Главная страница
Навигация по странице:

  • 58. Проблема взаимоотношений человека и общества

  • 59. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества

  • 60. Глобальные проблемы

  • 61. Высказывание Гераклита «Многознание уму не научает»

  • 62. Высказывание Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»

  • 63. Философия : мировоззрение или наука

  • 64. Высказывание Энгельса «о телах…»

  • Определить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеОпределить понятие мировоззрения и дать характеристику его структуры. Мировоззрение
    АнкорFilosofia.doc
    Дата24.04.2017
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia.doc
    ТипДокументы
    #4342
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

    Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

    Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

    Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

    -человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

    Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.

    Человек - совокупность всех общественных отношений.

    Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;

    натуралистическое (биологическое) понимание человека;

    сущностное понимание человека;

    целостное понимание человека.

    Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

    58. Проблема взаимоотношений человека и общества

    Проблема личности и общества, их взаимоотношения — актуальная проблема коммунистического строительства, предмет острой идеологической борьбы.
    Личность — продукт и субъект общественно-исторического развития. Общество не есть механическая сумма индивидов, как представляли общество народники и как утверждают сегодня идеологи буржуазии. Марксизм показал, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество.
    С точки зрения экономической структуры общество, как его определил К. Маркс, есть совокупность отношений, вступая в которые люди производят. Отношения производства обусловливают в конечном счете и все другие отношения: классовые, национальные, семейные и т. д.
    Марксизм показал, что эти общественные отношения формируют человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
    Личность не есть что-то раз навсегда данное, неизменное. Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Например, в капиталистическом обществе существуют личность буржуа и личность рабочего. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Личность представляет собой всегда конкретное единство единичного, особенного и общего. Она обладает индивидуальными, неповторимыми чертами, отличающими ее от других. Каждой личности свойственны и особые черты, присущие определенной общности людей: профессиональные, социально-классовые, национальные. И конечно, каждой личности свойственны черты, характерные для данного общества, эпохи в целом.
    Личность не только продукт, но и субъект общественного развития, производственной и иной социальной деятельности. Как субъект истории она действует не изолированно, а лишь как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Самой большой общностью, в которой личность действует как субъект истории, является народ.
    Взаимоотношения общества и личности. Личность формируется и может развиваться лишь в обществе, коллективе. В свою очередь развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие коллектива, общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия — общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно- экономических формациях.
    Взаимоотношения общества и личности проявляются прежде всего по линии соотношения их интересов (экономических, социально-политических и духовных) и по линии их взаимного влияния, развития коллективизма, и самоутверждения, индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений опосредуются коллективом, в классовом обществе — классом.
    В первобытной общине низкий уровень развития производительных сил порождал общую собственность, коллективный труд, общий интерес. Здесь имел место первобытный коллективизм. Но первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании еще не выделяет себя из коллектива. Личность была как бы растворена в нем.

    59. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества

    В истории человечества проблема смысла жизни предстает одной из самых сложных, разрешить которую предлагают различные мировоззренческие системы. Метафорично об этом высказался французский философ Жорж Батай: «Человечество постоянно пишет одну огромную книгу, в которую каждый из нас пытается внести несколько слов, или хотя бы знаков препинания».
    Основные аспекты проблемы смысла жизни можно выразить в ряде фундаментальных для каждого человека вопросов: Является ли смысл жизни лишь итоговым аккордом жизненного пути человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации, из череды которых складывается весь жизненный путь человека? Обретает ли человек смысл жизни в неких высших ценностях (Бог, высшие идеалы и т.п.), или этот смысл можно и надо обретать в обычных, земных, повседневных жизненных ценностях? Связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого человека?
    Человечество постоянно сталкивается с этими вопросами и пытается найти на них ответ. Однако, как писал австрийский философ Виктор Франкл, невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту. Важность этих вопросов для каждого человека определяется следующими моментами. 
    Во-первых, жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных целей, задач, мечтаний, которые каждый человек ставит перед собой. Осознание человеком того, что он живет, что его жизнь наполнена определенным смыслом, обеспечивает ему психическую устойчивость, психическую нормальность, общую комфортность. 
    Во-вторых, в отличие от животного человек осознает свою смертность, поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Однако это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом, поэтому обретение смысла выступает предварительным условием человеческого бессмертия в памяти потомков. 
    В-третьих, жизнь является абсолютной ценностью, но может иметь различную цену, что заставляет каждого человека стремиться повысить ценность своей жизни в своих глазах и в глазах окружающих. Для этого он сам для себя формулирует свое предназначение, определяет смысложизненные ценности и на их основе ставит перед собой смысложизненные цели. 
    Австрийский философ Виктор Франкл, исследуя смысложизненные ценности, разделил их на три группы: 
    • ценности созидания (все то, что человек создает своим трудом);
    • ценности переживания (выражают чувственное отношение человека к действительности, дающие духовное наслаждение жизнью - поэзия, музыка, театр и т.п.); 
    • ценности отношения (возникают тогда, когда человек не может достичь ценностей переживания, в результате чего появляются мужество, твердость духа, достоинство, которые и придают смысл его жизни).
    Таким образом, для человека поиск смысла жизни является естественным процессом, который обусловлен потребностью самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя.

    60. Глобальные проблемы

    Глобальные проблемы носят всеобщий, универсальный ха­рактер. Впервые вопрос о существовании глобальных проблем был поставлен в середине 80-х гг. рядом международных орга­низаций (ООН, Римским клубом, ОБСЕ, ОЭСР), а также еже­годными совещаниями стран «Большой семерки», мировой об­щественностью. Универсальность и глобальность проблем свя­зана с тем, что они касаются всех стран земного шара незави­симо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств.

    Глобальные проблемы оказывают все большее воздействие на социально-экономическое развитие стран в негативном ас­пекте и могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств мира. Глобальные проблемы, как правило, опреде­ляются ходом развития всего человечества, характером совер­шенствования производительных сил современного общества. Многие глобальные проблемы являются важным элементом современных международных экономических отношений и все больше становятся их неотъемлемой частью.

    К числу глобальных проблем относятся следующие:

    1) сохранение мира и прекращение гонки вооружения ради экономического развития и построения процветающих об­ществ;

    2) вынужденная миграция больших масс людей, обуслов­ленная локальными военными конфликтами, появление особой категории населения — беженцев;

    3) дальнейшее развитие прав человека путем усиления лич­ной и экономической свободы;

    4) продовольственная проблема и меры по ее решению, особенно в Африке, Азии и Латинской Америке;

    5) преодоление загрязнения окружающей среды, угрожаю­щего самой жизни на земле, и решение экологической пробле­мы, которая охватывает практически все географические рай­оны мира;

    6) укрепление социально-экономической деятельности раз­личных структур ООН, а также некоторых других международ­ных организаций.

    Все вышеназванные проблемы взаимосвязаны и требуют достаточно быстрого комплексного решения. Правительства, международные организации, видные политики, ученые, бизнесмены — все сходятся в том, что только объединенными усилиями можно решить эти глобальные проблемы. Однако многие считают, что это потребует значительных денежных средств, которые могут оказаться гораздо большими, чем воен­ные расходы.

    С решением глобальных проблем тесно связана проблема модернизации действующей системы международных экономи­ческих отношений. С одной стороны, это самостоятельная проблема, а с другой — она связана с каждой из указанных глобальных проблем, которые могут быть решены мировым со­обществом путем конструктивного диалога.

    Для решения глобальных проблем нужны определенные предварительные предпосылки, к числу которых можно отне­сти следующие.

    Во-первых, необходимо создание конкретных условий для развития и укрепления мировой экономики путем сокращения военных расходов, ежегодная сумма которых составляет около 1 трлн долл. При этом 25% всех НИОКР пока еще направлено на военные цели.

    Во-вторых, целесообразно обеспечить экономическую ста­бильность и равенство экономических возможностей для всех. Для этого необходимо перестроить и повысить эффективность международных экономических отношений путем постоянного экономического роста, снижения инфляции и безработицы, обеспечения стабильности товарообмена и более открытого доступа на мировые рынки, установления справедливых миро­вых цен, принятия эффективных мер для стран, строящих ры­ночную экономику.

    В-третьих, необходимо расширить и укрепить междуна­родное сотрудничество в экологической области. Будущее в этой сфере зависит не только от решений крупных держав — США, Японии, стран ЕС, России, Китая, но и транснацио­нальных корпораций, других участников международных экономических отношений, а также от политических действий на региональном уровне, которые становятся все более глобаль­ными. 

    61. Высказывание Гераклита «Многознание уму не научает»

    Ум - это не мозг. Ум и умение - однокоренные слова.
    Знания, осознание их и сознание знаний - это не одно и то же.
    Можно записать - отложить в сознание множество знаний (например всё содержание учебника физики или библии), но это совершенно не значит, что все эти знания осознал - уразумел - умеешь ими пользоваться, т.е. ПРИМЕНЯТЬ на деле и определять область :место и время применения - т.е. из всех имеемых знаний выбрать верное действие.
    Истинное знание (познание) проверяется только верным применением.
    Если человек много "знает", но не знает применения своим знаниям - то его знание является неистинным - БЕСПОЛЕЗНЫМ.
    Бесполезные знания - не имеют применения. ..Ладно, это слишком много и долго:
    Мера Ума определяется мерою его пользования, т.е применения его по его назначению.
    Знания научают пользованию ими , знания существуют для того, чтобы ими пользоваться! ( в том числе и умом своим нужно пользоваться по его назначению -накапливать и применять накополенные знания).
    Уму научает осознание знания.
    Наличие ума и Знания - подтверждается только результатами активности, т.е. умением их применять!!!

    62. Высказывание Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»

    Сократ пояснял свою мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

    Казалось бы, в утверждении содержится логически противоречивое утверждение: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он не знает. Это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Его можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что все наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.

    Одним словом – чем больше человек узнает, тем больше он понимает, сколько еще всего неизведанного на земле.

    63. Философия : мировоззрение или наука

    Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т.д.
    Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
    Наконец, отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

    64. Высказывание Энгельса «о телах…»

    Аристотель считал, что у соотнесенного бывает противоположность: добродетель противоположна пороку, знание - неведению.

    Основатель логики непоследователен: он считал, что не все соотнесенное имеет противоположное себе. Весьма важными являются замечания Аристотеля, хотя и непоследовательные, о том, что соотнесенные стороны обоюдны. Раб есть тогда, когда есть господин. Античный мыслитель еще не делал четкого вывода, что качества присущи вещам не самим по себе, а в отношении, что качества зависят от отношений, но его рассуждение об обоюдности соотнесенных сторон содействовало в последующем становлению такого вывода.

    Гегель следовал трактовке отношения через соотнесенность одного с другим. В "Науке логики" он писал, что нечто имеет значение лишь в связи с чем-то, находящимся с ним в отношении.

    Вывод о том, что вне отношений не существует качеств, был сделан позднее. Ф.Энгельс писал: "...О телах вне движения, вне всякого отношения к другим телам, ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть. Поэтому естествознание познает тела, только рассматривая их в отношении друг к другу, в движении".

    Действительно, вес и невесомость, признаки: отца, блага, растворимости, изменения и т.д. - не присущи вещам самим по себе, они определяются отношениями, взаимодействиями. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил: "Морская вода - чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же - для питья не пригодна и вредна" (Материалисты Древней Греции,- М., 1955, С.46). "Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом" (С.49).

    То или иное качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта