проблема человека. «Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям».

Таким образом, философия – это развивающаяся система знаний о всеобщих свойствах вещей, процессов, об их взаимных связях и зависимостях; о мире в целом, его всеобщих законах развития; о законах деятельности и смысле жизни человека.

Философия как теоретическая дисциплина включает следующие разделы:

  1. Онтология – учение о бытии, ставит проблемы: что есть мир, каковы его всеобщие черты;

  2. Гносеология – теория познания, включает проблемы познаваемости мира, сущности познания, истины и её критериев;

  3. Методология – учение о наиболее целесообразных способах достижения знаний, истины;

  4. Аксиология – учение о ценностях (духовных – эстетических, нравственных, религиозных и др.).

Кроме того, выделяют также социальную философиюи философию истории, философскую антропологию – учение о человеке.

4.Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двум его сторонам.

Философы постоянно обращаются к так называемым «вечным вопросам»: «Что есть мир?», «Что есть человек?», «Какое место он занимает в мире?», «Может ли он что-то изменить?». Вопросы эти считаются вечными не потому, что их принципиально нельзя решить, а потому, что перед каждым новым поколением они встают в новых исторических условиях и требуют нового переосмысления.

В процессе познания и преобразования мира в сознании человека происходит расщепление действительности на объективную и субъективную реальность. Объективная реальность существует независимо от сознания, вне сознания и должна быть этим сознанием познана и освоена.

Субъективная реальность есть внутренний мир человека, содержание его сознания (знания, идеалы, мотивы поведения, целевые установки, волевая активность и свобода). Проблема соотношения этих двух видов реальности составляет содержание основного вопроса философии.

В классической форме этот вопрос был сформулирован Ф.Энгельсом: это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны:

1) Что первично: человек или мир, сознание или материя?

2) Познаваем ли мир?

В зависимости от вариантов ответа на первую сторону основного вопроса философии, мыслители разделились на материалистов и идеалистов.

Материалисты исходят из того, что первична материя, объективная действительность, природа, а дух, сознание – лишь свойство материи. Первичность материи предполагает ее вечность, несотворимость и неуничтожимость. По своей сути материализм является реалистическим мировоззрением, стремящимся понять материальный мир «из него самого», не вводя никаких посторонних для мира сил – богов, идеи и т.д. Основными историческими формами материализма являются: стихийный материализм древних (Фалес, Демокрит); механистический материализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций); диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Идеалистыпризнавали исходным, первичным началом всего сущего дух, идею, сознание. Существует две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективные идеалисты (Платон, Аристотель, Г.В.Ф.Гегель) считают идеальное, духовное существующим объективно, т.е. независимо от человека. Субъективные идеалисты полагают идеальное формой только внутреннего человеческого опыта.

Попытка найти компромисс между материализмом и идеализмом получила название дуализма. Дуалисты исходят из того, что материя и дух – два независимых рядоположенных начала.

В зависимости от ответа на вторую сторону основного вопроса философии философы разделились на гносеологических (познавательных) оптимистов и пессимистов. Большинство философов (все материалисты и многие идеалисты) положительно отвечают на вопрос о возможности познания мира. Вместе с тем есть философы, высказывающие сомнение в возможностях познания мира – скептики (от греч. ищущий, рассматривающий, исследующий) или прямо отрицающие такую возможность – агностики (от греч. недоступный познанию).

И скептики, и агностики не сомневаются в самом факте получения человеком знания, они подвергают сомнению адекватность, объективность нашего знания. Вместе с тем, признавая важность основного вопроса философии, современные философы идут дальше в понимании круга философских проблем. Помимо зафиксированных Ф.Энгельсом аспектов, называются и другие варианты основного вопроса философии. Многие философы, начиная от Сократа, связывали философскую проблематику с человеком, смыслом его бытия и предназначения. Так, И.Кант суть философии выразил в трёх знаменитых вопросах: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?И он пришёл к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: «Что есть человек»? А.Камю считал основным вопросом философии вопрос о том, что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой? – т.е. необходимость соотнесения философского знания с человеком и его уникальным бытием.

Философия, рассматривая человека как целостное существо в единстве всех его сторон, в единстве с природой и обществом, способна помочь человеку привести себя в гармонию с самим собой и с окружающим миром и просто быть счастливым. Философия даёт человеку духовные ориентиры, учит его оценивать собственную жизнь не только масштабами сегодняшнего дня, возвращает его к вечности, придаёт осмысленность его существованию в будущем


  1. Перечислить и дать характеристику основным функциям философии.

В современной философской литературе выделяется большое количество разнообразных функций философии, которые могут быть сведены к следующим: мировоззренческая,

методологическая, аксиологическая, гуманистическая.

Мировоззренческаяфункция направлена на формирование и развитие мировоззрения личности, которое соответствовало бы данному уровню ценностей, практики, науки, общества в целом. Следует подчеркнуть, что мировоззрение может складываться и стихийно, однако, изучение философии помогает человеку ставить и решать мировоззренческие проблемы на теоретическом уровне, сознательно формировать убеждения. Итогом мировоззренческих исканий является картина мира. Картина мира – одна из форм мировоззренческого воспроизведения объективной реальности в общественном сознании, которая является образом освоенной на практике действительности.

Методологическаяфункция характеризует отношение философии к конкретным наукам и другим формам сознания и практики. Обобщая достижения научных и вненаучных форм познания, философия вырабатывает систему наиболее общих правил, приемов, принципов познавательной и практической деятельности людей. Эти приемы и принципы носят универсальный характер. Тем самым философия выступает всеобщей методологией по отношению к конкретному, прежде всего, научному познанию. Она выдвигает исходные принципы познания, устанавливает логическую связь между конкретными методами и формами познания.

Аксиологическаяфункция философии обеспечивает обоснование определенной системы ценностей: экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, тем самым, предоставляя человеку устойчивую систему смысловых координат для его деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта