Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение
Скачать 0.66 Mb.
|
Отношение – это понятие отражающее способ бытия предметов и явлений, оно возникает как результат сравнения двух вещей по одному какому то признаку. Связь – такое отношение, когда один предмет зависит от другого, когда изменения некоторых свойств, элементов являются необходимым и достаточным условием для изменения других свойств и элементов. Познание и руководство принципом всеобщей связи имеет большое значение для практической деятельности, дисциплинирует каждого специалиста, способствует объективному анализу реальности, исключает односторонний метафизический подход. Как правило, неверные теории в медицине, сомнительные методы лечения, диагностические ошибки происходят из-за нарушения требования всестороннего исследования явлений. Реализация всего многообразия связей и взаимодействий выступает как движение и развитие. Вся доступная нам природа образует систему, некую совокупную связь тел. Развитие – высшая форма движения, необратимая последовательность качественных изменений системы, характеризующаяся определенной направленностью (прогрессом или регрессом). 24.Развитие как принцип диалектики Реализация всего многообразия связей и взаимодействий выступает как движение и развитие. Вся доступная нам природа образует систему, некую совокупную связь тел. Движение есть основа развития. Развитие – высшая форма движения, необратимая последовательность качественных изменений системы, характеризующаяся определенной направленностью (прогрессом или регрессом). Принцип развития утверждает, что весь мир, все предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Существуют две концепции развития – диалектическая и метафизическая, которые различным образом понимают источник, механизм и направленность развития. Диалектическая концепция видит источник развития в борьбе внутренних противоположностей, что это саморазвитие. Метафизика понимает источник развития как внешний толчок, как действие сверхъестественных сил. Механизм развития, согласно диалектике, состоит во взаимном переходе количественных и качественных изменений. Метафизическая концепция рассматривает развитие только как количественные или только как качественные изменения. Направление развития в диалектической концепции выступает в виде спирали, как повторение некоторых этапов на более высоком уровне, а в метафизической концепции – как движение по кругу. Различают несколько типов развития: прогрессивное, регрессивное и одноплоскостное. Прогресс - это такое развитие, которое идет от простого к сложному, от низшего к высшему и ведет к накоплению структур и функций, увеличивает относительную независимость систем, возможность их развития в будущем. Регресс есть развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, с ограничением возможности систем. Одноплоскостное развитие есть переход от одного качества к другому в пределах той же сложности. Принцип развития не только утверждает, что все находится в изменении и развитии, ни и требует правильно понять развитие, правильно понять источник, механизм и направленность развития. Чтобы познать действительность, надо изучить предметы и явления в динамике, в развитии. 25. Закон перехода количественных изменений в качественные. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.При этом качество не может меняться бесконечно. Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок). В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: -резко, одномоментно;-незаметно, эволюционно. Что касается незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры, то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой. 26. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Пример: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы: -борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование); -борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; -антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: -содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); -солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении); -нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); -мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). 27. Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры:смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);«эстафета поколений»;смена вкусов в культуре, музыке;эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: -развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; -развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; -развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая. Пример-организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); Таким образом, развитие скорее идет не по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 28. Визначити поняття «категорії. Проаналізувати категорії «одиничне – загальне», «зміст – форма», «сутність – явище» як рівні структурної організації буття. Категории – общие структуры или свойства сущего – вещей, процессов, живого, идеальных предметов. Философские категории – саме общие (гранично широкие) понятия, которые выражают универсальные характеристики и отношения материального и духовного мира, в которых и через которые совершается философское мышление, которые служат исходными принципами познания и духовно-практично. Категория единичное-общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и различие между вещами и явлениями действительности Так, категория \"единичное\" отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. "Общее" - это тождество, что объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности Ни единичное, ни всеобщее не могут существовать самостоятельно Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Всякое общее является частью, элементом , стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне - то, что является тождественным в предметах Единичное по своему содержанию, проявлением богаче от общего, которое является абстрактным. Содержание и форма. Содержание и форма - это философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Содержание – совокупность элементов, процессов, связей, которые составляют данный предмет или явление. Форма – есть способ существования, выражения и развития, содержания; есть внутренняя организация содержания. Содержание играет определяющую роль по отношению к форме. Одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным содержанием. В процессе развития форма, как правило, отстает в развитии от содержания. Между содержанием и формой в процессе развития возникает несоответствие .Форма обладает относительной самостоятельностью и способна влиять на развитие содержания – способствовать ему или препятствовать. Сущность – явление. Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. Явление более богатое, чем сущность Оно имеет в себе не только выявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и любые случайные отношения, особенные черты этого объекта 29. Визначити поняття категорії . Проаналізувати категорії «причина – наслідок», «можливість – дійсність», «необхідність – випадковість» як вияв універсальних звязків детермінації. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной. науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории. Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Философские категории – это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов - процессов, способствующих их проявлению. Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Весь процесс развития — это процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность. Необходимость и случайность. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому. Случайность имеет место и тогда, когда событие вызывается огромной массой причин, связь между которыми очень отдаленна и поэтому трудно определима. Необходимость – это отражение всеобщих, закономерных, преимущественно устойчивых, отношений действительности. При определенных условиях она непременно должна произойти. Случайность выражает в основном несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Она может проявиться, а может не проявиться, может произойти так, а может иначе. 30. Висвітлити діалектику і метафізику як альтернативні методи осягнення дійсності та практичної дії. Термин «метафизика» состоит из двух частей : 1) «мета» означает промежуточное состояние вещи, ее перемену, перемещение и.т.д.; 2) «фізика» - наука о природе, которая изучает общин свойства матеріального мира. Термин «метафизика» означает «после физики». Понятие «метафизика» имеет ряд значений : 1) метафизика – учение о сверхчувственных, недоступных принципах и начала бытия; 2) метафизика – синоним философии; 3) метафизика употребляется для обозначения чего-то абстрактного, малопонятного; 4)метафизика – наука о вещах, способ определения мировоззренческих вопросов; 5)метафизика – концепция развития, метод познания, альтернативный диалектике. Рассматривая альтернативность метафизики и диалектики, нужно сказать, что метафизика не является чем-то нелогичным, непонятным, безрезультатным. Метафизика – исторически неминуемая философская теория развития и метод познания, которые занимают определенное место в развитии философии. Однако с развитием науки метафизика выявила свою недостаточность и уступила диалектике как наиболее современному методу познания, уведомления действительности. Таким образом сложились две альтернативные концепции – метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных начал : источнику развития, движения, изменения; понимания связи старого и нового; механизмом перехода от старого качества к новому; направленности развития; сути познания. Диалектика с одной стороны оправдывает существующие порядки, состояние, вещи, однако, для определенных условий, времени. В этом состоит позитивная (утвердительная) позиция. С другой стороны, диалектика выходит из абсолютной переменности вещей, состояний, порядков, того что есть и что будет. Однако абсолютизм быть не может, так как без этого было бы невозможно развитие. 31. Определить понятие природы и общества и показать их единство и отличия В современной философской литературе понятие «природа» рассматривается в трех аспектах: 1) природа как происхождение вещи, ее первоначальная сущность; 2) природа как совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации; 3) природа как объект естествознания. В широком контексте понятие «природа» тождественно категории «материя» и обозначает объективную реальность, весь материальный мир Вселенной. В свою очередь этот мир подразделяется на:мир неживой (неорганической) природы; мир живой (органической) природы; общество или социальный мир. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человека и общества, его естественная среда обитания, включающая литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Таким образом, природа есть часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. 32. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: - оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека); - оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития - темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; природа влияет на размещение производительных сил и общественного разделения труда; - кроме того, природа, в силу своей цикличности, заставляет людей подчиняться этой цикличности; - природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: - оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества); - в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворительными). |