Главная страница
Навигация по странице:

  • Сознание как философская проблема.

  • 41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отображение и эволюцию основных форм

  • 42.Социальная сущность сознания. Общественно-исторические основы возникновения

  • 43. Структура сознания и ее свойства

  • 2.Следующий уровень – ценностно-волевой.

  • 3.Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление

  • 44.Общественное и индивидуальное сознание их связь

  • Индивидуальное сознание

  • 45. Структура общественного сознания (ОС) :уровни,сферы,формы

  • Уровни общественного сознания.

  • Сферы

  • Формы ОС: Научное.

  • Философское.

  • 46.Закономерности развития общ.сознания

  • 47.Основные концепции теории познания в истории философии

  • 48. Познаваемость мира как философская проблема и основные варианты ее решения

  • Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеОпределить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение
    АнкорFilosofia.doc
    Дата24.04.2017
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia.doc
    ТипДокументы
    #4342
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Сознание — высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в осмысленном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, разумное регулировании поведения человека и его взаимоотношений с окружающей средой.

    Сознание как категория философии традиционно рассматривается учеными. С точки зрения  идеализма  сознание трактуется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия, материалисты рассматривают сознание как результат отражения человеком действительности, продукт приспособления к бытию.

    Сознание как философская проблема. Особое место проблемы сознания в истории культуры и философии объясняется 2 обстоятельствами.

    Во-первых, сознание — предельное понятие философии как таковой, о чем бы она ни была. Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т. д. Основным орудием и предпосылкой анализа в любом случае здесь будет являться и выступать так или иначе понимаемое сознание, открывающее философу возможность его личностной реализации. Не просто в виде достигнутой суммы знаний, а в виде именно реализованной мысли и способа бытия.

    И второе обстоятельство состоит в том, что одновременно сознание — это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь. То есть о нем в принципе нельзя построить теорию. Ни в виде предельного философского понятия, ни в виде реального явления, описываемого психологическими и другими средствами, сознание не поддается теоретизации, объективированию. Поэтому в философии остается лишь одни способ рассуждения о подобного рода явлениях, т.е. опираться на уже существующие правила я представления, относящиеся к самому рассуждению о явлении.

    Следовательно, всякий подход к философии как к уже реализованному сознанию неизбежно предполагает осторожность. Эта осторожность может быть либо продуктом уже существующей культуры, либо результатом нашего личного усилия, но в любом случае она необходима.

    41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отображение и эволюцию основных форм

    Природные предпосылки сознания позволяют понять его естественно-историческое происхождение и его же место, предназначение в реальном мире земной жизни. Не проследив этих природно-общественных основ сознательной психики, мы обречены считать её сверхъестественным чудом, загадочным даром людям малопонятно откуда.. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом.

    Сознание не есть только знание или языковое мышление. С др. стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

    Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение .Отpaжение кaк генетичеcкaя пpедпоcылкa cознaния

    Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения:

    неживая природа:

    а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка

    б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

    живая природа:

    а) отражение активно; б)оно всегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несет функциональный характер.

    Общие свойства отражения

    а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.

    Формы отражения: Раздражимость – первичная форма саморегул. живой природы. Лежит в основе всех уровней. Здесь реакция орг-ма проявл. целиком за счет энергии самого организма. Чувствительность – более высокая форма. Проявл. простейшие рефлексы и ощущения псих формы отражения. Рефлекс – законом реакция орг-ма на внешнее раздражение (осущ-ся с задержкой). Нейрофизиол – орг-м активно исп-ет свою внутр программу, строит свое поведение. Психика – необх приспс-е животн. к среде и главный рез-т мозга.

    42.Социальная сущность сознания. Общественно-исторические основы возникновения

    Сознание – это специфический человеческий способ регуляции, взаимодействия между человеком и окружающим миром. Это высшая форма отражения действительности, способ отношения человека к миру и к самому себе. В общем случае отражение – это способность двух взаимодействующих между собой вещей образовывать следы друг друга. В зависимости от характера взаимодействия конкретных материальных систем с окружающим миром возникает и развивается та или иная форма отражения. Например, у животных, способных к самосохранению, самовоспроизводству и нуждающихся в активной ориентации, возникает информационноеотражение. Такой подход применим и к проблеме возникновения сознания, несмотря на то, что оно качественно отличается от генетически предшествующих форм отражения.иологической предпосылкой общественных отношений была стая, в которой каждая особь чувствовала себя защищенной, получала помощь от других. Фактором, который обусловил превращение стаи в общество, выступила трудовая деятельность, то есть такая, которая осуществляется людьми при совместном изготовлении и использования орудий.

    Изменение условий жизни, ухудшение климата обусловили уменьшение возможностей удовлетворения первичных потребностей. Предки человека вынуждены были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, приспособиться к новым условиям, чтобы выжить.

    Первобытный человек нашел выход в осуществлении совместных трудовых действий. Инстинктивно общение постепенно менялось общением на основе "производственной" деятельности. Совместная деятельность и взаимный обмен продуктами деятельности способствовали превращению стаи в общество.

    Возникновение трудовой деятельности влияло на развитие общественных отношений, которые, в свою очередь, способствовали совершенствованию трудовой деятельности. С усложнением трудовых процессов связано развитие высшей формы психики человека - сознания, для которого характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и преобразование окружающей среды.

    Созданные людьми орудия выступают материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. С усложнением орудий их изготовление происходит через разделение операций между многими членами общества одновременно. Деятельность постепенно становится осознанной, осмысленной, поскольку конечная цель ее - удовлетворение потребности в пище - становится все более удаленной, и понять это может только человек с развитым логическим мышлением.

    Таким образом, изменяя природу, человек изменяет прежде всего себя.

    Под влиянием труда закрепляется новая функция руки: она развивается одновременно и как орудие для хватки, и как орган познания объективной действительности через активное обследование (прикосновение), которое дает знания о существенных свойствах предметов материального мира. То есть рука является не только органом труда, но и продуктом.

    Вследствие специализации руки как органа труда сформировалось ее представление в головном мозге, что повлекло увеличение массы и изменения структуры мозга. Развилось прямо хождение. Эти изменения способствовали быстрому удовлетворению потребностей человека и рождению новых, материальных, собственно человеческих потребностей.

    Таким образом, работа обусловила развитие человеческого общества, формирование человеческих потребностей и развитие человеческого сознания, которое уже не только отражает, но и преобразует мир. Это, в свою очередь, формировало потребность в общении и речи. Язык и сознание неотделимы. Язык расширяет границы сознания. Итак, речевое общение, как и труд, является важным фактором развития сознания и самосознания людей.

    43. Структура сознания и ее свойства

    1.Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень. Сюда относятся ощущение, восприятие, представление. К этому уровню можно отнести и страсти человека, т. е. устоявшиеся влечения человека. Преимущественно они контролируются разумом.

    Разум-способность мыслить всеобще

    Ощущение - отражение в мозгу отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, непосредственно воздействуют на наши органы чувств;

    Восприятие - образ предмета в целом, который не сводится к сумме свойств и сторон;

    Представление - конкретные образы таких предметов или явлений, которые в определенный момент не вызывают у нас ощущений, но ранее действовали на органы чувств

    2.Следующий уровень – ценностно-волевой.

    Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностноокрашенные реакции на внешние воздействия.

    Эмоции - ценностно-окрашенные реакции человека на внешнее воздействие Сюда можно отнести мотивы, интересы, потребности личности в единстве со способностями в достижении цели

    3.Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

    Понятие - отражение в мышлении общих, наиболее существенных признаков предметов, явлений объективной действительности, их внутренних, решающих связей и законов;

    Суждение -  мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел.

    Умозаключение - форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, в котором содержится новое знание о предметах и явлениях

    Необходимым компонентом сознания являются сознательное и бессознательное.

    Характеристики, которыми обладает сознание:

    -активность;

    - интенциональность;

    - способность к рефлексии; периодические состояния).

    44.Общественное и индивидуальное сознание их связь

    Общественное сознание - необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности.

    Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает и качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т. п., имеющие статус общественного сознания. Индивидуальное сознание − это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида.

    Индивидуальное сознание общественно в том смысле, что оно пронизано, организовано, насыщено общественным сознанием. Оно способно содержать в себе такие новые идеи, представления, оценки, которые отсутствуют в содержании общественного сознания и лишь со временем могут войти в него. Общественное сознание, рассматриваемое в плане его содержания, фиксировано в "социальной памяти" как необходимое условие его "живого" бытия во множестве индивидуальных сознаний.

    Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность. Дело в том, что образ, создаваемый в голове человека, не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне человека, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу.

    45. Структура общественного сознания (ОС) :уровни,сферы,формы

    Общ.сознание- строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними. В общественном сознании выделяют такие элементы: уровни, сферы, формы.

    Уровни общественного сознания.

    Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный и духовный.

    Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественном обыденном сознании мы имеем в виду именно сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень.

    Обыденное сознание общества представляет собой совокупность взглядов, умозаключений, понятий, соответствующих им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей.

    Духовное сознание образует высший уровень сознания общества. Духовный уровень распадается на четыре ветви - эстетическую, научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.

    Сферы: общественная психология и идеология. Общественная психология побуждает людей действовать определенным образом. Поэтому ее необходимо учитывать в политической жизни общества (изучать настроения людей и соответственно прогнозировать их реакцию на те или иные политические решения). Идеология – теоретически оформленная система взглядов и программа действий, выражающая интересы определенного социального слоя.

    Формы ОС:

    Научное. Приоритетной ценностью в науке является истина. Наука включает в себя ряд конкретных наук, которые подразделяются на дисциплины. За критерий научности принимают науки о природе (физика, биология, химия).

    Философское. Спецификой философского мировоззрения является понятийное отражение действительности. Мировоззрение на этом уровне называют миропониманием.

    Эстетическое. Эстетика – самостоятельная область знаний. Предмет ее исследования -человеческая чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее.

    Религиозное. Понимание специфики религиозного сознания с необходимостью связано с вопросом о происхождении сущности самой религии. Основным способом восприятия мира является вера.

    Нравственное (мораль). Это правила и образцы поведения, которые закрепились в исторической памяти человечества и направлены на согласование интересов отдельных людей друг с другом и с интересами общества в целом.

    Политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, гос. строю, организации экономики общества, власти.

    Правосознание. Это – отражение моральных, политических, правовых практик, складывающихся на протяжении всей истории человечества. Это – система общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей, на право, оценку ими норм права, поведения граждан.

    46.Закономерности развития общ.сознания

    Общественное сознание возникло одновременно с возникновением общественного бытия.

    На ранних этапах развития общества общественное сознание формирование под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобретало опосредованный характер - через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения, а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает непосредственный характер.

    Общественное сознание - не сознание отдельного индивида, а духовная жизнь вообще, всеобщее духовное состояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Не каждое индивидуальное сознание в своей объективной форме входит в общий массив общественного сознания.

    Элементами общественного сознания являются:

    - формы общественного сознания

    - сферы

    - уровни

    Развитие

    ·         Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.

    ·         Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

    ·         Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

    ·         Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.

    47.Основные концепции теории познания в истории философии

    Познание - процесс постижения окружающего мира. Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

    Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное (эмпирическое) и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

    Кроме того, существует еще и иррациональное познание. Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Для познания объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта.

    Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление. Рациональное познание занимается идеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, в очевидность рационального рассмотрения. Недостатки рационализма – в недоверии к опытным фактам и переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза. Познание должно соприкасаться с практикой. Рационализм проявляется в психологии (отсутствие бессознательного, иррационального), искусстве (реализм, не мистическая картина мира, рациональный характер творчества), этике (рациональные стороны поведения, страх уголовного наказания).

    Иррационализм (Бергсон, Дильтей, Ницше) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональностью в частности является экзистенциализм). Тактика иррационализма: человека объемлет реальность, но она дана ему не в полной мере и постигнута вся быть не может.

    48. Познаваемость мира как философская проблема и основные варианты ее решения
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта